Дифференциальная психология как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 09:40, курс лекций

Краткое описание

1. История формирования дифференциальной психологии как науки.
2. Методы дифференциальной психологии
3. Гуморальные теории темперамента

Файлы: 1 файл

Ответы.doc

— 776.00 Кб (Скачать)

 

 Инстинкты («Оно»), разум («Я»)  и мораль («Сверх-Я») часто не ладят  между собой, приходят в столкновение – возникают интрапсихические (внутриличностные) или психодинамические конфликты. Фрейд считал, что число этих конфликтов, их природа и способы разрешения придают форму личности и определяют многие аспекты поведения. Личность воплощается в том, как человек решает задачу удовлетворения широкого спектра потребностей.

 

 

Механизмы психологической защиты

 

 Одна из важнейших функций  «Я», по Фрейду, - осуществление  психологической защиты. В тех  случаях, когда человек не может справиться с трудной для себя ситуацией, сопряженной с переживанием тревоги, вины и т.п. на помощь приходит бессознательная психологическая тактика, ограждающая человека от неприятных эмоций. По существу, это – способ искажения реальности (самообман). Однако, ситуативно механизм психологической защиты обеспечивает сохранение самооценки, снижение степени психического напряжения, преодоление или минимизацию внутреннего конфликта и т.д. Психологическая защита - это перестройка системы ценностей, направленная на то, чтобы лишить значимости и, тем самым, обезвредить психологически травмирующий момент. Последствия психологической защиты неоднозначны: снижая внутренний дискомфорт и предохраняя личность от потери самоуважения, психологическая защита может ухудшать адаптацию человека к внешней социальной среде. Как правило, человек использует не одну защитную стратегию, а несколько, т.е. у каждого из нас – свой репертуар психологических защит.

 

 Наиболее часто встречаются  следующие механизмы психологических  защит. Вытеснение – универсальное средство избегания внутреннего психологического конфликта – устранение из сознания неприемлемой для человека информации. Пример вытеснения: Николай Ростов, герой «Войны и мира» Л.Толстого, на поле боя растерялся, струсил. Но позднее с искренним воодушевлением рассказывал о своей храбрости в бою – иллюстрация того, что неудобные для нас факты особенно легко забываются.

 

Отрицание заключается в том, что  информация, которая тревожит или  может привести к внутреннему  конфликту, просто не воспринимается. На вопрос: убедили ли материалы прессы в том, что курение вызывает рак легких, - ответили «да» 54% некурящих и только 28% курильщиков. Курильщикам «невыгодно» признавать вред курения, так как расстаться с этой привычкой они не готовы, а удовольствие, получаемое от сигареты, в случае признания этого факта будет омрачено.

 

Проекция – это бессознательный  перенос, приписывание другим людям  собственных чувств, желаний, черт характера, в первую очередь, того, что человек  не принимает в самом себе, понимая  социальную нежелательность соответствующих особенностей или тенденций. Так, если человек по отношению к кому-то проявил агрессию, у него, скорее всего, возникнет желание принизить положительные качества пострадавшего: «Этот тип не заслуживает иного» или «Он сам меня спровоцировал, вынудил…» и т.п.

 

Рационализация – псевдоразумное объяснение своих желаний и поступков, в действительности, вызванных причинами, признание которых грозило бы потерей самоуважения. Рационализация, в частности, проявляется в снижении ценности недоступного. Не получив страстно желаемого, человек убеждает себя, что «не очень-то и хотелось». Классический пример – известная басня «Лиса и виноград». Помните? Голодная лиса не смогла добраться до винограда и, «пробившись попусту час целый, пошла и говорит с досадою: Ну, что ж! На взгляд-то он хорош, да зелен – ягодки нет зрелой: тотчас оскомину набьешь».

 

Замещение – перенос действия, направленного на недоступный объект, на действие с доступным объектом. Например, девочка, ревнуя родителей к младшему брату, бьет свою куклу. Иногда активность из области практического осуществления переводится в мир фантазии. Есть и другие механизмы, которые в зависимости от обстоятельств и особенностей личности могут прийти «на выручку». При этом важно не забывать о возможных негативных последствиях такого варианта устранения внутреннего конфликта – ухудшение приспособления в социуме, поскольку, обеспечивая сохранение психического благополучия и целостности личности, любой механизм психологической защиты искажает реальность.

 

 

  1. Теории личностных факторов в дифференциальной психологии.

