Государственное регулирование ценообразования и заработной платы

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 11:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение правового регулирования цен и заработной платы в Республике Беларусь, проблемы, состояние и перспективы на современном этапе.

В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
Рассмотреть особенности государственного регулирования цен в Республике Беларусь;
Определить тенденции и перспективы развития регулирования ценообразования;
Раскрыть характеристику основных форм и систем заработной платы;
Проследить способы организации заработной платы в странах с развитой рыночной экономикой, выяснить преимущества и недостатки выбранного ими пути, исследовать развитие заработной платы в Республике Беларусь;

Оглавление

ВЕДЕНИЕ 2

1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 4

2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ 20

1.1. Экономическое и социальное назначение оплаты труда 20

2.2. Организация заработной платы 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37

Файлы: 1 файл

Тема Государственное регулирование ценообразования и заработной платы.docx

— 122.87 Кб (Скачать)

     СОДЕРЖАНИЕ 
 

ВВЕДЕНИЕ 2

1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН  В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 4

2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАРАБОТНОЙ  ПЛАТЫ 20

1.1. Экономическое и  социальное назначение  оплаты труда 20

2.2. Организация заработной  платы 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37

 

ВВЕДЕНИЕ

 

     Актуальность  исследования: В  рыночной экономике  заработная плата выражает непосредственный интерес наемных работников, работодателей и государства. Интерес государства заключается в росте благосостояния народа через рост заработной платы и на этой основе через обеспечение социальной гармонии в обществе. Интерес работодателей в сфере заработной платы заключается в том, чтобы она стимулировала высокую эффективность труда, содействовала рациональному использованию ресурсов производства, увеличению прибыли предприятия. Интерес наемных работников в постоянном росте заработной платы связан с тем обстоятельством, что она, выступая в роли цены рабочей силы, должна соответствовать стоимости предметов потребления и услуг, необходимых для удовлетворения материальных и духовных потребностей работника и членов его семьи.

     Заработная  плата теснейшим образом связана  с экономическими и социальными  проблемами общества. Экономическое  назначение заработной платы заключается  в стимулировании развития производства, повышении его эффективности. Социальное ее назначение— обеспечение благосостояния людей в тесной связи с расширением производства и ростом его эффективности, Даже в условиях социалистической экономики такая взаимосвязь признавалась необходимым моментом развития общества.

     Важное  место в экономических преобразованиях  в условиях переходного периода  занимают вопросы разумного сочетания  свободного ценообразования с государственным  регулированием цен. Опыт показывает, что практически все страны мира в той или иной степени вмешиваются  в процесс ценообразования, ограничивая  тем самым рыночное равновесие.

     Государственное регулирование цен в любой  экономике позволяет с помощью  законодательных, административных и  бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической  системы. Оно дает возможность преодолеть недостатки, свойственные рыночной системе  и связанные с социальным неравенством и неравномерным распределением доходов, рациональным природопользованием  и охраной окружающей среды, развитием  сфер, необходимых обществу в целом (образование, наука и культура, здравоохранение  и др.).

     Всеми странами активно используется ценовой  контроль, который осуществляется главным  образом в виде наблюдения за динамикой  цен и соблюдением ценового законодательства. При нарушении законодательства по ценам и других нормативных актов, регулирующие вопросы ценообразования и конкуренции, во многих странах установлены жесткие экономические санкции.

     Именно  поэтому выбранная  тема курсовой работы является довольно актуальной.

     Целью данной работы является изучение правового регулирования цен и заработной платы в Республике Беларусь, проблемы, состояние и перспективы на современном этапе.

