Деловая риторика

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 20:23, реферат

Краткое описание

Термины "риторика" (греч. retorike), "ораторское искусство" (лат.orator На многовековом историческом пути разработки риторики прослеживаются 2 подхода к ее определению: согласно первому - это наука о теоретических законах, мастерстве красноречия; согласно второму - это искусство речи.
Становление риторики как науки произошло в Древней Греции в V в до н.э. и было связано с потребностями демократического общества высочайшей культуры.

Оглавление

1.ВВЕДЕНИЕ.
Риторика как наука и искусство.
Предмет, объект, цель изучения деловой риторики.
Деловое общение и его виды.
2.ЯЗЫК, РЕЧЬ, РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Понятие о языке и речи.
Виды речи.
Речевая деятельность. Культура речевой деятельности.
Виды речевой деятельности.
Техника звучащей речи.
3.ТЕКСТ КАК РЕЗУЛЬТАТ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Понятие о тексте.
Типы текста.
Композиция текста.
Стили текста.
4.ОСНОВЫ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ.
Понятие о литературном языке.
Культура речи и речевая культура.
Правильность речи.
Коммуникативная целесообразность речи.
5.ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ.
Этапы подготовки и проведения публичного выступления.
Установление контакта с аудиторией.
Поза, жесты, мимика оратора.
Анализ ораторской речи.
Типы ораторов.
Доклад и речь как жанры делового общения.
6.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
7.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Файлы: 1 файл

деловая риторика.docx

— 77.93 Кб (Скачать)

 Систему вышеперечисленных  фонетических средств (высотных, силовых, временных) часто называют  интонацией, а также просодикой.

 Оратор, собеседник, умеющий легко изменять темп, громкость и высоту речи, обладающий  хорошей дикцией и тембром,  может выражать голосом различные  чувства и переживания. Это  возможно при правильно поставленном  речевом (фонационном) дыхании.  Его основой является диафрагмально-реберное  дыхание, когда вдох и выдох  совершаются за счет изменения  объема грудной клетки вследствие  сокращения диафрагмы, межреберных  и брюшных мышц. При произношении речи после короткого вдоха следует пауза для укрепления брюшного пресса, а затем - длинный звуковой выдох, во время которого надо уметь рационально расходовать запас воздуха. Расслабление мышц, удерживающих грудную клетку в расширенном состоянии, должно происходить постепенно, подчиняясь воле говорящего. Через нос вдыхают только перед началом монолога или на больших паузах. Неправильное дыхание порождает недостаточную звучность (т.е. силу, гибкость, подвижность), которая в свою очередь изменяет тембр голоса.

 Процесс голосообразования  наиболее продуктивен, когда спина  прямая, крепкая, а руки, плечи,  шея, органы артикуляции свободны  и не напряжены.

 Голоса, поставленные  самой природой, встречаются редко.  Каждый человек может "воспитать"  голос, т. е. развить и укрепить. Техника речи - важный элемент  культуры речевой деятельности - включает работу над дыханием, голосом, дикцией. Техническая  сторона звучащей речи поддается  тренировке путем специальных  упражнений. Их надо выполнять  регулярно, а также обращаться  к ним, готовясь к ораторскому  выступлению, к встрече с людьми, чтобы в момент контакта "быть  в голосе". 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.ТЕКСТ  КАК РЕЗУЛЬТАТ  РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  a.Понятие о тексте

 Текст (от лат. textus - "ткань, сплетение, соединение") возникает и существует только  в процессе общения; это речевая  единица, воплощение коммуникативного  акта; это последовательность вербальных  знаков.

 Б. Н. Головин  определяет текст как словесное  устное или письменное произведение, представляющее собой единство  некоторого более или менее  завершенного содержания (смысла) и  формы (речи), формирующей и выражающей  это содержание.

 Таким образом,  основными признаками текста  являются следующие:

1)Членимость. Текст  состоит из нескольких предложений,  представляет собой коммуникативную  единицу высшего ранга, по сравнению  с предложением. Однако это положение  является дискуссионным: одно  распространенное завершенное высказывание, реплику в диалоге некоторые  исследователи считают текстом.

2)Смысловая цельность  достигается тогда, когда отбор  материала подчиняется задаче  передать основную мысль. Т.  е. предложения текста должны  объединяться темой и идеей.

3)Связность заключается  в том, что текст состоит  из предложений, связанных между  собой по смыслу и формально  - с помощью языковых средств:  повторяющихся слов, личных и  указательных местоимений, синонимов,  антонимов, сочинительных союзов  и т. п. 

  b.Типы текста

 Столетия развития  языка, мышления выработали наиболее  экспрессивные, экономные и точные  способы, схемы, словесные структуры  для решения задач, которые  ставит перед собой говорящий.  Поэтому издавна выделяют такие  компоненты монологической речи, как описание, повествование, рассуждение,  которые в лингвистике принято  называть функционально - смысловыми  типами текста, что подчеркивает  их зависимость от цели и  содержания высказывания. Это деление,  восходящее еще к риторикам  X1X века, является условным. На практике, в выступлении типы текста  чередуются, придавая речи разнообразие. Описание раскрывает признаки  предмета, его временные характеристики  или постоянные свойства, качества, состояния. Текст этого типа  как бы отвечает на вопрос: "Какой предмет?" Чаще всего  описание - это статическая картина,  предстающая одномоментно. Разновидностью  описания в официально - деловой речи выступает характеристика, частным случаем которой считается техническое описание.

 Повествование  раскрывает тесно связанные между  собой события, явления, действия  как объективно происходившие  в прошлом. Данный тип текста  представляет мир в динамике: "Что произошло?"

 Рассуждение имеет  целью исследовать предметы или  явления, раскрыть их внутренние  признаки путем аргументации, установления  причинно - следственных отношений.  С логической точки зрения  рассуждение - это цепь умозаключений  демонстрация на какую-нибудь  тему, изложенных в последовательной  форме. Такое раскрытие мира  в его причинно - следственных  связях - это ответ на вопрос: "Почему?" Вариантом рассуждения считают  определение и объяснение, бытующие  в научных текстах, в языке  массовой коммуникации.

 Логика мышления  требует, чтобы в любом рассуждении  содержались части: тезис - утверждение,  которое надо доказать; обоснование  высказанной мысли при помощи  доводов, доказательств. 

 Совокупность  аргументов - положений, истинность  которых проверена и доказана  практикой - называется аргументацией.

 Аргументы делят  на 2 вида:

1.Аргументы к  существу дела. Это факты, устанавливаемые  путем наблюдения, опыта, цифровой  или статистический материал, документы,  доказанные положения и т. д.

2.Аргументы к  человеку. Это ссылка на высказывания, мнения авторитетных людей: ученых, писателей, общественных деятелей, специалистов; расточение похвал, привлечение  внимания к достоинствам и  недостаткам, вкусам оппонента;  возбуждение в другой стороне  жалости и сочувствия.

 Аргументы первого  вида нацелены на то, чтобы  доказать, т. е. установить истинность  тезиса, а второго - на то, чтобы  убедить - сделать слушателей  единомышленниками, вселить уверенность,  что истинность тезиса доказана. Основа убедительности речи - ее  доказательность, но важную роль  играет риторическое мастерство: пафос, манеры, голос и т. д. 

  c.Композиция текста

 Композиция (лат. compositio - "составление, сочинение") - это закономерное, мотивированное  содержанием и замыслом расположение  всех частей текста.

 Наиболее распространенной  классической структурой текста  считается трехчастная, включающая  в себя элементы: вступление, главную  (основную) часть, заключение. Такую  структуру чаще всего имеют  информационная речь, доклад. Приветственная, торговая речь в настоящее  время отличаются свободной композицией,  которая во многом определяется  ситуацией и адресатом.

 В ходе экспериментов  было установлено, что запоминается  и усваивается лучше всего  то, что дается в начале или  в конце сообщения, что объясняется  действием так называемого психологического  закона "края". Поэтому важно  продумать содержание вступления  и заключения.

 Задача вступления - подготовить слушателей к восприятию  темы. По мнению опытных ораторов, следует сразу привлечь внимание  аудитории. "Зацепляющих крючков" (А. Ф. Кони) существует множество:  интересный или даже неожиданный  пример; пословица, поговорка, крылатое  выражение, цитата; рассказ о каких  - либо событиях, имеющих отношение  к теме выступления; вопросы,  позволяющие втянуть слушателей  в активную умственную деятельность.

 Заключение должно  быть кратким, сжатым. В нем,  как правило, подводятся итоги  сказанному, делаются обобщения;  кратко повторяются основные  тезисы, подчеркивается главная  идея и важность для аудитории  разобранной темы; намечаются пути  развития выраженных мыслей; ставятся  новые задачи, очерчиваются перспективы,  звучит приглашение высказать  свое мнение, поспорить.

 Современные речедеятели  используют методы изложения  материала главной части, сформировавшиеся  на базе многовековой практики:

1)Индуктивный метод  - анализ материала от частного  к общему, от конкретных фактов  к выводам.

2)Дедуктивный метод  - рассуждение от общего к частному, выдвижение каких - то положений,  а затем разъяснение их смысла  на примерах.

3)Ступенчатый метод  - последовательное изложение одного  вопроса за другим. Рассмотрев  проблему, автор текста, уже больше  к ней не возвращается.

4)Исторический метод  - подача материала в хронологической  последовательности, например, на исторические  или биографические темы.

5)Концентрический  метод - расположение сообщаемого  вокруг главной проблемы, единого  центра. Говорящий анализирует предмет  со всех сторон, при помощи  разных определений (примеров, объяснений  и т. п.), переходя от общего  рассмотрения к более глубокому.

6)Метод аналогии - сопоставление различных явлений,  событий, фактов, сходных между  собой.

7)Метод контраста  построен на основе сравнения  полярных, оттеняющих друг друга  предметов, проблем, явлений, их  противопоставления.

 Использование  различных методов в одном  монологе позволяет сделать его  основную часть оригинальной, нестандартной. 

  d.Стили текста

 Любой текст  можно отнести к тому или  иному стилю. Под стилем (от  греч. stulos - "палочка для письма") обычно понимают разновидность  литературного языка, выполняющую  определенную функцию в общении.  Поэтому стили называются функциональными.  Функции могут быть различными, поэтому дифференциация стилей  идет по разным основаниям. Так,  при ориентации на соответствующие  сферы человеческой деятельности (наука, законодательство и делопроизводство, политика) выделяются "обслуживающие"  их стили - научный, официально - деловой, публицистический. Все  они предназначены для передачи  достаточно сложного содержания  и используются в официальной  обстановке, очень часто - в письменной  форме (другое основание). Стремясь  подчеркнуть это обстоятельство, три названных выше стиля объединяют, именуя книжными. Им противопоставлен разговорный стиль, который используется в повседневном общении, преимущественно в устной форме. Разновидностями этого стиля являются литературно - разговорный - речь образованных людей в учебных заведениях, в производственных условиях, в учреждениях культуры; ораторский (устная публичная речь) - выступления на темы интеллектуализированного, делового характера; разговорно - бытовой - речь в непринужденной, домашней обстановке, на отдыхе, на улице.

Отличительные коммуникативные  качества научного стиля - логичность, доказательность, обобщенность, неэмоциональность. Язык характеризуется наличием книжных  слов с обобщенным и отвлеченным  значением типа: обозначение, функция, опыт, процесс, научных терминов: адвербиализация, импликация, дискурс. Используются глаголы  в форме 3 лица настоящего времени  с семантикой "постоянного действия": кислота разъедает, наступают сокращения и т. п. Вместо местоимения единственного  числа "я" употребляется множественное - "мы". Предложения научной  речи осложненные, распространенные, полные. Стиль предназначен для сообщения  сведений теоретического характера, объяснения причин явлений.

 В высказываниях  официально - делового стиля передаются  точные сведения, имеющие практическое  значение в сфере управления  обществом на всех его уровнях.  Этому стилю присущи четкость, бесстрастность, стандартность. Типичны  языковые средства с книжкой,  официальной окраской: хищение, именуемый,  поставить в известность и  другие, имена существительные с  "отвлеченными" суффиксами - ани, - ени, - ств, - ость (сведение, указание, ответственность), глаголы в начальной  форме (предложить, отменить и  т. д.). Слова используются в  прямых значениях.

 Публицистический  стиль решает задачу не просто  сообщения информации, а определенного  воздействия на мысли и чувства  людей. Для него характерны  особая выразительность и эмоциональность,  поэтому распространены изобразительные  средства - эпитеты, метафоры, сравнения,  инверсия и т. п.

 Устная публицистическая (ораторская) речь, литературно - разговорный  стиль сочетают элементы книжного  и разговорного стилей, занимают  промежуточное, пограничное положение  между ними. При этом ораторская  речь - более строгий вариант литературного  языка.

 Доминирующие  черты разговорного стиля - неполнота  выражения и эмоциональность  - обусловлены "устностью" контакта, цель которого - обмен впечатлениями,  сведениями. Язык данного стиля  отличается употреблением разговорных  слов и выражений, эмоционально - оценочных лексем (вечерка, сгущенка, светленький, домик, я тебе  уеду). Предложения разговорной речи  простые, неполные, нераспространенные.

 Функциональные  стили реализуются в соответствующих  речевых жанрах. Так, к научному  относится статья, реферат, монография, к разговорно - бытовому - разговор, беседа, спор и т. д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Деловая риторика