4.ОСНОВЫ
КУЛЬТУРЫ РЕЧИ
a.Понятие о литературном
языке
Русский национальный
язык представляет собой совокупность
разнообразных явлений, таких,
как литературный язык, территориальные
и социальные диалекты (жаргон), просторечие.
Литературный язык - исторически
сложившаяся высшая форма национального
языка, обладающая богатым лексическим
фондом, упорядоченной грамматической
структурой и развитой системой
стилей. Это язык образцовый, нормированный,
описанный грамматиками и словарями.
Территориальные диалекты (местные
говоры) - язык ограниченного числа
людей, живущих на одной территории.
Жаргон - речь отдельных профессиональных,
сословных, возрастных групп.
Просторечие - это язык малообразованных,
в основном городских жителей,
характеризующийся отклонением
от литературных норм.
Литературный
язык обслуживает такие сферы
человеческой деятельности, как
политика, культура, наука, делопроизводство,
законодательство, официальное и
неофициальное общение, словесное
искусство. Человек может в
равной степени владеть двумя
или более формами языка (например,
литературным языком и диалектом,
литературным языком и просторечием),
пользоваться ими в зависимости
от условий. Это явление получило
название диглоссии.
Главный признак
литературного языка - нормированность.
Норма - это единообразное, общепринятое
употребление элементов языка,
правила их использования в
определенный период. Нормы не
выдумываются учеными, а отражают
закономерные процессы и явления,
происходящие в языке, поддерживаются
речевой практикой. К основным
источникам нормы относятся произведения
писателей, язык средств массовой
информации, общепринятое современное
употребление, научные исследования
лингвистов.
Нормы помогают
литературному языку сохранять
свою целостность и общепонятность,
защищают его от потока диалектной
речи, социальных жаргонов, просторечия.
Однако языковые нормы постоянно
изменяются. Это объективный процесс,
не зависящий от воли и желания
отдельных носителей языка. По
мнению исследователей, данный процесс
активизировался в последние
десятилетия в связи с социальными
преобразованиями. В переломную
эпоху существенно изменяется
логосфера, т. е. речемыслительная
область культуры, что, в свою
очередь, свидетельствует о переменах
в общественном сознании языкового
коллектива. Изменения определяются
новой установкой: "При демократии
можно все!" Однако раскрепощенность
как черта современного языкового вкуса
осуществляется параллельно со стремлением
к "вокнижению", к изощренности речи,
что выражается прежде всего в широком
использовании заимствованной специальной
лексики (лизинг, холдинг, риэлтор и т.
д.).
В пределах
литературной нормы существуют
варианты (книжные, разговорные), один
из них является предпочтительным.
Эти объективные колебания нормы
обычно связаны с развитием
языка. Варианты являются переходными
ступенями от устаревающей нормы
к новой. Например, уставный, маркетинг
и уставной, маркетинг (разговорные);
в отпуске и в отпуску (разговорное).
Норма проявляется
на всех уровнях языковой системы:
- Устная речь
- Письменная речь
- Орфоэпическая
- Орфографическая,
пунктуационная
- словообразовательная
- лексическая
- морфологическая
- синтаксическая
Норма - центральное
понятие теории культуры речи.
b.Культура
речи и речевая культура
Известный лингвист
Е. Н. Ширяев так определяет
понятие "культура речи": "Культура
речи - это такой выбор и такая
организация языковых средств,
которые в той или иной ситуации
общения при соблюдении современных
языковых норм и этики общения
позволяют обеспечить наибольший
эффект в достижении поставленных
коммуникативных задач [5, с. 57]. Наука,
занимающаяся проблемами нормализации
речи, разрабатывающая рекомендации
по умелому пользованию языком,
также называется культура речи.
Она содержит в себе три
составляющих компонента: нормативный,
коммуникативный, этический. Качественная
оценка высказывания с точки
зрения культуры речи предполагает
ответы на вопросы:
1.Является ли
речь правильной, построена ли
по литературным нормам?
2.Является ли
речь "хорошей", уместной в определенной
ситуации, действенной, искусной?
