Государственное регулирование ценообразования и заработной платы

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 11:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение правового регулирования цен и заработной платы в Республике Беларусь, проблемы, состояние и перспективы на современном этапе.

В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
Рассмотреть особенности государственного регулирования цен в Республике Беларусь;
Определить тенденции и перспективы развития регулирования ценообразования;
Раскрыть характеристику основных форм и систем заработной платы;
Проследить способы организации заработной платы в странах с развитой рыночной экономикой, выяснить преимущества и недостатки выбранного ими пути, исследовать развитие заработной платы в Республике Беларусь;

Оглавление

ВЕДЕНИЕ 2

1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 4

2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ 20

1.1. Экономическое и социальное назначение оплаты труда 20

2.2. Организация заработной платы 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37

Файлы: 1 файл

Тема Государственное регулирование ценообразования и заработной платы.docx

— 122.87 Кб (Скачать)

     Единая  тарифная сетка  утверждена Постановлением Министерства  труда  Республики Беларусь «Об организации оплаты труда на основе применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь» № 123 от 20.09.2002 года (в ред. постановлений Минтруда и соцзащиты  от ред. от 30.07.2011)  и рекомендована для организаций и предприятий независимо от их подчиненности и форм собственности.

     ЕТС работников Республики Беларусь является важнейшим элементом тарифной системы  и представляет собой совокупность квалификационных разрядов и соответствующих  им тарифных коэффициентов. Она является главным инструментом в руках  государства при осуществлении  единой в стране политики в области  заработной платы.

           В целях обеспечения  необходимого единства меры труда и  его оплаты при помощи ЕТС производится дифференциация и регулирование  основной (тарифной) части заработной платы различных профессионально - квалификационных групп работников в зависимости от значения отдельных отраслей экономики и следующих факторов:

     - сложности труда (квалификации) - в пределах одной профессии,  должности (внутрипрофессиональная,  внутридолжностная дифференциация);

     -  содержания и специфики труда  у рабочих, технических исполнителей, руководителей подразделений административно - хозяйственного обслуживания, специалистов, руководителей предприятий и организаций, функциональных и производственных подразделений (междолжностная дифференциация);

     - общих условий труда, сложности  выпускаемой продукции (услуг), социально  - бытовых условий, режимов труда  и отдыха и других специфических  факторов, характерных для отрасли  (подотрасли), видов деятельности и т.п. (междолжностная дифференциация).

     Тарифный (квалификационный) разряд характеризует  уровень квалификации работника. Он зависит от степени сложности  и точности выполняемых работ, а  также ответственности работника. Эти требования заложены в профессиональных квалификационных характеристиках (требованиях), предусмотренных в тарифно - квалификационных справочниках.

     Тарифные  коэффициенты показывают во сколько  раз тарифные ставки второго и  последующих разрядов сетки выше ставки первого разряда.

     Стоит отметить, что в январе 2011 года реальная зарплата уменьшилась на 12,9% по сравнению с показателем декабря 2010 года. Такие данные обнародовал Национальный статистический комитет.

     Реальная  начисленная заработная плата (рассчитанная с учетом роста потребительских  цен на товары и услуги) в январе 2011 года по сравнению с аналогичным  прошлогодним периодом увеличилась  на 27,2%.

