Деловая риторика

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 20:23, реферат

Краткое описание

Термины "риторика" (греч. retorike), "ораторское искусство" (лат.orator На многовековом историческом пути разработки риторики прослеживаются 2 подхода к ее определению: согласно первому - это наука о теоретических законах, мастерстве красноречия; согласно второму - это искусство речи.
Становление риторики как науки произошло в Древней Греции в V в до н.э. и было связано с потребностями демократического общества высочайшей культуры.

Оглавление

1.ВВЕДЕНИЕ.
Риторика как наука и искусство.
Предмет, объект, цель изучения деловой риторики.
Деловое общение и его виды.
2.ЯЗЫК, РЕЧЬ, РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Понятие о языке и речи.
Виды речи.
Речевая деятельность. Культура речевой деятельности.
Виды речевой деятельности.
Техника звучащей речи.
3.ТЕКСТ КАК РЕЗУЛЬТАТ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Понятие о тексте.
Типы текста.
Композиция текста.
Стили текста.
4.ОСНОВЫ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ.
Понятие о литературном языке.
Культура речи и речевая культура.
Правильность речи.
Коммуникативная целесообразность речи.
5.ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ.
Этапы подготовки и проведения публичного выступления.
Установление контакта с аудиторией.
Поза, жесты, мимика оратора.
Анализ ораторской речи.
Типы ораторов.
Доклад и речь как жанры делового общения.
6.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
7.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Файлы: 1 файл

деловая риторика.docx

— 77.93 Кб (Скачать)

  a.Понятие о языке и речи

 Слова "язык" и "речь" многозначны, иногда  они соотносятся как синонимы. По представлениям современной  лингвистики, речь связана с  языком, но не отождествляется  с ним.

 Язык - это система  знаков, объективное, исторически  сложившееся явление духовной  жизни общества. Знаком принято  называть "заместителей" других  объектов. Кроме языка, естественной  знаковой системы, существуют  искусственные, например, сигналы  светофора, нотное письмо, символические  записи, используемые в математике (цифры и символы ; +, - , =) и других  науках. В отличие от этих искусственных  систем, язык способен передавать  сообщения любого, ничем не ограниченного  содержания, то есть он универсален.  Жестикуляция и мимика - системы  невербального общения - придают  звучащей речи лишь добавочные  эмоциональные и смысловые оттенки.

 Любая система  состоит из множества элементов,  которые находятся в связях  друг с другом, образуют одно  целое. Языковые единицы (знаки)  объединяются в подсистемы и  формируют уровни (ярусы) языка:

  • Единицы
  • Уровни
  • Предложение
  • синтаксический
  • Части речи (словоформы)
  • морфологический
  • Лексемы (слова)
  • лексический
  • Морфемы (части слова)
  • морфемный
  • Фонемы (звуки)
  • фонемный

Таким образом, язык - это модель иерархии: большее включает меньшее как составную часть, меньшее проявляет свои функции  в большем. Так, самые низшие единицы  языка (фонемы) реализуют себя в единицах следующего, более сложного уровня, т. е. в морфемах и т. д.

 Язык служит  средством общения, познания, хранения  и передачи национального самосознания, традиций культуры и истории  народа. Язык обнаруживает себя  только в речи и только через  нее выполняет свое главное,  коммуникативное, назначение.

 Речь - это форма  существования языка, его воплощения, реализация. Под речью понимают  использование человеком языковых  богатств в жизненных ситуациях,  результат процесса формулирования  и передачи мысли средствами  языка. Речь отдельного говорящего  обладает особенностями произношения, лексики, структуры предложений.  Таким образом, речь конкретна  и индивидуальна.

  b.Виды речи

  • Письменная
  • Устная
  • Монологическая
  • Диалогическая
  • Выделяют следующие виды речи:
  • Внешняя
  • Внутренняя

Мысль начинает формироваться  во внутренней речи. Ее механизм был  исследован в начале XX века психологом Л. С. Выготским. Эта речь беззвучна, непроизносима, включает образы, отличается от внешней степенью языковой сформированности: опускается большинство второстепенных членов предложения, в словах русского языка выпадают гласные, не несущие  смысловой нагрузки. Вся духовная жизнь человека - его размышления, планы, споры с самим собой, переработка  увиденного и услышанного протекают  в скрытой форме, на мыслительном уровне. Внутренняя речь "работает" всегда, исключая лишь глубокий сон. Перевод  внутренней речи во внешнюю часто  связан с трудностями. Именно об этом этапе порождения высказывания говорят: "На языке вертится, а сказать  не могу".

