Устная деловая речь

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 02:15, контрольная работа

Краткое описание

Внимание к исследованию феномена “деловое общение” обусловлено диагностикой современного состояния социальной деятельности, выявлением значения ее результатов в связи с глобальными проблемами, которые их вызвано состоянием биосоциальной экономики, легитимностью социальных решений, которые противостоят всем видам агрессии и оказывают содействие консолидации и консенсусу.

Оглавление

Введение 3
1. Особенности делового общения 5
1.1. Характеристики и типы деловой речи 7
1.2. Приемы деловой речи 10
2. Общая характеристика средства массовой информации 12
2.1. Информационное поле и информационная норма в СМИ 14
2.2. Средства речевой выразительности 18
Заключение 21
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Руский язык.docx

— 40.96 Кб (Скачать)

    Кроме того, как мы уже отмечали в предыдущем параграфе, по способу обмена информацией  различается устное и письменное деловое общение.

1.2     Приемы деловой речи 

    Залог успеха делового человека – умение правильно и адекватно вести  себя во время делового общения. Человек, желающий научится бесконфликтно и  продуктивно провести процесс делового общения, обязан обладать знаниями таких  областей, как этика и этикет, чтобы уметь с честью выйти  из любых ситуаций деловых переговоров  и деловых контактов.

    Кроме того, он должен уметь управлять  процессом, воздействуя на людей  таким образом, чтобы не возникло напряженной или конфликтной  ситуации. Для этого существует ряд  условий, соблюдение которых позволяет  наиболее эффективно вступать в переговоры с людьми, уметь убеждать и достигать  тем самым поставленных целей  и задач, ради которых начинался  процесс беседы. Выбрав цель беседы, нужно уметь убедить партнеров  в правильности вашей точки зрения, без давления и не навязывая свою точку зрения.

    Для того, чтобы общение как процесс  происходило без проблем, оно  должно проходить по следующим этапам:

    установление  контакта;

    ориентирование  в ситуации общения;

    обсуждение  поставленной задачи;

    поиск решения поставленной задачи;

    завершение  контакта.

    Для повышения средств выразительности  деловой речи используются следующие  средства:

    1. Варьирование тональностью выступления.  Деловая речь не должна быть  монотонной, напротив, следует использовать  различной тональности: мажорной  и минорной, торжественной и упрекающей, предупреждающей и просящей, шутливой  и строгой. 

    2. Выделение главных мыслей. Следует  использовать такие речевые элементы, как короткие паузы (не нарушающие, однако, общего хода выступления), смена темпа речи, высоты голоса  и т.п. Наиболее важные моменты  речи следует представлять более громким, твердым голосом.

    К средствам выразительности деловой  речи относятся и некоторые стилистические формы. Среди них можно выделить семь.

    1. Постановка в ходе выступления  риторических вопросов.

    2. Использование форм диалога

    3. Призыв к действиям. 

    4. Включение образных сравнений,  поговорок и других форм.

    5. Использование примеров.

    6. Применение повторов.

    7. Демонстрация заинтересованности  и убежденности.

    Подводя итог сказанному, хочется отметить, что принципы делового общения заключаются  как в знании лексических, грамматических и орфографических норм современного русского языка и правил этикета, так и в умении выбрать и  грамотно использовать слова и словосочетания, характерные для деловой речи.

 
 
 

2.   Общая характеристика средств массовой информации 

    Средства  массовой информации подразделяются на визуальные (периодическая печать), аудиальные (радио), аудиовизуальные (телевидение, документальное кино). Несмотря на  все различия между ними, СМИ объединяются в единую систему массовой коммуникации благодаря общности функций и  особой структуре коммуникативного  процесса.

    Среди функций СМИ обычно выделяются следующие:

    - информационную (сообщение о положении  дел, разного рода фактах  и  событиях);

    - комментарийно-оценочную (часто  изложение фактов сопровождается  комментарием к ним, их анализом  и оценкой);

    - познавательно-просветительную (передавая  многообразную культурную, историческую, научную информацию, СМИ способствуют  пополнению фонда знаний своих  читателей, слушателей, зрителей);

    - функцию воздействия (СМИ не  случайно называют четвертой  властью: их влияние на взгляды  и поведение людей достаточно  очевидно, особенно в периоды  так называемых инверсионных  изменений общества или во  время проведения массовых социально-политических  акций, например в ходе всеобщих  выборов главы государства);

    - гедонистическую (речь здесь идет не просто о развлекательной информации, но и о том, что любая информация воспринимается с большим положительным эффектом, когда сам способ ее передачи вызывает чувство удовольствия, отвечает эстетическим потребностям адресата).  

    Последняя функция  в настоящее время, несомненно, вылвинулась на передний план. Не случайно СМИ  называют четвертой  властью. Особенно явственно воздействие СМИ на сознание граждан в период проведения  массовых социально- политических акций: выборов, референдумов и т.д.                                                                                                       

    Кроме того, в некоторых работах, посвященных  массовой коммуникации, вводятся понятия  так называемой генеральной функции, «которая представляет собой процесс создания и сохранения единства некоторой человеческой общности, связанной определенным видом деятельности».

    Средства  массовой информации объединяются и  как особый тип коммуникации (дискурса), который можно охарактеризовать как передача сообщения неизвестному и не определенному количественно  получателю информации, с индивидуально-коллективным субъектом (под этим подразумевается  не только соавторство, но и,например, общая позиция газеты, теле- и  радиоканала) и массовым сосредоточенным  адресатом.

