Исследование природы индивидуального
стиля привели к тому, что зона
неопределенности деятельности является
необходимой предпосылкой индивидуального
стиля и его системообразующей функции.
В свою очередь зона неопределенности
деятельности можно разделить
на две категории: объективные
условия зоны неопределенности деятельности
и субъективные. Так под объективными
условиями можно понимать ситуации, когда
одни и те же объективные требования могут
быть осуществлены при помощи различных
промежуточных целей или движений. Субъективные
условия характеризуются тем, что субъект
в определенных условиях выбирает более
или менее адекватные цели или движения,
которые в той или иной степени будут соответствовать
его индивидуальным особенностям [2]. Таким
образом, можно заметить, что выбор тех
или иных действий или целей при данных
индивидуальных особенностях, характеризует
овладение индивидуального стиля деятельности.
Уровни индивидуального стиля
деятельности
В советской психологии принято
выделять несколько уровней индивидуального
стиля деятельности.
Более низкий уровень принято
обозначать за индивидуальный стиль
жизнедеятельности. К этому уровню можно
отнести режим питания и стиль моторной
активности. Разнообразие движений для
достижения одной и той же цели характеризуют
зону неопределенности моторной активности.
Наиболее полно эту зону исследовал Климов.
Более высокий уровень индивидуального
стиля характеризуется индивидуальной
системой операция. Наиболее общий
и основной признак заключается в соотношении
ориентировочных, исполнительных и контрольных
операций. Данный уровень разбивается
на два типа:
ориентировочные операции предшествуют
исполнительным; предварительная ориентировка
кратковременна, а мысленный план
имеет схематический характер. В процессе
выполнения он значительно расширяется
и видоизменяется благодаря частным ориентировочным
операциям [2].
Например, исследования показали,
что первый тип индивидуального
стиля проявляется у старшеклассников
во время составления подробного плана
для написания сочинения. Второй типа
индивидуального стиля проявляется в
том, что учеником составляется весьма
краткий план, в при написания сочинения
он детализируется.
Значимый признак индивидуального
стиля деятельности заключается
в том, что различные ориентировочные,
исполнительные и контрольные операции
в нем взаимно связаны и взаимно обусловлены,
что выражается в интеркорреляциях между
ними [2].
Мерлин В.С. считал, что индивидуальный
стиль деятельности представляет
собой симптомокомплекс операций,
связанный с определенным свойством нервной
системы.
Социально-психологические
предпосылки индивидуального стиля деятельности.
Индивидуальный стиль деятельность
В советской психологии говорилось
о двух предпосылках, при которых
возможно усвоение индивидуального
стиля деятельности:
1) зона неопределенности деятельности,
при которой одна и та же
цель может быть достигнута различными
движениями, целями и операциями;
2) стремление субъекта выбрать
наиболее подходящую индивидуальную
систему движение, операция и промежуточных
целей, которая помогла бы добиться максимального
успеха, и, которая была бы наиболее согласованной
с разноуровневыми индивидуальными свойствами.
По мнению Мерлина, существует
еще один источник, который непосредственно
связан с предыдущими двумя предпосылками
усвоения индивидуального стиля деятельности.
Данный тип отражает социальные отношения
и требования общества в целом. Кроме того,
этот источник отражает взаимоотношения
в коллективе и требования коллектива.
- Дифференциально- психологические аспекты личности.
Как уже не раз подчеркивалось,
становление личности и психическое
развитие протекают у разных людей по-разному.
Серьезное изучение психологии
половых различий только еще
начинается, и эмпирические данные
весьма противоречивы. Относительно
умственных способностей достоверно
установлено, что девочки превосходят
мальчиков в словесно-речевой деятельности:
в младенчестве девочки раньше начинают
говорить, затем половые различия как
будто сглаживаются, но приблизительно
с 11 лет девочки снова заметно опережают
мальчиков, причем это опережение продолжается
до окончания средней школы, а возможно
и дольше. Мальчики начиная с подросткового
возраста превосходят девочек в решении
пространственно-зрительных задач и в
математических способностях (здесь их
преимущество проявляется начиная с 12-13
лет). Однако многие другие предположения,
которые обыденное сознание склонно считать
самоочевидными, не выдерживают экспериментальной
проверки. Нельзя, например, считать доказанным
мнение, что девочки превосходят мальчиков
в механическом запоминании и выполнении
простых, однообразных задач, тогда как
мальчики лучше справляются с задачами,
требующими более сложных размышлений
и заглушения ранее усвоенных реакций.
