Дифференциальная психология как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 09:40, курс лекций

Краткое описание

1. История формирования дифференциальной психологии как науки.
2. Методы дифференциальной психологии
3. Гуморальные теории темперамента

Файлы: 1 файл

Ответы.doc

— 776.00 Кб (Скачать)

 

 Зная поведение воспитанника, круг его интересов, его способность  преодолевать трудности и достигать поставленных целей (прежде всего в той сфере, которая для него самого наиболее личностно значима, каково бы ни было ее место в школьной программе), вдумчивый учитель всегда сможет оценить, к какому из двух полюсов тяготеет старшеклассник и нужно ли учить его несколько умерять уровень своих притязаний, соотнося самооценки с реальными возможностями, или, наоборот, повышать этот уровень, равно как и веру в собственные силы.

 

 В юношеском возрасте уже  отчетливо видна направленность  личности. Одни старшеклассники  четко ориентированы на деятельность; даже если основная сфера их  деятельности еще не определена, такие юноши отличаются выраженной потребностью в достижении, умением ставить перед собой конкретные цели, распределять и планировать свое время. Другие живут главным образом воображением; мир их фантазии и мечты часто плохо сочетается с практической жизнью. Третьи пассивно плывут по течению, ориентируясь преимущественно на удовлетворение своих сегодняшних потребностей в общении, эмоциональном комфорте, и не слишком задумываются о будущем. Четвертые увлекаются всем понемногу. Педагогика юношеского возраста имеет дело с людьми выросшими, но еще не взрослыми, информированными, но еше не компетентными, увлекающимися, но еще не увлеченными. Некоторая поверхностность - не недостаток, а возрастная черта ранней юности.

 

 

  1. Концепции личностных черт в дифференциальной психологии.

Характеристика концепций черт личности

 

Для понимания того, что же есть личность, недостаточно указания на ее социальное происхождение. Важно понимать, что личность – это своеобразное интегрирующее начало, которое придает  ее поведению необходимую последовательность и устойчивость. Личность есть некое организованное и организующее целое (структура) относительно постоянных свойств (черт), динамически развивающихся из врожденных задатков индивида во взаимодействии с жизненной средой. Данное определение содержит две главные составные части, о которых в дальнейшем пойдет речь: структуру (строение) личности и ее динамику (личностный рост).

 

 Личность – очень сложное  образование. Число ее свойств  (черт) в русском языке превышает  1500. Среди этих свойств имеются более «укорененные», ядерные (например, высокая тревожность) и такие, которые можно назвать производными (если исходить из тревожности, это, может быть, избегание ответственности). Все черты взаимосвязаны, но их взаимосвязи различны. Как привести в систему это множество черт? На этот вопрос ученые отвечают по-разному.

 

 

Концепция черт личности

 

 Один из наиболее популярных  подходов в рассмотрении структуры  личности – концепциячерт личности. Согласно данной концепции, личность описывается как состоящая из стабильных, устойчивых, взаимосвязанных элементов (свойств, черт), определяющих ее внутреннюю сущность и поведение. Черта здесь рассматривается как устойчивое качество или склонность человека вести себя определенным образом в различных ситуациях. Различия в поведении людей объясняются различиями в выраженности личностных черт.

 

 Согласно Г.Оллпорту, человек  может иметь от двух до десяти  главныхчерт (трудолюбие или склонность к праздности, честность, деловые качества, любовь к музыке и т.д.), которые характеризуют его образ жизни; у него также имеются многочисленные второстепенныечерты, которые скорее соответствуют его установкам в различных конкретных ситуациях.

 

 По мнению Р.Кеттела, автора  известного личностного опросника  – 16 PF - ядро личностной структуры образуется шестнадцатью факторами (обобщенная черта личности), полученными в результате статистической обработки (факторного анализа). Личностный профиль строится с учетом балльных показателей по всем 16-ти факторам.

