Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 20:23, реферат
Термины "риторика" (греч. retorike), "ораторское искусство" (лат.orator На многовековом историческом пути разработки риторики прослеживаются 2 подхода к ее определению: согласно первому - это наука о теоретических законах, мастерстве красноречия; согласно второму - это искусство речи.
Становление риторики как науки произошло в Древней Греции в V в до н.э. и было связано с потребностями демократического общества высочайшей культуры.
1.ВВЕДЕНИЕ.
Риторика как наука и искусство.
Предмет, объект, цель изучения деловой риторики.
Деловое общение и его виды.
2.ЯЗЫК, РЕЧЬ, РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Понятие о языке и речи.
Виды речи.
Речевая деятельность. Культура речевой деятельности.
Виды речевой деятельности.
Техника звучащей речи.
3.ТЕКСТ КАК РЕЗУЛЬТАТ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Понятие о тексте.
Типы текста.
Композиция текста.
Стили текста.
4.ОСНОВЫ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ.
Понятие о литературном языке.
Культура речи и речевая культура.
Правильность речи.
Коммуникативная целесообразность речи.
5.ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ.
Этапы подготовки и проведения публичного выступления.
Установление контакта с аудиторией.
Поза, жесты, мимика оратора.
Анализ ораторской речи.
Типы ораторов.
Доклад и речь как жанры делового общения.
6.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
7.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
2) Эмоциональные передают оттенки чувств (сжатый кулак, овальное движение руки, "отрубающая" фразу рука).
3) Указательные рекомендуется использовать в очень редких случаях, когда есть предмет, наглядное пособие, на которые можно указать.
4) Изобразительные
наглядно представляют предмет,
5) Символические
несут определенную информацию.
К этой группе относятся жест
категоричности (сабельная отмашка
кистью правой руки), жест противопоставления
(кисть руки исполняет в
О важности жестикуляции, говорит тот факт, что в риториках, начиная с античных времен, ей посвящались специальные главы.
Основным показателем
чувств говорящего является
d. Анализ ораторской речи
После ораторского
выступления необходим анализ. Прежде
всего для того, чтобы найти,
выделить и учесть в
Схема анализа ораторской речи
1. Какова тема
выступления? Достигнута ли
2. Какой материал
использован в тексте
3. Какова композиция речи? Какие методы изложения материала используются?
4. Логичная ли, доказательна ли речь?
5. Отвечает ли речь критериям правильности, точности, выразительности, богатства?
6. Каков способ произнесения речи?
7. Соблюдает ли говорящий требования техники речи?
8. Каков внешний вид оратора, уместны ли жесты и мимика? Насколько свободно он держится перед слушателями?
9. Установлен ли контакт с аудиторией? При помощи каких средств?
10. Определите, к
какому речевому типу
e. Типы ораторов
С. Ф. Иванова в работе "Специфика публичной речи" (М. , 1978) выявила индивидуальные речевые типы:
1) Рационально - логический.
Ораторы этого типа склонны
к анализу явлений, к
2) Эмоционально - интуитивный.
Представители этого типа
3) Философский. Ораторы
- "философы" более или менее
эмоциональны, склонны к анализу,
иногда бывают очень
4) Лирический, или художественно - образный. Глубокая эмоциональность, лиризм, внутреннее волнение, острая впечатлительность, проникновенность - черты, характерные для типа. Чаще всего в основе его - характер утонченный, меланхолический.
f. Доклад и речь как жанры делового общения
Доклад - это развернутое
сообщение на определенную
Речь - это вид
публичного выступления, в
Информационная
речь (сообщение) звучит на
Приветственная
речь может быть посвящена
юбилею лица, организации, встрече
делегации, вручению награды,
началу работы конференции,
На презентациях,
собраниях произносят торговую
речь. История ее возникновения
восходит к воззваниям
Цель торговой
речи - направленное воздействие
на внимание, память, эмоции, познание,
систему мотивов слушателей. Эта
цель обусловливает содержание
и язык рекламного текста. В
нем яркими словами, наглядно
должны характеризоваться 2 - 3 самых
важных качества товара или
услуги, подчеркиваться уникальные
черты, преимущества, которые они
дают потребителю.
Заключение
В общении оратора с аудиторией играет роль не только голос, но и весь его внешний облик. Хорошее общее впечатление от внешности оратора, его манер, позы и жестов крайне необходимо для успеха речи. Но здесь есть и своя отрицательная сторона. Внешние данные могут отвлечь внимание слушателей от содержания речи. Это возможно, если манеры и приемы оратора не будут 'помогать лучшему выражению идей, которыми он делится со слушателями, и, следовательно, не станут служить своему прямому назначению.
Лучшая черта во внешнем облике оратора - корректность. Неотъемлемые качества хороших ораторских манер -непринужденность, воодушевление, уверенность и дружеский тон. В правильной позе сочетаются непринужденность осанки и легкость движений.
Жесты- это любые движения,
усиливающие впечатление от высказываемых
идей. Жестикуляция руками, хотя ее можно
классифицировать в соответствии с назначением
(выразительная, описательная, указующая,
подражательная), на самом деле может оказаться
разнообразной до бесконечности. При надлежащем
применении жесты, всегда непроизвольно
возникающие, но поддающиеся контролю,
представляют собой проявления настроений
и мыслей оратора.
СПИСОК
ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Лихачев Д. С. О речевой культуре // Слово лектора. - 1989. - № 4.
2.Белинский В. Г. Полное собрание сочинений. В 13т. - М. , 1954, т.6.
3.Якокка Л. Карьера менеджера. - М. , 1991.
4.Костомаров В. Г. О разграничении терминов "устный" и "разговорный", "письменный", и "книжный" // Проблемы современной филологии. - М. , 1965.
5.Ширяев Е. Н. Что такое культура речи // Русская речь. - 1991. - № 4.
6.Гольдин В. Е.,
Сиротинина О. Б. Речевая
7.Далецкий Ч. Практикум по риторике. - М. , 1996.
8.Китайгородская М. В. , Розанова Н. Н. Речевые одежды Москвы // Русская речь. - 1994. - № 3.
9.Абрамов Н. Искусство разговаривать// Русская речь. - 1991. - № 4.
10.Поварнин С. И. Спор О теории и практике спора // Вопросы философии. - 1990. - № 3.
.