 Внешняя речь  существует в устной и письменной  формах. Различия между ними определяются:

1.Способами кодирования.  Устная речь - произносимая, звучащая, слышимая - выражена звуками (акустическим  кодом), а письменная - видимая, написанная - буквами (графическим кодом).

2.Механизмами порождения. Письменный текст, как правило, - подготовленный, - записывается на  черновиках, подвергается редактированию, совершенствованию. Устная речь  не имеет таких возможностей, она спонтанна, т. е. создается  в момент говорения, поэтому  требует огромной тренировки, быстроты  выбора слов, автоматизма синтаксического  конструирования.

3.Механизмами восприятия. Устная речь должна восприниматься  сразу, письменная осмысливается  при многократном чтении.

4.Грамматическими  и лексическими особенностями.  В письменной речи четче подбираются  слова, преобладает книжная лексика,  сложные развернутые предложения,  страдательные конструкции. В  устной наблюдаются повторы, неполные, простые предложения. Известен  предел, ограничивающий количество  слов звучащей речи: от пяти  до девяти.

5.Видами норм. Только  к устной речи предъявляются  орфоэпические требования, и только  к письменной - орфографические,  пунктуационные и каллиграфические.

6.Выразительными  возможностями. Устная речь обладает  средствами звуковой выразительности,  отличается богатством интонаций,  паузами, логическими ударениями, а также сопровождается жестами  и мимикой. Знаки препинания, кавычки,  шрифтовые выделения компенсируют  меньшие возможности экспрессивности  письменного текста.

7.Характером адресата. Устная речь зависит от того, как ее воспринимают, потому что,  как правило, коммуниканты не  только слышат, но и видят друг  друга. Письменная речь обычно  обращена к отсутствующим.

 Органическую  связь между двумя видами речи  психологи объясняют наличием  общей основы - внутренней речи. Процесс  порождения высказывания чаще  всего имеет такую структуру:  мысленная подготовка фразы - воображаемое проговаривание с  микродвижениями речевого аппарата - графическая фиксация мысли.

 Устная речь  может быть записана, а письменная - произнесена. Например, письменный  текст при "озвучивании"  приобретет некоторые особенности  устной речи (интонационную окраску,  ритм), но будет характеризоваться  как письменная речь в устной  форме.

 При подготовке  и в процессе публичного выступления  возникает противоречие между  письменной речью и устным  ее исполнением. А. М. Пешковский, известный лингвист, называл ораторский  монолог "подделкой письменной  речи под устную". Говорящему  перед аудиторией следует уместно  объединять два вида, две "стихии". Если одна из них победит,  выступление будет звучать или  слишком строго, сухо, или слишком  свободно, раскованно.

 В жизни обычно  преобладает устная речь, поэтому  ее считают первичной, ведущей.  По словам В. Г. Костомарова,  в наше время устная речь "приобрела  перед письменной важное преимущество - моментальность, что крайне важно  для стремительных темпов и  ритмов XX века. А также ... другое  качество: способность фиксироваться,  консервироваться, сохраняться и  воспроизводиться" [4, с. 176]. Среди  источников хранения вербальной  информации доминируют аудитивные, аудиовизуальные: радио, телевидение,  телефонная связь. Таким образом,  устная речь сегодня существует  в совершенно новых разновидностях.

 Устная речь  имеет две формы - монологическую  и диалогическую. Монолог представляет  собой развернутое высказывание (элементарная единица текста) одного  лица, завершенное в смысловом  отношении. Психолого-педагогической  особенностью монологической речи  является то, что реакция слушателей  угадывается, жесты и мимика  играют меньшую роль, чем при  диалоге. Монолог - это чаще  всего публичная речь, адресованная  большому количеству людей. Ораторский  монолог диалогичен. Выступающий  как бы беседует с аудиторией, то есть происходит скрытый  диалог. Но возможен и открытый  диалог, например, ответы на вопросы  присутствующих.

