Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 23:59, лекция
Психология – это наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека. Объектом психологии является человек и группа (коллектив).
Психика – это свойство головного мозга, обеспечивающая человеку и животным способность отражать воздействие предметов и явлений реального мира.
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
Психология как наука
Психология как наука появилась в конце XVIII века.
Психология – наука о душе.
Психология – это наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека. Объектом психологии является человек и группа (коллектив).
Психика – это свойство головного мозга, обеспечивающая человеку и животным способность отражать воздействие предметов и явлений реального мира. Психика многообразна в своих формах и проявлениях. Психика человека – это его чувства, мысли, переживания, намерения, т.е. все то, что составляет его субъективный внутренний мир, который проявляется в действиях и поступках, во взаимоотношениях с другими людьми.
Сознание человека – это высший этап развития психики и продукт общественно-исторического развития, результат труда.
Бессознательное – это форма отражения действительности, в ходе которого человеком не осознаются его источники, а отражаемая реальность сливается с его переживаниями.
Личность – это человек с присущими ему индивидуально-психологическими особенностями.
Поведение – это внешние проявления психической деятельности, поступки и действия человека.
Деятельность – это совокупность действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов.
Основной задачей психологии как науки является изучение объективных закономерностей, функционирования психических явлений и процессов как отражения объективной действительности.
Она ставит перед собой и ряд других задач:
Человек – это существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности, отличной от других живых существ. Биосоциальное существо обладает членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями.
Индивид – отдельный человек, носитель индивидуально своеобразных физических, психологических, социальных черт, единица общества.
Индивидуальность – особенная и непохожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств. Выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений; в различиях характера, темперамента, способностей. Индивидуальность свою доказывают и утверждают. Это самое узкое понятие из всех обсуждаемых. Оно содержит в себе лишь те индивидуальные и личностные черты, такое их сочетание, которое отличает человека от других людей.
Методы психологии
Эдик, Люба, Павел, Раиса, Сергей, Олег.
Э – эгоизм
Л – любовь
П – практик
Р – расчетливость, равнодушие
С – спонтанность
О – общительность
Психологические познавательные процессы
Это активный процесс отражения в сознании человека отдельных признаков и свойств предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Виды отношений:
Пороги отношений:
Свойства ощущений:
2. Восприятие
Это психически активный процесс отражения в сознании человека предметов и явлений во всей совокупности признаков при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Виды восприятия:
Особенности восприятия:
Некоторые способы активизации восприятия человека:
3. Внимание
Это направленность и сосредоточенность сознания человека на тех или иных предметах и явлениях.
Виды внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.
Свойства внимания:
Способы влияния на внимание человека:
4. Представления
Это образы ранее воспринимавшихся человеком предметов и явлений.
Классификация представлений.
1) По ведущему органу чувств:
2) По степени новизны:
3) По степени обобщения:
4) По содержанию:
Некоторые способы развития представлений:
5. Память
Это процесс запоминания, сохранения и последующего воспроизведения того, что человек делал, переживал, воспринимал.
Виды памяти:
1) По длительности хранения и
использования информации
2) По особенностям запоминания бывает:
Способы эффективного запоминания:
6. Воображение
Это процесс создания человеком новых образов и их функционирования.
Виды воображения:
Некоторые способы развития воображения:
7. Мышление
Это процесс опосредованного отражения человеком связей и отношений в предметах и явлениях.
Показатели творческого мышления:
Мыслительные операции:
Развитие творческого мышления человека:
8. Речь
Это процесс индивидуального использования языка для общения с другими людьми в интересах совместной деятельности.
Язык – это система знаков, необходимых для человеческого мышления и общения.
Функции речи:
Эмоциональные процессы
Эмоции и чувства – это процесс отражения предметов и явлений человеком в виде переживаний.
Классификация эмоций и чувств:
1) По влиянию на деятельность бывают:
2) По сложности и содержанию бывают:
3) По форме протекания бывают:
Высшие чувства – это патриотические, нравственные, эстетические и интеллектуальные.
Эмоции и чувства проявляются в мимике, пантомимике, речи.
Волевые процессы
Воля – это способность человека управлять своим поведением, мобилизовать силы на преодоление трудностей.
Волевые качества человека:
Развитие воли человека: