Систему вышеперечисленных
фонетических средств (высотных,
силовых, временных) часто называют
интонацией, а также просодикой.
Оратор, собеседник,
умеющий легко изменять темп,
громкость и высоту речи, обладающий
хорошей дикцией и тембром,
может выражать голосом различные
чувства и переживания. Это
возможно при правильно поставленном
речевом (фонационном) дыхании.
Его основой является диафрагмально-реберное
дыхание, когда вдох и выдох
совершаются за счет изменения
объема грудной клетки вследствие
сокращения диафрагмы, межреберных
и брюшных мышц. При произношении
речи после короткого вдоха следует пауза
для укрепления брюшного пресса, а затем
- длинный звуковой выдох, во время которого
надо уметь рационально расходовать запас
воздуха. Расслабление мышц, удерживающих
грудную клетку в расширенном состоянии,
должно происходить постепенно, подчиняясь
воле говорящего. Через нос вдыхают только
перед началом монолога или на больших
паузах. Неправильное дыхание порождает
недостаточную звучность (т.е. силу, гибкость,
подвижность), которая в свою очередь изменяет
тембр голоса.
Процесс голосообразования
наиболее продуктивен, когда спина
прямая, крепкая, а руки, плечи,
шея, органы артикуляции свободны
и не напряжены.
Голоса, поставленные
самой природой, встречаются редко.
Каждый человек может "воспитать"
голос, т. е. развить и укрепить.
Техника речи - важный элемент
культуры речевой деятельности -
включает работу над дыханием,
голосом, дикцией. Техническая
сторона звучащей речи поддается
тренировке путем специальных
упражнений. Их надо выполнять
регулярно, а также обращаться
к ним, готовясь к ораторскому
выступлению, к встрече с людьми,
чтобы в момент контакта "быть
в голосе".
3.ТЕКСТ
КАК РЕЗУЛЬТАТ
РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
a.Понятие о тексте
Текст (от лат.
textus - "ткань, сплетение, соединение")
возникает и существует только
в процессе общения; это речевая
единица, воплощение коммуникативного
акта; это последовательность вербальных
знаков.
Б. Н. Головин
определяет текст как словесное
устное или письменное произведение,
представляющее собой единство
некоторого более или менее
завершенного содержания (смысла) и
формы (речи), формирующей и выражающей
это содержание.
Таким образом,
основными признаками текста
являются следующие:
1)Членимость. Текст
состоит из нескольких предложений,
представляет собой коммуникативную
единицу высшего ранга, по сравнению
с предложением. Однако это положение
является дискуссионным: одно
распространенное завершенное высказывание,
реплику в диалоге некоторые
исследователи считают текстом.
2)Смысловая цельность
достигается тогда, когда отбор
материала подчиняется задаче
передать основную мысль. Т.
е. предложения текста должны
объединяться темой и идеей.
3)Связность заключается
в том, что текст состоит
из предложений, связанных между
собой по смыслу и формально
- с помощью языковых средств:
повторяющихся слов, личных и
указательных местоимений, синонимов,
антонимов, сочинительных союзов
и т. п.
b.Типы текста
Столетия развития
языка, мышления выработали наиболее
экспрессивные, экономные и точные
способы, схемы, словесные структуры
для решения задач, которые
ставит перед собой говорящий.
Поэтому издавна выделяют такие
компоненты монологической речи,
как описание, повествование, рассуждение,
которые в лингвистике принято
называть функционально - смысловыми
типами текста, что подчеркивает
их зависимость от цели и
содержания высказывания. Это деление,
восходящее еще к риторикам
X1X века, является условным. На практике,
в выступлении типы текста
чередуются, придавая речи разнообразие.
Описание раскрывает признаки
предмета, его временные характеристики
или постоянные свойства, качества,
состояния. Текст этого типа
как бы отвечает на вопрос:
"Какой предмет?" Чаще всего
описание - это статическая картина,
предстающая одномоментно. Разновидностью
описания в официально - деловой
речи выступает характеристика, частным
случаем которой считается техническое
описание.
