Дифференциальная психология как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 09:40, курс лекций

Краткое описание

1. История формирования дифференциальной психологии как науки.
2. Методы дифференциальной психологии
3. Гуморальные теории темперамента

Файлы: 1 файл

Ответы.doc

— 776.00 Кб (Скачать)

 

Знание характера человека позволяет со значительной долей вероятности предвидеть и тем самым корректировать ожидаемые действия и поступки.

 

В психологии понятие характер, означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения.

 

Крайние варианты нормы, при которых  отдельные черты характера чрезмерно  усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении  определенного рода психогенных  воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим называется акцентуацией характера.

 

Термин «акцентуация характера» является наиболее точным для подросткового  возраста. В детском возрасте не сформирован еще и тип характера, и можно говорить лишь об отдельных акцентуированных чертах.

 

При акцентуациях характера особенности  подростков могут проявляться не везде и не всегда. Они могут  даже обнаруживаться только в определенных условиях. И главное – особенности  характера либо вообще не препятствуют удовлетворительной социальной адаптации, либо ее нарушения бывают переходящими. Эти нарушения могут возникнуть либо в силу биологических пертурбаций во время пубертатного периода, либо чаще под влиянием особого рода психических травм или трудных ситуаций в жизни, а именно тех, предъявляют повышенные требования к «месту наименьшего сопротивления» в характере.

В зависимости от степени выраженности выделяют две степени акцентуации характера – явная и скрытая.

Явная акцентуация – отличается наличием довольно постоянных черт определенного типа характера. Однако выраженность черт определенного типа не препятствует возможности удовлетворительной социальной адаптации. В подростковом возрасте особенности характера часто заостряются, а при действии психогенных факторов могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении. При взрослении особенности характера остаются достаточно выраженными, но компенсируются и обычно не мешают адаптации.

Скрытая акцентуация. В обыденных, привычных условиях, черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. Такие акцентуации могут проявляться неожиданно под влиянием ситуаций и травм, которые предъявляют повышенные требования к «месту наименьшего сопротивления». Если такие черты и выявляются, это, как правило, не приводит к заметной социальной дезадаптации.

 

Существует ряд классификаций  типов акцентуаций характера. Одна из классификаций, построенная на основе наблюдений за подростками, принадлежит  известному отечественному психиатру  А.Е. Личко и включает в себя десять типов акцентуаций:

 

Возбудимость. Этот тип характеризуется достаточно длительной подавленностью, тяжеловесностью, инертностью, которая неожиданно дает мощный всплеск, взрыв эмоциональной разрядки. Аффективные разряды эпилептоида лишь при первом впечатлении кажутся внезапными. Тоскливая окраска настроения, накипающее раздражение «усиливает поиск» объекта, на котором можно сорвать зло. Повод для взрыва может быть случайным, то есть быть «последней каплей».

 

Демонстративность. Беспредельный эгоизм, ненасытная жажда постоянного внимания к своей особе, восхищения, удивления, почитания, сочувствия – вот стержень демонстранта. Изолированность, безразличие окружающих – самое опасное для него. Пусть будет негодование, даже ненависть, направленные в его адрес, но только не равнодушие. Лживость и фантазерство направлено на приукрашивание собственной персоны. Жажда к завышенной самооценке, подкрепляемой высокими оценками других, сопровождают этого индивидуума всю жизнь.

 

Шизоидность. Замкнутость, отгороженность от окружающего, неспособность и нежелание устанавливать контакты с другими, сниженная потребность в общении – вот их главная черта характера. Жизнь в собственных представлениях, а не в ощущениях и восприятии, - условие нормального существования шизоида.

 

Педантичность. Главная черта определяется внутренними сомнениями в выборе удачных вариантов решения проблемы. Педантисты тянут с решением даже тогда, когда стадия предварительного обдумывания окончательно завершена. На работе и в быту педант чрезмерно аккуратен. Позитивность этой акцентуации заключается в осознанности поступков, что для производственной деятельности всегда плюс.

