Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 18:51, курсовая работа
Цель: показать актуальность экзамена как формы контроля знаний в современных условиях организации учебного процесса; исследовать условия эффективного применения экзамена как формы контроля знаний в исследуемой группе учащихся; разработать профессионально – направленные задания, способствующие эффективному использованию их педагогом в исследуемой группе.
Вступление
Раздел 1. Экзамен как категория дидактики
1.1 История возникновения экзамена
1.2 Экзамен как форма контроля знаний
1.3 Виды и функции экзаменов
1.4 Структура экзамена
1.5 Требования к экзаменам
Раздел 2. Реализация экзамена,как формы контроля в профессионально – техническом (высшем) учебном заведении
2.1 Определение роли метода в практической деятельности ПТЗО
2.2 Исследование условий эффективного применения метода
2.3 Разработка профессионально направленных заданий, которые способствуют эффективному использованию инженером – педагогом метода обучения
Заключение
Библиография
Приложение
Государственные экзамены – заключительная форма контроля, направленная на комплексную проверку подготовки будущего специалиста к работе, на определение степени овладения знаниями, умениями и навыками в соответствии с характером профессиональной деятельности.
В ходе выполнения экзаменов, формируются навыки сравнения объектов, сопоставления, соотнесения, представления объекта в разных формах. Они более интересны для студентов видами деятельности, для преподавателя – наполненностью содержания.
Совершенствуя методику преподавания предмета, пришли к выводу, что очень важным компонентом современной технологии обучения является экзамен, как инструмент измерения уровня знаний и сложности заданий.
В ходе учебного процесса экзамен выполняет следующие функции:
Диагностическая функция заключается в выявлении уровня знаний, умений, навыков учащегося. Это основная, и самая очевидная функция.
Организующая функция
Воспитывающая функция проявляется
в периодичности и
Анализ литературы показал, что наиболее разработанным является понятие экзамена как средства обучения и контроля. Однако, для целостного представления об использовании экзамена в процессе обучения, наиболее важным является понятие экзамена как метода обучения и контроля.
Определим основные понятия теории экзамена:
Экзамен — это процесс оценки соответствия личностной и педагогической моделей знаний.
Главная цель экзамена — обнаружение несоответствия этих моделей и оценка уровня их несоответствия.
.
Экзаменационное задание — это четкое и ясное задание по конкретной предметной области, требующее однозначно определяемого ответа или выполнения определенного алгоритма действий.
Задание — набор взаимосвязанных заданий, позволяющих оценить соответствие знаний ученика экспертной модели предметной области.
Класс эквивалентности — множество заданий, таких, что выполнение учащимися одного из них гарантирует выполнение других.
Экзаменационное пространство — множество заданий по всем модулям модели знаний.
Экзамен, выступает как педагогическое средство обучающей системы и может быть использовано как метод (технология) контроля образовательного процесса, позволяющий оценить уровень знаний, умений и навыков обучаемого.
Основным понятием педагогического экзамена является "задание".
В учебном
процессе задание используется как
основа для организации
Педагогическое задание — средство обучения и средство контроля уровня подготовленности, способствующее активизации, повышению качества и эффективности учебного процесса.
1.4 Алгоритм составления экзамена
На мой взгляд, контроль знаний играет ключевую роль в процессе обучения и экзамен, как один из методов контроля, требуют очень внимательного и точного подхода. При составлении экзамена можно придерживаться определенного алгоритма. Например:
1. Определение целей экзамена:
- оценка знаний специфических фактов, терминов, понятий.
- проверка
умения давать определения,
- проверка знания формул, законов, теорий, принципов, методов, умение применить их;
- умение находить сходства и различия;
- умение
представлять материал на
- знание правил, методик;
- понимание концепций, теорий и т.д.
2. Определение вида контроля - входной (установочный), промежуточный, тематический, рубежный, итоговый.
3. Выбор формы задания, который зависит от целей экзамена и содержания.
6. При формулировке задания необходимо придерживаться следующих методических советов:
- основной текст задания содержит не более 8-10 слов;
- задания
должны быть кратким, четкими,
легко читаемыми, суждения
- формулировка заданий не должна содержать двусмысленностей, а тем более ловушек;
- избегать таких слов как: "иногда", "часто", "обычно" в правильных утверждениях и слов " всегда", "иногда", "невозможно" в неправильных;
- располагать задания по возрастанию трудности;
- задания формулировать так, чтобы ответы можно было получить путем рассуждения. а
- ответы на один вопрос не должны зависеть от ответов на другие вопросы;
7. Экзамен должен включать разнообразные задания по форме ,
содержанию,
степени сложности и
8.Задания должны быть разноуровневыми по степени сложности:
Уровень А - задания, рассчитанные на усвоение основных понятий, на простое отображение материала, на уровне узнаваемости и воспроизведения.
Уровень Б - задания, требующие размышления, охватывают малый материал, выявляют умения применять знания в стандартных ситуациях.
Уровень В - задания, требующие творческого исполнения приобретенных знаний и позволяют выявить умения, применять знания в нестандартных ситуациях.
9. Задание экзамена должно обеспечивать проверку знаний и умений на трех уровнях: узнавания и воспроизведения, применения в знакомой ситуации, применения в новой ситуации или творческого применения. Такая дифференциация требований к учащимся на основе достижения всеми обязательного уровня подготовки поможет создать основу для разгрузки слабых учащихся, обеспечивая их посильной работой и формируя положительное отношение к учебе. За нижнюю границу успешности выполнения задания за оценку «3» может быть принято 70% правильных ответов на обязательные вопросы. Этот критерий основан на том, что до уровня усвоения примерно 30% общего объема знаний и умений учебная деятельность учащегося находится в стадии формирования . Если учащиеся овладели более чем 70% объема знаний и умений, то в дальнейшем они могут успешно пополнять знания и развивать умения и со временем достигнут планируемого уровня обучения.
