Дифференциальная психология как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 09:40, курс лекций

Краткое описание

1. История формирования дифференциальной психологии как науки.
2. Методы дифференциальной психологии
3. Гуморальные теории темперамента

Файлы: 1 файл

Ответы.doc

— 776.00 Кб (Скачать)

 Если представитель маскулинного  ТИМа – женщина, то ей будет  легче ужиться в мужском коллективе, чем в женском. Если же носитель маскулинного ТИМа – мужчина, то он не только вряд ли уживется в женском коллективе, но и никогда не станет в нем «хорошим» (вызывающим общие симпатии) начальником.

 Наконец, носителям феминных  ТИМов мужчинам в большинстве  случаев уготована участь «белой вороны» в мужских коллективах. Хотя здесь нужно оговориться: за исключением инициальных подтипов. Так, инициальные подтипы ЭСИ и ЭИИ благодаря инициированной (расторможенной) контактной логике приближаются к андрогинии. Инициальный подтип СЭИ более андрогинный, чем терминальный подтип за счет инициированной контактной высокосигнальной интуиции, а инициальный подтип ИЭИ – за счет инициированной контактной высокосигнальной сенсорики.

 

2. Гендерная характеристика ТИМов  позволяет учитывать трудности  в процессе дуализации, если пол индивидуума не совпадает с гендерной характеристикой его ТИМа

 

Что касается глубинного и весьма неоднозначного индивидуального опыта  дуализации, которая, как отмечал  В.В. Гуленко, протекает на близкой  психологической дистанции и  при глубокой коммуникации {2} – здесь можно строить лишь предположения. Вполне правомерно предположить, что большую сложность в дуализации будут испытывать женщины с маскулинным ТИМом и мужчины с феминным. Очевидно, это будет связано с тем, что по мобилизационной ПФ (комплексогенной, болезненно-претенциозной, по которой у человека обычно завышена самооценка) женщина с маскулинным ТИМом не настроена на принятие помощи со стороны творческой, сильной феминной ПФ мужчины, поскольку это расходится с ее гендерными установками. Соответственно в силу гендерных установок мужчина с феминным ТИМом не настроен на принятие помощи от женщины со стороны ее маскулинной творческой функции. Следовательно, взаимодействие дуалов по каналу 4-я ПФ–2-я ПФ* в случае, если женщина обладает маскулинным ТИМом, а мужчина феминным, не может не вызывать взаимную неудовлетворенность, что вряд ли способствует дуализации. Единственный выход здесь для индивидуума, стремящегося к дуализации, – это преодолеть свои гендерные установки и гендерные ожидания по отношению к партнеру, несовпадающие с гендерной характеристикой ТИМа партнера. Всегда следует помнить, что подобные ожидания в значительной степени навязаны нам социумом, а ТИМ есть первичное образование психической природы человека. Только познав и приняв свою психическую природу и психическую природу своего дуала, мы сможем с благодарностью принимать помощь со стороны его сильных ПФ и с готовностью оказывать ему аналогичную адекватную помощь.

 

3. Дифференциация ТИМов по гендерному  показателю дает нам возможность понять одну из существенных причин явления маскировки при самоидентификации индивидуума и в процессе соционической диагностики.

 

 Гендерная характеристика ТИМов  позволяет нам нащупать одну  из причин явления маскировки {3} при типировании, связанную с психологическим феноменом искаженной самооценки. Если женщина с маскулинным ТИМом в силу особенностей воспитания, настоящих социальных контактов, коммуникативной среды, в которую она погружена, идентифицирует себя как более женственную (что расходится с гендерной характеристикой ее природного ТИМа), то, очевиднее всего, она чаще будет использовать свой контактный блок (творческая-контактная функции), выдавая феминную контактную ПФ (ТИМы ЛИЭ и ЛСЭ) за основополагающую в доминантном блоке программную функцию. Одним словом, женщина ЛИЭ (Джек) в этом случае будет выдавать себя за андрогинного ЭИЭ (Гамлет), а женщина ЛСЭ (Штирлиц) – за андрогинного ЭСЭ (Гюго). Такого рода маскировка дает женщинам с маскулинными ТИМами определенные преимущества в социальной адаптации, если коллективы, в которых они постоянно коммуницируют, являются в основном женскими, в том числе и в гендернохарактерологическом отношении: в них всячески поощряется женский стиль поведения.

 Аналогичный феномен маскировки  мы можем наблюдать у мужчин с феминными ТИМами. Здесь зачастую ЭСИ (Драйзер) маскируется под ЛСИ (Макс), а ЭИИ (Дост) под ЛИИ (Роб). Соответственно у мужчин с данными феминными ТИМами благодаря такой маскировке адаптация в мужском коллективе, где поощряется мужской тип поведения, происходит успешнее.

