Устная деловая речь

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 02:15, контрольная работа

Краткое описание

Внимание к исследованию феномена “деловое общение” обусловлено диагностикой современного состояния социальной деятельности, выявлением значения ее результатов в связи с глобальными проблемами, которые их вызвано состоянием биосоциальной экономики, легитимностью социальных решений, которые противостоят всем видам агрессии и оказывают содействие консолидации и консенсусу.

Оглавление

Введение 3
1. Особенности делового общения 5
1.1. Характеристики и типы деловой речи 7
1.2. Приемы деловой речи 10
2. Общая характеристика средства массовой информации 12
2.1. Информационное поле и информационная норма в СМИ 14
2.2. Средства речевой выразительности 18
Заключение 21
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Руский язык.docx

— 40.96 Кб (Скачать)

Министерство  сельского хозяйства  Российской Федерации

Дальневосточный Государственный  Аграрный Университет

    Контрольная работа по русскому языку и культуре речи 
 

    Тема:

    Устная  деловая речь 
 
 

    Выполнил: студентка   курса факультета заочного отделения

    специальности

    Проверил: 
 
 
 
 
 

    г. Благовещенск 2012 год

Содержание

Введение                                                                                                                   3

1. Особенности  делового общения                                                                             5 

1.1. Характеристики  и типы деловой речи                                                             7

1.2. Приемы  деловой речи                                                                                       10

2. Общая характеристика средства массовой информации                                   12

2.1. Информационное  поле и информационная норма в СМИ                                 14

2.2. Средства  речевой выразительности                                                               18

Заключение                                                                                                              21

Список  использованной литературы                                                                    22

 

 

Введение 

    Современная эпоха демонстрирует расширение и осложнение социальной деятельности, которая содержит новые, более эффективные  коммуникативные технологии, продуктом  которых в конце ХХ - в начале ХХІ век становится деловое общение. Именно данный фрагмент культурных и  цивилизационных преобразований оказывает  содействие реализации гуманистических  принципов солидарности и сотрудничества, укреплению связей между народами. Деловое общение неотъемлемое от социодинамических процессов реализации целесообразной активности людей, которая  выражается в многогранной направленности социальной практики и профессиональной занятости, утверждая благоустроенность, организованность и дисциплину. Деловое  общение, оптимизируя социальную деятельность, оказывает содействие адаптации  личности и ее позиционированию в  условиях развития основных направлений  рыночной экономики, демократизации политической системы и расширение международных  отношений в области науки, техники, образования и культуры.

    Внимание  к исследованию феномена “деловое общение” обусловлено диагностикой современного состояния социальной деятельности, выявлением значения ее результатов в связи с глобальными  проблемами, которые их вызвано состоянием биосоциальной экономики, легитимностью  социальных решений, которые противостоят всем видам агрессии и оказывают  содействие консолидации и консенсусу. В последнее время проблемы делового общения приобретают особую как  теоретическую, так и практической значимости в связи с необходимостью усовершенствования организаторской  и управленческой стратегии, регламентированием и расширением связи с общественностью, распространением услуг и посредничеством  во всех их видах и формах.

    При таких условиях акцент в регулировании  отношений в институциализованных структурах и контроль за ними переносится  из официальных на неофициальные  механизмы, что воплощенные в  динамику делового общения. Нормативный  потенциал делового общения, транслированный  в корпоративный дух, предпринимательской этос, превалирует в современном интерактивном процессе и прибавляет процесса глобализации статус общечеловеческого интереса.

    Исследование  феномена “деловое общение” в плоскости  научно-теоретических знаний обусловлено  тем, что современные образовательные  программы по экономическим дисциплинам  содержат курсы, непосредственно связанные  с изучением праксиологии делового общения.

    Изучение  феномена “делового общения” в  данное время детерминировано и  анализом широкого круга проблем, которые  раньше не были предметом научных  поисков.

    Особое  место занимает филологическая, стилистическая и лингвистическая составляющие делового общения, изучение которых  необходимо каждому специалисту.  

 

1. Особенности делового общения 

    Общеизвестно, что речь - форма общения на основе определённых правил посредством языковых конструкций. Современная речь появилась  не одномоментно, она формировалась  в течение огромного отрезка  времени и продолжает формироваться  сейчас.

    В современном мире речь играет огромную роль в жизнедеятельности любого человека. Посредством речи мы познаем  окружающий мир, передаем свои знания и опыт друг другу, аккумулируем их для передачи будущим поколениям.

    Одним из самых массовых видов общения  в мире является деловое общение, при котором люди обмениваются деловой  информацией и опытом работы. Как  правило, целью делового общения  является достижение конкретного результата, решение определенной задачи.

    Деловое общение можно условно разделить  на прямое (т.е. непосредственный контакт) и косвенное (в процессе общения  присутствует некая пространственно-временная  дистанция; примером такого общения  могут служить письма, телефонные разговоры, деловые записки и  т.д.). Прямое общение – это разновидность  устного формы общения, тогда  как косвенное общение представляет собой разновидность письменного  общения.