 

Но негатив в усиленной заботе о собственном здоровье, что, при  определенных обстоятельствах, приводит к развитию ипохондрии (навязчивой заботе о здоровье и желанию много прожить).

 

Тревожность. Страх (фобия) – основной элемент в жизни и деятельности этого типа. Они часто оказываются в роли «козлов отпущения», «мишени» для других людей. Боязливость и покорность, порой униженность сопровождают этот тип. «Маленькие люди, винтики» - вот роль наиболее им свойственная.

 

Экзальтированность. Крайности эмоциональных состояний – удел этого типа темперамента. Тревоги и счастье – вот те точки, в которых живет этот тип. Норма, ровность поведения неприемлемы для них. «Страстное ликование и смертельная тоска» - условия жизни и деятельности. Люди данного типа менее прогнозируемы в своих противоположных состояниях, которые более аритмичны, а «пики» и «пропасти» более неожиданные, и яркие, внешне заметные.

 

Застревание. Застревающая личность в общем виде характеризуется стойкостью эгоистического аффекта. Они злопамятны, мстительны, что связывается с обидчивостью и легкой уязвимостью. Заносчивость и самонадеянность – признаки честолюбивого характера. Если эгоистичные устремления не находят подтверждения, развивается подозрительность к окружающим и ревность к успехам других.

 

Циклотимность. Для людей данного типа характерна смена аффективных и депрессивных состояний. На одном полюсе состояний у них проявляется: жажда деятельности повышенная говорливость, «скачки мыслей и идей, на другом: печаль, замедленная реакция поведения, поступков и мышления

 

Дистимичность. Дистимический темперамент – является полной противоположностью гипертиму. Этот тип серьезен и обычно сосредоточен на мрачных, печальных сторонах жизни. Серьезная настроенность ориентирует на тонкие, возвышенные чувства, несовместимые с эгоизмом. Это все формирует серьезные этические позиции. Религиозность, но не фанатическая, а спокойная – возможный удел этого типа

 

Гипертимность. Гипертим характеризуется приподнятым настроением, сочетающимся с жаждой деятельности. Они смотрят на жизнь оптимистично, без особого труда преодолевают грусть. Благодаря усиленной жажде деятельности, они достигают успехов жизни. В обществе гипертимичные личности – блестящие собеседники, хорошо могут удерживать внимание других людей, всех развлекают. Отрицательной стороной этого «лидера событий» является: легкомыслие, утрата этических норм и чувства долга, отсутствие раскаяния.

 

Акцентуация характера - это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие  за пределы нормы отклонения в  психологии и поведении человека, граничащие с патологией. Личко объясняет это так: « При действии психогенных факторов, адресующихся к «месту наименьшего сопротивления» могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении»

 

 

  1. Индивидуальный стиль деятельности.

 

Существуют 4 пути приспособления темперамента к требованиям деятельности:

 

- профессиональный отбор;

 

- индивидуальный подход;

 

-  формирования положительного  отношения к деятельности и  соответствующих мотивов;

 

-  формирование индивидуального  стиля деятельности.

 

 Считается, что именно формирование  индивидуального стиля деятельности  является основным и наиболее  универсальным путем приспособления  темперамента к требованиям деятельности, так как именно он помогает  людям с различными темпераментами  эффективно выполнять одинаковую работу.

 

 Иначе индивидуальный стиль  деятельности (ИСД) можно представить  как индивидуально-своеобразную  систему психологических средств,  к которым человек прибегает  сознательно или стихийно для наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметным, внешними условиями деятельности [1].

 

 Индивидуальный стиль деятельности  не появляется у человека стихийно, его можно сформировать в процессе  обучения и воспитания. Впервые  формирование индивидуального стиля деятельности можно заметить еще в дошкольном возрасте. Это формирование происходит при решении игровых задач.

 

 Считается, что общепризнанные  формальные признаки ИСД можно  разделить на 3 вида:

 

-  устойчивая система приемов  и способов деятельности;

 

-  система, обусловленная определенными  личными качествами;

 

-  система, являющаяся средством  эффективного приспособления к  объективным требованиям.