      В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:

    1. Рассмотреть особенности государственного регулирования цен в Республике Беларусь;
    2. Определить тенденции и перспективы развития регулирования ценообразования;
    3. Раскрыть характеристику основных форм и систем заработной платы;
    4. Проследить способы организации заработной платы в странах с развитой рыночной экономикой,  выяснить преимущества и недостатки выбранного ими пути, исследовать развитие заработной платы в Республике Беларусь;

     Теоретической и методологической основой  исследования явились работы отечественных и  зарубежных ученых по данным вопросам, различного рода периодические издания. Были использованы работы ведущих экономистов страны, которые занимаются  исследованием данного вопроса на протяжении длительного времени. Все это позволило сделать работу более достоверной и точной.

     В процессе работы были изучены труды  отечественных и зарубежных экономистов, исследовавших вопросы содержания, процесса формирования и управления ценообразованием и заработной платы: Антонова Н.Г., Бора М.З., Валенцевой Н.И., Лаврушина О.И., Капшиной  Ю. К.,  Карякиной О. А.,  Мамоновой И.Д., Маслеченкова Ю.С., Пановой Г.С., Пашковского B.C., Усоскина В.М., Ширинской Е.Б., Цисарь И.Ф., Ямпольского М.М.

       Методика исследования основана на использовании диалектической логики и системного подхода. В процессе работы применялись общенаучные методы и приемы: научная абстракция, вербальное и математическое моделирование, анализ и синтез, группировки, сравнения и др.

 

1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ  ЦЕН В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

     Государственное регулирование цен обычно осуществляется с помощью косвенного и прямого  регулирования. К косвенному регулированию  относятся меры, воздействующие на спрос, предложение, уровень конкуренции  и другие факторы макроэкономической сбалансированности и таким образом  влияющие на уровень и динамику цен. К ним можно отнести такие  средства по реформированию экономики  и совершенствованию механизма  хозяйствования, как принятие и совершенствование  антимонопольного законодательства, стимулирование малого предпринимательства, обоснованная налоговая политика, разгосударствление и приватизация, предоставление дотаций  и субсидий, сокращение бюджетного дефицита, контроль и регулирование  доходов населения и др. [12, с. 189].

     Прямое  регулирование цен осуществляется в основном тремя способами: путем  установления "ценового потолка" (максимальных цен), "ценового пола" (минимальных цен) и "коридора цен". Наибольшее распространение получила политика "ценового потолка", которая используется в монополизированных отраслях (электроэнергетике, нефтегазовой промышленности, транспорте, коммунальном хозяйстве), в кризисных ситуациях (во время войны, послевоенного периода), при установлении цен на социально значимую продукцию (хлеб, молочные продукты, медикаменты и т.п.). Выполняя важную роль, максимальные цены, устанавливаемые государством ниже уровня равновесия, создают ряд проблем в экономике (рис.1.1). 

     

     Рис.1.1 Политика "ценового потолка" 

     Они формируют так называемый рынок  продавца, диктующего свои условия  покупателям, ведут к образованию  дефицита продукции на рынке

     (Q2 > Q1). Размер потребления на таком рынке оказывается ниже того уровня, который был бы в условиях равновесия (Q1<Q0) - В таких условиях государство часто вынуждено поддерживать производства, выпускающие продукцию по низким ценам путем выделения различных дотаций, субсидий, что в конечном счете ведет к усилению разбалансированности экономики, появлению новых проблем. Практика использования политики "ценового потолка" в экономике республики, кроме указанных последствий, порождала и такие явления, как очереди, черный рынок, коррупция на государственных предприятиях. 

     

     Рис.1.2 - Политика "ценового пола" 

     Политика "ценового пола", как показывает мировой опыт, используется обычно в интересах мелких фирм с целью  недопущения монополизации рынка  и поддержания определенного  уровня конкуренции. Чаще всего она  применяется на рынке сельскохозяйственной продукции по отношению к фермерским хозяйством. Однако установление минимальных цен также влечет за собой негативные последствия. Они заключаются в том, что в отличие от описанной выше ситуации формируется рынок покупателя (рис.1.2)

     На  таком рынке образуются излишки  продукции (Q2 > q1), которые государство вынуждено скупать и каким-то образом затем ими распоряжаться (образовывать запасы, реализовывать на внешнем рынке и т.п.). Уровень потребления в условиях проведения политики "ценового пола" тоже оказывается ниже, чем в условиях равновесного рынка (Q1 < Q2).