    Прямое  общение, несомненно, более результативно, благодаря возможности эмоционального воздействия и внушения, косвенное  же не может обладать подобным сильным  результатом, в нем действуют  определенные социально-психологические  механизмы. Прямое общение происходит обычно в виде беседы, переговоров, совещания, посещения, публичных выступлений. Такое общение может быть как  диалогическим, так и монологическим. Косвенное общение, как правило, включает в себя внешнюю деловую  переписку и внутреннюю или служебную  деловую переписку.

    Самой важной отличительной особенностью делового общения от неформального  является тот факт, что в процессе делового общения поставлены определенные задачи и некие цели, которые требуют  соответствующего разрешения. Именно это обстоятельство не позволяет прекратить деловое общение (например, процесс переговоров) в любой момент, по крайней мере, этого невозможно сделать без потерь в получении информации для обеих сторон. Тогда как в обычном дружеском общении практически никогда нет цели достичь определенных результатов, поэтому такое общение можно прекратить (по желанию обеих сторон) в любой момент. Опасения невозможности восстановления процесса общения заново минимальны.

 

1.1    Характеристики и типы деловой речи 

    Деловая речь чаще всего выражается посредством  официально-делового функционального  стиля речи. Это обусловлено тем, что в деловой речи присутствует такая типичная черта официально-делового стиля, как стандартизированность. Общение осуществляется по определенным речевым стандартам, шаблонам, которые  оказываются здесь неизбежными, необходимыми и даже целесообразными. Существует 2 особенности официально-делового стиля:

    Выражаемое  содержание исключает всякую двусмысленность  и любые разночтения.

    Более или менее ограниченный круг тем.

    Эти особенности способствовали закреплению  в нем традиционных устоявшихся  средств языкового выражения  и выработке определенных форм и  приемов построения речи.

    С точки зрения языка официально-деловой  стиль характеризуется следующими признаками:

    - наличие определенного запаса  средств выражения;

    - характер и необходимость формулирования  правовых норм;

    - особый “строгий” способ изложения;

    - отсутствие индивидуальных форм  и способов изложения. 

    Деловой речи не свойственен такой способ изложения как рассуждение. Средств  выражения логичности и последовательности изложения в деловой речи в 3 раза меньше, чем в научной. Повествование  как способ изложения также не характерен для деловой речи, так  как здесь, как правило, нет необходимости  рассказывать о каких-либо событиях. Основной способ изложения для деловой  речи – описание, иностилевые включения  в ее составе недопустимы.

    Деловая речь может содержать единицы  нейтральных и книжных слов. Но в основе лексики делового общения  – термины, в состав которых входят:

    общелитературные  слова, получившие значения наименования лиц по действию, состоянию (свидетель, вкладчик);

    названия  документов (акт, протокол, справка);

    обозначение обязательных элементов документа, действий официальных лиц, служебных  процедур (повестка дня согласована);

    слова – канцеляризмы, которые за пределами  делового стиля не употребляются (нижеподписавшийся);

    архаическая малочастотная лексика общелитературного  языка, активная в дипломатическом  стиле (наименование глав государств, официальных представителей);

    сложносокращенные слова при строго установленных  правилах их сокращения (Госплан);

    унифицированные графические сокращения (и т.д., обл);

    эмоционально-окрашенная лексика общенационального языка, которая при использовании в  этикетных формулах, утрачивает свою оценочность (уважаемый коллега).

    Фразеологические  особенности деловой речи отражаются в стремлении к стандарту, речь лишена образности и эмоциональности.

    Морфологические особенности складываются из частотности  употребления отдельных разрядов слов. Так наиболее часто употребляется  имя существительное, особенно сложные. В деловой речи очень активны  отглагольные существительные и  как следствие неизбежна активность родительного падежа зависимых существительных. Самые малоупотребимые разряды  слов в деловой речи – личные формы глаголов и междометья. Из глаголов в деловом стиле чаще всего употребим инфинитив в  значении императива (уволить, зачислить).

    Для делового общения также характерны:

    замена  простых предлогов сложными (в  связи);

    частое  использование предлога по;

    использование формы мужского рода при наименовании женщин по профессии;

    использование прописной буквы в личных и  притяжательных местоимениях (вы, ваш).

    Среди синтаксических особенностей делового стиля необходимо выделить:

    использование сложных синтаксических конструкций, т.к. простые предложения не могут  отразить последовательность фактов, причин и мотивов;

    широкое употребление неполных, безличных, инфинитивных предложений со значением императивности (поручить студентам);

    применение  страдательных оборотов типа “направлен на работу”;

    Таким образом, мы можем отметить, что деловая  речь представляет собой некую замкнутую  языковую систему средств, направленных на реализацию информативной и волюнтативной  функции.

    В зависимости от тематики и жанров деловая речь может подразделяться на две разновидности:

    официально-документальный стиль;

    обиходно-деловой  стиль.

    К первому относится язык законодательных  и дипломатических документов, а  также документов, связанных с  деятельностью государственных  органов.

    В обиходно-деловом стиле в зависимости  от жанра, содержания и характера  использованных языковых средств различаются  служебная переписка между учреждениями и организациями, с одной стороны, и частные деловые бумаги –  с другой.

Информация о работе Устная деловая речь