Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 20:23, реферат
Термины "риторика" (греч. retorike), "ораторское искусство" (лат.orator На многовековом историческом пути разработки риторики прослеживаются 2 подхода к ее определению: согласно первому - это наука о теоретических законах, мастерстве красноречия; согласно второму - это искусство речи.
Становление риторики как науки произошло в Древней Греции в V в до н.э. и было связано с потребностями демократического общества высочайшей культуры.
1.ВВЕДЕНИЕ.
Риторика как наука и искусство.
Предмет, объект, цель изучения деловой риторики.
Деловое общение и его виды.
2.ЯЗЫК, РЕЧЬ, РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Понятие о языке и речи.
Виды речи.
Речевая деятельность. Культура речевой деятельности.
Виды речевой деятельности.
Техника звучащей речи.
3.ТЕКСТ КАК РЕЗУЛЬТАТ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Понятие о тексте.
Типы текста.
Композиция текста.
Стили текста.
4.ОСНОВЫ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ.
Понятие о литературном языке.
Культура речи и речевая культура.
Правильность речи.
Коммуникативная целесообразность речи.
5.ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ.
Этапы подготовки и проведения публичного выступления.
Установление контакта с аудиторией.
Поза, жесты, мимика оратора.
Анализ ораторской речи.
Типы ораторов.
Доклад и речь как жанры делового общения.
6.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
7.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
a.Понятие о языке и речи
Слова "язык" и "речь" многозначны, иногда они соотносятся как синонимы. По представлениям современной лингвистики, речь связана с языком, но не отождествляется с ним.
Язык - это система
знаков, объективное, исторически
сложившееся явление духовной
жизни общества. Знаком принято
называть "заместителей" других
объектов. Кроме языка, естественной
знаковой системы, существуют
искусственные, например, сигналы
светофора, нотное письмо, символические
записи, используемые в математике
(цифры и символы ; +, - , =) и других
науках. В отличие от этих
Любая система
состоит из множества
Таким образом, язык - это модель иерархии: большее включает меньшее как составную часть, меньшее проявляет свои функции в большем. Так, самые низшие единицы языка (фонемы) реализуют себя в единицах следующего, более сложного уровня, т. е. в морфемах и т. д.
Язык служит
средством общения, познания, хранения
и передачи национального
Речь - это форма
существования языка, его
b.Виды речи
Мысль начинает формироваться во внутренней речи. Ее механизм был исследован в начале XX века психологом Л. С. Выготским. Эта речь беззвучна, непроизносима, включает образы, отличается от внешней степенью языковой сформированности: опускается большинство второстепенных членов предложения, в словах русского языка выпадают гласные, не несущие смысловой нагрузки. Вся духовная жизнь человека - его размышления, планы, споры с самим собой, переработка увиденного и услышанного протекают в скрытой форме, на мыслительном уровне. Внутренняя речь "работает" всегда, исключая лишь глубокий сон. Перевод внутренней речи во внешнюю часто связан с трудностями. Именно об этом этапе порождения высказывания говорят: "На языке вертится, а сказать не могу".
Внешняя речь
существует в устной и
1.Способами кодирования.
Устная речь - произносимая, звучащая,
слышимая - выражена звуками (
2.Механизмами порождения.
Письменный текст, как правило,
- подготовленный, - записывается на
черновиках, подвергается редактированию,
совершенствованию. Устная
3.Механизмами восприятия.
Устная речь должна
4.Грамматическими
и лексическими особенностями.
В письменной речи четче
5.Видами норм. Только
к устной речи предъявляются
орфоэпические требования, и только
к письменной - орфографические,
пунктуационные и
6.Выразительными
возможностями. Устная речь
7.Характером адресата. Устная речь зависит от того, как ее воспринимают, потому что, как правило, коммуниканты не только слышат, но и видят друг друга. Письменная речь обычно обращена к отсутствующим.
Органическую
связь между двумя видами речи
психологи объясняют наличием
общей основы - внутренней речи. Процесс
порождения высказывания чаще
всего имеет такую структуру:
мысленная подготовка фразы -
воображаемое проговаривание с
микродвижениями речевого
Устная речь
может быть записана, а письменная
- произнесена. Например, письменный
текст при "озвучивании"
приобретет некоторые
При подготовке
и в процессе публичного
В жизни обычно
преобладает устная речь, поэтому
ее считают первичной, ведущей.
Устная речь
имеет две формы - монологическую
и диалогическую. Монолог
Диалог - это непосредственный
обмен высказываниями между
c.Речевая деятельность. Культура речевой деятельности
У человека
наряду с трудовой, научной, государственной,
политической и другими
Речевая деятельность
состоит из речевых действий (актов),
которые представляют собой
В лингвистике
наиболее известна схема
Речемыслительный механизм необыкновенно сложен и до настоящего дня до конца не изучен. Выделяют 3 ступени речевого акта: подготовка и исполнение высказывания, его восприятие и понимание, обратная связь. Первая ступень состоит из этапов:
1)Возникновение ситуации, побуждающей к выражению мыслей. Например, менеджер готовит проект договора, журналист берет интервью и другие.
2)Мотивация. Потребность
высказывания, порождаемая жизненной
ситуацией, постепенно
3)Вероятностное
прогнозирование (интенция). Намерение
произнести фразу как бы
4)Внутренний план,
определяющий содержание и
5)Языковое структурирование
- это три операции подготовки
средств языка на внутреннем
уровне: выбор слов, определение
порядка слов и словосочетаний,
средств связи лексических
В психолингвистике
существует три гипотезы
Порядок слов
и сочетаний объясняет теория
актуального членения
Жизнь (Т) - не холмик пологий (Р).
Иван Иванович (Т) давно ушел (Р).
Новый директор завода (Т) сразу приступил к переезду (Р).
Связи между
словами обеспечиваются с
6)Переход к внешней
речи происходит по законам
фонетики или по правилам
На второй ступени выделяются собственные "шаги":
1)Прием звукового сигнала.
2)Анализ акустического
потока с точки зрения
На данном этапе перципиент начинает понимать слова.
3)Узнавание значения
каждого фонетического слова
- единицы, имеющей одно
4)Расшифровка грамматических связей между словами.
5)Включение фразы в контекст, связывание с предыдущими репликами.
6)Понимание второго,
дополнительного, переносного
7)Оценка языкового мастерства говорящего.
Полный цикл
речевого акта завершается