Дифференциальная психология как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 09:40, курс лекций

Краткое описание

1. История формирования дифференциальной психологии как науки.
2. Методы дифференциальной психологии
3. Гуморальные теории темперамента

Файлы: 1 файл

Ответы.doc

— 776.00 Кб (Скачать)

 

 Исследование природы индивидуального  стиля привели к тому, что зона  неопределенности деятельности является необходимой предпосылкой индивидуального стиля и его системообразующей функции.

 

 В свою очередь зона неопределенности  деятельности можно разделить  на две категории: объективные условия зоны неопределенности деятельности и субъективные. Так под объективными условиями можно понимать ситуации, когда одни и те же объективные требования могут быть осуществлены при помощи различных промежуточных целей или движений. Субъективные условия характеризуются тем, что субъект в определенных условиях выбирает более или менее адекватные цели или движения, которые в той или иной степени будут соответствовать его индивидуальным особенностям [2]. Таким образом, можно заметить, что выбор тех или иных действий или целей при данных индивидуальных особенностях, характеризует овладение индивидуального стиля деятельности.

 

 Уровни индивидуального стиля  деятельности

 

 В советской психологии принято  выделять несколько уровней индивидуального  стиля деятельности.

 

 Более низкий уровень принято  обозначать за индивидуальный стиль жизнедеятельности. К этому уровню можно отнести режим питания и стиль моторной активности. Разнообразие движений для достижения одной и той же цели характеризуют зону неопределенности моторной активности. Наиболее полно эту зону исследовал Климов.

 

 Более высокий уровень индивидуального  стиля характеризуется индивидуальной  системой операция. Наиболее общий и основной признак заключается в соотношении ориентировочных, исполнительных и контрольных операций. Данный уровень разбивается на два типа:

 

 ориентировочные операции предшествуют  исполнительным; предварительная ориентировка  кратковременна, а мысленный план имеет схематический характер. В процессе выполнения он значительно расширяется и видоизменяется благодаря частным ориентировочным операциям [2].

 

 Например, исследования показали, что первый тип индивидуального  стиля проявляется у старшеклассников во время составления подробного плана для написания сочинения. Второй типа индивидуального стиля проявляется в том, что учеником составляется весьма краткий план, в при написания сочинения он детализируется.

 

 Значимый признак индивидуального  стиля деятельности заключается  в том, что различные ориентировочные, исполнительные и контрольные операции в нем взаимно связаны и взаимно обусловлены, что выражается в интеркорреляциях между ними [2].

 

 Мерлин В.С. считал, что индивидуальный  стиль деятельности представляет  собой симптомокомплекс операций, связанный с определенным свойством нервной системы.

 

Социально-психологические  предпосылки индивидуального стиля деятельности. Индивидуальный стиль деятельность

 

 В советской психологии говорилось  о двух предпосылках, при которых  возможно усвоение индивидуального стиля деятельности:

 

1) зона неопределенности деятельности, при которой одна и та же цель может быть достигнута различными движениями, целями и операциями;

 

2) стремление субъекта выбрать  наиболее подходящую индивидуальную  систему движение, операция и промежуточных целей, которая помогла бы добиться максимального успеха, и, которая была бы наиболее согласованной с разноуровневыми индивидуальными свойствами.

 

 По мнению Мерлина, существует  еще один источник, который непосредственно  связан с предыдущими двумя предпосылками усвоения индивидуального стиля деятельности. Данный тип отражает социальные отношения и требования общества в целом. Кроме того, этот источник отражает взаимоотношения в коллективе и требования коллектива.

 

 

 

  1. Дифференциально- психологические аспекты личности.

Как уже не раз подчеркивалось, становление личности и психическое развитие протекают у разных людей по-разному.