 

Итак:

Каждый ТИМ может быть оценен с позиции культурного идеала феминности или маскулинности. Так, в нашей культуре логика, экстраверсия, волевая сенсорика считаются  мужскими чертами, интуиция, этика, сенсорика ощущений – женскими. Соответственно, социотипы, включающие указанные признаки, считаются наиболее мужественными или наиболее женственными.

На первый взгляд кажется, что маскулинность  и фемининность – свойства характера  противоположные, если высока маскулинность – то низка фемининность и наоборот. Однако, опыт показывает, что это не всегда так. Новые, более совершенные тесты рассматривают М и Ф уже не как альтернативы, полюсы одного и того же континуума, а как независимые измерения. Сравнение показателей одного и того же индивида по шкалам М и Ф позволяет вычислить степень его психологической андрогинии; андрогинными считаются индивиды, имеющие высокие показатели и по Ф и по М, что позволяет им менее жестко придерживаться полоролевых норм, свободнее переходить от традиционно женских занятий к мужским и т.д.

Понятие психологической андрогинии касается только поведения и установок; речь идёт о независимости, заботливости и способности выполнять специфические мужские, специфические женские и не дифференцируемые по полу функции.

 

Женские качества:

• интровертное

• иррациональное

• интуитивное

• этическое

Мужские качества:

• экстравертное

• рациональное

• сенсорное

• логическое

 

 

  1. Эволюционная теория пола В. А. Геодакяна

Интересную попытку создать  эволюционную теорию пола, не замыкающуюся в рамках репродуктивной биологии, предпринял московский ученый В. А. Геодакян, взгляды которого очень популярны в России (см.: Геодакян, 1965, 1989). Согласно эволюционной теории пола, которую Геодакян развивает больше сорока лет, процесс самовоспроизводства любой биологической системы включает в себя две противоположные тенденции: наследственность – консервативный фактор, стремящийся сохранить неизменными у потомства все родительские признаки, и изменчивость, благодаря которой возникают новые признаки. Самки олицетворяют как бы постоянную «память», а самцы – оперативную, временную «память» вида. Поток информации от среды, связанный с изменением внешних условий, сначала воспринимают самцы, которые теснее связаны с условиями внешней среды. Лишь после отсеивания устойчивых сдвигов от временных, случайных генетическая информация попадает внутрь защищенного самцами устойчивого «инерционного ядра» популяции, представленного самками.

 

По Геодакяну, норма реакции  женских особей, то есть их адаптивность (пластичность) в онтогенезе по всем признакам несколько шире, чем мужских. Один и тот же вредный фактор среды модифицирует фенотип самок, не затрагивая их генотипа, тогда как у самцов он разрушает не только фенотип, но и генотип. Например, при наступлении ледникового периода широкая норма реакции самок у далеких наших предков позволяла им «делать» гуще шерсть или толще подкожный жир и выжить. Узкая норма реакции самцов этого не позволяла, поэтому из них выживали и передавали свои гены потомкам только самые генотипически «лохматые» и «жирные». С появлением культуры (огня, шубы, жилища) наряду с ними выживали и добивались успеха у самок еще и «изобретатели» этой культуры. То есть культура (шуба) выполняет роль фенотипа (шерсти).

 

Вследствие разной нормы реакции, у женщин выше обучаемость, воспитуемость, конформность, а у мужчин – находчивость, сообразительность, изобретательность (поиск). Поэтому новые задачи, которые решаются впервые, но решить их можно кое-как (максимальные требования к новизне и минимальные – к совершенству), лучше решают мужчины, а знакомые задачи (минимум новизны, максимум совершенства) – женщины.

 

Теория Геодакяна привлекает логической стройностью и хорошо объясняет  некоторые факты естественного полового отбора, например повышенную смертность самцов, принимающих на себя фронт внешних воздействий и в силу этого чаще становящихся жертвами неудачного «экспериментирования» природы. Но дедуцировать из нее заключения относительно конкретных половых/гендерных свойств и отношений методологически рискованно.

 

Прежде всего, половой диморфизм  не совсем одинаково проявляется  у разных видов, причем варьирует  не только степень различий между  самцами и самками, но в некоторых  случаях и характер, направление  этих различий. Особенно сильно варьирует  разделение труда. Разные виды животных имеют разные социальные структуры, типы лидерства и т. д. У одних видов есть семейная структура, у других самцы и самки соединяются только на период спаривания, у одних есть отцовство, у других нет. Это не может не сказываться на их социальном поведении. Чем выше филогенетический уровень вида, тем сложнее у него детерминация половой принадлежности и тем многограннее ее связь с другими аспектами развития. Более сложный онтогенез и более разнообразная, индивидуализированная деятельность неизбежно увеличивают число индивидуальных вариаций в психике и поведении, не укладывающихся в рамки дихотомии «мужское или женское».

