Риторика и основы деловой речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 06:31, реферат

Краткое описание

Цель работы заключается в изучении риторики и основ деловой речи. Предметом исследования является деловая риторика, а объектом риторика как наука.
Задачи: 1. развитие и становление риторики; 2. понять основы деловой риторики; 3. ознакомиться с основными понятиями риторики.

Оглавление

Цели и задачи реферата…………………………………………………….3
Введение……………………………………………………………………...4
Исторический путь становления риторики………………………………..4
Актуальность риторики……………………………………………………..6
Определение риторики……………………………………………………...7
Деловая риторика……………………………………………………………8
Перспективы риторики……………………………………………………..14
Заключение…………………………………………………………………..15
Приложение………………………………………………………………….16
Список литературы……………………………………………………

Файлы: 1 файл

Реферат. Риторика и основы деловой речи..docx

— 33.39 Кб (Скачать)

Например, темп выступления  на совете организации и на уличном  митинге, естественно, разный. Поэтому  выступающий должен умело ориентироваться  в настроении аудитории, вовремя  предложить ей приемлемый скоростной режим усвоения информации. Эти принципы коммуникационного общения обретают наибольшую выразительность при  разумном использовании риторического  инструментария.

Его практическое назначение — так провести коммуникационное общение, чтобы оно оказало оптимальное  воздействие на мысли, и чувства  людей. Данный риторический инструментарий включает следующий набор коммуникационных эффектов:

• визуального имиджа;

• первых фраз;

• аргументации;

• квантового выброса информации;

• интонации и паузы;

• художественной выразительности;

• релаксации;

• дисперсии.

Эффект визуального имиджа рассчитан на впечатление от внешнего вида выступающего. Известно, что он (вид) может вызвать симпатию или  антипатию еще до того, как выступающий  начал говорить. Привлекательный  внешний вид, элегантная манера общения, доброжелательный, открытый взгляд —  все это оказывает на людей  положительное воздействие до начала выступления оратора.

Эффект первых фраз, как  правило, закрепляет или корректирует первоначальное впечатление, которое  производит выступающий. Главным критерием  эффекта первоначальных фраз является заключенная в них привлекательная  или интересная информация.

Она может быть известной, но поданной в новой интерпретации, сопровождаемой оригинальными примерами.

Очень важно при подготовке к выступлению определить основные социальные группы аудитории, настроения и ожидания, особенности эмоционального склада слушателей. Поэтому надо располагать  набором начальных фраз, ориентированных на социальные группы, преобладающие в аудитории.

Эффект аргументации основан  на логике выступления, которая придает  ему обоснованность и убедительность. Если логика — это внутренняя организация  речи, то внешней ее стороной является теоретическая и практическая аргументация.

К теоретической аргументации относятся научные положения, концепции, к практической — конкретные факты, цифры, статистические данные.

Эффект квантового выброса  информации является одним из действенных  риторических приемов для поддержания  внимания аудитории. Он основан на заранее  продуманном размещении по всей речи новых мыслей и аргументов. Таким  образом, выступающий активизирует внимание слушателей, выбрасывая через  определенные временные интервалы  кванты свежей информации.

Эффект интонации и  паузы — весьма доступный и  продуктивный по результату риторический инструмент. Специалисты утверждают, что интонация и паузы способствуют 10—15%-ному приращению информации. Такова особенность человеческого восприятия. Придание слову или фразе определенной голосовой тональности, как правило, вызывает у слушающих людей определенные ассоциации. В итоге происходит информативное  приращение к тому, что говорит  выступающий.

Деликатным риторическим инструментарием является пауза. Ее применение эффективно, если выступающий  уверен, что его слушатели активно  включились в коммуникационный процесс, что их мышление, память и воображение  интенсивно соучаствуют в нем. Вот  тогда для самостоятельного осмысления слушателями получаемой информации, подключения к ней собственных  знаний и полезна пауза.

Эффект художественной выразительности  связан с умением «воплощать»  мысли в соответствующие слова, грамотно строить предложения, соблюдать  правила словоударений. Логика речи подсказывает, какие фразы достойны занять место в выступлении. В него не может быть вставлена любая фраза, а лишь такая, которая не нарушает смысл изложения, ясно и понятно доносит его суть.

Эффект релаксации используется оратором, чтобы помочь слушателям. Важное значение имеет умение слушать. Чем сложнее выступление, тем  большие усилия приходится прилагать  слушателям для концентрации своего внимания. Цель эффекта релаксации — снять эмоциональную напряженность. И здесь на помощь приходит юмор. Благодаря юмору создается естественная пауза для отдыха и появляется возможность для восстановления эмоциональной энергии.

Эффект дисперсии. Приведем такие данные: если за 100% принять  замысел выступления, то его словесная  форма составит 90%, из которых 80% получили устное звучание; из объема услышанной информации поняты были 60%, а в памяти осталось около 25%.

