Предмет психологии как науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 23:46, доклад

Краткое описание

Психологию определяют как научное исследование поведения и внутренних психических процессов и практическое применение получаемых знаний. Психология изучает мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим человеком. Она полезна просто человеку, так сказать, для личных целей, чтобы понимать состояние своей собственной души, а при необходимости сознательно вносить в него изменения (аутотренинг, нейролингвистическое программирование, медитация);

Файлы: 1 файл

Предмет психологии как науки.docx

— 25.83 Кб (Скачать)

Предмет психологии как науки.

Психологию определяют как научное исследование поведения  и внутренних психических процессов  и практическое применение получаемых знаний. Психология изучает мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим  человеком. Она полезна просто человеку, так сказать, для личных целей, чтобы  понимать состояние своей собственной  души, а при необходимости сознательно  вносить в него изменения (аутотренинг, нейролингвистическое программирование, медитация); она необходима родителям  и педагогам, чтобы знать, что  происходит в душах детей, оказывать  им первую психологическую помощь, корректировать их психическое развитие; она просто необходима для делового человека, чтобы принимать ответственные  решения с учетом психологического состояния партнеров, умело воздействовать на их симпатии и антипатии, убеждения  и вкусы; без нее также не обойтись инженеру, решающему задачи надежности действий операторов. Слово психология буквально означает наука о душе. Научное употребление термина Психология появилось впервые в 16в. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением душевных сил, психических явлений, т.е. таких явлений, которые каждый человек обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позже с 17-19в. Область Психологии расширяется и включает в себя не только осознаваемые, но и  неосознаваемые процессы. Психология–наука о психике и психических явлениях.

Научная психология существенно  отличается от житейской, при этом их соотношение проявляется в следующем:

• житейские знания более конкретны, они связаны с конкретными ситуациями, научная же психология направлена на обобщения, позволяет увидеть общие закономерности развития личности, группы;

• в научной психологии в отличие от житейской используется более общирный инструментарий для получения информации.

• житейские психологические знания обычно носят интуитивный характер, приобретаются чаще всего путем практики, а научные – более рационально, осознанно и целенаправленно;

• научная психология располагает собственным большим фактическим материалом;

• житейская психология в отличие от научной имеет малые возможности для передачи информации, так как житейский опыт - конкретный и интуитивный;

Основные задачи психологии – это:

 

1) качественное изучение психических явлений;

2) анализ формирования и развития психических явлений;

3) изучение физиологических механизмов психических явлений;

4) содействие внедрению психологических знаний в практику жизни и деятельности людей.

 

 

История развития психологии

В своем развитии психология прошла несколько этапов.

1 – донаучный период  заканчивается в YII-YI вв. до н.э.  В этот период представления  о душе основывались на многочисленных  мифах и легендах, на сказках  и первоначальных религиозных  верованиях, связывающих душу с  определенными живыми существами (тотемами). Конкретного раскрытия  содержания и функций души  не было. Не существовало и  методов исследования души.

2 – научный (философский)  период начинается на рубеже YII-YI вв до н.э. и заканчивается концом XYIII - началом XIX вв. Психология в этот период развивалась в рамках философии, поэтому он условно называется философским периодом. Завершается он появлением первой психологической школы (ассоцианизм) и определением собственно психологической терминологии, отличной от философской. Этот период неоднороден, и на протяжении более чем 20 веков психология претерпела существенные изменения. В научном периоде выделяют три самостоятельных этапа развития психологии:

- эпоха античной психологии YII в. до н.э. – III в н.э. Душа понималась как первооснова тела, основным кирпичиком, из которого состоит все сущее. Главной функцией души считалось придание телу активности, так как тело является инертной массой, которую приводит в движение именно душа. Душа не только дает энергию для активности, но и направляет ее, т.е. руководит поведением человека. Постепенно к функциям души добавилось познание. Основными достижениями этапа является определение основных проблем психологии, связанных с исследованием познания, активности тела, способов регуляции поведения и пределов свободы человека.

