Деловая риторика

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 20:23, реферат

Краткое описание

Термины "риторика" (греч. retorike), "ораторское искусство" (лат.orator На многовековом историческом пути разработки риторики прослеживаются 2 подхода к ее определению: согласно первому - это наука о теоретических законах, мастерстве красноречия; согласно второму - это искусство речи.
Становление риторики как науки произошло в Древней Греции в V в до н.э. и было связано с потребностями демократического общества высочайшей культуры.

Оглавление

1.ВВЕДЕНИЕ.
Риторика как наука и искусство.
Предмет, объект, цель изучения деловой риторики.
Деловое общение и его виды.
2.ЯЗЫК, РЕЧЬ, РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Понятие о языке и речи.
Виды речи.
Речевая деятельность. Культура речевой деятельности.
Виды речевой деятельности.
Техника звучащей речи.
3.ТЕКСТ КАК РЕЗУЛЬТАТ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Понятие о тексте.
Типы текста.
Композиция текста.
Стили текста.
4.ОСНОВЫ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ.
Понятие о литературном языке.
Культура речи и речевая культура.
Правильность речи.
Коммуникативная целесообразность речи.
5.ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ.
Этапы подготовки и проведения публичного выступления.
Установление контакта с аудиторией.
Поза, жесты, мимика оратора.
Анализ ораторской речи.
Типы ораторов.
Доклад и речь как жанры делового общения.
6.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
7.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Файлы: 1 файл

деловая риторика.docx

— 77.93 Кб (Скачать)

 Приступая к  разработке текста, необходимо определить  цель выступления. Говорящий должен  ясно представлять, какой реакции  он добивается. Основные цели  публичного монолога - сообщение  и воздействие. Оратор может  поставить задачу информировать  слушателей, дать определенные сведения. Или он рассчитывает взволновать  аудиторию, сформировать у людей  убеждения, представления, которые  станут мотивами их поведения,  то есть призывает к каким  - либо действиям. Часто эти  цели перекрещиваются, совмещаются  в одном выступлении. Свои цели  и задачи следует сообщить  слушателям.

 Важно оценить  состав будущей аудитории. Хайнц  Леммерман - автор "Учебника  риторики" - призывает заранее  настроиться на своих слушателей, поставить себя на их место, "увидеть вещи их глазами". Необходимые сведения о тех,  на кого рассчитана речь - это:  образовательный уровень, направление  образования (гуманитарное, техническое  ...), познавательные интересы, пол,  возраст, отношение к теме и  к оратору.

 Всегда легче  говорить, обращаясь к однородному  (гомогенному) составу (дилетанты,  специалисты, коллеги, студенты, люди одинаковых политических  взглядов и т. д.). Чем однороднее  аудитория, тем единодушнее реакция  на выступление. Обращаясь к  молодежи, нельзя заигрывать, льстить,  поучать, упрекать в незнании, некомпетентности, подчеркивать свое  превосходство, уклоняться от  острых проблем и вопросов. Перед  слушателями с высоким уровнем  профессиональной или научной  подготовки нельзя выступать,  если нет новых взглядов, подходов  к решению проблемы, нельзя допускать  повторы, тривиальные суждения, демонстрировать  свое превосходство, злоупотреблять  цифрами, цитатами, уклоняться от  существа проблемы.

 В неоднородной (гетерогенной) аудитории произносить  речь труднее. Если публика  различна по составу, надо, по  возможности, адресовать какой  - то фрагмент каждой группе. Следует  заранее подумать о том, что  сказать отдельным, особо авторитетным, важным персонам, если вы знаете, что они придут.

 Необходимо также  выяснить численность аудитории.  Большим количеством слушателей  сложнее управлять. В огромной  массе человек легковерен, склонен  к обезличиванию, не способен  к критике, видит все в черно  - белых красках, реагирует на  эмоции. Чем больше аудитория,  тем проще, нагляднее, образнее  следует говорить. Знание своих  слушателей, "прицельная" подготовка речи приобретают особое значение при обсуждении какого - то трудного вопроса в узком кругу специалистов, деловых людей.

 Следует узнать, в какой обстановке будет проходить  выступление - в зале, в кабинете, есть ли там кафедра, стол, микрофон ...

 Кафедра помогает  сконцентрировать внимание на  ораторе, за ней надо располагаться  свободно, непринужденно, установив  и стараясь сохранять постоянно  расстояние в 20 - 30 сантиметров  между ртом и микрофоном.

