Риторика и основы деловой речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 06:31, реферат

Краткое описание

Цель работы заключается в изучении риторики и основ деловой речи. Предметом исследования является деловая риторика, а объектом риторика как наука.
Задачи: 1. развитие и становление риторики; 2. понять основы деловой риторики; 3. ознакомиться с основными понятиями риторики.

Оглавление

Цели и задачи реферата…………………………………………………….3
Введение……………………………………………………………………...4
Исторический путь становления риторики………………………………..4
Актуальность риторики……………………………………………………..6
Определение риторики……………………………………………………...7
Деловая риторика……………………………………………………………8
Перспективы риторики……………………………………………………..14
Заключение…………………………………………………………………..15
Приложение………………………………………………………………….16
Список литературы……………………………………………………

Файлы: 1 файл

Реферат. Риторика и основы деловой речи..docx

— 33.39 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ  ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

                                                                             Факультет: Гуманитарный

                                                                      Кафедра: Философии

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

Риторика и основы деловой  речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                       Выполнила:

                                                                                           Черняева В.Н.

                                                                                     Гр. 11701

                                                                                       Проверила:

 Тюкульмина О.И.

 

 

 

 

 

 

Томск 2011

Содержание.

 

Цели и задачи реферата…………………………………………………….3

Введение……………………………………………………………………...4

Исторический путь становления  риторики………………………………..4

Актуальность риторики……………………………………………………..6

Определение риторики……………………………………………………...7

Деловая риторика……………………………………………………………8

Перспективы риторики……………………………………………………..14

Заключение…………………………………………………………………..15

Приложение………………………………………………………………….16

Список литературы………………………………………………………….17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели и задачи реферата.

 

Цель работы заключается  в изучении риторики и основ деловой речи. Предметом исследования является деловая риторика, а объектом риторика как наука.

Задачи: 1. развитие и становление риторики; 2. понять основы  деловой риторики; 3. ознакомиться с основными понятиями риторики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Риторика –  наука всеобщая.

Аристотель

 

Чем бы ни занимался человек  в жизни, на каком бы поприще он ни трудился, ему приходится общаться с другими людьми. Правильная и  красивая речь, умение убеждать других в истинности своего мнения, способность  к корректному участию в дискуссии  – все это является показателем  культуры любого образованного человека и касается как устной, так и  письменной речи.

 Конечно, какую-то часть из указанных умений и навыков мы приобретаем интуитивно, в процессе повседневной коммуникации и изучения различных наук. Но умения и навыки общения, приобретенные таким образом, недостаточны. Результатом осознания этого стало возникновение особой науки – риторики. Риторика (греч. rhetorike) - теория и искусство красноречия.

 Эта наука имеет более чем двухтысячелетнюю историю. Возникнув в Древней Греции, риторика, наряду с логикой, стала одной из базовых составляющих традиции европейского образования.

Исторический  путь становления риторики.

Становление риторики как  науки произошло в Древней  Греции в V в. до н.э. и было связано  с потребностями демократического общества в высочайшей культуре. Жители классического города – государства должны были прекрасно владеть словом, даром убеждения. Политики выступали на народных собраниях (среди них – Фемистокл, Демосфен), полководцы произносили речи перед войском (к примеру, Перикл). Граждане боролись за справедливость в суде (такие, как Антифон, Лисий), восхваляли героев, общественные события в эпидейктическом (торжественном) красноречии были особенно искусны Горгий, Исократ, философы (Сократ, Платон и другие) вели диалоги, словесные баталии. Появились даже новые профессии – ритора – учителя красноречия, логографа – составителя речей. Другая причина возникновения риторики не политического, а философского толка. Школа элеатов разорвала казавшуюся до тех пор естественной связь слова и вещи и сделала слово лишь условным обозначением вещи. Таким образом, слово было отделено, явилось особым предметом исследования. При этом слово стало делом. Так постепенно сложилось теоретическое обобщение ораторской практики, собрание правил и методических приемов обучения. Анализ большого эмпирического материала был проделан Аристотелем ("Риторика"), Цицероном ("Оратор", "Об ораторе", "Брут, или о знаменитых ораторах"), Квинтилианом ("Риторические наставления") и другими античными мыслителями.

