Деловая риторика

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 20:23, реферат

Краткое описание

Термины "риторика" (греч. retorike), "ораторское искусство" (лат.orator На многовековом историческом пути разработки риторики прослеживаются 2 подхода к ее определению: согласно первому - это наука о теоретических законах, мастерстве красноречия; согласно второму - это искусство речи.
Становление риторики как науки произошло в Древней Греции в V в до н.э. и было связано с потребностями демократического общества высочайшей культуры.

Оглавление

1.ВВЕДЕНИЕ.
Риторика как наука и искусство.
Предмет, объект, цель изучения деловой риторики.
Деловое общение и его виды.
2.ЯЗЫК, РЕЧЬ, РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Понятие о языке и речи.
Виды речи.
Речевая деятельность. Культура речевой деятельности.
Виды речевой деятельности.
Техника звучащей речи.
3.ТЕКСТ КАК РЕЗУЛЬТАТ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Понятие о тексте.
Типы текста.
Композиция текста.
Стили текста.
4.ОСНОВЫ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ.
Понятие о литературном языке.
Культура речи и речевая культура.
Правильность речи.
Коммуникативная целесообразность речи.
5.ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ.
Этапы подготовки и проведения публичного выступления.
Установление контакта с аудиторией.
Поза, жесты, мимика оратора.
Анализ ораторской речи.
Типы ораторов.
Доклад и речь как жанры делового общения.
6.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
7.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Файлы: 1 файл

деловая риторика.docx

— 77.93 Кб (Скачать)

2) Эмоциональные  передают оттенки чувств (сжатый  кулак, овальное движение руки, "отрубающая" фразу рука).

3) Указательные рекомендуется  использовать в очень редких  случаях, когда есть предмет,  наглядное пособие, на которые  можно указать.

4) Изобразительные  наглядно представляют предмет,  показывают его (например, винтовую  лестницу).

5) Символические  несут определенную информацию. К этой группе относятся жест  категоричности (сабельная отмашка  кистью правой руки), жест противопоставления (кисть руки исполняет в воздухе  движение "там и здесь"), жест  разъединения (ладони раскрываются  в разные стороны), жест обобщения  (овальное движение двумя руками  одновременно), жест объединения  (пальцы или ладони рук соединяются).

 О важности  жестикуляции, говорит тот факт, что в риториках, начиная с  античных времен, ей посвящались  специальные главы.

 Основным показателем  чувств говорящего является выражение  лица. Мимика оратора стимулирует  эмоции аудитории, способна передать  гамму переживаний: радость и  скорбь, сомнение, иронию, решимость  ... Выражение лица должно соответствовать  характеру речи. У хорошего оратора,  как замечал А. Ф. Кони, "лицо  говорит вместе с языком". Лицо  и весь внешний облик выступающего  должны выражать доброжелательное  и даже дружественное отношение.  Аудитория не любит сердитых  или безучастных.

d. Анализ ораторской речи

 После ораторского  выступления необходим анализ. Прежде  всего для того, чтобы найти,  выделить и учесть в дальнейшем  недостатки.

Схема анализа ораторской речи

1. Какова тема  выступления? Достигнута ли его  цель? Подходит ли тема аудитории,  вызывает ли интерес?

2. Какой материал  использован в тексте выступления?

3. Какова композиция  речи? Какие методы изложения  материала используются?

4. Логичная ли, доказательна  ли речь?

5. Отвечает ли  речь критериям правильности, точности, выразительности, богатства?

6. Каков способ  произнесения речи?

7. Соблюдает ли  говорящий требования техники  речи?

8. Каков внешний  вид оратора, уместны ли жесты  и мимика? Насколько свободно  он держится перед слушателями?

9. Установлен ли  контакт с аудиторией? При помощи  каких средств?

10. Определите, к  какому речевому типу относится  оратор (по классификации С. Ф.  Ивановой).

e. Типы ораторов

 С. Ф. Иванова  в работе "Специфика публичной  речи" (М. , 1978) выявила индивидуальные  речевые типы:

1) Рационально - логический. Ораторы этого типа склонны  к анализу явлений, к рассуждениям  и строгой аргументированности  своих и чужих поступков. Их  подготовка к любому высказыванию  отличается последовательным отбором  и строгой систематизацией материалов, обдумыванием и разработкой подробного  плана. Этот выношенный план  как бы "сидит у них внутри", и ораторы во время выступления  не пользуются им. Их часто  заботит другое: как сделать свою  речь более яркой, эмоциональной,  какие подобрать примеры, чтобы  заинтересовать аудиторию. "Логиками" чаще всего бывают сангвиники.

2) Эмоционально - интуитивный.  Представители этого типа говорят  страстно, увлеченно, пересыпая свою  речь остротами, каламбурами,  но не всегда могут уследить  за жесткой логической последовательностью  речи и "свести концы с  концами". План своих выступлений  пишут не всегда, считая, что он  их сковывает. Наблюдается совпадение  эмоционального речевого типа  с холерическим темпераментом.

3) Философский. Ораторы  - "философы" более или менее  эмоциональны, склонны к анализу,  иногда бывают очень организованны  в своей работе, а иногда без  всякой видимой организации раскрывают  какой-нибудь один вопрос, добираются  до корня, и вдруг, как лучом  света, озаряют все найденной  идеей. Их общая черта - стремление  к исследованию, глубокому осмыслению  явлений прямо на глазах у слушателей, желание и умение вовлечь в этот процесс аудиторию. Чаще всего данную группу составляют люди флегматического темперамента.