1.Аудиторное размещение. Отделяет оратора от аудитории. Обратная связь затруднена. Большое число участников

2. "Конференция". Официально. По субординации. Может вызвать конфронтацию, противостояние мнений

3. "Подкова". Способствует взаимодействию. Доступный визуальный контакт. Хорошие возможности контроля

4.V - образное расположение. Позволяет создать обстановку сотрудничества между общающимися при ведущей роли оратора

5. "Круглый стол". Объединяет людей, демократизирует обстановку обсуждения проблем.

6. "Кабаре". Для работы маленькими группами. Возможны трудности фокусирования внимания

Надо выяснить также  после каких других речей планируется  ваше выступление. Ведь каждая последующая  речь должна быть интереснее по содержанию и форме, чем предыдущая.

 Следующая ступень  докоммуникативного этапа - "кодирование" - составление текста - начинается  с подбора материала. Чтобы  выступление получилось содержательным, лучше использовать не один  источник, а несколько. Источники  материала подразделяются на  группы: 1)Непосредственные - материал, добытый автором из жизни путем  наблюдений, собственного опыта:

 а) знания, практика;

 б) личные контакты, беседы, интервью;

 в) воображение  - мысленное создание новых картин, образов, проектов на основе  прошлого опыта с элементами  творчества.

2) Опосредованные:

 а) официальные  документы:

 б) научная  и научно - популярная литература;

 в) художественная  литература;

 г) статьи газет  и журналов;

 д) передачи  радио и телевидения;

 е) справочная  литература: энциклопедии, словари;

 ж) результаты  социологических опросов.

"Живой" опыт  всегда хорошо воспринимается  слушателями, он убедителен и  ему верят.

 Материал публичного  выступления может быть теоретическим  и фактическим . Насыщенность  речи тем или другим типом  материала зависит от жанра.  Так, в отчетном докладе требуется  приводить множество фактов, чтобы  доказать положения и убедить  слушателей. Материал выступления  должен быть достоверным. Предварительно  проверяют точность информации, цифр, дат, цитат, имен.

 Систематизируя  материал, оратор создает план, продумывает  композицию, логику изложения, составляет  и редактирует текст.

 Подготовка письменного  текста имеет много преимуществ.  Написанную речь можно проверять,  исправлять; она легче запоминается  и дольше удерживается в памяти. Писать следует на отдельных  листах, на одной стороне. Опытный  оратор может ограничиться составлением  тезисов, конспекта или развернутого  плана выступления.

 Репетиция представляет  собой произнесение текста мысленно  либо вслух, лучше перед зеркалом. Надо найти такую позу, в которой  вы чувствуете себя легко и  удобно, и постараться ее запомнить;  изучить лицо - расправить нахмуренные  брови, мимические морщины, набегающие  на лоб; продумать жесты, приемы  установления контакта. Опыт показывает, что на каждую минуту выступления  приходится 20 - 25 минут подготовки. Если  выступление тщательно разработано,  то в момент встречи со слушателями  говорящий будет держаться уверенно. Существует три способа произношения  речи: 1) Чтение текста,

2) Воспроизведение  по памяти с чтением отдельных  фрагментов (с опорой на текст), 3) Свободная импровизация (экспромт).

 Читают такие  речи, от текста которых нельзя  отступить: дипломатические, торжественные,  доклады и содоклады официального  содержания. Остальные виды, как  правило, произносят с опорой  на письменную основу. Достаточно  опустить взгляд на страницу, чтобы восстановить ход изложения,  найти нужную цифру и т. п.  Такое выступление создает впечатление  свободного владения материалом, дает возможность оратору уверенно  общаться со слушателями. У  говорящего, однако, не всегда есть  возможность предварительно подготовить  текст. Иногда на совещаниях, заседаниях, собраниях, встречах приходится  выступать экспромтом. При этом  требуется большая мобилизация  памяти, энергии, воли. Импровизация  возможна только на базе больших  знаний, владения риторическими  навыками.

 После выступления  говорящий часто отвечает на  вопросы слушателей, полемизирует  с ними. Такая форма общения  требует от оратора быстрой  реакции, доброжелательности, владения  юмором. Ответ выступающего предназначается  не только спрашивающему но  и всем присутствующим.