     Номинальная начисленная средняя зарплата работников Беларуси в январе 2011 года составила 1 млн. 409,6 рублей и по сравнению с  декабрем 2010 года уменьшилась на 11,7%, или 186,2 тыс. рублей.  
На промышленных предприятиях средняя заработная плата в январе 2011 года составила 1 млн. 526,5 тыс. рублей, в строительных организациях - 1 млн. 610,7 тыс., в организациях транспорта и связи - 1 млн. 590,2 тыс., в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве - 952,4 тыс. В учреждениях здравоохранения и предоставления социальных услуг - 1 млн. 217,9 тыс. рублей, в том числе в области здравоохранения - 1 млн. 243,7 тыс. рублей. Средняя зарплата врачей составила 2 млн. 122,2 тыс., среднего медицинского персонала - 1 млн. 196,6 тыс. рублей. В учреждениях образования средняя зарплата составила 1 млн. 178,1 тыс. рублей, в том числе учителей - 1 млн. 410,9 тыс., профессорско-преподавательского состава - 2 млн. 46,8 тыс. рублей.  
Максимальная средняя зарплата в январе по отдельным отраслям была зафиксирована в науке и научном сопровождении - 1 млн. 838 тыс. рублей, минимальная - у работников сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства - 952 тыс. рублей.

     Максимальная  средняя зарплата в январе была отмечена в Минске - 1 млн. 843,4 тыс. рублей, минимальная - в Брестской области - 1 млн. 248,6 тыс. рублей. В Витебской области средняя зарплата составила 1 млн. 284 тыс. рублей, в Гомельской - 1 млн. 356,7 тыс., в Гродненской - 1 млн. 253,8 тыс., в Минской - 1 млн. 358,8 тыс., в Могилевской - 1 млн. 279,5 тыс. рублей.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     В ходе проведения исследования по данной теме были получены следующие выводы:

     В последние годы в республике использовались следующие основные способы государственного регулирования цен:

    • установление предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов) на товары, производимые в республике. При невозможности их соблюдения предприятия обязаны регистрировать цены на производимые товары или услуги в органах ценообразования или вышестоящих органах;
    • определение предельных отпускных цен на перечень социально значимых товаров;
    • обязательное обоснование цен отечественными предприятиями на производимую продукцию и импортируемые товары со стороны затрат, прибыли, налогов;
    • установление фиксированных цен на продукцию базовых отраслей экономики, услуги естественных монополий;
    • установление предельных максимальных (такси, бытовые услуги) и минимальных (закупочные на сельхозпродукцию, алкогольные напитки, экспортируемые товары) цен;
    • ограничение уровня рентабельности в ценах на социально значимые товары, продукцию предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке;
    • ограничение размеров оптовых и розничных торговых надбавок;
    • обязательное обоснование цен при товарообменных (бартерных) операциях;
    • индексация тарифов (на грузовые перевозки железнодорожным транспортом, коммунальные услуги), квартплаты с учетом инфляции;
    • декларирование цен на продукцию предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке;
    • ограничение цен в рамках антимонопольного законодательства (запрещение установления монопольных цен и антиконкурентных ценовых соглашений);
    • контроль за соблюдением законодательства о ценообразовании.

     1 марта 2011 г. вступил в силу  Указ Президента Республики Беларусь  от 25.02.2011 N 72 "О некоторых вопросах  регулирования цен (тарифов) в  Республике Беларусь" (далее - Указ N 72).

     Указ N 72 определил Перечень товаров (работ, услуг), на которые распространяется государственное регулирование  цен (тарифов), и органы государственного управления, на которых возложены  функции по такому регулированию. На товары (работы, услуги), не вошедшие в  перечень, цены (тарифы) будут формироваться  субъектами предпринимательской деятельности самостоятельно с учетом конъюнктуры  рынка.

     Отменяется  право Совета Министров Республики Беларусь устанавливать предельные индексы изменения отпускных  цен (тарифов) и необходимость регистрации  цен (тарифов). Напомню, что в последние  два года Правительством Республики Беларусь такие индексы не вводились, несмотря на наличие нормы в Указе  Президента Республики Беларусь от 19.05.1999 N 285 "О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь" (далее - Указ N 285).

     С 1 марта не требуется регистрировать тарифы на новые виды медицинских  услуг.

     Больше  не нужно обязательно составлять экономическое обоснование отпускных  цен (тарифов), за исключением регулируемых.

