Екзамен, як форма контролю у ПТНЗ, вищих навчальних закладах

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 18:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель: показать актуальность экзамена как формы контроля знаний в современных условиях организации учебного процесса; исследовать условия эффективного применения экзамена как формы контроля знаний в исследуемой группе учащихся; разработать профессионально – направленные задания, способствующие эффективному использованию их педагогом в исследуемой группе.

Оглавление

Вступление
Раздел 1. Экзамен как категория дидактики
1.1 История возникновения экзамена
1.2 Экзамен как форма контроля знаний
1.3 Виды и функции экзаменов
1.4 Структура экзамена
1.5 Требования к экзаменам
Раздел 2. Реализация экзамена,как формы контроля в профессионально – техническом (высшем) учебном заведении
2.1 Определение роли метода в практической деятельности ПТЗО
2.2 Исследование условий эффективного применения метода
2.3 Разработка профессионально направленных заданий, которые способствуют эффективному использованию инженером – педагогом метода обучения
Заключение
Библиография
Приложение

Файлы: 1 файл

курсовойWord.docx

— 63.66 Кб (Скачать)

Очевидно задание может быть надежным, но невалидным. Также очевидно, что имеется прямая связь между надежным и валидным: задание с низкой надежностью не может быть валидным.

Например, если с целью проверки знания учебного материала по педагогике, воспользоваться заданиями, составленными  из определений , то оно, конечно, будет достаточно надежным: при проведении с ним серии экспериментов, описанных выше, будут получаться одинаковые оценки у большинства испытуемых. Но, очевидно, зарегистрированные при этом успехи не говорят о знании всего курса данного предмета. Следовательно, если целью контроля является проверка знаний всего курса педагогики, то валидность задания, составленного из произведений только определений, явно недостаточна.

С использованием понятий надежности и валидности контрольных заданий можно дать следующие определение:

Дидактическим экзаменом называется совокупность заданий, которые составлены в собирательной форме, предназначены для сравнительной оценки знаний, умений, навыков, способностей, умственного развития и удовлетворяют заданным требованиям надежности и валидности.

  1. Определенность. После прочтения заданий каждый учащийся понимает, какие действия он должен выполнить, какие знания продемонстрировать. Если учащийся после прочтения задания правильно действует и отвечает менее 70% учащихся, то его необходимо проверить на определенность.
  2. Простота. Формулировка заданий и ответы должны быть четкими и краткими. Показателем простоты является скорость выполнения задания.
  3. Однозначность. Задание должно иметь единственный правильный ответ – эталон.
  4. Равнотрудность. При составлении заданий в нескольких вариантах равнотрудность определяется стабильностью результатов по вопросам во всех вариантах одного и того же задания.

Общедидактические требования к контролю знаний включают: систематичность, углубленность, всесторонность, объективность, индивидуализацию, гласность, дифференцируемость оценок. С этой точки зрения традиционные средства контроля знаний имеют достаточно много недостатков. К ним относятся, например, следующие:

- использование грубой четырех  бальной шкалы оценок;

- большие затраты труда и  времени на успешные опросы (на  коллоквиумах, экзаменах), проверку  письменных контрольных и расчетно-графических  работ;

- низкая оперативность в использовании  результатов контроля для управления  ходом учебного процесса;

- абсолютно неудовлетворительная  объективность оценки знаний  обучающихся, невозможность сопоставления  оценок, полученных или разных  обучающих или, тем более, в  разных учебных заведениях.

Условия повышения объективности экзамена:

  • повышение уровня научной обоснованности и методов их разработки;
  • использование современной техники хранения и передачи материалов;
  • защита информации от недозволенного доступа;
  • последовательная работа по устранению возможностей намеренного искажения результатов и других компонентов процесса.

 

 

Раздел 2. Реализация экзамена как формы контроля в профессионально – техническом (высшем) учебном заведении

 

2.1 Определение роли метода в  практической деятельности ПТЗО

 

Для определения роли экзамена в процессе обучения, на данном этапе, я подготовила специальную беседу. В ней содержится перечень вопросов (см. приложение А), ответы на которые, дадут мне возможность определить: какой вид экзамена наиболее подходит студентам данной группы.

