Екзамен, як форма контролю у ПТНЗ, вищих навчальних закладах

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 18:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель: показать актуальность экзамена как формы контроля знаний в современных условиях организации учебного процесса; исследовать условия эффективного применения экзамена как формы контроля знаний в исследуемой группе учащихся; разработать профессионально – направленные задания, способствующие эффективному использованию их педагогом в исследуемой группе.

Оглавление

Вступление
Раздел 1. Экзамен как категория дидактики
1.1 История возникновения экзамена
1.2 Экзамен как форма контроля знаний
1.3 Виды и функции экзаменов
1.4 Структура экзамена
1.5 Требования к экзаменам
Раздел 2. Реализация экзамена,как формы контроля в профессионально – техническом (высшем) учебном заведении
2.1 Определение роли метода в практической деятельности ПТЗО
2.2 Исследование условий эффективного применения метода
2.3 Разработка профессионально направленных заданий, которые способствуют эффективному использованию инженером – педагогом метода обучения
Заключение
Библиография
Приложение

Файлы: 1 файл

курсовойWord.docx

— 63.66 Кб (Скачать)

МІНІСТЕРСТВО  ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ

УКРАЇНСЬКА  ІНЖЕНЕРНО – ПЕДАГОГІЧНА АКАДЕМІЯ

Електротехнологічний факультет

Кафедра загальнонаукових дисциплін

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВА РОБОТА

з дисципліни

«Дидактичні основи професійної освіти»

на тему:«Екзамен, як форма контролю у ПТНЗ, вищих навчальних закладах»

 

Виконала  студентка

гр. АЗЕТ-Еп-9-2 Алексеенко К.В.

Науковий  керівник Аксакова Н.О.

 

 

 

 

Артемівськ 2012

 

 

Содержание

 

Вступление

Раздел 1. Экзамен как категория дидактики

1.1 История  возникновения экзамена

1.2 Экзамен как форма контроля знаний

1.3 Виды и  функции экзаменов

1.4 Структура  экзамена

1.5 Требования  к экзаменам

Раздел 2. Реализация экзамена,как формы контроля в профессионально – техническом (высшем) учебном заведении

2.1 Определение  роли метода в практической  деятельности ПТЗО

2.2 Исследование  условий эффективного применения  метода

2.3 Разработка  профессионально направленных заданий, которые способствуют эффективному использованию инженером – педагогом метода обучения

Заключение

Библиография

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вступление

 

ЭКЗАМЕН (от лат. examen – взвешивание, испытание), одна из традиционных форм проверки знаний учащихся. Впервые появились в Китае ок. 200 до н. э. – 200 н. э. и применялись для отбора чиновников. В Европе экзамены  были введены в университетах при испытании на степень бакалавра и магистра. В 19 в. система экзаменов использовалась во всех европейских странах. 
В России первыми учебными заведениями, где проводились экзамены, были школа Э. Глюка (осн. в 1705) в Москве и Академической гимназия (осн. в 1726) в Петербурге. С 1786 были установлены полугодовые (зимние и летние) публичные испытания. Устав 1828 отменил публичность испытаний. С середины 19 в. система школьных экзаменов в России подвергалась критике со стороны ряда педагогов, которые указывали на сухость, формализм, необъективность экзаменационной практики, приучавшей учащихся к механической зубрёжке. Н. И. Пирогов, оставаясь сторонником экзаменов, осуждал излишнюю официальность обстановки их проведения. Л. Н. Толстой был решительным противником экзаменов и считал их «остатком средневековых суеверий». В то же время К. Д. Ушинский высказывался за серьёзные и строгие экзамены.

 Итак, в рассматриваемой теме можно выделить:

Объект  исследования: процесс контроля знаний учащихся конкретной группы в форме экзамена.

Предмет исследования: экзамен как форма контроля усвоения знаний учащихся в ПТЗО.

Цель: показать актуальность экзамена как формы контроля знаний в современных условиях организации учебного процесса; исследовать условия эффективного применения экзамена как формы контроля знаний в исследуемой группе учащихся; разработать профессионально – направленные задания, способствующие эффективному использованию их педагогом в исследуемой группе.

    Задачи:

  • исследовать историю возникновения экзамена как формы контроля знаний учащихся;
  • выяснить, что такое экзамен, что представляет собой его структура;
  • понять, по какому принципу происходит отбор экзаменационного материала;
  • разработать экзамен для применения его как формы контроля знаний учащихся исследуемой группы.