     Предусмотрено освобождение от ответственности:

     - за превышение предельных индексов (за периоды, когда такие индексы  вводились, например в 2008 году),

     - установление тарифов на новые  медицинские услуги без их  регистрации;

     - отсутствие экономических расчетов (плановой калькуляции, расчета  отпускной цены на импортируемый  товар), за исключением товаров  (работ, услуг), перечисленных в  приложении 1 к Указу N 72.

     Таким образом, за данные нарушения, совершенные  и до 1 марта 2011 г., не будут применяться  штрафы, предусмотренные ст. 12.6 Кодекса  Республики Беларусь об административных правонарушениях.

     С 1 марта 2011 г. действует правовая амнистия по многим видам правонарушений в  сфере ценообразования. Будут внесены  соответствующие корректировки  в Кодекс об административных правонарушениях  Республики Беларусь и Процессуально-исполнительный кодекс об административных правонарушениях  Республики Беларусь. Должны быть приняты  новые нормативные документы  по регулированию цен на товары (работы, услуги), перечисленные в Указе № 72, и внесены соответствующие изменения в действующие нормативные документы.

     Законодательство  будет скорректировано в течение  шести месяцев.

     Ожидается, что Указ N 72 значительно упростит деятельность субъектов хозяйствования, сократив их непроизводительные расходы по составлению и хранению экономических расчетов, освободив от выполнения ряда формальных процедур в области ценообразования.

       Заработная плата — это цена труда, соответствующая стоимости предметов потребления, и услуг, которые обеспечивают воспроизводство трудоспособности работника, удовлетворяя физические и духовные потребности его и членов его семьи.

       Заработная плата в обществе  выполняет определенные  функции: воспроизводственная, стимулирующая, ресурсоразместительная, формирование платежеспособного спроса населения, регулятивная, социальная.

     Заработная  плата представляет собой денежную компенсацию работнику за совершенный труд. Для расчета этой компенсации используются разные методы. В одних случаях в качестве единицы учета затрат используется время, отработанное на производстве, выраженное в часах; в других такой учетной единицей выступает произведенный за установленное рабочее время продукт, в соответствии с чем выделяются две формы заработной платы — повременная и сдельная.

     Теоретически  считается, что уровень заработной платы с помощью рыночного  механизма устанавливается между  двумя границами – верхней  и нижней. Очень часто нижняя граница  определяется вводимым государством минимум  заработной платы. В большинстве  развитых стран в настоящее время  действуют нормативные акты о  минимальной заработной плате.  Общенациональный, законодательно-установленный, то есть государственный, минимум существует, помимо США, во Франции, Испании, Португалии, Нидерландах и в других странах  мира.

     В настоящее время в Республике Беларусь политика оплаты труда основывается на принципах государственного регулирования, установления государственных гарантий и самостоятельности предприятий.

     Следует особо отметить, что в настоящее  время функции нашего государства  сводятся к обеспечению наилучших  условий для действия механизма  рыночной организации заработной платы.

     Система оплаты труда должна быть гибкой, стимулировать  повышение производительности труда, обладать достаточным мотивационным  эффектом. Рост оплаты труда не должен опережать темпов роста производительности, эффективности. Гибкость системы оплаты труда заключается в том, что определенная часть заработка ставится в зависимость от общей эффективности работы предприятия.

     В современных условиях для стимулирования повышения эффективности и производительности необходимо менять не только систему  оплаты труда, но и сам подход к  ее формированию, нужны иные психологические  установки, мышление и шкала оценок. Изменение подходов к оплате труда  проявляется в том, что оплачиваются не затраты, а результаты труда —  признание продукта труда в качестве товара. Средства от реализации товаров  становятся высшим критерием для  оценки количества и качества труда  товаропроизводителей и основным источником их личных доходов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 
 
  1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями  и дополнениями, принятыми на республиканских  референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.)  // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр». – Минск, 2011.
  2. Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26.07.1999 N 296-З (ред. от 31.12.2009) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр». – Минск, 2011.
  3. Закон Республики Беларусь от 10.05.1999 N 255-З (ред. от 31.12.2009) "О ценообразовании"// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр». – Минск, 2011.
  4. Указ Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 N 72 "О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь"// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр». – Минск, 2011.
  5. Директива Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 N 4 "О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь"// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр». – Минск, 2011.
 