Повествование
раскрывает тесно связанные между
собой события, явления, действия
как объективно происходившие
в прошлом. Данный тип текста
представляет мир в динамике:
"Что произошло?"
Рассуждение имеет
целью исследовать предметы или
явления, раскрыть их внутренние
признаки путем аргументации, установления
причинно - следственных отношений.
С логической точки зрения
рассуждение - это цепь умозаключений
демонстрация на какую-нибудь
тему, изложенных в последовательной
форме. Такое раскрытие мира
в его причинно - следственных
связях - это ответ на вопрос: "Почему?"
Вариантом рассуждения считают
определение и объяснение, бытующие
в научных текстах, в языке
массовой коммуникации.
Логика мышления
требует, чтобы в любом рассуждении
содержались части: тезис - утверждение,
которое надо доказать; обоснование
высказанной мысли при помощи
доводов, доказательств.
Совокупность
аргументов - положений, истинность
которых проверена и доказана
практикой - называется аргументацией.
Аргументы делят
на 2 вида:
1.Аргументы к
существу дела. Это факты, устанавливаемые
путем наблюдения, опыта, цифровой
или статистический материал, документы,
доказанные положения и т. д.
2.Аргументы к
человеку. Это ссылка на высказывания,
мнения авторитетных людей: ученых,
писателей, общественных деятелей,
специалистов; расточение похвал, привлечение
внимания к достоинствам и
недостаткам, вкусам оппонента;
возбуждение в другой стороне
жалости и сочувствия.
Аргументы первого
вида нацелены на то, чтобы
доказать, т. е. установить истинность
тезиса, а второго - на то, чтобы
убедить - сделать слушателей
единомышленниками, вселить уверенность,
что истинность тезиса доказана.
Основа убедительности речи - ее
доказательность, но важную роль
играет риторическое мастерство:
пафос, манеры, голос и т. д.
c.Композиция текста
Композиция (лат.
compositio - "составление, сочинение")
- это закономерное, мотивированное
содержанием и замыслом расположение
всех частей текста.
Наиболее распространенной
классической структурой текста
считается трехчастная, включающая
в себя элементы: вступление, главную
(основную) часть, заключение. Такую
структуру чаще всего имеют
информационная речь, доклад. Приветственная,
торговая речь в настоящее
время отличаются свободной композицией,
которая во многом определяется
ситуацией и адресатом.
В ходе экспериментов
было установлено, что запоминается
и усваивается лучше всего
то, что дается в начале или
в конце сообщения, что объясняется
действием так называемого психологического
закона "края". Поэтому важно
продумать содержание вступления
и заключения.
Задача вступления
- подготовить слушателей к восприятию
темы. По мнению опытных ораторов,
следует сразу привлечь внимание
аудитории. "Зацепляющих крючков"
(А. Ф. Кони) существует множество:
интересный или даже неожиданный
пример; пословица, поговорка, крылатое
выражение, цитата; рассказ о каких
- либо событиях, имеющих отношение
к теме выступления; вопросы,
позволяющие втянуть слушателей
в активную умственную деятельность.
Заключение должно
быть кратким, сжатым. В нем,
как правило, подводятся итоги
сказанному, делаются обобщения;
кратко повторяются основные
тезисы, подчеркивается главная
идея и важность для аудитории
разобранной темы; намечаются пути
развития выраженных мыслей; ставятся
новые задачи, очерчиваются перспективы,
звучит приглашение высказать
свое мнение, поспорить.
Современные речедеятели
используют методы изложения
материала главной части, сформировавшиеся
на базе многовековой практики:
1)Индуктивный метод
- анализ материала от частного
к общему, от конкретных фактов
к выводам.
2)Дедуктивный метод
- рассуждение от общего к частному,
выдвижение каких - то положений,
а затем разъяснение их смысла
на примерах.
3)Ступенчатый метод
- последовательное изложение одного
вопроса за другим. Рассмотрев
проблему, автор текста, уже больше
к ней не возвращается.
4)Исторический метод
- подача материала в хронологической
последовательности, например, на исторические
или биографические темы.