Гипотеза: применения экзамена как формы контроля знаний в ПТЗО будет эффективным, если:

  • налажен контакт с аудиторией;
  • учебный контроль усвоен на требуемом уровне;
  • экзамен соответствуют требованиям образовательного стандарта, принятого в данной дисциплине.

Самостоятельная работа является важным средством развития познавательной деятельности учащихся, совершенствования, закрепления и  практического применения знаний. Она  является неотъемлемой частью процесса обучения, способствует формированию устойчивых и осознанных знаний, дает возможность каждому учащемуся  работать в доступном ему темпе, с постепенным переходом от одного уровня развития знаний к другому. Облегчает и ускоряет самостоятельную работу -экзамен. Он дает время на осознание того, насколько усвоен материал. Учащийся сам может корректировать систему своего обучения.

Педагогический  опыт показал, что в сочетании  с другими видами проверки, использование экзамена является весьма эффективным инструментом, стимулирующим подготовку учащихся к каждому уроку и повышающим мотивацию к изучаемому предмету.

 

Раздел 1. Экзамен как форма контроля как категория дидактики

 

1.1 История возникновения экзамена

ЭКЗАМЕН (от лат. examen – взвешивание, испытание), одна из традиционных форм проверки знаний учащихся. Впервые появились в Китае ок. 200 до н. э. – 200 н. э. и применялись для отбора чиновников. В Европе экзамены  были введены в университетах при испытании на степень бакалавра и магистра. В 19 в. система экзаменов использовалась во всех европейских странах. 
В России первыми учебными заведениями, где проводились экзамены, были школа Э. Глюка (осн. в 1705) в Москве и Академической гимназия (осн. в 1726) в Петербурге. С 1786 были установлены полугодовые (зимние и летние) публичные испытания. Устав 1828 отменил публичность испытаний. В 1837 «Правилами для испытания в уездных уч-щах и гимназиях» введены экзаменационные билеты и пятибалльная система оценки знаний учащихся. С середины 19 в. система школьных экзаменов в России подвергалась критике со стороны ряда педагогов, которые указывали на сухость, формализм, необъективность экзаменационной практики, приучавшей учащихся к механической зубрёжке. Н. И. Пирогов, оставаясь сторонником экзаменов, осуждал излишнюю официальность обстановки их проведения. Л. Н. Толстой был решительным противником экзаменов и считал их «остатком средневековыхсуеверий».  
В первые годы советской власти экзамены в учебных заведениях всех ступеней отменены «Положением об единой трудовой школе в РСФСР» (1918). Вопрос о восстановлении экзаменов был выдвинут в нач. 30-х гг. В 1932 была утверждена система ежегодных проверочных испытаний в школе. В 1932 обязательные приёмные испытания для поступающих в вузы. С 1944 начали проводиться выпускные экзамены за весь курс обучения во всех типах общеобразовательных  начальной, семилетней и средней школы. До 1956/57 уч. г. система итоговой проверки знаний учащихся строилась на сочетании переводных Экзаменах (в 4—6-х и 8- 9-х кл.; по программам уч. года) с выпускными (в 7-х и 10-х кл.; за курсы неполной средней и ср. школы). В целях разгрузки учащихся с 1956/57 уч. г. в РСФСР и нек-рых др. союзных республиках были установлены только выпускные Экзамены за неполную среднюю и за ср. школу; во всех остальных классах учащиеся аттестовывались на основе годовых оценок. 
Экзамены дают возможность пед. коллективу глубоко и неформально проверить и оценить знания и умения учащихся и т. о. определить итоги своей учебно-воспитательной деятельности. При правильной организации учебного  процесса подготовка к экзамену способствует сознательной и творческой проработке учебного материала, его повторению, дополнит, систематизации,закреплению. 
Подготовка к экзамену планируется руководителями школы и начинается заблаговременно как на занятиях с учащимися, так и в метод, объединениях учителей по учебным предметам, на классных собраниях. Кабинеты и др. помещения школ, где будут находиться экзаменующиеся, должны быть подготовлены для проведения экзамена. На консультациях учащиеся знакомятся с расположением учебных пособий, схем, таблиц и т. п., необходимых для ответа на устных экзаменах. Заранее готовятся бланки протоколов и другая экзаменационная документация, тексты билетов, примеров, задач и т. п., проштампованная бумага для письменных работ, письменные принадлежности. В период экзамена в школе организуется дежурство с целью поддержания необходимого порядка. 
При проведении письменных экзаменов допускается незначительное увеличение их установленной продолжительности с учётом организационного периода и индивид, особенностей выполнения таких работ отдельными учащимися. Письменные работы проверяются, обсуждаются и оцениваются в присутствии всех членов экзаменационной комиссии. На работы, оценённые высшим или низшим баллом, даётся 
письменная рецензия. Спец. инструкции регламентируют порядок вынесения оценок за письменные работы, а также время и условия их хранения. 
Устный экзамен допускается проводить в присутствии всего класса; при необходимости можно распределить учащихся на несколько групп. Как правило, опрос ведёт преподаватель-предметник; члены экзаменационной комиссии могут задавать дополнительные вопросы с разрешения председателякомиссии. 
Объективной оценке знаний способствует анализ экзаменационного ответа с различных точек зрения: широты общего кругозора учащегося, знания фактического материала, логики его изложения, умения самостоятельно мыслить, доказательность аргументации и т. п. После обсуждения членами комиссии экзаменационные (и итоговые) оценки проставляются в протоколе, который заверяется всеми подписями.  