В эпоху Средневековья  риторика считалась мастерством  украшения речи, причем не только устной, но и письменной. Проповеди "отцов  христианской церкви" Тертуллиана, Иоанна Златоуста, Августина Аврелия, Фомы Аквинского легли в основу гомилетики – теории церковного красноречия. В этот период европейские риторические идеи проникли в Древнюю Русь. История появления на Руси довольно развитой теории ораторского искусства датируется началом XVII века. К этому времени относятся первые работы - епископа Макария, М. И. Усачева, к более позднему – сочинения Стефана Яворского, Феофана Прокоповича. Становление риторики как научной дисциплины неотделимо от имени М. В. Ломоносова – автора "Краткого руководства к красноречию" (1748). В этом труде представлен свод правил, которым предлагалось следовать в устных и письменных произведениях на государственные, общественные и религиозно – философские темы. Риторика активно развивалась в Европе до конца XVIII века, в России интерес к ней угас в XIX столетии. Ренессанс науки наблюдается с 60-х годов XX века. Интенсивная разработка проблем отечественного красноречия в последние годы связана с тем, что вновь появился заказ общества на мыслящего и говорящего человека.

Актуальность  риторики.

Свобода общественной жизни  требует от каждого члена общества активных речевых действий и умения говорить убедительно. Ведь речь —  это основной инструмент деятельности не только преподавателя, политика, юриста, но и любого другого работника  гуманитарной сферы, каждого активного  гражданина страны. Игнорирование этой очевидной истины приводит к полному  отсутствию умения вести диалог, дискуссии  в разных ситуациях, неспособности  построить монолог, предназначенный  именно для данной аудитории, произнести торжественную речь, добиться принятия аудиторией своих идей. А ведь именно это является предметом риторики — дисциплины, которая со времен античности служила целям воспитания всесторонне развитой, общественно  активной и гуманистически образованной личности, способствовала формированию активных коммуникативных умений и  навыков.

 Нельзя забывать и еще об одной стороне риторической подготовки — воспитании не только хорошего оратора, но и сознательного слушателя. Не секрет, что в настоящее время неумение и нежелание слушать и анализировать речь другого подчас приводит к трагическому непониманию между участниками общения, напоминая больше разговор слепого с глухим. Это позволяет отдельным политическим и общественным деятелям легко манипулировать общественным сознанием. Поэтому важно научиться понимать коммуникативные намерения выступающего, а также видеть те случаи, когда оратор обманывает слушателей, прибегает к нечестным ораторским приемам. Следовательно, в нашей стране риторика превращается в общественно-значимую дисциплину, способную помочь людям научиться адекватно ситуации выражать свои мысли, вести грамотный диалог, понимать коммуникативное намерение оратора.

Определение риторики.

 Знакомство с риторикой, как и с любым другим предметом, следует начать с выяснения того, что является ее предметом, что она должна изучать, чем отличается от других предметов. Вопрос этот не такой простой, поскольку в современной науке разными авторами риторике приписывается совершенно не одинаковое содержание.

Попробуем же определить содержание риторики, опираясь на научную традицию, восходящую к трактатам Аристотеля и Цицерона.

Первое известное определение  риторики было дано в Древней Греции, где ее описывали "как способность  находить возможные способы убеждения  относительно каждого данного предмета." Такой взгляд на риторику как науку о формах и методах речевого воздействия на аудиторию разрабатывался и последовательно излагался в трактатах  Исократа, Гермагора, Аполлодора. Другой подход дает нам римская традиция, считавшая риторику наукой о "хорошей речи", причем в это определение вкладывалось как требование убедительности речи, так и внимание к выражению, к словесному оформлению. Дальнейшая судьба риторики связана с усилением этой тенденции — на первое место выходит интерес к форме, красивость выражения становится основным мерилом практики. Распространенным представлением о риторике как о напыщенном "внешне красивом, но малосодержательном произведении речи" мы обязаны этой ветви риторической практики. Именно тогда появилось выражение "пустая риторика" и выработалось устойчивое негативное отношение к этому термину.