 

 Серьезное изучение психологии  половых различий только еще  начинается, и эмпирические данные  весьма противоречивы. Относительно  умственных способностей достоверно  установлено, что девочки превосходят мальчиков в словесно-речевой деятельности: в младенчестве девочки раньше начинают говорить, затем половые различия как будто сглаживаются, но приблизительно с 11 лет девочки снова заметно опережают мальчиков, причем это опережение продолжается до окончания средней школы, а возможно и дольше. Мальчики начиная с подросткового возраста превосходят девочек в решении пространственно-зрительных задач и в математических способностях (здесь их преимущество проявляется начиная с 12-13 лет). Однако многие другие предположения, которые обыденное сознание склонно считать самоочевидными, не выдерживают экспериментальной проверки. Нельзя, например, считать доказанным мнение, что девочки превосходят мальчиков в механическом запоминании и выполнении простых, однообразных задач, тогда как мальчики лучше справляются с задачами, требующими более сложных размышлений и заглушения ранее усвоенных реакций. Не доказано и то, что мышление мальчиков более "аналитично", - значимых половых различий в стиле умственной деятельности психологи пока не обнаружили.

 

 Проблема половозрастной дифференциации  познавательных способностей заслуживает  серьезного внимания. Учителям хорошо  известно, что в старших классах  различия в направленности интересов  и занятий мальчиков и девочек  увеличиваются, причем, хотя девочки на всем протяжении школьного периода лучше учатся и имеют более высокий средний балл, интересы мальчиков более дифференцированны и определенны. Однако дифференциация умственных способностей может быть также результатом прогрессирующей специализации школьного обучения. Чтобы проверить это, нужно обследовать параллельно учащихся и неучащихся одного и того же возраста. Кроме того, данные, полученные методом поперечных срезов, нуждаются в лонгитюдном подтверждении. Наконец, встает вопрос о достаточности и обоснованности используемых психологами тестов.

 

 Большие различия существуют  в эмоциональных реакциях и  самосознании юношей и девушек.  Если судить по их самоописаниям,  в 14-15 лет девочки гораздо больше  мальчиков озабочены тем, что  о них думают другие, значительно более ранимы, чувствительны к критике, насмешкам и т. д.

 

 Склонность девочек видеть  себя более интроспективными  и чувствительными подтверждается  и другими данными, например  сравнением дневников юношец  и девушек. Не говоря о том,  что девочки раньше начинают вести дневники и делают это гораздо чаще и систематичнее мальчиков, девичьи дневники отличаются большей интимностью. Это, как правило, описание и анализ собственных чувств и переживаний, особенно любовных, сплошной разговор с собой и о себе. Юношеские дневники более разнообразны и предметны, в них шире отражаются интеллектуальные увлечения и интересы авторов, их практическая деятельность; эмоциональные переживания описываются юношами более скупо и сдержанно.

 

 Существенно различаются и ретроспективные описания "трудного возраста" юношами и девушками. Юношеские самоописания более динамичны, акцент в них делается на появлении новых интересов, видов деятельности и т. п. Девичьи самоописания более субъективны и говорят в основном об испытываемых чувствах, чаще отрицательных.

 

 Однако самосознание и самооценки  юношей и девушек сильно зависят  от стереотипных представлений о том, какими должны быть мужчины и женщины, а эти стереотипы, в свою очередь, про-изводны от исторически сложившейся дифференциации половых ролей. Без учета социальных условий половые различия в поведении и самосознании понять нельзя.

 

 В исследованиях и тестах, основанных на самоотчетах, женщины  обычно выглядят более тревожными и чаще испытывающими страх, чем мужчины. В то же время объективное (с помощью КГР) измерение эмоциональных реакций в стрессовых ситуациях показывает, что половые различия в этих случаях невелики. Сопоставляя эти факты с тем, что традиционная мужская роль запрещает мальчику испытывать страх, психологи предполагают, что мальчики просто подавляют или утаивают часть своих не соответствующих идеалу "маскулинности" чувств и переживаний, тогда как девочки говорят о них открыто (недаром мальчики имеют более высокие показатели по контрольным шкалам "лжи" и "психологической защиты"). Поэтому, хотя девушки считают себя более тревожными, чем юноши (это само по себе существенно - в конце концов, именно подавляя страх, изгоняя его из своего сознания, юноша становится смелым), объективная картина неясна.