1.2 Тест как форма контроля  знаний

 

Управлять, и корректировать каким бы то ни было процессом возможно лишь на основании  данных контроля над его течением, не составляет исключения и процесс  учебной деятельности. Эффективность  применения стандартов возможна только в условиях объективного контроля знаний и умений учащихся.

Различают два метода контроля - субъективный и объективный. Субъективный метод  контроля означает выявление, измерение  и оценку знаний, умений, навыков, исходящую  из личных представлений экзаменатора. Этот метод оценки знаний пригоден для итогового контроля, так как  не обладает необходимой точностью  и воспроизводимостью результатов.

Итоговый контроль направлен на проверку конкретных результатов обучения, выявление степени овладения учащимися системой знаний, умений и навыков, полученных в процессе изучения отдельного предмета или ряда дисциплин.

Итоговый  контроль – это контроль интегрирующий, именно он позволяет судить об общих  достижениях учащихся. При подготовке к нему происходит более углубленное  обобщение и систематизация усвоенного материала, что позволяет знания и умения поднять на новый уровень. При систематизации и обобщении  знаний и умений учащихся проявляется  в большей степени и развивающий  эффект обучения, поскольку на этом этапе особенно интенсивно формируются  интеллектуальные умения и навыки.

Итоговый  контроль осуществляется на переводных и семестровых экзаменах, квалификационных испытаниях (для технических и  сельскохозяйственных специальностей), государственных экзаменах, защите дипломного проекта.

 

Под объективным  контролем подразумевают контроль, который обладает необходимой точностью, воспроизводимостью результатов.

Инструментом, который позволяет объективно оценивать  качество усвоения, является критериально - ориентировочный тест, сочетающий в себе контрольное задание и эталон, по которому можно судить по качеству усвоения.

Однако, как свидетельствует реальная практика, не всегда удается достичь  достаточной степени объективности  и оперативности контроля в обучении. Вследствие этого, часто снижается  представление об учебной деятельности учащихся.

Для оперативного контроля знаний и умений традиционно  используются дидактические материалы - специально подобранные и систематизированные  упражнения.

Планируемые результаты, заданные в программе  в виде конкретных требований к знаниям  и умениям учащихся позволяет  использовать такую форму контроля, как экзамен.

Экзамен преследует цель оценить качество усвоения студентом теоретических знаний учебной дисциплины, их прочность, развитие творческого мышления, приобретение навыков самостоятельной работы, умение синтезировать полученные знания и применять их к решению практических задач. Курсовой (семестровый) экзамен по дисциплине или ее части - форма отчетности, которая преследует цель оценить работу студента за курс (семестр). Экзамены сдаются в периоды экзаменационных сессий, предусмотренных графиком учебного процесса.

Достоинство:

главное достоинство экзаменационной проверки состоит в полной проверки знаний.

Недостатки:

Для устной формы экзамена недостатком  может быть то,что студетн растеряется и не расскажет всю информацию по данному билету.Для письменной формы экзамена недостатком будет-списывание.