Таким образом, коммуникационный процесс — это не простое переливание  информации из одного сосуда в другой. Этому процессу свойственны непрерывная  потеря информации и субъективное ее искажение, что объясняется многими  причинами. Одна из них в риторике обозначается понятием «дисперсионные потери». Под ними подразумевается  рассеивание информации по мере получения  ее от выступающего.

Для повышения качества деловой  риторики можно воспользоваться  следующими практическими рекомендациями:

• следите за правильным употреблением слов, их произношением, ударением. Если вы не уверены в произношении или употреблении какого-либо слова, обращайтесь к словарям ударений, толковому и орфоэпическому;

• избегайте многословия, канцеляризмов, штампов. Не используйте без необходимости иностранные слова (например, «детерминировать» — вместо «определить», «имманентный» — вместо «внутренний»). Неправильное или параллельное употребление иностранной лексики ведет, как правило, к ненужным повторениям (например, в словосочетании «промышленная индустрия», слово «индустрия» уже включает понятие «промышленная»);

• не забывайте, что безликие конструкции часто прикрывают нежелание брать на себя ответственность, самостоятельно думать;

• необходимо избавляться от слов, засоряющих речь: «так сказать», «понимаете», «вот», «скажем так». Такие слова не украшают речь, а лишь вызывают раздражение аудитории.

Перспективы риторики.

В перспективе, по-видимому, следует ожидать превращение  риторики как современной семиотической  дисциплины в более «точную» науку, в той мере, в какой критерий точности применим к гуманитарным наукам. Это должно осуществиться посредством  детального количественного и качественного  описания закономерностей устройства всех существующих типов текста и  речевых жанров. Возможно создание подробных каталогов типов преобразований плана выражения и плана содержания, описание всех возможных структурных  типов естественно-языковых аргументов. Интересно также исследование прогностического потенциала риторики, – насколько исходя из возможностей дисциплины можно предсказывать качества появляющихся в связи с возникновением новых сфер социальной практики новых речевых жанров и типов текстов.

Этический аспект: риторика при правильном ее использовании  является эффективным инструментом в борьбе с языковой агрессией, демагогией, манипулированием. Здесь важная роль принадлежит дидактической риторике. Знание основ дисциплин риторического  цикла позволит распознать демагогические и манипулятивные пропагандистские приемы в средствах массовой информации и в приватной коммуникации, а, следовательно, эффективно защищаться от них.

Заключение.

Изучая тему "Риторика и основы деловой речи" передо мной стояли задачи, которые были достигнуты в процессе исследования. Я проследила исторический путь развития и становления риторики, изучила основы деловой риторики, ознакомилась с основными понятиями и постаралась приобрести коммуникативные навыки. Можно сделать вывод, что овладение культурой деловой речи и общения, выработка собственного стиля служебных взаимоотношений, формирование имиджа обязательны для профессиональной пригодности современного руководителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение.

Для повышения качества деловой  риторики можно воспользоваться  следующими практическими рекомендациями:1. следите за правильным употреблением  слов, их произношением, ударением. Если вы не уверены в произношении или  употреблении какого-либо слова, обращайтесь  к словарям ударений, толковому и  орфоэпическому; 2. избегайте многословия, канцеляризмов, штампов. Не используйте без необходимости иностранные слова (например, "детерминировать" – вместо "определить", "имманентный" – вместо "внутренний"). Неправильное или параллельное употребление иностранной лексики ведет, как правило, к ненужным повторениям (например, в словосочетании "промышленная индустрия", слово "индустрия" уже включает понятие "промышленная"); 3. не забывайте, что безликие конструкции часто прикрывают нежелание брать на себя ответственность, самостоятельно думать; 4. необходимо избавляться от слов, засоряющих речь: "так сказать", "понимаете", "вот", "скажем так". Такие слова не украшают речь, а лишь вызывают раздражение аудитории.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайтов:

1. http://feb-web.ruhttp://www.elitarium.ru/

2. http://revolution.allbest.ru/languages/00110506_0.html

3. http://www.roman.by/r-74213.html

Использованная литература:

4. Анисимова Т. В. , Гимпельсон Е. Г.  "Современная деловая риторика" –  М.: МПСИ, 2001.

5. Кохтев Н. Н. "Риторика" – М.: Просвещение, 1994

6. Мельникова С. В. "Деловая риторика (речевая культура делового общения)": Учебное пособие. – Ульяновск: УлГТУ, 1999.

7. Иванова С. Ф. "Специфика  публичной  речи" – М.: Знание, 1978. 

8. Рождественский Ю.В. "Теория риторики"

9. Ножин Е. А. "Мастерство устного выступления" – М.: Политиздат, 1989.

10. Дюбуа Ж. и др. Общая риторика. М., 1986

11. Зарецкая Е.Н. Риторика. Теория и практика языковой коммуникации. М., 1998

 

 

 


Информация о работе Риторика и основы деловой речи