 

Структура индивидуального стиля  деятельности

 

Согласно исследованиям Климова  можно выделить следующие особенности структуры индивидуального стиля деятельности. Во-первых, существуют такие особенности, которые стихийно возникают на основе имеющихся у человека топологических свойств нервной системы. Эти особенности принято обозначать за ядро ИСД. Они определяют первый приспособительный эффект и предопределяют направление дальнейшего взаимодействия со средой.

 

 Вторая группа является дополнением  первой группе. Данная группа  особенностей вырабатывается в  течение сознательных или стихийных  поисков. Например, у человека возникает стремление к доведению начатой работы до ее логического завершения, а значит, такую особенность можно рассматривать как своеобразный способ уравновешивания со средой.

 

 Особенности структуры индивидуального стиля деятельности

 

 Среди особенностей структуры ИСД можно выделить следующие:

 

 особенности, составляющие ядро  индивидуального стиля. Среди  них так же выделяют особенности,  благоприятствующие успеху, и особенности,  мешающие успеху. Первые особенности  принято обозначать «А», вторые - «Б». Отметим, что данное деление на группы можно считать условными, так как в тот или другой момент одна и та де особенность деятельности может оказаться либо в группе «А», либо в группе «Б».

 

 Однако в меру наличия  у человека типологически обусловленных особенностей деятельности, благоприятствующих успешному ее выполнению, возникают и другие элементы пристройки к ядру стиля, а именно поиски и максимальное использование всех возможностей, которые открываются в связи с этой категорией особенностей деятельности [1]. Следовательно, среди особенностей, являющихся дополнением к ядру индивидуального стиля, можно выделить следующие две категории: особенности, носящие компенсаторные значения («В»), и особенности, связанные с максимальным использованием приспособительных возможностей («Г»).

 

 Интегральный эффект взаимодействия  человека с социальной средой

 

 Возможна ситуация, когда под  индивидуальным стилем деятельности  необходимо понимать интегральный эффект воздействия человека с социальной средой. В этом случае формируется отдельная задача. Как заявлял Климов Е.А “мы должны в каждом конкретном случае уметь быстро распознать, где есть или где должен быть сформирован индивидуальный стиль, под которым понимается некоторая система индивидуально-своеобразных приемов и способов решения задачи”.

 

 Для решения этой задачи  необходимо выделить систему  «субъект - объект» и определить  состояние, к которому должна  придти система. 

 

 Более того, необходимо выделить  существенные условия, от которых  будет зависеть достижение цели. Для достижения желаемой цели Климов предлагает выделить такие управляющие воздействия, в отношении которых какое-либо типологическое свойство или сочетание свойств является по своему биологическому смыслу противодействующим фактором [1].

 

 В результате проделанных действий, остается всего лишь искать пути управления формированием индивидуального стиля деятельности, путем дополнения необходимых элементов к его ядру.

 

 Можно сделать вывод, что  формирование индивидуального стиля  деятельности позволяет продвинуть личность на более высокий уровень реализации.

 

 Системообразующая функция индивидуального стиля деятельности

 

 Благодаря индивидуальному  стилю деятельности возникают  новые взаимосвязи между разнообразными индивидуальными свойствами разных иерархических уровней. Опосредующая функция индивидуального стиля относится к разным уровням индивидуальности. Мерлин считает, изменяя характер связи между разноуровневыми индивидуальными свойствами, индивидуальный стиль создает новую систему свойств. Следовательно, он делает вывод о том, что функцию индивидуального стиля можно считать системообразующей.

 

 Системообразующая функция  индивидуального стиля деятельности  игнорируется или не учитывается в том случае, когда отсутствует материалистическое понимание диалектической связи объективной детерминации и субъективной обусловленности деятельности [2].

 

 Целью системобразующей функцией  индивидуального стиля Мерлин  считал “одно и тоже предшествующее состояние или свойство субъекта в зависимости от действий может быть связано с различными последующими состояниями или свойствами”. Поэтому, можно сделать вывод, что индивидуальный стиль деятельности создает новые связи между свойствами субъектов.

Информация о работе Дифференциальная психология как наука