Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 11:13, курсовая работа
Целью данной работы является изучение правового регулирования цен и заработной платы в Республике Беларусь, проблемы, состояние и перспективы на современном этапе.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
Рассмотреть особенности государственного регулирования цен в Республике Беларусь;
Определить тенденции и перспективы развития регулирования ценообразования;
Раскрыть характеристику основных форм и систем заработной платы;
Проследить способы организации заработной платы в странах с развитой рыночной экономикой, выяснить преимущества и недостатки выбранного ими пути, исследовать развитие заработной платы в Республике Беларусь;
ВЕДЕНИЕ 2
1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 4
2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ 20
1.1. Экономическое и социальное назначение оплаты труда 20
2.2. Организация заработной платы 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
В ближайшее время будет принят ряд нормативных документов в развитие Указа № 72, а пока, до приведения актов законодательства в соответствие с Указом № 72, они применяются в части, не противоречащей Указу № 72.
У субъектов предпринимательской деятельности возникает ряд вопросов по практическому применению Указа № 72.
Рассмотрим некоторые из них.
1.
Что относится к социально
значимым товарам (работам,
По состоянию на 23.03.2011 Совет Министров Республики Беларусь не утвердил новый перечень социально значимых товаров (работ, услуг), поэтому (до утверждения нового) необходимо пользоваться Перечнем социально значимых товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Министерством экономики, облисполкомами и Минским горисполкомом, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.06.1999 № 943 (далее - Перечень № 943).
Также в Инструкции о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденной Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 10.09.2008 № 183 (далее - Инструкция № 183), содержится перечень товаров (приложение 1 к Инструкции № 183), на которые устанавливаются ограничения по уровню взимаемых торговых (оптовых) надбавок и надбавки импортера (пункты 12, 21, 25 Инструкции № 183). Следует отметить, что фактически на 23 марта 2011 г. Инструкция № 183 действует с ограничениями (в части отмены экономических расчетов) в соответствии с Указом № 72. В связи с тем что новых конкретизированных перечней социально значимых товаров пока нет, по мнению автора, до отмены Инструкции № 183 или появления официального разъяснения Министерства экономики Республики Беларусь необходимо соблюдать ограничения по формированию цен, установленные для товаров из приложения 1 к Инструкции № 183.
Товары
для детей перечислены в
Самая ожидаемая для бизнеса норма Указа № 72 - это отмена необходимости представления экономических расчетов юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при определении уровня применяемых ими цен (тарифов).
Исходя из смысла Указа № 72 обязанность по составлению экономических расчетов в настоящее время сохраняется для регулируемых товаров (работ, услуг): Перечень № 72, Перечень № 943, приложение 1 к Инструкции № 183, Перечень № 47. (Как было отмечено выше, до принятия нового перечня социально значимых товаров продолжают действовать ранее принятые перечни, с вытекающими из этого обязанностями по их экономическому обоснованию).
Стоит отметить, что в Указе № 72 нет нормы, которая была в Указе № 285 и напрямую обязывала бы юридические лица и индивидуальных предпринимателей при определении уровня применяемых цен (тарифов) на регулируемые товары (работы, услуги) обосновывать его соответствующими экономическими расчетами.
Данная норма по состоянию на 23.03.2011 содержится в Инструкции № 183.
Согласно Инструкции № 183 организации-изготовители и импортеры при определении уровня отпускных (розничных) цен и тарифов обосновывают их экономическими расчетами:
Как следует из Инструкции № 183, составление экономических расчетов на товары (работы, услуги) должны производить все субъекты хозяйствования независимо от того, регулируемые это виды или нет. Однако исходя из того что с 1 марта 2011 г. не является правонарушением реализация товаров (работ, услуг) индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом при отсутствии экономических расчетов (калькуляции с расшифровкой статей затрат на товары (работы, услуги) собственного производства, товары, произведенные из сырья, переданного резидентом или нерезидентом Республики Беларусь на переработку на давальческих условиях, расчета отпускных цен в установленном порядке на импортируемые товары), подтверждающих уровень применяемых цен (тарифов), за исключением регулируемых в соответствии с Указом № 72, то составление экономических расчетов по нерегулируемым позициям остается на усмотрение субъекта хозяйствования.
Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, включенным в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, и Государственный реестр субъектов естественных монополий, также необходимо составлять экономическое обоснование отпускных цен (тарифов).
В настоящее время регулирование цен (тарифов) на товары (работы, услуги) данных субъектов хозяйствования осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке регулирования цен (тарифов) на товары (работы, услуги) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, и Государственный реестр субъектов естественных монополий, утвержденной Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 28.06.2007 № 121. Министерство экономики Республики Беларусь, областные и Минский городской исполнительные комитеты в пределах полномочий, предоставленных им законодательством, осуществляют регулирование цен (тарифов) на конкретные виды товаров (работ, услуг) путем:
-
установления предельных
- декларирования цен (тарифов);
-
установления фиксированных,
Выбор
конкретного способа
Как уже отмечалось выше, Инструкция № 183 продолжает действовать (по состоянию на 23.03.2011). Следовательно, все субъекты предпринимательской деятельности должны соблюсти требование по утверждению отпускных (розничных) цен и поместить их в соответствующий документ (прейскурант, реестр и т.п.).
Стоит
напомнить, что в соответствии со
статьей 12.4 Кодекса Республики Беларусь
об административных правонарушениях
от 21.04.2003 отсутствие решения органа
(должностного лица) юридического лица
и индивидуального
Согласно Указу № 72 не являются правонарушениями:
-
превышение индивидуальным
-
реализация товаров (работ,
Исходя из вышеизложенного отменены сами как таковые предельные индексы изменения отпускных цен, которые могло устанавливать правительство. Соответственно отменяется и регистрация этих цен (тарифов).
Подводя итог первой части исследования, можно отметить, что в последние годы в республике использовались следующие основные способы государственного регулирования цен:
1
марта 2011 г. вступил в силу
Указ Президента Республики
Указ
N 72 определил Перечень товаров (работ,
услуг), на которые распространяется
государственное регулирование
цен (тарифов), и органы государственного
управления, на которых возложены
функции по такому регулированию. На
товары (работы, услуги), не вошедшие в
перечень, цены (тарифы) будут формироваться
субъектами предпринимательской
Отменяется право Совета Министров Республики Беларусь устанавливать предельные индексы изменения отпускных цен (тарифов) и необходимость регистрации цен (тарифов). Напомню, что в последние два года Правительством Республики Беларусь такие индексы не вводились, несмотря на наличие нормы в Указе Президента Республики Беларусь от 19.05.1999 N 285 "О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь" (далее - Указ N 285).
С 1 марта не требуется регистрировать тарифы на новые виды медицинских услуг.
Больше
не нужно обязательно составлять
экономическое обоснование
Предусмотрено освобождение от ответственности:
-
за превышение предельных
- установление тарифов на новые медицинские услуги без их регистрации;
-
отсутствие экономических
Таким образом, за данные нарушения, совершенные и до 1 марта 2011 г., не будут применяться штрафы, предусмотренные ст. 12.6 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
С 1 марта 2011 г. действует правовая амнистия по многим видам правонарушений в сфере ценообразования. Будут внесены соответствующие корректировки в Кодекс об административных правонарушениях Республики Беларусь и Процессуально-исполнительный кодекс об административных правонарушениях Республики Беларусь. Должны быть приняты новые нормативные документы по регулированию цен на товары (работы, услуги), перечисленные в Указе № 72, и внесены соответствующие изменения в действующие нормативные документы.
Законодательство
будет скорректировано в
Ожидается,
что Указ N 72 значительно упростит деятельность
субъектов хозяйствования, сократив их
непроизводительные расходы по составлению
и хранению экономических расчетов, освободив
от выполнения ряда формальных процедур
в области ценообразования.
Информация о работе Государственное регулирование ценообразования и заработной платы