     Политика "коридора цен" заключается в  том, что устанавливаются два  предела цен: верхний и нижний. Цены таким образом одновременно ограничены максимальным и минимальным уровнями, что не позволяет им существенно отклоняться от положения равновесной цены (рис.1.3). 

     

     Рис. 1.3- Политика "ценового коридора" 

     Такая система регулирования цен используется, например, в странах Европейского Союза (ЕС) на сельскохозяйственную продукцию. При этом устранение диспропорций между  спросом и предложением достигается  путем маневрирования буферными  запасами. При этом если предложение  превышает спрос настолько, что  цены реальных сделок на рынке ЕС опускаются до их допустимого минимального предела, специальные органы начинают скупать  излишки продукции в буферный запас. И наоборот, если спрос превышает  предложение настолько, что цены реальных сделок повышаются до их допустимого  максимального предела, специальные  органы ЕС начинают продавать продукцию  из буферных запасов. Таким образом, политика "ценового коридора" позволяет  сочетать как прямые, так и в  определенной степени косвенные  формы регулирования цен, устраняет  резкие колебания цен и изменения  конъюнктуры рынка.

     Эффективность системы государственного регулирования  цен зависит от гибкого сочетания  прямых и косвенных форм ценового регулирования. В Беларуси границы  прямого государственного ценового регулирования являются более широкими. Разнообразные формы ценового регулирования  используют страны с развитой рыночной экономикой.

     Для определения рыночных цен, как правило, используются три метода: метод идентичных (однородных) товаров; метод цены последующей  реализации; затратный метод. При  этом каждый последующий метод определения  рыночной цены является специальным  по отношению к предыдущему и  применяется лишь тогда, когда предыдущий метод не может быть применен.

     Рыночная  цена - цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке  идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в  сопоставимых экономических (коммерческих) условиях. Для определения обоснованности договорных цен должны использоваться именно рыночные цены. Рынок товаров (работ, услуг) - сфера обращения товаров (работ, услуг), определяемая исходя из возможности покупателя (продавца) приобрести (реализовать) товар (работы, услуги): реально; без значительных дополнительных затрат; на ближайшей по отношению к покупателю (продавцу) территории. Таким образом, для определения понятия рынка применен территориальный критерий, поскольку один и тот же товар (работа, услуга) может иметь различную цену в зависимости от места, где находятся его покупатели. Причем в данном случае речь может идти как о внутриреспубликанском, так и о мировом рынке. Идентичные товары - товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров учитываются, в частности, их физические характеристики, качество и репутация на рынке, страна происхождения и производитель. При этом незначительные различия во внешнем виде товаров могут не учитываться. Однородные товары - товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются, в частности, их качество, наличие товарного знака, репутация на рынке, страна происхождения.

     В случаях, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может  быть определена исходя из условий  договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при  сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги. При определении  рыночных цен учитывается информация о заключенных на момент реализации товара (работы, услуги) сделках с  идентичными (однородными) товарами (работами, услугами) в сопоставимых условиях. При определении и признании  рыночной цены используются официальные  источники информации о рыночных ценах на товары (работы, услуги) и  биржевых котировках. Это положение  вызывает постоянные споры в правоприменительной  и судебной практике, поскольку перечень официальных источников информации о рыночных ценах нормативно не определен. Не может считаться официальной информация о ценах: содержащаяся в различного рода рекламных проспектах, прайс-листах, прейскурантах и других подобных документах; исходящая от организаций и физических лиц, реализующих на рынке идентичные (однородные) товары; исходящая от организаций и физических лиц, специализирующихся на оценке товаров (работ, услуг), - если только она процессуально не оформлена в качестве экспертного заключения.

Информация о работе Государственное регулирование ценообразования и заработной платы