Устная деловая речь

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 02:15, контрольная работа

Краткое описание

Внимание к исследованию феномена “деловое общение” обусловлено диагностикой современного состояния социальной деятельности, выявлением значения ее результатов в связи с глобальными проблемами, которые их вызвано состоянием биосоциальной экономики, легитимностью социальных решений, которые противостоят всем видам агрессии и оказывают содействие консолидации и консенсусу.

Оглавление

Введение 3
1. Особенности делового общения 5
1.1. Характеристики и типы деловой речи 7
1.2. Приемы деловой речи 10
2. Общая характеристика средства массовой информации 12
2.1. Информационное поле и информационная норма в СМИ 14
2.2. Средства речевой выразительности 18
Заключение 21
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Руский язык.docx

— 40.96 Кб (Скачать)

    Информационное  поле прессы – при ее нормальном положении в обществе – должно адекватно, всесторонне и полно  отражать действительность. Однако это  не значит, что в распространении  информации не существует никаких ограничений. Напротив, эти ограничения есть и  будут при любой власти в форме  государственного устройства.

    Актуальной  для современной прессы остается проблема достоверности/недостоверности  информации, представляющая собой важный аспект информационной лжи  с целью  ввести общество в заблуждение. Еще  одним источником  недостоверной  информации является политическая борьба, отражающаяся в средствах массовой информации. Печать принципиально не может быть вне политики (за исключением тех изданий, которые по самому своему назначению не должны обращаться к политическим проблемам). В большинство случаев и издания в целом, и отдельные журналисты занимают определенную политическую позицию, которая является результатом свободного идейного  самоопределения. Естественно, газеты разной политической ориентации не просто отражают борьбу различных политических сил, но и становятся активными участниками этой борьбы.

    В целом дискурс в современной  российской прессе соответствует цивилизованной информационной норме, основными чертами  которой является:

  • отсутствие зависимости от государственной идеологии;
  • тематическая открытость;
  • свобода поиска и распространения информации с ориентацией на информационные потребности и интересы читателя.

                                                                                                                       

2.2     Средства речевой выразительности 

    Язык  газетных и журнальных статей, выступления  на общественно- политические темы, соединяет  две противоположные тенденции:

    тенденцию к информированности, фактографичности, свойственную строгим стилям (научному и официально-деловому)

    тенденцию к экспрессивности, характерную  для разговорной речи и языка  художественной литературы.

    Известный исследователь языка газеты В.Г.Костомаров отмечал в этой связи: «К максимуму  информации стремятся научный и  деловой стили… К максимуму эмоциональности  приближаются некоторые бытовые  и поэтические тексты… Газетное изложение не терпит ни той, ни другой крайности: в первом случае не было бы эмоционально воздействующего эффекта (скучно, неинтересно), во втором – необходимой  фактографичности (на одних чувствах).»  

    Стремление  к эмоциональной насыщенности языка  газеты побуждает журналистов использовать различные приемы художественной выразительности, которые активизируют внимание читателей, привлекают их к определенной информационной теме. Однако эти приемы превращаются в языковые штампы, если они повторяются, тиражируются в различных газетных текстах. Поэтому В.Г.Костомаров выделил  как основную черту языка газеты стремление к стандартизованности  и одновременно к экспрессивности; сочетание экспрессии и стандарта.

    В частности, стандартизации подвергаются многочисленные в публицистическом стиле метафоры. Рождаясь однажды как новая языковая единица, удачная метафора может затем в результате многократного употребления стать стертой метафорой – газетным клише.

      Например, предвыборная машина, президентская  гонка, политический сценарий, политическая  арена, предвыборный фар, паралич  власти, взрыв недовольства, экономическая  блокада и т.д.

    Для языка СМИ   считается  использование  в основном публицистического  стиля, который использует ресурсы научного и художественного стилей.

    Кроме терминов экономики, законодательства, культуры, спорта, в публицистическом стиле употребляется определенное количество слов и устойчивых выражений метафорического характера, которые описывает реальность мировой политики, жизни общества.

    Например, агрессия, демократия, национализация, пленарное заседание, свобода слова, права человека, свобода совести  и т.д.                                                                                                                          

    Слова и выражения могут быть нейтральны по своей эмоциональной окраске, оценочности, но гораздо чаще СМИ  используют слова и выражения  с яркой оценочной (чаще отрицательной) окрашенностью: беспредел,  политикан  и т.д.