И реакции индивида, и его качества зависят как от среды, так и  от наследственности. Существуют две  теории, рассматривающие взаимоотношение  факторов среды и наследственности, которые сходятся в том, что и  среда, и гены являются взаимосвязанными, но каждая из этих теорий рассматривает по-разному взаимодействие и взаимовлияние факторов на развитие личности:

1. Теория совместного вклада - все развитие поведения и личностных характеристик рассматриваются как результат совместного влияния и среды, и наследственности. Попытки определить пропорции вклада каждого фактора были признаны неправомерными.

2. Теория взаимодействия - природа и степень влияния каждого фактора зависят от их взаимовлияния.

 

Теории личности расходятся в том, какое значение в них придается вопросам развития и изменения в течение жизни; в описании факторов, ответственных за каждодневное развитие, а также в признании относительной роли генетических и средовых факторов, влияющих на развитие личности. Тем не менее общая теория личности должна объяснять развитие структур и процессов, заложенных в основе поведения человека. Проблема «природа - воспитание» (в зарубежной психологии) или проблема «биологическое - социальное» (в терминологии отечественной психологии) оказывает влияние на представления персонологов о природе человека, а следовательно, на их концепции личностного развития. В их основных положениях, относящихся к природе человека, вопрос наследственности и влияния среды отражается в понятиях конституционолизма и инвайронментализма.

 

Конституционализм (положение о  наследовании черт) начинается еще  со времен Гиппократа (учение о темпераменте), З.Фрейда (врожденность личности в «Оно»), и продолжаются в теориях черт ГАйзенка, Р.Кеттеда (влияние генов и конституции на предрасположенность черт личности). В настоящее время появляется все больше результатов исследований, подтверждающих, что генетическая предрасположенность объясняет индивидуальные различия человека.

 

Среда, или социальный фактор, - совокупность воздействий, получаемых человеком в течение всей жизни.

 

Инвайронментализм - наиболее ярок в  бихевиоризме (представления Уотсона  о научении и обусловливании). У бихевиористов до сих пор сохранились эти взгляды.

 

Интеракционизм - взгляд на поведение как результат взаимодействия наследственности и среды.

 

Зигмунд Фрейд

 Психоаналитическая теория  развития основывается на двух  предпосылках. Первая - генетическая - предпосылка, делает упор на  том, что переживания раннего  детства играют критическую роль  в формировании взрослой личности. Фрейд был убежден, что основной фундамент личности человека закладывается в очень раннем возрасте: до пяти лет.

 

Вторая предпосылка состоит  в том, что человек рождается  с определенным количеством сексуальной  энергии (либидо), которая затем проходит в своем развитии несколько стадий, коренящихся в инстинктивных процессах организма.

 

Поскольку Фрейд делал основной акцент на биологических факторах, все стадии тесно связанны с эрогенными зонами, т.е. чувствительными участками тела, которые функционируют как локусы выражения побуждений либидо.

 

В целом следует считать, что  Фрейд придерживался позиции  конституционализма. В вопросах понимания поведения Фрейд, напротив, подчеркивал значение влияния окружения на особенности развития человека в раннем возрасте. Он отмечал абсолютное влияние родителей в ранние детские годы на последующее развитие личности. Тем не менее связующее значение факторов окружающей среды все-таки вторичны по сравнению с первичностью биологически обусловленных инстинктов.

 

Альфред Адлер

 Признавая значение наследственности  и окружающей среды в формировании  личности, Адлер настаивал на том, что человек есть нечто большее, чем только продукт этих двух влияний. А именно: люди обладают творческой силой, которая обеспечивает возможность распоряжаться своей жизнью. Свободная, осознанная активность является, на его взгляд, определяющей чертой человека. Эта творческая сила влияет на каждую грань человеческого опыта: восприятие, память, воображение, фантазию и мечты. Она делает каждого человека самоопределяющимся индивидуумом.

 

Позиция Адлера в отношении влияния  наследственности и среды на развитие личности характеризуется как промежуточная, так как в силу превалирующего значения творческого «Я» в формировании личности, ни конституция, ни окружение не наделены очень большим влиянием.

 

Карл Густав Юнг

 В отличие от Фрейда, который  придавал особое значение ранним  годам жизни как решающему  этапу в формировании личности, Юнг рассматривал развитие личности  как динамический процесс, как эволюцию на протяжении всей жизни. Он почти ничего не говорил о социализации в детстве и не разделял взглядов Фрейда относительно того, что определяющими для поведения человека являются только прошлые события (особенно психосексуальные конфликты). С точки зрения Юнга, человек постоянно приобретает новые умения, достигает новых целей и реализует себя все более полно. Он придавал большое значение такой жизненной цели индивида, как «обретение самости», являющейся результатом тенденции различных компонентов личности к интеграции, гармонии и целостности.