 Методика ораторского  искусства рекомендует не торопиться  с ответом, а сначала убедиться,  что вопрос правильно понят;  отвечать лаконично, ясно и  по существу, не давать необоснованных  или сомнительных ответов; иметь  под рукой справочный материал  для тех, кто хочет получить  более подробное обоснование  ваших предположений.

b. Установление контакта с аудиторией

 Самое высшее  проявление мастерства публичного  выступления - это контакт со  слушателями, то есть общность  психического состояния оратора  и аудитории. Эта общность возникает  на основе совместной мыслительной  деятельности, сходных эмоциональных  переживаний. Отношение говорящего  к предмету речи, его заинтересованность, убежденность вызывают у слушателей  ответную реакцию. Как гласит  пословица, слово принадлежит  наполовину тому, кто говорит,  и наполовину тому, кто слушает.  Главные показатели взаимопонимания  между коммуникантами - положительная  реакция на слова выступающего, внешнее выражение внимания у  слушателей (их поза, сосредоточенный  взгляд, возгласы одобрения, кивки  головой, улыбки, смех, аплодисменты), "рабочая" тишина в зале. Контакт - величина переменная. Он  может быть полным (со всей  аудиторией) и неполным, устойчивым  и неустойчивым в разные фрагменты  произнесения речи.

 Чтобы завоевать  аудиторию, надо установить с  ней и постоянно поддерживать, зрительный контакт. Выступающий  обычно медленно обводит взглядом  слушателей.

 Перед началом  речи выдерживают небольшую психологическую  паузу - 5 - 7 секунд.

 Как бы не  интересна была тема, внимание  аудитории со временем притупляется. Его необходимо поддерживать  с помощью следующих ораторских  приемов:

1) Вопросно-ответный  прием. Оратор ставит вопросы  и сам на них отвечает, выдвигает  возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к  определенным выводам.

2) Переход от монолога  к диалогу (полемике) позволяет  приобщить к процессу обсуждения  отдельных участников, активизировать  тем самым их интерес.

3) Прием создания  проблемной ситуации. Слушателям  предлагается 

 ситуация, вызывающая  вопрос: "Почему?", что стимулирует  их познавательную активность.

4) Прием новизны  информации, гипотез заставляет  аудиторию предполагать, размышлять.

5) Опора на личный  опыт, мнения, которые всегда интересны  слушателям.

6) Показ практической  значимости информации.

7) Использование  юмора позволяет быстро завоевать  аудиторию.

8) Краткое отступление  от темы дает возможность слушателям "отдохнуть".

9) Замедление с  одновременным понижением силы  голоса способно привлечь внимание  к ответственным местам выступления  (прием "тихий голос").

 Действенным средством  контакта являются специальные  слова и выражения, которые  обеспечивают обратную связь.  Это личные местоимения 1 и  2 лица (я, вы, мы, мы с вами), глаголы  в 1 и 2 лице (попробуем понять, оговоримся, отметим, прошу вас,  отметьте себе, подумайте, конкретизируем  и др.), обращения (уважаемые коллеги,  дорогие мои), риторические вопросы  (Вы ведь хотите услышать мое  мнение?). Перечисленные языковые  средства контакта помогают преодолеть "барьер", служат объединению  говорящего со слушателями.

  c. Поза, жесты, мимика оратора

 Поза, жесты, мимика - принадлежность индивидуального  стиля. Эти элементы кинетической  системы общения действуют на  зрительный канал восприятия, акцентируют  внимание на содержании информации, поступающей по слуховому каналу, повышают эмоциональность и тем  самым способствуют лучшему усвоению  высказанных мыслей. По мнению  психологов, речь на 25% воспринимается  зрительным путем.

 Оратор должен  добиться ощущения устойчивости, равновесия, легкости, подвижности  и естественности на трибуне,  перед аудиторией. Вид человека, который длительное время стоит  неподвижно, утомляет слушателей. Во  время длительного доклада опытный  выступающий меняет позу. Шаг  вперед в нужный момент усиливает  значимость того или иного  места речи, помогает сосредоточить  на нем внимание. Отступая назад,  оратор как бы дает аудитории  возможность "отдохнуть" и  затем переходит к другому  положению речи. Не следует расхаживать,  двигаться в стороны во время  выступления.

 Мастерство оратора  проявляется в усилении воздействия  жестом, мимикой. Излишняя виртуозность  не украшает говорящего и вызывает  иронию, неприязнь. От жестов значимых, которые способствуют успеху  речи, необходимо отличать бессмысленные,  механические (встряхивание головой,  поправление волос, одежды, верчение  ручки и др.). Утверждают, что лучший  и самый совершенный жест тот,  который не замечают слушатели,  т. е. который органично сливается  с содержанием речи. В ораторском  искусстве используются:

1) Ритмические жесты.  Они подчеркивают логическое  ударение, замедление и ускорение  речи, место пауз. Например, замедленное  движение вправо при произнесении  фразы "Говорит, что воду  цедит".

Информация о работе Деловая риторика