Беседа - метод получения информации на основе вербальной коммуникации; относится к методам опроса.

Один  из распространенных методов психологического исследования. Предусматривает выявление  интересующих исследователя связей на базе эмпирических данных, полученных в живом двустороннем общении  с испытуемым. Как правило, служит вспомогательным методом, т.к. при  анализе хода беседы и ее результатов  встает ряд трудно разрешимых проблем, касающихся откровенности испытуемого  и его отношения к исследователю. Да и сам исследователь не свободен от субъективности: хотя беседа планируется заранее, в ходе общения практически невозможно абстрагироваться от личностного отношения к испытуемому.

Беседа  применяется на разных стадиях исследования и для первичной ориентировки, и для уточнения выводов, полученных иными методами, особенно наблюдением. Умелое применение беседы может дать весьма ценные результаты.

Как специфические  виды беседы выделяются:

1) введение  в эксперимент - привлечение к сотрудничеству;

2) беседа  экспериментальная - в ходе коей  проверяются рабочие гипотезы;

3) интервью.

Ка

                2.2 Исследование условий эффективного применения метода

В ходе проведения беседы с учащимися группы ПТУ  №147 г.Артёмовск, специальности «Оператор компьютерного набора», были получены определённые результаты. Были даны четыре части задания разной сложности:А,В,СЧасть «A» содержит 10 заданий базового, повышенного и высокого уровней сложности. В этой части собраны задания с выбором ответа (один правильный ответ из трех предложенных). Задания выполняются на черновике, а ответы заносятся в специальный бланк для ответов части A. Часть «B» содержит 10 заданий базового, повышенного и высокого уровней сложности. В этой части собраны задания с краткой формой ответа (требуется самостоятельное формулирование и ввод ответа в виде последовательности символов). Задания выполняются на черновике, а ответы заносятся в специальный бланк для ответов части B. Часть «C» содержит 4 задания, первое из которых повышенного уровня сложности, остальные три задания — высокого уровня сложности. Выполнение заданий этой части производится в виде развернутого ответа в произвольной форме на специальном бланке. Для подготовки ответа к заданиям части C также может использоваться черновик. Таким образом, были получены необходимые данные для педагога. Теперь, когда определены основные виды задания, применение которых будет наиболее эффективным для учащихся исследуемой группы учащихся , где обучается 22 человека, можно уверенно разрабатывать экзамен для контроля усвоения знаний.

2.3 Разработка профессионально  направленных заданий, которые  способствуют эффективному использованию  инженером – педагогом метода  обучения

Исходя из результатов, полученных в пункте 2.2., мною разрабатывается экзамен, сочетающий все 3 лидирующих вида заданий. Модель теста курсу «Менежджмент», разработанная для исследуемой группы, представлена ниже.

   

Інструкція до виконання

У запропонованому екзаменi міститься три завдання. Вам необхідно обрати вірну відповідь із чотирьох запропонованих, відповісти на запитання та зробити переклад тексту. Для виконання цього экзамену вам надається 1година.

Рівень А

Із чотирьох запропонованих варіантів відповідей оберіть одну вірну

  1. Орфографічна помилка допущена в написанні слова:
    1. життєвому; Б. проводжаю;
    2. сонце; Г. сердцевина.
  2. Простим є речення:
    1. Далеко чути звуки, гучно линуть голоси.

Б. Ясної тихої днини  кружляє над землею, сідає на обличчя  павутиння.

В. Пташині зграї злітають високо в небо, і від того здіймається  вітер.

Г. Осінь не забарилася, бо закони природи невблаганні.

3. Частка вжита в рядку:

А. Проти віку немає ліку.

Б. Науки не носить за плечима.

В. На бідного Макара скрізь біда напала.

Г. Лови журавля в небі.

4. Фразеологічний зворот  вжитий у реченні:

А. Часу було обмаль, а він  усе одно бив байдики.

Б. Побачивши великий натовп людей, перехожі дивувалися.

В. Величезна сила криється в людському розумі.

Г. Пісня народжує радість.

5. Виділене слово вжите  в прямому значенні в реченні:

А. Прилетіла здалека весна.

Б. Мій рідний край збирає урожай.

В. В траві фіалочки зітхають.

Г. На узбіччі росте високе дерево.

6. Апостроф на місці пропуску пишеться в усіх словах рядка:

А. м..ясо, дев..ять, бур..ян, св..ято;

Б. напівкам..яний, кур..єрський, дит..ясла, без..ядерний;

В. кур..йозний, різьб..ярство, об..єкт, між гір..я;

Г. розм..якнути, від..єднати, торф..яний, п..юпітр.

7. Подвоєння літер у  всіх словах НЕ відбувається  в рядку:

А. ван..а, шос..е, ем..іграція;

Б. Гол..андія, антен..а, сум..а;

В. брюс..ельский, програм..а, ал..ея;

Г. шас..і, іл..юзія, хоб..і.

8. Граматичний зв'язок  порушений у словосполученні:

А. працювати щосереди;

Б. зошит з математики;

В. вірний собака;

Г. вищий мене.

9. Через дефіс пишуться  всі слова в рядку:

А. генерал/майор, кіловат/година, міні/комп’ютер;

Б. південно/бережний, південно/східний, північно/західний;

В. військово/транспортний,військово/зобов’язаний, хліб/сіль;

Г. ясно/зелений, ясно/окий, ясно/золотистий.

10. Правильно утворена  форма наказового способу дієслова:

А. з'ясуємо;

Б. не мовчімо;

В. подякуємо;

Г. намалюємо.

Рівень Б

Дати відповідь на запитання

  1. Назвіть основні розділи української мови.
  2. Пароніми – це… Наведіть приклади.
  3. Назвати частини мови.
  4. Які види речень вам відомі.
  5. Орфографія – це …
  6. Правопис не з різними частинами мови.
  7. Значення та вживання числівника.
  8. Особливості вживання апострофу.
  9. Охарактеризувати слово та його лексичне значення.

Рівень В

Визначити такi поняття,як:

   -прикметник

   -дiэприкметник

    -дiэприслiвник

Рiвень С

Зробити переклад тексту:

 

Виды и формы предпринимательской  деятельности

Предпринимательство характеризуется  инициативной самостоятельной

деятельностью, осуществляющейся на свой риск под имущественную

ответственность, направленную на получение  прибыли. Главный признак

предпринимательства: риск. Не всякую хозяйственную деятельность можно

считать предпринимательской, а только лишь ту, которая связана с риском,

инициативой, самостоятельностью, ответственностью, предприимчивостью.

Основные черты предпринимательства:

Цель: получение прибыли, достичь  которую можно, производя какие-то товары,

имеющие спрос.

     
Заключение

 

Итак, цель моей курсовой работы достигнута: показана актуальность экзамена как формы контроля знаний в современных условиях организации учебного процесса; исследованы условия эффективного применения экзамена как формы контроля знаний в исследуемой группе учащихся; разработаны профессионально – направленные задания, способствующие эффективному использованию их педагогом в исследуемой группе.

Было выяснено, что экзаменационные формы диагностики и контроля знаний студентов являются одним из наиболее перспективных средств повышения эффективности процесса интегрированной непрерывной подготовки. К безусловным достоинствам экзамена относятся объективность и независимость контроля, оперативность контроля большого количества студентов и наиболее полный охват заданиями изученного курса. Планомерное осуществление контроля позволяет преподавателю оценить степень усвоения учебного материала студентами за определенный период, выявить успехи в учении, пробелы и недостатки в знаниях.

Экзамен имеет важное образовательное и развивающее значение, способствуя всестороннему изучению программы, расширению, углублению и совершенствованию знаний, умений и навыков, развитию познавательных интересов студентов. Объективный контроль в процессе обучения характеризуется также большим воспитательным значением, так как он повышает ответственность за выполняемую работу не только студентов, но и преподавателя, приучает студентов к систематическому труду и аккуратности в выполнении учебных заданий, формирует у них положительные нравственные качества.

Все экзамены разработаны на основе спецификаций, утвержденных министерством образования Украины, прошли предварительную экспериментальную проверку и доработку по результатам эксперимента.

Информация о работе Екзамен, як форма контролю у ПТНЗ, вищих навчальних закладах