Исследование природы индивидуального 
стиля привели к тому, что зона 
неопределенности деятельности является 
необходимой предпосылкой индивидуального 
стиля и его системообразующей функции.
 
 В свою очередь зона неопределенности 
деятельности можно разделить 
на две категории: объективные 
условия зоны неопределенности деятельности 
и субъективные. Так под объективными 
условиями можно понимать ситуации, когда 
одни и те же объективные требования могут 
быть осуществлены при помощи различных 
промежуточных целей или движений. Субъективные 
условия характеризуются тем, что субъект 
в определенных условиях выбирает более 
или менее адекватные цели или движения, 
которые в той или иной степени будут соответствовать 
его индивидуальным особенностям [2]. Таким 
образом, можно заметить, что выбор тех 
или иных действий или целей при данных 
индивидуальных особенностях, характеризует 
овладение индивидуального стиля деятельности.
 
 Уровни индивидуального стиля 
деятельности
 
 В советской психологии принято 
выделять несколько уровней индивидуального 
стиля деятельности.
 
 Более низкий уровень принято 
обозначать за индивидуальный стиль 
жизнедеятельности. К этому уровню можно 
отнести режим питания и стиль моторной 
активности. Разнообразие движений для 
достижения одной и той же цели характеризуют 
зону неопределенности моторной активности. 
Наиболее полно эту зону исследовал Климов.
 
 Более высокий уровень индивидуального 
стиля характеризуется индивидуальной 
системой операция. Наиболее общий 
и основной признак заключается в соотношении 
ориентировочных, исполнительных и контрольных 
операций. Данный уровень разбивается 
на два типа:
 
 ориентировочные операции предшествуют 
исполнительным; предварительная ориентировка 
кратковременна, а мысленный план 
имеет схематический характер. В процессе 
выполнения он значительно расширяется 
и видоизменяется благодаря частным ориентировочным 
операциям [2]. 
 
 Например, исследования показали, 
что первый тип индивидуального 
стиля проявляется у старшеклассников 
во время составления подробного плана 
для написания сочинения. Второй типа 
индивидуального стиля проявляется в 
том, что учеником составляется весьма 
краткий план, в при написания сочинения 
он детализируется.
 
 Значимый признак индивидуального 
стиля деятельности заключается 
в том, что различные ориентировочные, 
исполнительные и контрольные операции 
в нем взаимно связаны и взаимно обусловлены, 
что выражается в интеркорреляциях между 
ними [2]. 
 
 Мерлин В.С. считал, что индивидуальный 
стиль деятельности представляет 
собой симптомокомплекс операций, 
связанный с определенным свойством нервной 
системы.
 
Социально-психологические 
предпосылки индивидуального стиля деятельности. 
Индивидуальный стиль деятельность
 
 В советской психологии говорилось 
о двух предпосылках, при которых 
возможно усвоение индивидуального 
стиля деятельности:
 
 1) зона неопределенности деятельности, 
при которой одна и та же 
цель может быть достигнута различными 
движениями, целями и операциями;
 
 2) стремление субъекта выбрать 
наиболее подходящую индивидуальную 
систему движение, операция и промежуточных 
целей, которая помогла бы добиться максимального 
успеха, и, которая была бы наиболее согласованной 
с разноуровневыми индивидуальными свойствами.
 
 По мнению Мерлина, существует 
еще один источник, который непосредственно 
связан с предыдущими двумя предпосылками 
усвоения индивидуального стиля деятельности. 
Данный тип отражает социальные отношения 
и требования общества в целом. Кроме того, 
этот источник отражает взаимоотношения 
в коллективе и требования коллектива.
 
 
 
  - Дифференциально- психологические аспекты личности.
 
Как уже не раз подчеркивалось, 
становление личности и психическое 
развитие протекают у разных людей по-разному. 
 