5)Концентрический
метод - расположение сообщаемого
вокруг главной проблемы, единого
центра. Говорящий анализирует предмет
со всех сторон, при помощи
разных определений (примеров, объяснений
и т. п.), переходя от общего
рассмотрения к более глубокому.
6)Метод аналогии
- сопоставление различных явлений,
событий, фактов, сходных между
собой.
7)Метод контраста
построен на основе сравнения
полярных, оттеняющих друг друга
предметов, проблем, явлений, их
противопоставления.
Использование
различных методов в одном
монологе позволяет сделать его
основную часть оригинальной, нестандартной.
d.Стили текста
Любой текст
можно отнести к тому или
иному стилю. Под стилем (от
греч. stulos - "палочка для письма")
обычно понимают разновидность
литературного языка, выполняющую
определенную функцию в общении.
Поэтому стили называются функциональными.
Функции могут быть различными,
поэтому дифференциация стилей
идет по разным основаниям. Так,
при ориентации на соответствующие
сферы человеческой деятельности
(наука, законодательство и делопроизводство,
политика) выделяются "обслуживающие"
их стили - научный, официально
- деловой, публицистический. Все
они предназначены для передачи
достаточно сложного содержания
и используются в официальной
обстановке, очень часто - в письменной
форме (другое основание). Стремясь
подчеркнуть это обстоятельство,
три названных выше стиля объединяют,
именуя книжными. Им противопоставлен
разговорный стиль, который используется
в повседневном общении, преимущественно
в устной форме. Разновидностями этого
стиля являются литературно - разговорный
- речь образованных людей в учебных заведениях,
в производственных условиях, в учреждениях
культуры; ораторский (устная публичная
речь) - выступления на темы интеллектуализированного,
делового характера; разговорно - бытовой
- речь в непринужденной, домашней обстановке,
на отдыхе, на улице.
Отличительные коммуникативные
качества научного стиля - логичность,
доказательность, обобщенность, неэмоциональность.
Язык характеризуется наличием книжных
слов с обобщенным и отвлеченным
значением типа: обозначение, функция,
опыт, процесс, научных терминов: адвербиализация,
импликация, дискурс. Используются глаголы
в форме 3 лица настоящего времени
с семантикой "постоянного действия":
кислота разъедает, наступают сокращения
и т. п. Вместо местоимения единственного
числа "я" употребляется множественное
- "мы". Предложения научной
речи осложненные, распространенные, полные.
Стиль предназначен для сообщения
сведений теоретического характера, объяснения
причин явлений.
В высказываниях
официально - делового стиля передаются
точные сведения, имеющие практическое
значение в сфере управления
обществом на всех его уровнях.
Этому стилю присущи четкость,
бесстрастность, стандартность. Типичны
языковые средства с книжкой,
официальной окраской: хищение, именуемый,
поставить в известность и
другие, имена существительные с
"отвлеченными" суффиксами - ани,
- ени, - ств, - ость (сведение, указание,
ответственность), глаголы в начальной
форме (предложить, отменить и
т. д.). Слова используются в
прямых значениях.
Публицистический
стиль решает задачу не просто
сообщения информации, а определенного
воздействия на мысли и чувства
людей. Для него характерны
особая выразительность и эмоциональность,
поэтому распространены изобразительные
средства - эпитеты, метафоры, сравнения,
инверсия и т. п.
Устная публицистическая
(ораторская) речь, литературно - разговорный
стиль сочетают элементы книжного
и разговорного стилей, занимают
промежуточное, пограничное положение
между ними. При этом ораторская
речь - более строгий вариант литературного
языка.
Доминирующие
черты разговорного стиля - неполнота
выражения и эмоциональность
- обусловлены "устностью" контакта,
цель которого - обмен впечатлениями,
сведениями. Язык данного стиля
отличается употреблением разговорных
слов и выражений, эмоционально
- оценочных лексем (вечерка, сгущенка,
светленький, домик, я тебе
уеду). Предложения разговорной речи
простые, неполные, нераспространенные.
Функциональные
стили реализуются в соответствующих
речевых жанрах. Так, к научному
относится статья, реферат, монография,
к разговорно - бытовому - разговор,
беседа, спор и т. д.