 

 Еще труднее делать широкие обобщения относительно уровня активности, соревновательности, доминантности и послушности мальчиков и девочек. Многие психологи считают, что первые три качества в большей мере свойственны мальчикам, а четвертое - девочкам. Однако очень многое зависит здесь от возраста, содержания деятельности, стиля воспитания и т. д. Пассивность и зависимость, которые раньше считались биологическими свойствами женщины, не универсальны и соотносятся не столько с биологией, сколько с соответствующей системой социальных половых ролей. Тем не менее некоторые половые особенности самосознания весьма устойчивы и обнаруживаются в разных социально-культурных средах. Так, мальчики во всех возрастах склонны считать себя более сильными, энергичными, властными и деловыми, чем девочки. При этом мальчики-подростки нередко переоценивают свои способности и свое положение среди сверстников, не любят признавать свои-слабости и недостаточно прислушиваются к информации, которая противоречит их завышенной самооценке. Девочки более самокритичны и чувствительны. Такой защитный механизм (игнорируя информацию, противоречащую его образу "я", юноша защищает свое самоуважение) кажется иррациональным, но в какой-то мере он способствует формированию внутренней установки на самостоятельность. "Пробиваясь" сквозь эту линию защиты, убеждая старшеклассника, что он в чем-то себя переоценивает, воспитатель ни в коем случае не должен подрывать юношескую систему само-oоценок, так как это сделало бы ученика беззащитным и зависимым. Характерно, что мальчики, притворяясь, в отличие от девочек, безразличными к реакции окружающих, в то же время значительно больше хвастаются, что-то "изображают", рисуются "ради внешнего эффекта. Это свойство, усиливающееся от детства к отрочеству, наблюдается у мальчиков в различных культурных средах.

 

 Одна из самых важных дифференциально-психологических  характеристик личности - ее самоуважение, т. е. обобщенное отношение личности к самой себе. Высокое самоуважение означает, что человек "принимает", уважает себя, положительно относится к себе; низкое самоуважение означает острую неудовлетворенность собой, презрение к себе, отрицательную оценку собственной личности.

 

 Самоуважение - весьма устойчивая  и важная черта, тесно связанная  с остальными свойствами личности. Люди с высоким самоуважением обычно более самостоятельны, меньше поддаются внушению; пониженное самоуважение часто коррелирует с конформностью. Имеются данные о наличии связи между самоуважением личности и отношением ее к другим людям: человек, положительно относящийся к себе, обычно "принимает" и окружающих, тогда как отрицательное отношение к себе коррелирует с неприязненным и недоверчивым отношением к другим людям.

 

 Изучая условия формирования  и функции самоуважения большой  группы американских старшеклассников 15-18 лет, М. Розенберг нашел, что юноши с пониженным самоуважением характеризуются также неустойчивостью образа "я"; они обычно склонны "закрываться" от окружающих, представляя им какое-то "ложное лицо" ("представляемое "я"). С суждениями типа: "Я часто ловлю себя на том, что разыгрываю роль, чтобы произвести на людей впечатление" и "Я склонен надевать "маску" перед людьми" - юноши с низким самоуважением соглашались почти в шесть раз чаще, чем обладатели высокого самоуважения. Это происходит из-за того, что юношам с низким самоуважением хочется скрыть свои подразумеваемые слабости, но необходимость "играть роль" вызывает страх, как бы не сделать ложного шага. Тем самым усиливается внутренняя напряженность. Юноши с пониженным самоуважением особенно ранимы и чувствительны ко всему, что так или иначе затрагивает их личность. Они болезненно реагируют на критику, смех, порицание. Их беспокоит плохое мнение о них окружающих. Они острее реагируют, если у них что-то не получается в работе или если они обнаруживают какой-то недостаток в самих себе. Вследствие этого им свойственна склонность к психической изоляции, уходу от действительности в мир мечты, причем этот уход отнюдь не добровольный. Чем ниже уровень самоуважения человека, тем более вероятно, что он страдает от одиночества.