 Серьезное изучение психологии 
половых различий только еще 
начинается, и эмпирические данные 
весьма противоречивы. Относительно 
умственных способностей достоверно 
установлено, что девочки превосходят 
мальчиков в словесно-речевой деятельности: 
в младенчестве девочки раньше начинают 
говорить, затем половые различия как 
будто сглаживаются, но приблизительно 
с 11 лет девочки снова заметно опережают 
мальчиков, причем это опережение продолжается 
до окончания средней школы, а возможно 
и дольше. Мальчики начиная с подросткового 
возраста превосходят девочек в решении 
пространственно-зрительных задач и в 
математических способностях (здесь их 
преимущество проявляется начиная с 12-13 
лет). Однако многие другие предположения, 
которые обыденное сознание склонно считать 
самоочевидными, не выдерживают экспериментальной 
проверки. Нельзя, например, считать доказанным 
мнение, что девочки превосходят мальчиков 
в механическом запоминании и выполнении 
простых, однообразных задач, тогда как 
мальчики лучше справляются с задачами, 
требующими более сложных размышлений 
и заглушения ранее усвоенных реакций. 
Не доказано и то, что мышление мальчиков 
более "аналитично", - значимых половых 
различий в стиле умственной деятельности 
психологи пока не обнаружили. 
 
 Проблема половозрастной дифференциации 
познавательных способностей заслуживает 
серьезного внимания. Учителям хорошо 
известно, что в старших классах 
различия в направленности интересов 
и занятий мальчиков и девочек 
увеличиваются, причем, хотя девочки 
на всем протяжении школьного периода 
лучше учатся и имеют более высокий средний 
балл, интересы мальчиков более дифференцированны 
и определенны. Однако дифференциация 
умственных способностей может быть также 
результатом прогрессирующей специализации 
школьного обучения. Чтобы проверить это, 
нужно обследовать параллельно учащихся 
и неучащихся одного и того же возраста. 
Кроме того, данные, полученные методом 
поперечных срезов, нуждаются в лонгитюдном 
подтверждении. Наконец, встает вопрос 
о достаточности и обоснованности используемых 
психологами тестов. 
 
 Большие различия существуют 
в эмоциональных реакциях и 
самосознании юношей и девушек. 
Если судить по их самоописаниям, 
в 14-15 лет девочки гораздо больше 
мальчиков озабочены тем, что 
о них думают другие, значительно 
более ранимы, чувствительны к критике, 
насмешкам и т. д. 
 
 Склонность девочек видеть 
себя более интроспективными 
и чувствительными подтверждается 
и другими данными, например 
сравнением дневников юношец 
и девушек. Не говоря о том, 
что девочки раньше начинают вести 
дневники и делают это гораздо чаще и систематичнее 
мальчиков, девичьи дневники отличаются 
большей интимностью. Это, как правило, 
описание и анализ собственных чувств 
и переживаний, особенно любовных, сплошной 
разговор с собой и о себе. Юношеские дневники 
более разнообразны и предметны, в них 
шире отражаются интеллектуальные увлечения 
и интересы авторов, их практическая деятельность; 
эмоциональные переживания описываются 
юношами более скупо и сдержанно. 
 
 Существенно различаются и 
ретроспективные описания "трудного 
возраста" юношами и девушками. Юношеские 
самоописания более динамичны, акцент 
в них делается на появлении новых интересов, 
видов деятельности и т. п. Девичьи самоописания 
более субъективны и говорят в основном 
об испытываемых чувствах, чаще отрицательных. 
 
 Однако самосознание и самооценки 
юношей и девушек сильно зависят 
от стереотипных представлений 
о том, какими должны быть мужчины и женщины, 
а эти стереотипы, в свою очередь, про-изводны 
от исторически сложившейся дифференциации 
половых ролей. Без учета социальных условий 
половые различия в поведении и самосознании 
понять нельзя. 
 
 В исследованиях и тестах, 
основанных на самоотчетах, женщины 
обычно выглядят более тревожными 
и чаще испытывающими страх, чем мужчины. 
В то же время объективное (с помощью КГР) 
измерение эмоциональных реакций в стрессовых 
ситуациях показывает, что половые различия 
в этих случаях невелики. Сопоставляя 
эти факты с тем, что традиционная мужская 
роль запрещает мальчику испытывать страх, 
психологи предполагают, что мальчики 
просто подавляют или утаивают часть своих 
не соответствующих идеалу "маскулинности" 
чувств и переживаний, тогда как девочки 
говорят о них открыто (недаром мальчики 
имеют более высокие показатели по контрольным 
шкалам "лжи" и "психологической 
защиты"). Поэтому, хотя девушки считают 
себя более тревожными, чем юноши (это 
само по себе существенно - в конце концов, 
именно подавляя страх, изгоняя его из 
своего сознания, юноша становится смелым), 
объективная картина неясна. 
 