 

 

Названия (характеристики) факторов

Фактор                                Высокая оценка                                   Низкая оценка

 

А Аффектотимия (доброта, сердечность)         Шизотимия (обособленность, отчужденность)

 

В Высокий интеллект (умный)                     Низкий интеллект (глупый)

 

С Сила «Я» (эмоциональная устойчивость)         Слабость «Я» (эмоциональная неустойчивость)

 

Е Доминантность (настойчивость, напористость) Конформность (покорность, зависимость)

 

F Сургенсия (беспечность)                                 Десургенсия (озабоченность)

 

G Сила «Сверх-Я» (высокая совестливость)         Слабость «Сверх-Я» (недобросовестность)

 

H Пармия (смелость)                                             Тректия (робость)

 

I Премсия (мягкосердечность, нежность)          Харрия (суровость, жесткость)

 

L Протенсия (подозрительность)                      Алаксия (доверчивость)

 

M Аутия (мечтательность)                                 Праксерния (практичность)

 

N Искусственность (проницательность, расчетливость) Безыскусственность (наивность, простота)

 

O Гипотимия (склонность к чувству вины)     Гипертимия (самоуверенность, уверенная адекватность)

 

Q1 Радикализм (гибкость)                                 Консерватизм (ригидность)

 

Q2 Самодостаточность (самостоятельность)          Социабельность (зависимость от группы)

 

Q3 Контроль желаний (высокий самоконтроль поведения) Импульсивность (низкий самоконтроль поведения)

 

Q4 Фрустрированность (напряженность)           Нефрустрированность (расслабленность)

 

 

 

 

Типологические личностные модели

 

 Другой путь анализа структуры  личности основывается на выделении  не отдельных личностных черт, а типа личности. Тип личности  – это совокупность множества  различных черт, которые взаимосвязаны  между собой и определяют постоянные  и обобщенные поведенческие характеристики.

 

 Примером типологического личностного  подхода является концепция К.-Г.Юнга.

 

 Юнг выделяет два основных  личностных типа: интровертированный  и экстравертированный. Оба эти  типа хорошо известны каждому  на основании собственного опыта общения. Интроверт – замкнутая, с трудом постигаемая, часто застенчивая натура, противоположностью которой является экстраверт - открытый, обходительный, часто веселый, по крайней мере, приветливый, уживчивый со всеми, если даже спорит, то все-таки находится в отношениях, позволяющих влиять на других или допускать влияние на себя.

 

 Экстраверты черпают энергию  в общении с людьми, всегда  готовы продолжить общение или  поддержать беседу, в то время как интроверту после периода интенсивного общения необходимо уединиться, обработать полученную информацию, что называется «подзарядить батареи». По данным американских психологов, число экстравертов приблизительно в три раза превышает число интровертов. Обычно человек не бывает чистым интро- или экстравертом, но имеет тенденцию к той или иной ориентации. При этом нельзя сказать, что один тип лучше или хуже другого.

 

 Кроме того, Юнг выделяет  четыре основных психических  функции: мышление, чувствование, ощущение и интуицию. Мышление и чувствование Юнг рассматривал как альтернативные способы формирования суждений и принятия решений, а ощущение и интуицию – как способы получения информации.

 

 О представителе интуитивного  типа нередко говорят: «Он парит  в облаках, или он - не от  мира сего». Интуиция – способ обработки информации, накапливаемой преимущественно в бессознательном. Интуитивный тип более доверяет собственному опыту. Информация у таких людей обрабатывается очень быстро, тут же автоматически связывается с прошлым опытом, а принятое решение, если оно и правильное, нередко «противоречит» здравому смыслу. В принятии решений представители интуитивного типа опираются на «внутренний голос» или собственную интуицию, вне зависимости от того, как поступают в подобных ситуациях окружающие. Люди интуитивного типа получают знания произвольным путем, иногда «скачками», им трудно учиться систематически, последовательно.

 

 Если человек интуитивного  типа ищет что-то конкретное, он  легко пройдет мимо, не заметив  того, что ищет. Для представителя  ощущающего (сенсорного) типа это непостижимо. Ощущение основано на конкретных фактах, на том, что можно увидеть, понюхать, потрогать руками. Человек, у которого доминируют ощущения, более адекватно, чем интуитивный, реагирует на конкретную ситуацию, но, вместе с тем, более зависим от нее. Таким людям чуждо фантазирование, они предпочитают «синицу в руках журавлю в небе». Критериями в принятии решений для них являются опыт окружающих и здравый смысл. Относящиеся к сенсорному типу предпочитают учиться на фактах, которые преподносятся им последовательно.

 

 Взаимное непонимание людей  интуитивного и сенсорного типов  нередко становится предметом  шуток и анекдотов. Однако в  этом нет ничего смешного. Непонимание  и, связанные с ним, трудности  в общении могут быть очень  болезненными. А начинается это с различий в восприятии: один видит лес, а другой – деревья. Кто же из них не прав?