Оценки по уровню правильности выполнения предложенных заданий:
«5» – 100 – 90%
«4» - до 80%
«3» – до 70%
«2» – меньше 70%
Рейтинговая система для разноуровневых заданий (пример оценивания):
Уровень А: Правильный ответ - 1 балл; неправильный ответ - 0 баллов;
Уровень Б: неправильный ответ при наличии записи, содержащих верные рассуждения - 1 балл;
Уровень В: за правильный ответ и записи без ошибок - 3 балла;
Например, экзамен состоит из 15заданий по 5 на каждом уровне, на каждом уровне студент должен набрать:
10 баллов на "А"
20 баллов на "Б"
Итого 60 баллов. Для оценивания можно пользоваться следующей шкалой:
"5" - 60 - 50 баллов
30 баллов на "В"
"4" - 49 - 36 баллов
"3" - 35 - 21 баллов
"2" - 20 и менее баллов
10. Время на выполнение каждого
задания определяется в
Уровень А - 5 - 10 минуты
Уровень Б - 10 - 15 минут
Уровень В - 15 - 30 минут
При составлении заданий желательно использовать вопросы и задачи, проверяющие все основные знания и умения в соответствии с программными требованиями. Основная часть задания должна быть ориентирована на проверку достижения учащимися планируемых результатов обучения. В конце задания должны быть вопросы и упражнения, позволяющие проверить способности учащихся применять полученные знания в новой или измененной ситуации. Экзамен обеспечивает возможность объективной оценки знаний и умений учащихся в баллах по единым для всех учащихся критериям. Это позволяет определить, кто из учащихся не овладел программным материалом, кто овладел им на минимальном уровне, кто из учащихся полностью и уверенно владеет знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы, кто из учащихся не только полностью овладел необходимыми знаниями, но может применить их в новых ситуациях, владеет умениями на более высоком уровне, чем это предусмотрено программой.
Экзамены удобны для контроля знаний с применением различного типа контролирующих машин в классах программного контроля, что особенно важно с поставленной задачей реформы «обеспечить широкое применение в учебном процессе».
Экзамены позволяют оценить успешность обучения группы учащихся на основе поэтапного анализа знаний учащихся. Для проведения такого анализа целесообразно составить таблицу, отмечая правильные ответы на вопросы знаком «+», а ошибочные ответы знаком «-» .
Составленные с учетом всех требований задания удобны как для текущего, так и для итогового контроля знаний и умений учащегося, а также для проведения поэлементарного анализа этих знаний. Естественно, не все необходимые характеристики усвоения учебного материала можно получить средствами экзамена. Такие показатели как, например, умение конкретизировать свой ответ примерами, знание фактов, умение связано, логически, доказательно выражать свои мысли, некоторые другие характеристики знаний, умений, навыков диагностировать.
Большие перспективы перед экзаменом открываются в связи с появлением достаточно развитых средств диалогового общения человека с компьютером.
1.6 Требования к экзаменам
Экзамен должен удовлетворять определенным требованиям, так как случайно подобранный набор заданий нельзя назвать экзаменом.
Для пояснения понятия надежности контрольного задания можна отратиться к таблице умножения, убрав в ней правые части всех равенств и рассматривая оставшиеся выражения, как перечень контрольных заданий. Если группе испытуемых выдать некоторое число этих заданий и оценить их знания дважды: по ответам на задания из четных строк, то очевидно, у каждого из испытуемых получается приблизительно одни и те же оценки.
Также очевидно, что одинаковые оценки у каждого из испытуемых получатся и в том случае, если контроль знания таблицы умножения будет проведен по некоторой совокупности заданий дважды, но в разные моменты времени (например, через два дня). Приблизительное совпадение рядов оценок в обоих случаях как раз и говорит о надежности комплекта рассматриваемых контрольных заданий, то есть таблицы умножения.
а) содержательная валидность экзамена, т.е. задание экзамена построено на основе только технических учебных элементах, которые изучались студентами и на той степени абстракции, на которой они излагались. По содержанию экзамен соответствует образовательному стандарту;
б) функциональная валидность экзамена, т.е. задания экзамена соответствуют выявленному уровню усвоения – уровню заданному образовательным стандартом. При составлении задания выделяются существенные и несущественные признаки элементов знаний. Существенные признаки закладываются в эталонный ответ. В другие ответы закладываются несущественные признаки с учетом характерных ошибок. Если учащиеся при работе с заданием знают и выделяют существенные признаки, а не формальные, то задание отвечает критерию валидности. Другими словами валидностью контрольного задания называется степень соответствия своему назначению.
К критериям валидности относятся ответы на вопросы типа: "Соответствует ли задание программы курса или его раздела?"; "Охватывает ли задание достаточно полно весь курс или его раздел?"; "Достаточна ли вероятность того, что если испытуемый успешно справился с рассматриваемым контрольным заданием, то он наверняка знает соответствующий материал в целом?" Другими словами, показатель валидности отвечает на вопрос: "а то ли, что сформулировано в назначении контрольного задания, измеряется с его помощью?"
Информация о работе Екзамен, як форма контролю у ПТНЗ, вищих навчальних закладах