Экзамен имеет важное образовательное и развивающее значение, способствуя всестороннему изучению программы, расширению, углублению и совершенствованию знаний, умений и навыков, развитию познавательных интересов студентов. Объективный экзаменационный контроль в процессе обучения характеризуется также большим воспитательным значением, так как он повышает ответственность за выполняемую работу не только студентов, но и преподавателя, приучает студентов к систематическому труду и аккуратности в выполнении учебных заданий, формирует у них положительные нравственные качества и создает здоровое общественное мнение.

Комплексное использование экзаменационных форм контроля над учебной деятельностью студентов, в конечном счете, направлено на повышение качества обучения.

Разработка контрольно-измерительных  материалов по профилирующим дисциплинам  для бакалавров и специалистов коммерции  имеют большое значение как для  студентов, обучающихся по данной специальности, так и для преподавателей.

Различают следующие виды контроля: предварительный, текущий, рубежный, (периодический) и  итоговый.

Основанием  для выделения этих видов контроля является специфика дидактических  задач на разных этапах обучения: текущий  контроль проводят в процессе усвоения нового учебного материала, рубежный применяют для проверки усвоения значительного объема изученного материала (темы, раздела); с помощью итогового контроля выявляют степень овладения учебным материалом по предмету, ряду дисциплин (на экзаменах, приеме курсового проекта, защите дипломного проекта ). Таким образом, все эти виды в какой-то степени повторяют логику учебного процесса.

 

Преимуществами проведения экзамена для студентов являются:

  • возможность осуществления контроля над работой каждого студента;
  • наиболее полный охват заданиями всех основных тем курса;
  • обеспечение полной проверки знаний, умений и навыков студентов;
  • объективность контроля;
  • высокая разрешающая способность и точность оценки;
  • обеспечение функционирования внутренней обратной связи в процессе обучения;
  • единство требований ко всем испытуемым, вне зависимости от их прошлых учебных достижений и др.
  • с трудностью составления требуемого количества тестовых заданий по некоторым дисциплинам;
  • с нехваткой компьютеров, имеющих выход на программу формирования банка тестовых заданий и т.п.

В связи с тем, что экзамены разрабатываются с учетом разного уровня сложности, они могут применяться на разных уровнях подготовки студентов и не только для измерения уровня подготовленности, но и для реализации рейтинговой системы при оценке студентов, мониторинга учебного процесса, для организации адаптивного обучения, а также дистанционного образования.

 

1.3 Виды  и функции  экзамена

Существуют  различные формы и виды экзаменов. По теоретическим предметам экзамены проводятся в устной и письменной форме. По своим целям экзамены делятся  на школьные и государственные. Существуют следующие виды школьных экзаменов: вступительные, переводные, выпускные. При помощи этих экзаменов проводят проверку знаний вновь поступающих, переходящих в следующий класс (курс) и оканчивающих учебное заведение. Устный экзамен допускается проводить в присутствии всего класса; при необходимости можно распределить учащихся на нескольких групп. Как правило, опрос ведёт преподаватель-предметник; члены экзаменационной комиссии могут задавать дополнит, вопросы с разрешения председателя комиссии. 
Объективной оценке знаний способствует анализ экзаменационного  ответа с различных точек зрения: широты общего кругозора учащегося, знания фактического материала, логики его изложения, умения самостоятельно мыслить, доказательность аргументации и т. п. После обсуждения членами комиссии экзаменационной (и итоговые) оценки проставляются в протоколе, который заверяется всеми подписями. Для учащихся экзамен завершаются классным собранием с разбором их результатов. 
При проведении письменных экзаменов  допускается незначительное увеличение их установленной продолжительности с учётом организационного периода и индивид, особенностей выполнения таких работ отд. учащимися. Письменные работы проверяются, обсуждаются и оцениваются в присутствии всех членов экзаменациооной комиссии. На работы, оценённые высшим или низшим баллом, даётся 
письменная рецензия. Спец. инструкции регламентируют порядок вынесения оценок за письменные работы, а также время и условия их хранения. 
Учебные планы и программы средних специальных учебных заведений предусматривают следующие формы организации контроля знаний и умений учащихся: обязательные контрольные работы, зачеты, квалификационные испытания, защиту курсовых и дипломных проектов (работ), семестровыеСеместровые экзамены являются ведущими, наиболее значительными формами контроля. В ходе их проводится итоговая проверка результатов учебной деятельности учащихся по изучению конкретной дисциплины, выявляется уровень сформированности знаний и умений.

Информация о работе Екзамен, як форма контролю у ПТНЗ, вищих навчальних закладах