    Необходимо  отметить и такую особенность  коммуникации в СМИ, как её обусловленность  социокультурной ситуацией, с одной  стороны, и способность (в определенных пределах) вызывать изменение этой ситуации – с другой.

    Различия  между средствами массовой информации основаны прежде всего на различии используемых в них кодов, знаковых комплексов. В периодической печати представлена двоичная знаковая система: естественный язык в его письменной (печатной) форме + играющие подсобную  роль иконические знаки (фотографии, рисунки, карикатуры), а также разного  рода шрифтовые выделения, способ вёрстки  и т.д.

    Применительно к радио можно говорить о триаде: устная речь+ естественные звуки (шумы) + музыка. В аудиовизуальных СМИ (телевидение, документальное кино) триада преобразуется  в тетраду в результате появления  такого важного для этих средств  массовой информации способа передачи информации и воздействия на аудиторию, как «живое» изображение. Именно благодаря использованию слова  в сочетании с изображением возрастает роль телевидения как средства массовой информации, так как используются все знаковые системы: и слово, и  изображение, и музыка.

    Периодическая печать, наиболее традиционная разновидность  массовой информации, лишенная многих преимуществ телевидения, остается тем не менее и сегодня важнейшим  средством массовой информации, обладающим значительным потенциалом воздействия  не только на читателя, но и на разные стороны жизни социума.

2.1    Информационное поле и информационная норма в СМИ 

    Основной  целью дискурса в СМИ, в том  числе в периодической печати, является передача информации различных  типов.

    Под информацией понимается совокупность данных, фактов, сведений о физическом мире и обществе, вся сумма знаний – результат познавательной деятельности человека, которая в том или  ином виде используется обществом в  различных целях.

    Публицистический  стиль обслуживает сферу общественно-экономических, социально-культурных и других общественных отношений: прежде всего публичную  речь политиков (ораторскую речь), публицистику как жанр литературы. Публицистический стиль используется преимущественно  в средствах массовой информации (СМИ), поскольку произведения публицистического  жанра, и ораторского выступления  доходят до адресата через СМИ (телевидение, газеты и журналы). Разновидностями публицистического стиля являются:

  • собственно публицистический, газетный стили;
  • стиль радио – и телепублицистики;
  • ораторская речь

   Конкретными жанрами публицистического стиля  являются:

  • статья;
  • информационная заметка;
  • очерк;
  • фельетон;
  • радио- и телерепортаж;
  • беседа;
  • интервью;
  • реклама;
  • публичное выступление.

    СМИ как главный источник информации играют огромную роль в современном мире.

    В зависимости от содержания и целей, которые ставятся в процессе общения  в СМИ , выделяются различные типы информации:                                                                                                       

  • предметно-логическая (она же интеллектуальная, объективная), не связанная с ситуацией и участниками общения;
  • прагматическая (оценочная/субъективная), функцией которой является воздействие и передача своего отношения к предмету речи.

    Публицистический стиль обслуживает Основу информации в СМИ составляют сообщения о фактах и их комментарии или оценки. Информационное поле – это информационное пространство, охватывающее тот или иной объем фактов и событий реального мира и представленный разнообразием тем. Объем информационного поля всегда ограничен. Эти ограничения могут носить запрет на разглашение государственных тайн или на следование этическим нормам.

    Информационное  поле газетного дискурса формируется  в значительной мере за  счет информации новостей. Любое событие, любая ситуация, по той или иной причине привлекшие внимание журналистов, могут быть представлены на страницах газеты. Наиболее существенная информация, как правило, более объемна  и располагается на первой полосе.

    В то же время информационная свобода  имеет свою обратную сторону: далеко не всегда публикуемые в печати материалы  соответствуют информационной норме.

Современную прессу часто обвиняют в безнравственности, под которой чаще всего подразумевается  интерес к сексуальным проблемам, склонности к описанию негатива и  т.д.

    Сама  пресса как будто подтверждает подобные оценки, заявляя, скажем, самой лексикой, строением высказываний. Сообщения  о фактах насилия, катастрофах, разного  рода аномальных явлениях составляют весьма заметный фрагмент информационного  поля современной российской прессы. С одной стороны, эти публикации отражают реалии современной жизни, а с другой – служат откликом на интерес к подобного рода информации определенной части читателей (прежде всего читателей массовых изданий, часто именуемых «бульварной прессой»). 

    Конечно, далеко не вся информация может представлена в СМИ. Выделяются ограничения, препятствующие разглашению государственной тайны, и ограничения,  препятствующие  нарушению нравственных, этических  норм, принятых в данном обществе. К  сожалению, в последнее время  нравственно-этические нормы последовательно  нарушаются многими российским и  СМИ, в том числе телевидением:   сняты  всякие запреты на демонстрацию жестоких, бесчеловечных, а также  низких, животных, физиологических  проявлений человеческой натуры. Многие СМИ игнорируют законы языковой нравственности, используя ненормативную лексику. Очень активна сегодня в прессе жаргонная лексика .

    В то же время нельзя не отметить перенасыщенность некоторых современных газет  негативной информацией, а также  снижения культурной  языковой нормы  в отборе материала для опубликования. Именно эти явления становятся причиной критики средств массовой информации со стороны читателей, оказываются  в центре дискуссии про проблемам  современной российской прессы.

    Тем не менее нельзя не признать, что  некоторые издания действительно  отличает «отрицательная» направленность в отборе материала, сосредоточенность  на аномальных и паранормальных явлениях.

Информация о работе Устная деловая речь