3.Соответствует
ли речь правилам этики общения
(речевому этикету)?
Культура речи
- часть более широкого понятия
- речевой культуры, которая, в
свою очередь, входит в культуру
речевой деятельности, общения, в
общую гуманитарную культуру.
По мнению В.
Е. Гольдина и О. Б. Сиротининой,
речевая культура "включает в
себя язык, формы воплощения речи,
совокупность общезначимых речевых
произведений на данном языке,
обычаи и правила общения, соотношение
словесных и несловесных компонентов
коммуникации, закрепление в языке
картины мира, способы передачи,
сохранения и обновления языковых
традиций, языковое сознание народа
в бытовых и профессиональных
формах, науку о языке" . Существует
4 типа речевой культуры носителей литературного
языка.
Элитарная - эталонная
речевая культура, означающая свободное
владение всеми возможностями
языка, включая его творческое
использование. Ей присуще строгое
соблюдение всех норм, безусловный
запрет грубых выражений.
Среднелитературная
характеризуется неполным соблюдением
норм, чрезмерным насыщением речи
книжными либо разговорными словами.
Носителями этой речевой культуры
является большинство образованных
горожан; проникновение ее в
некоторые современные средства
массовой информации, художественные
произведения способствует широкому
распространению.
Литературно -
разговорный и фамильярно - разговорный
тип объединяет тех коммуникантов,
которые владеют только разговорным
стилем. Фамильярно - разговорный отличается
общей стилистической сниженностью
и огрубленностью речи, что сближает
его с просторечием. Используется
"ты - обращение" вне зависимости
от возраста собеседника и
степени знакомства с ним.
Риторика в
своих ценностных рекомендациях
всегда опиралась на элитарную
культуру. К овладению ей должны
стремиться участники современного
делового общения.
c.Правильность речи
Правильность
речи - это соблюдение действующих
норм русского литературного
языка.
Говорящий должен
владеть литературным произношением
и ударением, то есть знать
орфоэпические правила. Рассмотрим
некоторые трудности звукоупотребления
и ударения.
1.Следует обратить
внимание на слова, в которых
гласный [о], обозначенный буквой
"е", иногда ошибочно подменяют
ударным [э], или наоборот.
2.В связи с тем,
что в русском языке действует
тенденция к приспособляемости
звукового облика заимствованных
слов с "е" после твердого
согласного, многие такие слова
"обрусели" и произносятся теперь
с мягким согласным перед "е".
Другие сохраняют твердый согласный.
3.Звонкие согласные
в абсолютном конце слова оглушаются:
акциз [с], лизинг [к], киборг [к], демиург
[к].
4.Произношение сочетания
чн как [шн] требуется в женских
отчествах на - ична: Ильинична, Никитична,
Кузьминична и других, а также
в словах: конечно, скучно, яичница,
нарочно, скворечник, пустячный,
очечник.
5.Сочетание "жд"
в слове "дождь" и производственных
от него может быть двояким:
[жд'] или [шт'].
6.Не ошибайтесь
в ударениях!
Следует избегать типичных
ошибок словоупотребления.
1.Неразличение паронимов.
Паронимы - это слова, сходные по звучанию,
но имеющие разное значение.
2.Неуместное употребление
иностранных слов вследствие
незнания их значения.
d.Коммуникативная целесообразность
речи
К качествам
"хорошей" речи относятся
те, которые определяют ее коммуникативную
целесообразность. Это точность, выразительность
и богатство (иногда к коммуникативным
качествам относят также чистоту,
ясность и понятность).
Точность речи
связывается с точностью словоупотребления,
правильным использованием многозначных
слов, синонимов, антонимов, омонимов.
Важнейшее условие точности - соблюдение
лексических норм. Речь является
точной, если говорящий отбирает
слова и конструкции, которые
точнее других передают оттенки
смысла, существенные именно для
данного высказывания. Например, если
об очень громком крике мы
скажем "оглушительный", то точнее
информируем слушателя. Или если
выберем уместное слово из
синонимического ряда (строить -
возводить) для текста делового
стиля: "Строители обещали построить
здание в сентябре, а к октябрю
- завершить все отделочные работы".