- эпоха Средневековья IY – XY вв н.э. Душа была предметом изучения, прежде всего, для богословия, что существенно сужало возможности ее научного познания. Поэтому, хотя формально предмет психологии не изменился, фактически исследования сместились на изучение видов активности тела и особенностей познания, прежде всего чувственного познания мира. Этот этап характеризуется появлением собственно психологического метода – интроспекции. К основным достижениям можно отнести развитие психофизических исследований и первых работ по психологии масс. Регулятивная функция души, волевое поведение, логическое мышление не изучались, так как считались прерогативой божественной воли, а не материальной души.

- эпоха Возрождения и Нового времени XY – XYII вв. Психология избавлялась от диктата богословия. Наука стремилась стать объективной, рациональной, а не сакральной, т.е. основанной на доказательствах, на разуме, а не на вере. Но отказаться полностью от богословского понимания души было невозможно. Поэтому психология меняет свой предмет, становится наукой о сознании, т.е. о содержании сознания и путях его формирования. Основным методом исследования в это время была интроспекция и частично логика. Основными достижениями являются: развитие рационалистического подхода к психике, появление первых теорий эмоций и теории рефлекса, попыткой введения в предмет психологии бессознательного.

3 – ассоцианистическая психология конец XYIII середина XIX вв. Предметом психологии стали познавательные процессы. Поведение, эмоции, личность и ее развитие не вошли в предмет. Такое ограничение на первых порах имело и положительное значение, т.к. давало психологии возможность избавиться от сакральности, стать экспериментальной наукой. Это позволило ей выделиться в самостоятельную науку, отделив свой предмет от предмета философии. С другой стороны, такой подход начинал препятствовать развития психологии, поэтому к середине XIX в. он был пересмотрен. Методами исследования этого периода является интроспекция, логика, начало использования методов естественных наук (метод проб и ошибок). Главные достижения – появление первой психологической школы, новых подходов к предмету и методам психологии, концепции об адаптационной функции психики, развитие теории рефлекса, естественнонаучного подхода к изучению психики, дальнейшее развитие концепций бессознательного.

4 – экспериментальная  психология середина XIX начало XX в.  Важнейший этап в развитии  психологии связан с появлением  экспериментальной лаборатории  В.Вундта, сделавшего психологию не только самостоятельной, но и объективной, экспериментальной наукой.

Предметом психологии включал  в себя элементы психики, отождествляемой  с сознанием, их связи и законы. Методами исследования были: экспериментальный  метод, интроспекция и анализ результатов  творческой деятельности, как человека, так и народа в целом, первые тесты.

Однако ассоцианистический подход, на базе которого и выстраивал свою модель психологии Вундт, не мог уже объяснить новые факты душевной жизни. Это заставило ученых искать новый предмет и новые методы исследования психики. Первые школы этого периода (структурализм, функционализм, Вюрцбургская школа), просуществовали недолго. Однако они показали, что среди психологов не существует уже единого мнения о том, что и как должна изучать психология. Начался новый этап психологии:

5 – методологический  кризис и разделение психологии  на отдельные школы 10 - 30-е годы  ХХ в. В каждой школе был свой предмет и свой метод исследования того, что понималось данной школой под психикой.

- глубинная психология - глубинные структуры психики, метод – психоанализ и проективные методики;

- бихевиоризм - поведение, метод – экспериментальное изучение процесса научения, формирование связи между стимулом и реакцией;

-  гештальтпсихология - структуры психики, метод – исследование познавательных процессов и потребностей;

- советская психология - высшие психические функции, инструментальный метод

Основными достижениями считаются появление первых концепций  личности, теорий сознания, теорий научения, творческого мышления. Появление  первых экспериментальных исследований личности.

6 – дальнейшее развитие  психологических школ 40 – 60-е  годы ХХ в. Во второй половине ХХ в. возникают новые школы и направления: гуманистическая, экзистенциальная (предмет – внутренняя сущность личности); генетическая и когнитивная (предмет – познавательные процессы, развитие интеллекта и этапы переработки информации). Методами исследования можно считать опросники, новые экспериментальные методы изучения интеллекта. Главными достижениями является дальнейшее развитие теоретических концепций в русле основных проблем психологии, развитие и совершенствование психотерапевтических технологий. Т.о. можно сказать, что с середины ХХ в. психология вступила в современный нам этап своего развития:

7 – современная психология 60-е годы – начало ХХ1 в. Предмет психологии сейчас развивается в рамках отдельных психологических школ. Совершенствуются методы экспериментального исследования психики, появляются разнообразные диагностические методики. Этап характеризуется появлением тенденции к объединению, синтезу наиболее значительных достижений отдельных школ.

