Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 09:19, контрольная работа
Цель работы - рассмотреть особенности делового общения, речевой культуры и ее влияние на этику общения.
Задачи:
рассмотреть понятия и сущность вопроса;
проанализировать особенности речевой культуры человека;
выявить процесс взаимодействия культуры речи и этики общения;
охарактеризовать понятие «деловое общение».
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Культура речи и ее влияние на этику общения………………………4
1.1 Понятие, сущность культуры речи…………………………………………..4
Типы речевой культуры………………………………………………………7
Этика речевого общения……………………………………………………..8
Глава 2. Понятие делового общения…………………………………………..12
2.1 Сущность и функции делового общения…………………………………..12
2.2 Виды делового общения…………………………………………………….14
2.3 Формы делового общения…………………………………………………..16
Заключение………………………………………………………………………18
Список литературы…………………………………………………………….20
Министерство образования и науки Российской Федерации
Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сочинский государственный университет»
в г. Нижний Новгород Нижегородской области
Факультет Менеджмента, туризма и физической культуры
Кафедра: Менеджмента
Дисциплина: Деловые коммуникации
Контрольная работа
Тема: Культура речи и деловое общение.
Выполнил студент (ка) 3 курса ЗФО Форма обучения Группа БМ 31-12 Ухренкова Ксения | |
Проверил Преподаватель: Кочнева Е.М.
Оценка________________________ Дата «_____»______________20_______ Подпись преподавателя_________________ | |
Дата поступления работы «___»____20____ |
Нижний Новгород
2014
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Культура речи и ее влияние на этику общения………………………4
1.1 Понятие, сущность культуры речи…………………………………………..4
Глава 2. Понятие делового общения…………………………………………..12
2.1 Сущность и функции делового общения…………………………………..12
2.2 Виды делового общения…………………………………………………….14
2.3 Формы делового общения…………………………………………………..16
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
В наше время общение является одним из основных факторов взаимопонимания между людьми, поэтому культура речевого поведения важна всем людям, чья деятельность, так или иначе, связана с общением. По тому, как человек говорит или пишет, можно судить об уровне его духовного развития, его внутренней культуры.
С человеком высокой речевой культуры говорить легко и приятно. Если это деловой человек, ему удаются различные контакты и переговоры, ему удается убеждать людей в своей правоте и влиять на собеседников, он может сам составить или отредактировать документ, написать благодарность, поздравительное письмо или презентационную речь. И это все важнейшие составляющие профессионального облика делового человека.
Культура речи - это понятие, объединяющее владение языковой нормой устного и письменного литературного языка, а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения.
Кроме того, в современном мире сложились условия, когда востребованность специалиста на рынке труда, его конкурентоспособность в значительной степени зависят от наличия грамотной речи (и устной и письменной), умения эффективно общаться, от знания приемов речевого воздействия, убеждения. От того, насколько умело осуществляется речевая деятельность, зависит успех любой профессиональной деятельности.
Таким образом, актуальность данной темы сомнений не вызывает.
Цель работы - рассмотреть особенности делового общения, речевой культуры и ее влияние на этику общения.
Задачи:
рассмотреть понятия и сущность вопроса;
проанализировать особенности речевой культуры человека;
выявить процесс взаимодействия культуры речи и этики общения;
охарактеризовать понятие «деловое общение».
Глава 1. Культура речи и ее влияние на этику общения.
Речь - это деятельность общения - выражения, воздействия, сообщения - посредством языка, форма существования сознания (мыслей, чувств, переживаний) для другого, служащая средством общения с ним, форма обобщенного отражения действительности.
Культура речи - это такой набор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.
Основные показатели культуры речи:
- словарный состав (исключаются оскорбляющие слух (нецензурные), жаргонные слова, диалектизмы);
- словарный запас (чем он богаче, тем ярче, выразительнее, разнообразнее речь, тем меньше она утомляет слушателей, тем больше впечатляет, запоминается и увлекает);
- произношение (нормой современного произношения в русском языке является старомосковский диалект);
- грамматика (деловая речь требует соблюдения общих правил грамматики);
- стилистика (к хорошему стилю речи предъявляются такие требования, как недопустимость лишних слов, правильный порядок слов, логичность, точность, отсутствие стандартных, избитых выражений).
Культура речи содержит 3 составляющих компонента: нормативный, коммуникативный и этический.
Нормативный аспект культуры речи предполагает, прежде всего, правильность речи, т.е. соблюдение норм литературного языка, которые воспринимаются его носителями в качестве образца.
Языковая норма - это центральное понятие речевой культуры, а нормативный аспект культуры речи считается одним из важнейших.
Это необходимый, но недостаточный регулятор, культура речи не может быть сведена к перечню запретов и определений "правильно-неправильно".
Понятие "культура речи" связано с закономерностями и особенностями функционирования языка, а также с речевой деятельностью во всем ее многообразии. Можно привести большое количество самых разнообразных по содержанию текстов, безупречных с точки зрения литературных норм, но не достигающих цели. Обеспечивается это тем, что норма регулирует в большей мере чисто структурную, знаковую, языковую сторону речи, не затрагивая важнейших отношений речи к действительности, обществу, сознанию, поведению людей.