Если говорящий
заботится о том, чтобы обеспечить
обратную связь, вызвать у слушателя
нужную реакцию на сообщение
- интеллектуальную (сделать понятным),
эмоциональную (пробудить чувство),
волевую (заставить действовать),
то это является свидетельством
выразительности его речи.
Выразительность
может создаваться на уровне
всех языковых единиц. В публичной
речи и деловом общении часто
используют специфические изобразительные
средства, делающие высказывание
ярким, образным, эмоциональным.
Это так называемые
риторические фигуры - зафиксированные
обороты речи, слова и выражения
в переносных значениях, являющиеся
украшением текста. Они обогащают
и разнообразят сообщения. В
риторике традиционно различались
фигуры мысли (средства выделить
именно данную мысль, которые
не менялись от пересказа иными
словами) и фигуры слова (способ
привлечь внимание и определенному
месту речи). Фигуры слова, в
свою очередь, делились на фигуры
прибавления, убавления, перемещения,
переосмысления слов. Последние
называют тропами.
Экспрессию создают
также сравнения, эпитеты (художественные
определения), цитаты, фразеологизмы, пословицы,
крылатые слова.
Добиться точности
и выразительности можно лишь
при условии, что говорящий
владеет разнообразными средствами
языка, разными способами передачи
одного и того же смысла, если
речь его достаточно богата. Показатели
богатой речи - большой объем активного
словаря (современный человек,
в среднем, знает и использует
7 - 9 тысяч слов), разнообразие морфологических
форм, синтаксических конструкций.
5.ПУБЛИЧНОЕ
ВЫСТУПЛЕНИЕ В
ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ
a. Этапы подготовки
и проведения публичного
выступления
Публичное выступление
- это устное монологическое высказывание
с целью оказания воздействия
на аудиторию. В сфере делового
общения наиболее часто используются
такие жанры, как доклад, информационная,
приветственная и торговая речь.
В основе классической
схемы ораторского искусства
лежит 5 этапов: 1)подбор необходимого
материала, содержания публичного
выступления (inventio - "изобретение"),
2)Составление плана, распределение
собранного материала в необходимой
логической последовательности (dispositio
- "расположение"), 3)"Словесное
выражение", литературная обработка
речи (e|ocutio), 4)Заучивание, запоминание
текста (memoria - "память"), 5)Произнесение
(pronuntiatio).
Сегодня в ораторской
деятельности выделяют 3 основных
этапа:
- Докоммуникативный
- Коммуникативный
- Посткоммуникативный
1.Определение темы
и цели выступления.
- Произнесение
речи.
- Анализ речи.
2.Оценка аудитории
и обстановки.
- Ответы на вопросы,
ведение полемики.
3.Подбор материала.
4.Создание текста.
5.Репетиция.
Античная риторика
исключительно большое значение
придавала подготовке публичного выступления
(это четыре из пяти этапов приведенной
схемы). Греки говорили, что речи
Демосфена пропитаны маслом ночной
лампады, при свете которой он
их сочинял.
Подготовка к
любому ораторскому монологу
начинается с определения его
темы и цели. Тему определяет
либо сам автор, либо те, кто
приглашает его произнести речь.
Название выступления должно
быть ясным, четким, по возможности
кратким. Оно должно отражать
содержание речи и привлекать
внимание слушателей (Например: "Нужны
ли нам атомные электростанции?",
"Мы - за демократическую Россию"
, "Состояние охраны труда и
техники безопасности в цехе
№ 5", "О подготовке к проведению
сертификации изделий". При разработке
повестки для совещаний необходимо
особое внимание обращать на
формулировку тем докладов и
сообщений. Темы должны ориентировать
людей на участие в обсуждении
конкретных проблем. Поэтому целесообразно
"расшифровывать" пункт повестки
дня "Разное", "О разном"
- человек будет иметь возможность
заранее подготовить и продумать
свое выступление. Некоторые речи
не имеют названий: приветственная,
митинговая и другие.