Государственное регулирование ценообразования и заработной платы

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 11:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение правового регулирования цен и заработной платы в Республике Беларусь, проблемы, состояние и перспективы на современном этапе.

В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
Рассмотреть особенности государственного регулирования цен в Республике Беларусь;
Определить тенденции и перспективы развития регулирования ценообразования;
Раскрыть характеристику основных форм и систем заработной платы;
Проследить способы организации заработной платы в странах с развитой рыночной экономикой, выяснить преимущества и недостатки выбранного ими пути, исследовать развитие заработной платы в Республике Беларусь;

Оглавление

ВЕДЕНИЕ 2

1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 4

2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ 20

1.1. Экономическое и социальное назначение оплаты труда 20

2.2. Организация заработной платы 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37

Файлы: 1 файл

Тема Государственное регулирование ценообразования и заработной платы.docx

— 122.87 Кб (Скачать)

     К сопоставимым условиям относятся, в  частности:

    • количество (объем) поставляемых товаров (например, объем товарной партии);
    • сроки исполнения обязательств;
    • условия платежей, обычно применяемые в сделках данного вида;
    • иные разумные условия, которые могут оказывать влияние на цены.

     Как видим, перечень сопоставимых условий  является открытым. При этом условия  сделок на рынке идентичных (а при  их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) признаются сопоставимыми, если различие между такими условиями  либо не влияет существенно на цену таких товаров (работ, услуг), либо может  быть учтено с помощью поправок. При определении рыночных цен  товаров, работ или услуг принимаются  во внимание сделки между лицами, не являющимися взаимозависимыми. Сделки между взаимозависимыми лицами могут  приниматься во внимание только в  тех случаях, когда взаимозависимость  этих лиц не повлияла на результаты таких сделок.

     При определении рыночной цены учитываются  обычные при заключении сделок между  невзаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки. В частности, учитываются скидки, вызванные:

    • сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги);
    • потерей товарами качества или иных потребительских свойств;
    • истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров;
    • маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки;
    • реализацией опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей.

     Данный  перечень носит открытый, неисчерпывающий  характер. В современной рыночной экономике система скидок играет существенную роль в конкурентной борьбе и активно развивается как  в розничной, так и в оптовой  торговле. Например, скидки предоставляются  покупателям, приобретающим товары в определенном количестве (как правило, крупными партиями) или на установленную  сумму, скидки за авансирование (предоплату), постоянным клиентам. Предоставление скидок может быть вызвано рекламными кампаниями, разного рода сезонными и предпраздничными (например, новогодними) распродажами, стремлением привлечь отдельных крупных, известных или наиболее выгодных клиентов для укрепления общего имиджа организации. Полагаем, для большей наглядности и обоснованности представляемых надбавок или скидок целесообразно:

    • предварительно проводить их технико-экономический расчет (обоснование), оформляемый документально (например, в бизнес-планах);
    • утверждать применяемые цены, надбавки и скидки приказом (распоряжением) руководителя;
    • по возможности указывать в тексте договора на формирование цены сделки с учетом соответствующих скидок (надбавок) в рамках проведения маркетинговой политики организации.

     В некоторых случаях определение  рыночной цены вызывает значительные трудности в связи с:

    • отсутствием на рынке сделок по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам);
    • отсутствием предложения на рынке соответствующих товаров (работ, услуг);
    • невозможностью определения цен ввиду отсутствия либо недоступности информационных источников для определения рыночной цены.

     Как видим, во всех этих случаях у налогового органа нет возможности сравнивать цены, применяемые сторонами сделки, с ценами реализации идентичных (однородных) товаров (работ, услуг). Поэтому используется метод цены последующей реализации, суть которого в следующем: рыночная цена товаров (работ, услуг), реализуемых продавцом, определяется как разность цены, по которой такие товары (работы, услуги) в дальнейшем реализованы их покупателем при последующей перепродаже, и обычных в подобных случаях затрат, понесенных этим покупателем при перепродаже (без учета цены, по которой товары, работы, услуги были приобретены указанным покупателем у продавца) и продвижении на рынок приобретенных у покупателя товаров (работ, услуг), а также обычной для данной сферы деятельности прибыли покупателя.

     Метод цены последующей реализации может  быть выражен формулой: 

     Цр = Цпок - (Зпок + Ппок),                                                            (1.1) 

     где Цр - рыночная цена товаров (работ, услуг), реализованных налогоплательщиком первому покупателю;

     Цпок - цена последующей перепродажи товаров (работ, услуг) первым покупателем;

     Зпок - обычные затраты покупателя при перепродаже;

     Ппок - обычная прибыль покупателя при перепродаже товаров (работ, услуг).