Культура речи вырабатывает навыки отбора и употребления языковых средств в процессе речевого общения, помогает сформировать сознательное отношение к их использованию в речевой практике в соответствии с коммуникативными задачами. Выбор необходимых для данной цели языковых средств - основа коммуникативного аспекта культуры речи. Вторым важным качеством культуры речи является коммуникативная целесообразность - умение находить, в языковой системе для выражения конкретного содержания в каждой реальной ситуации речевого общения адекватную языковую форму.
Коммуникативные качества речи это, прежде всего точность речи, понятность, чистота, логичность изложения, выразительность, эстетичность и уместность. Четкость формулировок, умелое использование терминов, иностранных слов, удачное применение изобразительных и выразительных средств языка, пословиц и поговорок, крылатых слов, фразеологических выражений, безусловно, повышают уровень профессионального общения людей.
С коммуникативной целесообразностью тесно связан и третий - этический аспект культуры речи. Правила речевого поведения, этические нормы речевой культуры являются одним из важнейших компонентов профессионального общения.
Под этическими нормами общения понимается речевой этикет: речевые формулы приветствия, просьбы, вопроса, благодарности, поздравления и т.п.; обращение на "ты" и "вы"; выбор полного или сокращенного имени, формы обращения и др.
Коммуникативная целесообразность как критерий культуры речи касается как формы выражения мысли, так и ее содержания. Этический аспект культуры речи предписывает знание и применение правил языкового поведения в конкретных ситуациях таким образом, чтобы не унизить достоинства участников общения. Этические нормы общения предусматривают соблюдение речевого этикета. Речевой этикет представляет собой систему средств и способов выражения отношения, обращающихся друг к другу.
Этический компонент культуры речи накладывает строгий запрет на сквернословие в процессе общения и другие формы оскорбляющие достоинство участников общения или окружающих людей.
Таким образом, культура речи - это соблюдение в речи сложившихся в обществе:
- норм литературного языка (правильность произношения, формообразования, построений предложений, употребления слов в их принятом значении и принятой сочетаемости). Литературный язык Ї высшая форма национального языка и основа культуры речи. Он обслуживает различные сферы человеческой деятельности: политику, культуру, делопроизводство, законодательство, словесное искусство, бытовое общение, межнациональное общение;
- норм речевого поведения, этикета (здороваться, прощаться, извиняться, быть вежливым, не грубить, не оскорблять, быть тактичным);
- норм, связанных с умением достигать наибольшей эффективности своей речи (риторическая грамотность);
- норм, связанных с умением переключаться с одной сферы общения на другую, учитывать то, кому адресована речь и кто при этом присутствует, в каких условиях, в какой обстановке и с какой целью ведется речь (стилевые и стилистические нормы).
Различные типы речи, виды красноречия возникали постепенно. Типы речи можно классифицировать согласно тому, к какой сфере деятельности относится оратор и аудитория слушателей.
Выделяют от восьми до десяти видов речи:
1. К политическому типу речи относятся лозунги, призывы, пропагандистские и агитационные выступления, доклады партийных руководителей на собраниях, жанры СМИ.
2. Военный тип общения (или красноречие военных) подразумевает приказы, призывы, мемуары. К данному типу речи можно отнести и письма командующего родственникам погибших солдат, радиосвязь.
3. Общение дипломатов основывается на дипломатическом этикете с соблюдением норм. К этому типу речи можно отнести переговоры, корреспонденцию. Для данного типа обязательно умение должного, юридически верного составления документов, умение сглаживать ситуацию.
4. Деловые встречи, деловая документация (финансовые отчеты, юридические акты, планы и программы), телефонные контакты относятся к деловой речи.
5. Красноречие университетских
лекторов, профессоров и академиков
встречается на лекциях, семинарах,
конференциях. Также используется
при написании творческих
6. Сфера юриспруденции
и судебного дела включает
в себя тексты различных
7. Педагогический тип
общения – это различные
8. Тип речи, связанный
с духовной и нравственной
стороной жизни – это
9. Повседневное общение
проявляется в разговорах
10. Внутренняя речь (или речь про себя) представляет собой воспоминания, рассуждения, спор, мечты и фантазии, мысленное планирование высказывания.
Данные типы речи требуют осмысления, контроля, что является непосредственно культурой речи. Некоторые типы речи, красноречия складывались в течение многих лет и даже веков. Некоторые типы, например внутренняя речь, появились недавно. Надо отметить, что диалог с собой имеет большое значение в жизни человека, культура внутренней речи, мысленное обращение к своему второму «я» является гарантией успешной внешней речи, т. е. звучания или написания.
Этика речевого общения начинается с соблюдения условий успешного речевого общения: с доброжелательного отношения к адресату, демонстрации заинтересованности в разговоре, «понимающего понимания» — настроенности на мир собеседника, искреннего выражения своего мнения, сочувственного внимания. Это предписывает выражать свои мысли в ясной форме, ориентируясь на мир знаний адресата. В праздноречевых сферах общения в диалогах и полилогах интеллектуального, а также «игрового» или эмоционального характера особую важность приобретает выбор темы и тональности разговора. Сигналами внимания, участия, правильной интерпретации и сочувствия являются не только регулятивные реплики, но и паралингвистические средства — мимика, улыбка, взгляд, жесты, поза. Особая роль при ведении беседы принадлежит взгляду.