  1. Владимирова Л. П. Экономика труда: Учеб. пособие. – М.: Издательский дом «Дашков и К», 2002. - 300с.
  2. Экономическая теория: Учебник. / Н.И. Базылев, С.П. Гурко, М.Н. Базылева и др.; Под ред. Н.И. Базылев, С.П. Гурко.  Мн.: БГЭУ, 2001. 752с.
  3. Жуков А. Л. Регулирование и организация оплаты труда: Учеб. пособие. – М.: Издательство «МИК», 2002. – 336с.
  4. Макконелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика.  М.: ИНФРА-М, 2004. – XXXVI,   972 с.
  5. Организация зарплаты. Опыт, проблемы, рекомендации / Л.Ф. Алексеенко, А.Н. Заикин и др.; Под ред. В. И. Матусевича – Мн.: НИИ труда, 2002.– 400с.
  6. Борисов Е. Ф. Эк. теория: Учебник. – М.: Юрайт-Издат, 2005. – 399с.
  7. Экономика труда: Учеб. / Под ред. проф. П. Э. Шлендера и проф. Ю. П. Кокина. – М.: Юристь, 2002. -592 с.
  8. Ракоти В. Д. Заработная плата и предпринимательский доход.- М.: Финансы и статистика, 2001. – 334 с.
  9. Мазманова Б. Г. Управление оплатой труда: учеб. пособие. – М.:  Финансы и статистика, 2001. – 368 с.
  10. Экономическая теория: учебник. / Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечеловой. – М.: Издательство «Экзамен», 2003. – 592 с.
  11. Соболевская А. Роль заработной платы в рыночной экономике // Мировая экономика и международные отношения. 2002. №12. С.49-57
  12. Матрусова Т. Япония: организация заработной платы // Человек и труд. 2000. №12. С.61-63
  13. Чалдаева Л.А. Образовательная программа по основам международного бухгалтерского учета //Международный бухгалтерский учет.2002.№9.С.24-30
  14. Мазин А. Минимальная заработная плата: зарубежный опыт и отечественная практика // Человек и труд. 2004. №6. С.61-68
  15. Страшно далеки дешевые от дорогих // Эхо планеты. 2005. №17. С.3
  16. Гаврилов В. Повышение эффективности экономики Беларуси: еще один шанс // Банковский вестник. 2004. №22. С. 16-19.
  17. Шевченко С. В. Зарплата // Кадровая служба. 2009. №10.  С. 124-129.
  18. Головачев А. Зарубежный опыт решения проблемы заработной платы // Экономика. Финансы. Управление. 2009. №6. С.18-30.
  19. Сотин Д. Внедрение зарплатных проектов в Беларуси // Банковский вестник. 2003. №4. С. 23-28.
  20. Морова А. П. Рыночная модель социальной политики в Беларуси: проблемы и направления перехода // Проблемы управления. 2004.№3. С.2-10.
  21. Ерофеева О.Н.  Политика оплаты труда: направления трансформации // Вестник БГЭУ. 2009. №5. С.15-21.
  22. Павлючук Ю.Н., Козлов А.А. Проблемы организации новой системы заработной платы на пром. предприятиях в условиях трансформации экономики // Экономика. Финансы. Управление. 2008. №4. С. 33-40.
  23. Холод Н.И., Жихар Я.Н., Миксюк С.Ф. Взаимосвязь заработной платы и основных макроэкопоказателей в переходной экономике Республики Беларусь // Вестник БГЭУ. 2000. №3. С. 29-34.

Информация о работе Государственное регулирование ценообразования и заработной платы