Не доказано и то, что мышление мальчиков
более "аналитично", - значимых половых
различий в стиле умственной деятельности
психологи пока не обнаружили.
Проблема половозрастной дифференциации
познавательных способностей заслуживает
серьезного внимания. Учителям хорошо
известно, что в старших классах
различия в направленности интересов
и занятий мальчиков и девочек
увеличиваются, причем, хотя девочки
на всем протяжении школьного периода
лучше учатся и имеют более высокий средний
балл, интересы мальчиков более дифференцированны
и определенны. Однако дифференциация
умственных способностей может быть также
результатом прогрессирующей специализации
школьного обучения. Чтобы проверить это,
нужно обследовать параллельно учащихся
и неучащихся одного и того же возраста.
Кроме того, данные, полученные методом
поперечных срезов, нуждаются в лонгитюдном
подтверждении. Наконец, встает вопрос
о достаточности и обоснованности используемых
психологами тестов.
Большие различия существуют
в эмоциональных реакциях и
самосознании юношей и девушек.
Если судить по их самоописаниям,
в 14-15 лет девочки гораздо больше
мальчиков озабочены тем, что
о них думают другие, значительно
более ранимы, чувствительны к критике,
насмешкам и т. д.
Склонность девочек видеть
себя более интроспективными
и чувствительными подтверждается
и другими данными, например
сравнением дневников юношец
и девушек. Не говоря о том,
что девочки раньше начинают вести
дневники и делают это гораздо чаще и систематичнее
мальчиков, девичьи дневники отличаются
большей интимностью. Это, как правило,
описание и анализ собственных чувств
и переживаний, особенно любовных, сплошной
разговор с собой и о себе. Юношеские дневники
более разнообразны и предметны, в них
шире отражаются интеллектуальные увлечения
и интересы авторов, их практическая деятельность;
эмоциональные переживания описываются
юношами более скупо и сдержанно.
Существенно различаются и
ретроспективные описания "трудного
возраста" юношами и девушками. Юношеские
самоописания более динамичны, акцент
в них делается на появлении новых интересов,
видов деятельности и т. п. Девичьи самоописания
более субъективны и говорят в основном
об испытываемых чувствах, чаще отрицательных.
Однако самосознание и самооценки
юношей и девушек сильно зависят
от стереотипных представлений
о том, какими должны быть мужчины и женщины,
а эти стереотипы, в свою очередь, про-изводны
от исторически сложившейся дифференциации
половых ролей. Без учета социальных условий
половые различия в поведении и самосознании
понять нельзя.
В исследованиях и тестах,
основанных на самоотчетах, женщины
обычно выглядят более тревожными
и чаще испытывающими страх, чем мужчины.
В то же время объективное (с помощью КГР)
измерение эмоциональных реакций в стрессовых
ситуациях показывает, что половые различия
в этих случаях невелики. Сопоставляя
эти факты с тем, что традиционная мужская
роль запрещает мальчику испытывать страх,
психологи предполагают, что мальчики
просто подавляют или утаивают часть своих
не соответствующих идеалу "маскулинности"
чувств и переживаний, тогда как девочки
говорят о них открыто (недаром мальчики
имеют более высокие показатели по контрольным
шкалам "лжи" и "психологической
защиты"). Поэтому, хотя девушки считают
себя более тревожными, чем юноши (это
само по себе существенно - в конце концов,
именно подавляя страх, изгоняя его из
своего сознания, юноша становится смелым),
объективная картина неясна.
Еще труднее делать широкие
обобщения относительно уровня активности,
соревновательности, доминантности и
послушности мальчиков и девочек. Многие
психологи считают, что первые три качества
в большей мере свойственны мальчикам,
а четвертое - девочкам. Однако очень многое
зависит здесь от возраста, содержания
деятельности, стиля воспитания и т. д.
Пассивность и зависимость, которые раньше
считались биологическими свойствами
женщины, не универсальны и соотносятся
не столько с биологией, сколько с соответствующей
системой социальных половых ролей. Тем
не менее некоторые половые особенности
самосознания весьма устойчивы и обнаруживаются
в разных социально-культурных средах.
Так, мальчики во всех возрастах склонны
считать себя более сильными, энергичными,
властными и деловыми, чем девочки. При
этом мальчики-подростки нередко переоценивают
свои способности и свое положение среди
сверстников, не любят признавать свои-слабости
и недостаточно прислушиваются к информации,
которая противоречит их завышенной самооценке.
Девочки более самокритичны и чувствительны.
Такой защитный механизм (игнорируя информацию,
противоречащую его образу "я", юноша
защищает свое самоуважение) кажется иррациональным,
но в какой-то мере он способствует формированию
внутренней установки на самостоятельность.
"Пробиваясь" сквозь эту линию защиты,
убеждая старшеклассника, что он в чем-то
себя переоценивает, воспитатель ни в
коем случае не должен подрывать юношескую
систему само-oоценок, так как это сделало
бы ученика беззащитным и зависимым. Характерно,
что мальчики, притворяясь, в отличие от
девочек, безразличными к реакции окружающих,
в то же время значительно больше хвастаются,
что-то "изображают", рисуются "ради
внешнего эффекта. Это свойство, усиливающееся
от детства к отрочеству, наблюдается
у мальчиков в различных культурных средах.
Одна из самых важных дифференциально-психологических
характеристик личности - ее самоуважение,
т. е. обобщенное отношение личности к
самой себе. Высокое самоуважение означает,
что человек "принимает", уважает
себя, положительно относится к себе; низкое
самоуважение означает острую неудовлетворенность
собой, презрение к себе, отрицательную
оценку собственной личности.
Самоуважение - весьма устойчивая
и важная черта, тесно связанная
с остальными свойствами личности.
Люди с высоким самоуважением обычно более
самостоятельны, меньше поддаются внушению;
пониженное самоуважение часто коррелирует
с конформностью. Имеются данные о наличии
связи между самоуважением личности и
отношением ее к другим людям: человек,
положительно относящийся к себе, обычно
"принимает" и окружающих, тогда как
отрицательное отношение к себе коррелирует
с неприязненным и недоверчивым отношением
к другим людям.
Изучая условия формирования
и функции самоуважения большой
группы американских старшеклассников
15-18 лет, М. Розенберг нашел, что юноши с
пониженным самоуважением характеризуются
также неустойчивостью образа "я";
они обычно склонны "закрываться"
от окружающих, представляя им какое-то
"ложное лицо" ("представляемое
"я"). С суждениями типа: "Я часто
ловлю себя на том, что разыгрываю роль,
чтобы произвести на людей впечатление"
и "Я склонен надевать "маску" перед
людьми" - юноши с низким самоуважением
соглашались почти в шесть раз чаще, чем
обладатели высокого самоуважения. Это
происходит из-за того, что юношам с низким
самоуважением хочется скрыть свои подразумеваемые
слабости, но необходимость "играть
роль" вызывает страх, как бы не сделать
ложного шага. Тем самым усиливается внутренняя
напряженность. Юноши с пониженным самоуважением
особенно ранимы и чувствительны ко всему,
что так или иначе затрагивает их личность.
Они болезненно реагируют на критику,
смех, порицание. Их беспокоит плохое мнение
о них окружающих. Они острее реагируют,
если у них что-то не получается в работе
или если они обнаруживают какой-то недостаток
в самих себе. Вследствие этого им свойственна
склонность к психической изоляции, уходу
от действительности в мир мечты, причем
этот уход отнюдь не добровольный. Чем
ниже уровень самоуважения человека, тем
более вероятно, что он страдает от одиночества.