 

 

 

Отрасли

В настоящее время  психология представляет собой сложную  и разветвленную систему направлений  научных исследований, структуру  которой составляет множество относительно самостоятельно развивающихся отраслей. Расширение и обогащение структуры  психологии определено влиянием двух факторов:

Во-первых, усложняется  социальная жизнь и деятельность современного человека, следовательно, перед психологией ставятся новые  задачи и вопросы, ответы на которые  требуют тщательного изучения новых психологических реалий;

Во-вторых, развитие самой  науки, ее методов исследований позволяют  постоянно расширять горизонты  психологии- сегодня насчитывают до ста отраслей психологии, которые находятся на разных стадиях своего развития и становления в качестве самостоятельных научных дисциплин.

Особое положение  среди всех направлений занимает общая психология, объединяющая различные  отрасли в целостное научное  знание. Изучая сущность и общие  закономерности возникновения, функционирования и развития психики, она представляет собой методологическую и теоретическую  основу всех психологических дисциплин. Важное место в структуре психологических  знаний занимает история психологии, в центре внимания которой находятся  процессы развития представлений о  природе и сущности психики от древнейших времен до наших дней.

Отрасли психологии принято  квалифицировать по разным критериям.

Отрасли психологии, изучающие  психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности:

психология труда  исследует психологические особенности  трудовой деятельности человека, психологические  аспекты научной организации труда;

медицинская психология изучает психологические аспекты  здоровья и болезни, психологические  основы деятельности медицинского персонала;

педагогическая психология рассматривает психологические  закономерности процессов обучения и воспитания;

юридическая психология подразделяется на судебную психологию, исследующую психические особенности  поведения участников уголовного процесса, криминальную психологию, занимающуюся проблемами поведения и формирования личности преступника, мотивами преступления, а также пенитенциарную психологию, изучающую психологию заключенного в исправительных учреждениях;

инженерная психология анализирует процессы информационного  взаимодействия человека и технических  устройств, решение проблем инженерно-психологического проектирования в системе «человек — машина»;

спортивная психология рассматривает психологические  особенности личности и деятельности спортсменов, условия и средства их психологической подготовки;

отрасли, которые занимаются психологическими аспектами рекламы, бизнеса, управления, творчества и многих других видов деятельности человека.

Отрасли психологии, изучающие  различные аспекты психического развития:

возрастная психология прослеживает развитие психики в  онтогенезе — ее разделами являются детская психология, психология подростка, психология юности, психология взрослого  человека, геронтопсихология;

сравнительная психология изучает закономерности, происхождение  и развитие психики животных и  человека;

психология аномального  развития, или специальная психология, исследует нарушения психического развития ребенка.

Отрасли психологии, изучающие  отношения личности и общества:

социальная психология исследует психические явления  в процессе взаимоотношения людей  друг с другом;

этнопсихология акцентирует  внимание на этнических особенностях психики людей, этнических стереотипах  и т.д.

Даже упоминание небольшой  части развивающихся в настоящее  время отраслей психологии позволяет  судить о том, насколько многогранна  эта наука. Вместе с тем психология представляет собой единую научную  дисциплину, основанную на едином предмете исследования и едином методе и включенную в общенаучный контекст.

 

 

Основные направления психологии 20 в

Направления психологии

Бихевиоризм

Направление в психологии, объясняющее  поведение человека в частности  и млекопитающих в общем.

Психоанализ

Направление, возникшее в результате работ Зигмунда Фрейда в конце XIX и началe XX века. Направлено на систематизированное объяснение бессознательных связей через ассоциативный процесс.

Информация о работе Предмет психологии как науки