 

 При рассмотрении мыслительного  и чувствующего типов следует  иметь в виду, что Юнг использовал  данные определения для описания  процесса принятия решений. Важно помнить, что «мыслительному» - совсем не чужды чувства, а «чувствующий» - способен думать. Оба типа могут быть в равной степени интеллектуальными и эмоциональными. В данном случае, речь идет только лишь о процессе, который представители этих типов предпочитают при принятии решений.

 

 У мыслительного типа ярче, чем у чувствующего проявляется  способность к обобщениям, абстрагированию, логическим суждениям. В обработке информации и при принятии решений представители этого типа считают оправданным объективный подход, имеющий четкие законы и правила. Принимая решение, представитель мыслительного типа предпочитает быть аналитиком, логичным и беспристрастным. Представителям чувствующего типа, в большей степени, свойственны субъективизм и гуманность. Для них важно, как принятие решения может повлиять на других. Им свойственно отождествлять себя с другими и остро чувствовать чужую боль. При принятии решения представители чувствующего типа этическими категориями руководствуются больше, чем категориями логическими.

 

 Внутренняя и внешняя (при взаимодействии с миром) гармония, по Юнгу, возможна при гармоничном сочетании всех четырех психических функций. Чтобы ориентироваться, мы должны обладать функцией, которая подтверждает, что нечто имеет место - ощущение; вторая функция устанавливает, что именно наличествует – мышление; третья решает, подходит нам это или нет, хотим ли мы принять это – чувствование; четвертая функция указывает, откуда это пришло и к чему приведет – интуиция.

 

 К сожалению, у человека  эти четыре функции развиты неравномерно. Обычно одна из них доминирует и еще одна – сопутствует. Две оставшиеся – выражены слабо и находятся в бессознательном состоянии. Чем более развиты доминирующая и сопутствующая функции, тем более антагонистичны им их противоположности.

 

 Юнг всегда подчеркивал, что  нельзя говорить о том, какой  из описанных типов лучше. Каждый  из них имеет свои достоинства  и преимущества, точно так же, как и свои относительные слабости. Например, преподаватель мыслительного  типа склонен к систематизации и логическому построению и обоснованию излагаемого материала. Этим он положительно отличается от преподавателя интуитивного типа, который часто отвлекается от темы, перескакивает с вопроса на вопрос. Однако преподаватель интуитивного типа, в большей степени, чем коллега мыслительного типа способен к предвидениям и прогнозам.

 

 

Динамические личностные модели

 

 Динамические личностные модели, безусловно, являются более сложным  структурным описанием личности, поскольку учитывают не только  составляющие личность структурные элементы, но и существующие между ними взаимосвязи, особую внутриличностную динамику. Типичным примером такого сложного структурного описания личности является модель личности, предложенная З.Фрейдом.

 

 Личность, по З.Фрейду, состоит  из трех главных компонентов. Первый компонент – «Id» (Оно) – резервуар бессознательной энергии, называемой либидо. «Оно» включает базальные инстинкты, желания и импульсы, с которыми люди рождаются, а именно: Эрос – инстинкт удовольствия и секса и Танатос – инстинкт смерти, который может мотивировать агрессию или деструктивность по отношению к себе или другим. «Оно» ищет немедленного удовлетворения, невзирая на социальные нормы или права и чувства других, т.е. «Оно» действует согласно принципу удовольствия.

 

 Второй компонент личности – «Ego» (Я). Это – разум. «Я» ищет пути удовлетворения инстинктов с учетом норм и правил общества. Именно «Я» находит компромиссы между неразумными требованиями «Оно» и требованиями реального мира – оно действует согласно принципу реальности. «Я» пытается удовлетворить потребности, защитив при этом человека от физического и эмоционального ущерба, который может явиться следствием осознания, не говоря уже об отреагировании импульсов, исходящих из «Оно». «Я» – исполнительная власть личности.

 

 Третий компонент личности  – «Super-Ego» (Сверх-Я). Этот компонент  развивается в процессе воспитания как результат усвоения родительских и социальных ценностей. З.Фрейд использует для этого процесса термин «интроекция». «Сверх-Я» включает интроекцированные ценности, наши «надо» и «нельзя». Это – наша совесть. «Сверх-Я» действует на основе морального принципа, нарушение его норм приводит к чувству вины.

Информация о работе Дифференциальная психология как наука