 

 Пониженное самоуважение и  трудности общения снижают также  социальную активность личности. Юноши с низким самоуважением  принимают значительно меньшее  участие в общественной жизни,  реже занимают выборные должности  и т. д. При выборе профессии они избегают специальностей, связанных с необходимостью руководить или подчиняться, а также предполагающих дух соревнования. Даже поставив перед собой определенную цель, они не особенно надеются на успех, считая, что у них нет для этого необходимых данных.

 

 Степень расхождения реального  и идеального "я", определяющая  общий уровень самоуважения, зависит от целого ряда условий. На одном полюсе стоят подростки и юноши, у которых низкое самоуважение и преувеличенно критическое отношение к себе связано с невротизмом и склонностью к депрессии. Заниженная самооценка выражает в этом случае, если воспользоваться психиатрическими терминами, "агрессию, направленную на себя". И здесь учитель, как никто другой, может оказать эмоциональную поддержку старшекласснику, помочь ему разобраться в своих переживаниях, не преувеличивать значение конфликтов, которые через неделю будут забыты. Иногда для этого достаточно дать юноше просто "выговориться". Эффективным способом повысить самоуважение является незаметное включение школьника в такую деятельность, в которой он сможет проявить свои сильные стороны и получить, таким образом, подтверждение своей человеческой ценности.

 

 Но неудовлетворенность собой  и высокая самокритичность далеко  не всегда свидетельствуют о  пониженном самоуважении. Несовпадение реального и идеального "я" вполне нормальное, естественное следствие роста самосознания и необходимая предпосылка целенаправленного самовоспитания. При переходе от детства к отрочеству и далее самокритичность растет. Так, в изученных Е. К. Матлиным сочинениях десятиклассников, описывающих собственную личность, в 3,5 раза больше критических высказываний, чем у пятиклассников. Ту же тенденцию отмечают психологи ГДР. Чаще всего старшеклассники жалуются на слабоволие, неустойчивость, подверженность влияниям и т. п., а также на такие недостатки, как капризность, ненадежность, обидчивость.

 

 Расхождение реального и  идеального "я" - функция не  только возраста, но и интеллекта. У интеллектуально развитых.подростков и юношей расхождение между реальным и идеальным "я", т. е. между теми свойствами, которые индивид себе приписывает, и теми, которыми он хотел бы обладать, значительно больше, чем у ребят со средними способностями. То же - у более творческих людей, у которых гибкость и независимость мышления часто сочетаются с недовольством собой, повышенной ранимостью и т. д. Дневники и личные документы многих великих людей, например Л. Толстого, также свидетельствуют о том, что почти все они, кто реже, кто чаще, переживали чувство острой неудовлетворенности собой и творческого бессилия.

 

 Рефлексивная самокритика творческой  личности и пониженное самоуважение  невротика похожи друг на друга  тем, что в обоих случаях  присутствует стремление к совершенству  и выбор настолько высокого  образца, что по сравнению с ним наличные достижения и свойства "я" кажутся незначительными. Но в первом случае конфликт реального и идеального "я" разрешается в деятельности, будь то учеба, труд или самовоспитание. Этот конфликт развертывается на основе сильного "я", которое может ставить себе сложные задачи, и в этом проявляется мера самоуважения. Наоборот, типичная черта невротика - слабое "я". Невротическая рефлексия остается на уровне пассивного самосозерцания, вырождается в "самодовольное нянчанье индивидуума со своими ему одному дорогими особенностями" (Гегель. Философия духа. - Соч. М., Госполитиздат, 1950, т. III, с. 26). Признание и даже гипертрофия собственных недостатков служат здесь не стартовой площадкой для их преодоления, а средством самооправдания, отказа от деятельности, вплоть до полного "выключения" из реального мира.

Информация о работе Дифференциальная психология как наука