 Еще труднее делать широкие 
обобщения относительно уровня активности, 
соревновательности, доминантности и 
послушности мальчиков и девочек. Многие 
психологи считают, что первые три качества 
в большей мере свойственны мальчикам, 
а четвертое - девочкам. Однако очень многое 
зависит здесь от возраста, содержания 
деятельности, стиля воспитания и т. д. 
Пассивность и зависимость, которые раньше 
считались биологическими свойствами 
женщины, не универсальны и соотносятся 
не столько с биологией, сколько с соответствующей 
системой социальных половых ролей. Тем 
не менее некоторые половые особенности 
самосознания весьма устойчивы и обнаруживаются 
в разных социально-культурных средах. 
Так, мальчики во всех возрастах склонны 
считать себя более сильными, энергичными, 
властными и деловыми, чем девочки. При 
этом мальчики-подростки нередко переоценивают 
свои способности и свое положение среди 
сверстников, не любят признавать свои-слабости 
и недостаточно прислушиваются к информации, 
которая противоречит их завышенной самооценке. 
Девочки более самокритичны и чувствительны. 
Такой защитный механизм (игнорируя информацию, 
противоречащую его образу "я", юноша 
защищает свое самоуважение) кажется иррациональным, 
но в какой-то мере он способствует формированию 
внутренней установки на самостоятельность. 
"Пробиваясь" сквозь эту линию защиты, 
убеждая старшеклассника, что он в чем-то 
себя переоценивает, воспитатель ни в 
коем случае не должен подрывать юношескую 
систему само-oоценок, так как это сделало 
бы ученика беззащитным и зависимым. Характерно, 
что мальчики, притворяясь, в отличие от 
девочек, безразличными к реакции окружающих, 
в то же время значительно больше хвастаются, 
что-то "изображают", рисуются "ради 
внешнего эффекта. Это свойство, усиливающееся 
от детства к отрочеству, наблюдается 
у мальчиков в различных культурных средах. 
 
 Одна из самых важных дифференциально-психологических 
характеристик личности - ее самоуважение, 
т. е. обобщенное отношение личности к 
самой себе. Высокое самоуважение означает, 
что человек "принимает", уважает 
себя, положительно относится к себе; низкое 
самоуважение означает острую неудовлетворенность 
собой, презрение к себе, отрицательную 
оценку собственной личности. 
 
 Самоуважение - весьма устойчивая 
и важная черта, тесно связанная 
с остальными свойствами личности. 
Люди с высоким самоуважением обычно более 
самостоятельны, меньше поддаются внушению; 
пониженное самоуважение часто коррелирует 
с конформностью. Имеются данные о наличии 
связи между самоуважением личности и 
отношением ее к другим людям: человек, 
положительно относящийся к себе, обычно 
"принимает" и окружающих, тогда как 
отрицательное отношение к себе коррелирует 
с неприязненным и недоверчивым отношением 
к другим людям. 
 
 Изучая условия формирования 
и функции самоуважения большой 
группы американских старшеклассников 
15-18 лет, М. Розенберг нашел, что юноши с 
пониженным самоуважением характеризуются 
также неустойчивостью образа "я"; 
они обычно склонны "закрываться" 
от окружающих, представляя им какое-то 
"ложное лицо" ("представляемое 
"я"). С суждениями типа: "Я часто 
ловлю себя на том, что разыгрываю роль, 
чтобы произвести на людей впечатление" 
и "Я склонен надевать "маску" перед 
людьми" - юноши с низким самоуважением 
соглашались почти в шесть раз чаще, чем 
обладатели высокого самоуважения. Это 
происходит из-за того, что юношам с низким 
самоуважением хочется скрыть свои подразумеваемые 
слабости, но необходимость "играть 
роль" вызывает страх, как бы не сделать 
ложного шага. Тем самым усиливается внутренняя 
напряженность. Юноши с пониженным самоуважением 
особенно ранимы и чувствительны ко всему, 
что так или иначе затрагивает их личность. 
Они болезненно реагируют на критику, 
смех, порицание. Их беспокоит плохое мнение 
о них окружающих. Они острее реагируют, 
если у них что-то не получается в работе 
или если они обнаруживают какой-то недостаток 
в самих себе. Вследствие этого им свойственна 
склонность к психической изоляции, уходу 
от действительности в мир мечты, причем 
этот уход отнюдь не добровольный. Чем 
ниже уровень самоуважения человека, тем 
более вероятно, что он страдает от одиночества. 
 