4) Лирический, или  художественно - образный. Глубокая  эмоциональность, лиризм, внутреннее  волнение, острая впечатлительность,  проникновенность - черты, характерные  для типа. Чаще всего в основе  его - характер утонченный, меланхолический.

f. Доклад и речь как жанры делового общения

 Доклад - это развернутое  сообщение на определенную тему  с целью сформировать мнение  слушателей по затронутым вопросам, определить характер дальнейших  практических действий. В докладе  дается анализ обстановки, сообщаются  сведения, ставятся задачи, даются  рекомендации и оценки касающиеся  деятельности коллектива. В отчетном  докладе характеризуются результаты  работы предприятия или организации  за определенный период, а также  формируются перспективы развития.

 Речь - это вид  публичного выступления, в котором  осуществляются краткие сообщения  на служебных совещаниях, в ходе  дискуссии, на торжественных встречах, презентациях. Речь, по мнению Ч.  Далецкого, отличается от других  жанров концентрацией ряда качеств:  эмоциональностью, четкостью постановки  проблем, насыщенностью, конкретностью,  действенностью, а также сжатыми  временными границами [7, с. 74].

 Информационная  речь (сообщение) звучит на совещании.  Обычно это актуальное сообщение,  дающее новое представление о  рассматриваемом предмете или  явлении, гипотеза решения проблемы.

 Приветственная  речь может быть посвящена  юбилею лица, организации, встрече  делегации, вручению награды,  началу работы конференции, памятной  дате ... Главная задача этой речи - создать приподнятое, праздничное  настроение, вдохновить, воодушевить  слушателей. Приветственная речь  должна быть эмоциональной. Оратору  следует использовать яркие примеры,  ассоциации, средства языковой выразительности.  Приветственная речь, как правило,  имеет следующую структуру: 1) обращение,  слова приветствия, 2) краткая характеристика  события, 3) успехи и достижения, перспективы, 4) пожелания.

 На презентациях, собраниях произносят торговую  речь. История ее возникновения  восходит к воззваниям глашатых, которые ходили по улицам древних  Афин и объявляли о продаже  рабов, скота, изделий. Известны  также старые жанры русской  устной рекламы - зазывы, выкрики,  острословицы. В них как средства  привлечения внимания использовались  рифмовка и языковая игра. Среди  уличных торговцев - говорунов  в Москве прошлых лет особо  выделялись продавцы газет и  книг. Интересно, что в настоящее  время устная торговая реклама  возвращается. По наблюдениям М.  В. Китайгородской и Н. Н.  Розановой, на улицах современной  столицы все чаще звучат голоса  торговцев, расхваливающих товар,  зазывал [8, с. 53].

 Цель торговой  речи - направленное воздействие  на внимание, память, эмоции, познание, систему мотивов слушателей. Эта  цель обусловливает содержание  и язык рекламного текста. В  нем яркими словами, наглядно  должны характеризоваться 2 - 3 самых  важных качества товара или  услуги, подчеркиваться уникальные  черты, преимущества, которые они  дают потребителю. Целесообразно  говорить о результате, приводить  доводы, косвенно повторяя основные  из них. Высказывание должно  быть построено в форме доброжелательного  совета. Нельзя "навязывать" что - то аудитории и льстить себе, распространяя торговую информацию о продукции своего предприятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

В общении оратора  с аудиторией играет роль не только голос, но и весь его внешний облик. Хорошее общее впечатление от внешности оратора, его манер, позы и жестов крайне необходимо для успеха речи. Но здесь есть и своя отрицательная  сторона. Внешние данные могут отвлечь  внимание слушателей от содержания речи. Это возможно, если манеры и приемы оратора не будут 'помогать лучшему  выражению идей, которыми он делится  со слушателями, и, следовательно, не станут служить своему прямому назначению.

Лучшая черта во внешнем облике оратора - корректность. Неотъемлемые качества хороших ораторских манер -непринужденность, воодушевление, уверенность и дружеский тон. В правильной позе сочетаются непринужденность осанки и легкость движений.

Жесты- это любые движения, усиливающие впечатление от высказываемых идей. Жестикуляция руками, хотя ее можно классифицировать в соответствии с назначением (выразительная, описательная, указующая, подражательная), на самом деле может оказаться разнообразной до бесконечности. При надлежащем применении жесты, всегда непроизвольно возникающие, но поддающиеся контролю, представляют собой проявления настроений и мыслей оратора. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

1.Лихачев Д. С.  О речевой культуре // Слово лектора. - 1989. - № 4.

2.Белинский В.  Г. Полное собрание сочинений.  В 13т. - М. , 1954, т.6.

3.Якокка Л. Карьера  менеджера. - М. , 1991.

4.Костомаров В.  Г. О разграничении терминов "устный" и "разговорный", "письменный", и "книжный" // Проблемы современной  филологии. - М. , 1965.

5.Ширяев Е. Н.  Что такое культура речи // Русская  речь. - 1991. - № 4.

6.Гольдин В. Е., Сиротинина О. Б. Речевая культура // Русский язык. Энциклопедия. - М. , 1998.

7.Далецкий Ч. Практикум  по риторике. - М. , 1996.

8.Китайгородская  М. В. , Розанова Н. Н. Речевые  одежды Москвы // Русская речь. - 1994. - № 3.

9.Абрамов Н. Искусство  разговаривать// Русская речь. - 1991. - № 4.

10.Поварнин С.  И. Спор О теории и практике  спора // Вопросы философии. - 1990. - № 3.

.

Информация о работе Деловая риторика