 Диалог - это непосредственный  обмен высказываниями между двумя  или несколькими собеседниками.  Структурно диалог состоит из  реплики - стимула и реплики  - реакции, тесно связанных по  содержанию друг с другом. Диалогическая  речь - первичный, естественный вид  общения. В бытовом диалоге  партнеры не заботятся о форме  и стиле высказывания, откровенны. Участники публичного диалога  учитывают присутствие аудитории,  строят речь литературно.

c.Речевая деятельность. Культура речевой деятельности

 У человека  наряду с трудовой, научной, государственной,  политической и другими существует  самая распространенная - речевая  деятельность. Без нее невозможна  никакая другая, она предшествует, сопровождает, а иногда формирует,  составляет основу деятельности. Речевая деятельность - это деятельность, имеющая социальный характер, в  ходе которой высказывание формируется  и используется для достижения  определенной цели (общения, сообщения,  воздействия). Психолог Л. С. Выготский  характеризовал речевую деятельность  как процесс материализации мысли,  т. е. превращения ее в слово.

 Речевая деятельность  состоит из речевых действий (актов), которые представляют собой подготовку  и реализацию высказывания, целиком,  независимо от его объема (это  может быть реплика в диалоге,  рассказ и т. д.)

 В лингвистике  наиболее известна схема речевого  акта, предложенная Р. О. Якобсоном.  Она включает следующие основные  компоненты: говорящий (адресант), слушающий  (адресат), контекст (обстановка, в которой  производится высказывание, допустим, официальное собрание, семейный  обед), передаваемая информация (сообщение).

Речемыслительный  механизм необыкновенно сложен и  до настоящего дня до конца не изучен. Выделяют 3 ступени речевого акта: подготовка и исполнение высказывания, его восприятие и понимание, обратная связь. Первая ступень состоит из этапов:

1)Возникновение  ситуации, побуждающей к выражению  мыслей. Например, менеджер готовит  проект договора, журналист берет  интервью и другие.

2)Мотивация. Потребность  высказывания, порождаемая жизненной  ситуацией, постепенно осознается, превращается в конкретную, ясную  цель (мотив), которая начинает руководить  действиями автора.

3)Вероятностное  прогнозирование (интенция). Намерение  произнести фразу как бы подвергается  проверке, решается, к кому будет  обращена речь, с какими интонациями,  громкостью, скоростью она прозвучит.

4)Внутренний план, определяющий содержание и структуру  сообщения.

5)Языковое структурирование - это три операции подготовки  средств языка на внутреннем  уровне: выбор слов, определение  порядка слов и словосочетаний, средств связи лексических единиц.

 В психолингвистике  существует три гипотезы выбора  слов: а) по теории Н. И. Жинкина,  сначала выбираются слова, обозначающие  логические субъекты, затем - предикаты  (то, что утверждается или отрицается), затем - предметные признаки; б)  по теории словесных ассоциаций, уже употребленное слово вызывает  из памяти другое, связанное с  первым по прежним сочетаниям; в) по гипотезе проб и ошибок, действующий механизм как бы  перелистывает в памяти все  слова нужного тематического  блока, выбирая подходящее по  смыслу.

 Порядок слов  и сочетаний объясняет теория  актуального членения предложения.  Подавляющее большинство русских  предложений интонационно делится  на две части - тему (данное, известное)  и рему (новое, неизвестное). Мысль  обычно движется от темы (Т)  к реме (Р). Например:

 Жизнь (Т) - не  холмик пологий (Р).

 Иван Иванович (Т) давно ушел (Р).

 Новый директор  завода (Т) сразу приступил к  переезду (Р).

 Связи между  словами обеспечиваются с помощью  окончаний, предлогов, союзов.

6)Переход к внешней  речи происходит по законам  фонетики или по правилам графики.

 На второй ступени  выделяются собственные "шаги":

1)Прием звукового  сигнала.

2)Анализ акустического  потока с точки зрения фонетики  того или иного языка.

 На данном этапе  перципиент начинает понимать  слова.

3)Узнавание значения  каждого фонетического слова  - единицы, имеющей одно словесное  ударение (например, лес, шумит, на - столе, из - лесу, сделал - бы).

4)Расшифровка грамматических  связей между словами.

5)Включение фразы  в контекст, связывание с предыдущими  репликами.

6)Понимание второго,  дополнительного, переносного смысла. На этом уровне воспринимаются  тропы (метафора, метонимия, ирония  и др.), аллюзия (намек).

7)Оценка языкового  мастерства говорящего.

 Полный цикл  речевого акта завершается новым  действием - свидетельством результативности  высказывания. Третья ступень - обратная  связь - понимается широко: это  вопросы; реплики; письма на  телестудию после интересной  передачи; голосование на выборах  депутатов Думы после долгой  предвыборной агитации за того  или иного кандидата; ответы  учащихся на уроке или экзамене; толпа покупателей у дверей  магазина после вчерашней телерекламы...

Информация о работе Деловая риторика