 

У многих видов животных лидерами групп, что предполагает высокую  степень самостоятельности, являются не самцы, а самки. Еще сложнее обстоит дело с творческими способностями. Доказано, что самки шимпанзе научаются решать сложные задачи так же легко, как самцы. Самки гориллы осваивают язык знаков так же хорошо, как самцы. Самки собак-проводников работают не хуже самцов. Самки дельфинов «разыгрывают» друг друга так же часто, как самцы. Самки попугаев способны подражать голосу и говорить не хуже самцов. Самки крыс и мышей ориентируются в лабиринте не хуже самцов. Наблюдения за шимпанзе в естественных условиях показывают, что нередко именно самки инициируют новые формы деятельности, а сородичи им подражают. Спрашивается: почему этого не могут женщины?

 

Психологически креативность –  предмет чрезвычайно сложный. Согласно некоторым психологическим исследованиям, поведение самцов более индивидуально и вариабельно, чем поведение самок. Но можно ли интерпретировать эти различия как проявления креативности? Авторитетная международная энциклопедия по исследованию креативности однозначно говорит, что гендерные различия в этой области не установлены (Baer, Kaufman, 2006. P. 44). Е. Н. Ильин считает, что такие различия есть, но цитируемые им современные отечественные работы не имеют необходимого подтверждения и научного статуса (это тезисы конференций, дипломные работы и т. п), а иностранные работы безнадежно стары (Ильин, 2002. С. 126–127).

 

Кроме того, многие виды деятельности, существенные для понимания общественного  разделения труда и развития способностей у человека (письмо, чтение, художественное творчество), у животных отсутствуют, а у человека появились лишь на определенном этапе развития. Вербальные и невербальные тесты, с помощью которых сравниваются способности мужчин и женщин, вообще не имеют животных аналогов. О каких биологических законах тут можно говорить?

 

Короче говоря, теория Геодакяна, при всей ее привлекательности, требует основательной проверки, тем более что на Западе, где теоретическая биология развита лучше, чем в России, эта теория профессионально не обсуждалась и практически неизвестна. Не исключено, что она кажется нам столь убедительной отчасти потому, что подкрепляет привычные стереотипы об имманентном мужском лидерстве.

 

Категория пола (sex), обозначающая системную  совокупность биологических свойств, отличающих мужчину от женщины, также  оказалась сложной. В XIX в. половая принадлежность (идентичность) индивида казалась монолитной и однозначной. В ХХ в. выяснилось, что пол – сложная многоуровневая система, элементы которой формируются разновременно, на разных стадиях индивидуального развития, причем по мере развития науки количество известных нам элементов увеличивается. Первичное звено этого длинного процесса – хромосомный (генетический) пол (XX – самка, XY – самец) создается уже в момент оплодотворения и определяет будущую генетическую программу организма, в частности дифференцировку его половых желез (гонад) – гонадный пол. Первоначальные зародышевые гонады еще не дифференцированы по полу, но затем Н – Y антиген, характерный только для мужских клеток и делающий их гистологически несовместимыми с иммунной системой женского организма, программирует превращение зачаточных гонад мужского плода в семенники; зачаточные гонады женского плода автоматически превращаются в яичники. После их формирования особые клетки мужской гонады начинают продуцировать мужские половые гормоны (андрогены). Под влиянием этих зародышевых андрогенов (гормональный пол зародыша) начинается формирование соответствующих, мужских или женских, внутренних репродуктивных органов (внутренний морфологический пол) и наружных гениталий (внешний морфологический пол, или генитальная внешность). Кроме того, от них зависит дифференцировка нервных путей, отделов головного мозга, регулирующих половые различия в поведении.

 

После рождения ребенка биологические  факторы половой дифференцировки  дополняются социальными. На основании генитальной внешности новорожденного определяется его гражданский пол (иначе он называется паспортным, акушерским или аскриптивным, то есть приписанным полом), в соответствии с которым ребенка воспитывают (пол воспитания). В период полового созревания по сигналу, поступающему из гипоталамуса и гипофиза, гонады начинают интенсивно вырабатывать соответствующие, мужские или женские, половые гормоны (пубертатный гормональный пол), под влиянием которых у подростка появляются вторичные половые признаки (пубертатная морфология) и эротические переживания (пубертатный эротизм). Эти новые обстоятельства накладываются на прошлый жизненный опыт ребенка и его образ «Я», в результате чего формируется окончательная половая и сексуальная идентичность взрослого человека. Таким образом, первоначально бипотенциальный зародыш становится самцом или самкой не автоматически, а в результате последовательного ряда дифференцировок. Каждому этапу половой дифференцировки соответствует определенный критический период, когда организм наиболее чувствителен, сензитивен, к данным воздействиям. Если критический период почему-либо «пропущен», последствия этого большей частью необратимы.

Информация о работе Дифференциальная психология как наука