 

Эрик Эриксон

 Согласно Эриксону, развитие  личности происходит на протяжении  всей жизни человека. Его анализ  социализации лучше всего представить  с помощью описания отличительных  особенностей восьми стадий  психосоциального развития.

 

В соответствии с принципом эпигенезиса (т. е. предположения о том, что  человек в своем развитии проходит через неизменную последовательность стадий, универсальных для всего  человечества), каждая стадия основывается на разрешении и интеграции предшествовавших психосоциальных конфликтов.

 

Теория Эриксона тяготеет к инвайроментализму, так как особое внимание при описании развития личности он уделяет факторам родительского воспитания, культуры и истории. Однако эта позиция, хотя и является сильной, все же не безоговорочно абсолютна, поскольку Эриксон разделяет мнение Фрейда о биологической инстинктивной основе личности.

 

Эрих Фромм

 Рассматривая человеческие  потребности в экономико-политическом  контексте, Фромм утверждал, что  выражение и удовлетворение этих потребностей, которые предоставляет людям общество, формируют у них структуру личности - то, что он называл «основными ориентациями характера». Более того, в теории Фромма, как и у Фрейда, ориентации характера человека рассматриваются как стабильные и не меняющиеся со временем.

 

Теория Фромма пытается объяснить  взаимодействие обширных социокультурных  влияний с уникальными человеческими потребностями в процессе формирования личности.

 

Карен Хорни

 Хорни соглашалась с мнением  Фрейда о значении детских переживаний для формирования структуры и функционирования личности взрослого. Однако Хорни не принимала его утверждений о существовании универсальных психосексуальных стадий и то, что сексуальная анатомия ребенка диктует определенную направленность дальнейшего развития личности. Согласно ее убеждениям, решающим фактором в развитии личности являются социальные отношения между родителями и ребенком.

 

Согласно Хорни, для детства  характерны две потребности: в удовлетворении и в безопасности. Главной в развитии ребенка является потребность в безопасности. Хори считала, что в удовлетворении этой потребности ребенок полностью зависим от родителей. И если родители проявляют истинную любовь и тепло к ребенку, и тем самым, удовлетворяют эту потребность, то вероятнее всего сформируется здоровая личность, и наоборот.

 

В данной работе рассмотрены далеко не все подходы к вопросу формирования и развития личности, однако даже приведенные  здесь основные психологические  направления позволяют понять, как  неоднозначна и неисчерпаема эта тема.

 

Таким образом, каждая психологическая  теория, затрагивающая вопросы формирования личности рассматривает этот процесс под углом своего учения и благодаря этому обогащает концепцию развития личности в целом. Кардинальные, на первый взгляд, различия между взглядами некоторых психологических школ, гармонично дополняют друг друга при рассмотрении их с культурно-исторической позиции. И тем не менее, несмотря на большое количество концепций развития личности, этот вопрос до сих пор остается открытым, не изученным до конца.

 

  1. Половое поведение личности: маскулинность, феминность и андрогения

 

Гендер – это социальный пол  человека, т.е. образ мужчины или  женщины в культуре, социуме, согласно которому к конкретным лицам мужского или женского пола предъявляются требования соответствовать ему внешне и внутренне, в чувствах, мыслях, поведении, образе жизни.

Маскулинность – мужественность.

Феминность – женственность.

Андрогинность – сочетание в одном индивиде маскулинности и феминности.

Индивид вынужден, живя в социуме, играть роль мужчины или женщины, соответствовать своему половому статусу, гендерной роли.

 

Для чего это все необходимо:

1. Гендерная характеристика ТИМов  позволяет более дифференцированно  подходить к вопросам социальной адаптации индивидуума в зависимости от соотношения гендерного характера его ТИМа и гендерного характера коллектива, с которым он взаимодействует.

 

Андрогиния – или близость к  ней – обуславливает гораздо  более гибкое и успешное поведение  индивидуума на уровне социальных контактов независимо от того, какого он пола и в какой среде коммуницирует: преимущественно в мужской или преимущественно в женской. Например, женщина ЭСЭ значительно легче приспособится к мужскому коллективу в силу своей высокосигнальной творческой сенсорики и контактной логики, чем женщина СЭИ или женщина ИЭИ, у которых логика – мобилизационная функция. А мужчине ЛИИ с его ролевой этической функцией легче приспособиться к женскому коллективу, нежели его маскулинному «зеркалу», мужчине ИЛЭ, у которого этическая функция – мобилизационная; но ЛИИ в этом смысле будет весьма уступать мужчине ЭИИ с его программной этической функцией.

Информация о работе Дифференциальная психология как наука