 Пониженное самоуважение и 
трудности общения снижают также 
социальную активность личности. 
Юноши с низким самоуважением 
принимают значительно меньшее 
участие в общественной жизни, 
реже занимают выборные должности 
и т. д. При выборе профессии 
они избегают специальностей, связанных 
с необходимостью руководить или подчиняться, 
а также предполагающих дух соревнования. 
Даже поставив перед собой определенную 
цель, они не особенно надеются на успех, 
считая, что у них нет для этого необходимых 
данных. 
 
 Степень расхождения реального 
и идеального "я", определяющая 
общий уровень самоуважения, зависит 
от целого ряда условий. На одном полюсе 
стоят подростки и юноши, у которых низкое 
самоуважение и преувеличенно критическое 
отношение к себе связано с невротизмом 
и склонностью к депрессии. Заниженная 
самооценка выражает в этом случае, если 
воспользоваться психиатрическими терминами, 
"агрессию, направленную на себя". 
И здесь учитель, как никто другой, может 
оказать эмоциональную поддержку старшекласснику, 
помочь ему разобраться в своих переживаниях, 
не преувеличивать значение конфликтов, 
которые через неделю будут забыты. Иногда 
для этого достаточно дать юноше просто 
"выговориться". Эффективным способом 
повысить самоуважение является незаметное 
включение школьника в такую деятельность, 
в которой он сможет проявить свои сильные 
стороны и получить, таким образом, подтверждение 
своей человеческой ценности. 
 
 Но неудовлетворенность собой 
и высокая самокритичность далеко 
не всегда свидетельствуют о 
пониженном самоуважении. Несовпадение 
реального и идеального "я" вполне 
нормальное, естественное следствие роста 
самосознания и необходимая предпосылка 
целенаправленного самовоспитания. При 
переходе от детства к отрочеству и далее 
самокритичность растет. Так, в изученных 
Е. К. Матлиным сочинениях десятиклассников, 
описывающих собственную личность, в 3,5 
раза больше критических высказываний, 
чем у пятиклассников. Ту же тенденцию 
отмечают психологи ГДР. Чаще всего старшеклассники 
жалуются на слабоволие, неустойчивость, 
подверженность влияниям и т. п., а также 
на такие недостатки, как капризность, 
ненадежность, обидчивость. 
 
 Расхождение реального и 
идеального "я" - функция не 
только возраста, но и интеллекта. 
У интеллектуально развитых.подростков 
и юношей расхождение между реальным и 
идеальным "я", т. е. между теми свойствами, 
которые индивид себе приписывает, и теми, 
которыми он хотел бы обладать, значительно 
больше, чем у ребят со средними способностями. 
То же - у более творческих людей, у которых 
гибкость и независимость мышления часто 
сочетаются с недовольством собой, повышенной 
ранимостью и т. д. Дневники и личные документы 
многих великих людей, например Л. Толстого, 
также свидетельствуют о том, что почти 
все они, кто реже, кто чаще, переживали 
чувство острой неудовлетворенности собой 
и творческого бессилия. 
 
 Рефлексивная самокритика творческой 
личности и пониженное самоуважение 
невротика похожи друг на друга 
тем, что в обоих случаях 
присутствует стремление к совершенству 
и выбор настолько высокого 
образца, что по сравнению с ним 
наличные достижения и свойства "я" 
кажутся незначительными. Но в первом 
случае конфликт реального и идеального 
"я" разрешается в деятельности, будь 
то учеба, труд или самовоспитание. Этот 
конфликт развертывается на основе сильного 
"я", которое может ставить себе сложные 
задачи, и в этом проявляется мера самоуважения. 
Наоборот, типичная черта невротика - слабое 
"я". Невротическая рефлексия остается 
на уровне пассивного самосозерцания, 
вырождается в "самодовольное нянчанье 
индивидуума со своими ему одному дорогими 
особенностями" (Гегель. Философия духа. 
- Соч. М., Госполитиздат, 1950, т. III, с. 26). Признание 
и даже гипертрофия собственных недостатков 
служат здесь не стартовой площадкой для 
их преодоления, а средством самооправдания, 
отказа от деятельности, вплоть до полного 
"выключения" из реального мира.