 Однако сегодня стало ясно, что виновато не слово, не наука: все зависит от того содержания, которое мы вкладываем в это слово и которым занимаемся, изучая науку. Риторика нужна нашему обществу не как наука об украшении речи, а как дисциплина, помогающая научиться разумно выражать свои мысли, воздействовать на аудиторию при помощи речи. Поэтому совершенно очевидно, что современная риторика должна вернуться в целом к греческому толкованию предмета, решительно поставить форму на службу содержанию, ведь только в этом случае она сможет справиться с теми важными задачами, которые ставит перед ней время. Именно с таких позиций дает определение риторики А.К. Авеличев: "Риторика — это наука о способах убеждения, разнообразных формах преимущественно языкового воздействия на аудиторию, оказываемого с учетом особенностей последней и в целях получения желаемого эффекта." Это определение я и возьму за основу дальнейшей работы.

Деловая риторика.

Деловая риторика является прикладным направлением общей риторики. Она ориентирована на «обеспечение»  руководителей и специалистов правилами  обращения со словом. Деловая риторика, прежде всего, учитывает факторы, влияющие на коммуникативность, и является инструментом коммуникационного общения.

Владение ею не на должном  уровне — одна из существенных причин многих неудач руководителей и специалистов, их низкого личного рейтинга в  трудовых коллективах. В этом несложно убедиться, если присмотреться, как  они неэффективно используют такие  риторические методы коммуникационного  воздействия, как убеждение, внушение и подражание.

Красноречие — важнейший  признак профессиональной пригодности  современного руководителя. Искусству  говорить надо учиться, и прежде всего, следует освоить основные принципы речевого воздействия.

В деловой риторике используются следующие принципы речевого воздействия:

• доступность;

• ассоциативность;

• сенсорность;

• экспрессивность;

• интенсивность.

Рассмотрим их подробнее.

Доступность предполагает взвешенность содержания речи, учет культурно-образовательного уровня слушателей, их жизненного и  производственного опыта. Многие люди слышат то, что хотят слышать. Поэтому  следует принимать во внимание социальный состав аудитории (пенсионеры, молодежь, женщины, научные работники и  т.д.). Эффективен прием актуализации содержания, использования малоизвестной  информации (новизна и оригинальность), сочетания разнохарактерных сведений, их достоверность.

Ассоциативность означает вызов  сопереживаний и соразмышлений, который достигается обращением к эмоциональной и рациональной памяти слушающих. Для этого используются такие приемы, как аналогии, ссылки на прецеденты, образность высказывания. Специальный ряд приемов связан с привлечением стихов, музыки, живописи, видеофильмов и т.п.

Сенсорностъ предусматривает  широкое .использование в коммуникационном общении цвета, света, звука, рисунков, моделей. Чем основательнее и разностороннее задействованы человеческие ощущения, тем эффективнее проникает информация в психику людей и тем активнее идет процесс ее освоения.

Экспрессивность предполагает эмоциональную напряженность речи, ее эмоциональный подтекст, выразительность  мимики, жестов, позы выступающего. Такая  изнутри идущая раскрытость выступающего свидетельствует о его полной самоотдаче. Страстность, неподдельная радость или грусть, сострадание  — все это конкретные формы  экспрессивности.

Интенсивность характеризует  темп подачи информации, степень подвижности  выступающего во время общения. Разная информация и различные люди нуждаются  в дифференцированном темпе изложения  и усвоения услышанного. Нужно учитывать  темперамент людей, их подготовленность к принятию конкретного вида информации, личную заинтересованность в ней.

Информация о работе Риторика и основы деловой речи