Пониженное самоуважение и
трудности общения снижают также
социальную активность личности.
Юноши с низким самоуважением
принимают значительно меньшее
участие в общественной жизни,
реже занимают выборные должности
и т. д. При выборе профессии
они избегают специальностей, связанных
с необходимостью руководить или подчиняться,
а также предполагающих дух соревнования.
Даже поставив перед собой определенную
цель, они не особенно надеются на успех,
считая, что у них нет для этого необходимых
данных.
Степень расхождения реального
и идеального "я", определяющая
общий уровень самоуважения, зависит
от целого ряда условий. На одном полюсе
стоят подростки и юноши, у которых низкое
самоуважение и преувеличенно критическое
отношение к себе связано с невротизмом
и склонностью к депрессии. Заниженная
самооценка выражает в этом случае, если
воспользоваться психиатрическими терминами,
"агрессию, направленную на себя".
И здесь учитель, как никто другой, может
оказать эмоциональную поддержку старшекласснику,
помочь ему разобраться в своих переживаниях,
не преувеличивать значение конфликтов,
которые через неделю будут забыты. Иногда
для этого достаточно дать юноше просто
"выговориться". Эффективным способом
повысить самоуважение является незаметное
включение школьника в такую деятельность,
в которой он сможет проявить свои сильные
стороны и получить, таким образом, подтверждение
своей человеческой ценности.
Но неудовлетворенность собой
и высокая самокритичность далеко
не всегда свидетельствуют о
пониженном самоуважении. Несовпадение
реального и идеального "я" вполне
нормальное, естественное следствие роста
самосознания и необходимая предпосылка
целенаправленного самовоспитания. При
переходе от детства к отрочеству и далее
самокритичность растет. Так, в изученных
Е. К. Матлиным сочинениях десятиклассников,
описывающих собственную личность, в 3,5
раза больше критических высказываний,
чем у пятиклассников. Ту же тенденцию
отмечают психологи ГДР. Чаще всего старшеклассники
жалуются на слабоволие, неустойчивость,
подверженность влияниям и т. п., а также
на такие недостатки, как капризность,
ненадежность, обидчивость.
Расхождение реального и
идеального "я" - функция не
только возраста, но и интеллекта.
У интеллектуально развитых.подростков
и юношей расхождение между реальным и
идеальным "я", т. е. между теми свойствами,
которые индивид себе приписывает, и теми,
которыми он хотел бы обладать, значительно
больше, чем у ребят со средними способностями.
То же - у более творческих людей, у которых
гибкость и независимость мышления часто
сочетаются с недовольством собой, повышенной
ранимостью и т. д. Дневники и личные документы
многих великих людей, например Л. Толстого,
также свидетельствуют о том, что почти
все они, кто реже, кто чаще, переживали
чувство острой неудовлетворенности собой
и творческого бессилия.
Рефлексивная самокритика творческой
личности и пониженное самоуважение
невротика похожи друг на друга
тем, что в обоих случаях
присутствует стремление к совершенству
и выбор настолько высокого
образца, что по сравнению с ним
наличные достижения и свойства "я"
кажутся незначительными. Но в первом
случае конфликт реального и идеального
"я" разрешается в деятельности, будь
то учеба, труд или самовоспитание. Этот
конфликт развертывается на основе сильного
"я", которое может ставить себе сложные
задачи, и в этом проявляется мера самоуважения.
Наоборот, типичная черта невротика - слабое
"я". Невротическая рефлексия остается
на уровне пассивного самосозерцания,
вырождается в "самодовольное нянчанье
индивидуума со своими ему одному дорогими
особенностями" (Гегель. Философия духа.
- Соч. М., Госполитиздат, 1950, т. III, с. 26). Признание
и даже гипертрофия собственных недостатков
служат здесь не стартовой площадкой для
их преодоления, а средством самооправдания,
отказа от деятельности, вплоть до полного
"выключения" из реального мира.