    Одним из самых популярных средств выразительности  в публицистическом стиле является аллюзия. Одной из разновидностей аллюзии является цитация. Цитаты часто используются в языке газеты  в функции заголовков. Заголовки обладают особой экспрессией, привлекая внимание читателей к той или иной статье. Цитаты могут воспроизводиться точно или в трансформированном виде.

    Чрезвычайно широко представлена в публицистическом стиле ирония – оценочная окрашенность слов и выражений, противоположная  той, которая следует в контексте.

    Риторический  вопрос – это экспрессивное утверждение  или отрицание.

    Он  интонационно и структурно выделяется на фоне повествовательных предложений, что вносит в речь элемент неожиданности  и тем самым усиливает ее выразительность. Риторический вопрос служит эффектным  завершением статьи. Открытый вопрос провоцирует читателя на ответ –  в виде письма в редакцию или публичного выражения своего, а точнее, подготовленного  газетой мнения.

    Речевыми  средствами поддержания контакта с  читателем служит также коммуникация, парантеза, риторическое восклицание, умолчание.

    Коммуникация  – это мнимая передача трудной  проблемы на рассмотрение слушающему. Опознавательным знаком этой фигуры речи в газете служит формула: «судите  сами», или ее аналоги: «смотрите  сами», «вот и решайте» и т.д. Коммуникация бывает двух видов:

  • один, подобно обсуждению, приглашает читателя к вдумчивому анализу уже сделанного автором вывода, журналист как бы переводит растерянного читателя за руку через дорогу с двусторонним движением;
  • другой, останавливает рассуждение перед напрашивающимся выводом и выталкивает обученного правилам дорожного движения читателя на дорогу общественной мысли (например «вот и считайте!»_

    Независимо  от частных убеждений коммуникация повышает убедительность рассуждений, поскольку читатель в них участвует  сам.

    Парантеза – самостоятельное, интонационно и  графически выделенное высказывание, вставленное в основной текст  и имеющее значение добавочного  сообщения, разъяснения или авторской  оценки например: «В США от сальмонеллы (это вам не куриная слепота!) ежегодно умирает 4000 человек и болеют около 5 миллионов».

      Эта стилистическая фигура очень  противоречива, поскольку, 

    с одной стороны, разрушает барьер между автором и читателем, создаёт  ощущение взаимного доверия и  понимания, порождает иллюзию перехода от подготовленной речи к неподготовленной,      живой;

    с другой стороны, как всякий прием, она  вносит некоторый элемент нарочитости. Не случайно парантеза нередко служит средством иронического, отстраненного  изложения.

    Риторическое  восклицание –это показное выражение  эмоций. В письменном тексте эта  эмоция оформляется графически (восклицательным  знаком). Восклицательный знак в  таких структурах это способ привлечь внимание читателя и побудить его  разделить авторское негодование, изумление, восхищение.

    Умолчание – указание в письменном тексте графическими средствами (многоточием) и невысказанность части мысли.     

 

Заключение 

    Итак, выполнив данную работу, мы пришли к  выводу, что деловое общение - процесс  речевого взаимодействия людей, в котором  происходит обмен деятельностью, информацией  и опытом с целью достижения определенного  результата. Оно является неотъемлемой частью нашей жизни, имеет свои правила и приемы.

    И можно выделить три формы делового общения:

    1. Деловая беседа - устный контакт  между собеседниками. Ее участники  должны иметь полномочия для  принятия и закрепления выработанных  позиций. К функциям деловой  беседы относятся: решение стоящих  перед участниками задач, общение  между работниками одной деловой  среды, поддержание и развитие  деловых контактов. 

    2. Деловая переписка - деловое письмо (служебное послание в виде  официального документа, а также  в форме запросов, предложений,  претензий, поздравлений и ответов  на них).

    При составлении делового письма нужно, чтобы оно было актуальным, кратким, логичным, убедительным с отсутствием  излишней солидарности.

    3. Деловое совещание - это дискуссия  с целью разрешения организационных  задач, включающая в себя сбор  и анализ информации, а также  принятие решений.  

 

Список литературы 

    1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Справочное пособие. Ростов н/Д.: Феникс, 2002. – 384с.

    2. Веселов П.В. Аксиомы делового письма культура делового общения и официальной переписки. – М.: ИВЦ “Маркетинг”, 1993. – 74с.

    3. Гойхман Я., Надеина Т. М. Основы речевой коммуникации: Учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М., 1997. – 33-41с.

    4. Максимова В.И. Русский язык и культура речи: Практикум. M.: ГАРДАРИКИ, 2001. - 413с.

    5. Петров О. В.: Учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 424с.

Информация о работе Устная деловая речь