     Этот  метод используется в случае последующей  перепродажи товаров (работ, услуг). Его применение на практике вызывает серьезные трудности, поскольку  методика определения обычных затрат и обычной прибыли покупателя при последующей перепродаже  товаров (работ, услуг) нормативно не установлена.

     При невозможности использования метода цены последующей реализации (в частности, при отсутствии информации о цене товаров (работ, услуг), реализованных  первым покупателем) используется затратный  метод, при котором рыночная цена товаров (работ, услуг), реализуемых  продавцом, определяется как сумма  произведенных затрат и обычной  для данной сферы деятельности прибыли: 

                              Цр = З + П,                                                            (1.2) 

     где Цр - рыночная цена товаров (работ, услуг);

     З - произведенные затраты;

     П - прибыль, обычная для данной сферы предпринимательства.

     При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты  на производство (приобретение) и (или) реализацию товаров, работ или услуг, обычные в подобных случаях затраты  на транспортировку, хранение, страхование  и иные подобные затраты. Прямые затраты непосредственно связаны с реализацией товаров (работ, услуг), например с приобретением товара, его транспортировкой, монтажом, хранением, установкой, испытаниями, послепродажным обслуживанием; к косвенным затратам могут быть отнесены расходы на рекламу, информационные, консультационные, аудиторские расходы. Как и в случае с методом цены последующей реализации, главные трудности здесь вызывает определение обычных затрат и обычной прибыли, методики расчета которых нормативно не установлены.

     Республиканские органы государственного управления, областные и Минский городской  исполнительные и распорядительные органы в пределах полномочий, предоставленных  им законодательством, осуществляют прямое (административное) регулирование цен (тарифов) путем установления:

    • фиксированных цен (тарифов);
    • предельных цен (тарифов);
    • предельных торговых надбавок (скидок) к ценам;
    • предельных нормативов рентабельности, используемых для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемую цену (тариф);
    • порядка определения и применения цен (тарифов);
    • декларирования цен (тарифов).

     Анализ  системы ценового регулирования  показывает, что в Республике Беларусь цены регулируются на:

    • природно-сырьевые, энергетические товары, водку, спирт и т.д. - фиксированные;
    • социально значимые товары - розничная (30%), оптовая (20%), транзитная (5%) надбавки;
    • экспортные и импортные товары.

     Особенность системы ценового регулирования  в Республике Беларусь состоит и  в том, что регламентируется номенклатура и объем затрат, относимых на себестоимость  продукции, а также осуществляемых из прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, и других специальных  источников - инновационного, амортизационного фондов и т.п.

     Правовые  основы государственного регулирования  ценообразования закреплены:

       Законом Республики Беларусь  от 10.05.1999 N 255-З "О ценообразовании" (далее - Закон "О ценообразовании"), которым предусмотрено право  Президента Республики Беларусь  определять государственную политику  в этой области, устанавливать  регулируемые цены на отдельные  товары (работы, услуги) (ст. 7, 9 Закона "О  ценообразовании").

     Директивой Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 N 4 "О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь" (далее - Директива):

     Указом Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 N 72 "О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь" (далее – Указ № 72), с принятием которого отпадает необходимость составлять экономические расчеты, подтверждающие уровень применяемых цен, за исключением регулируемых цен на товары (работы, услуги) согласно приложению 1 к Указу № 72.

     Указы Президента Республики Беларусь от 11.08.2005 N 366 "О формировании цен на лекарственные  средства, изделия медицинского назначения и медицинскую технику", от 03.10.2006 N 590 "О некоторых вопросах формирования стоимости обучения" (для частных  учреждений образования) и от 28.02.2006 N 126 "О некоторых вопросах платного обучения в государственных учреждениях, обеспечивающих получение высшего  и среднего специального образования".

     В соответствии со статьей 13 Закона Республики Беларусь от 10.05.1999 N 255-З "О ценообразовании" (ред. 31.12.2009 г.) при установлении и применении цен юридическое лицо, предприниматель обязаны:

    • выполнять решения государственных органов, осуществляющих регулирование и контроль за ценообразованием, принятые ими в пределах полномочий, установленных законодательством;
    • соблюдать установленный порядок ценообразования, а также порядок исчисления затрат, относимых на себестоимость, учитывать в полном объеме включаемые в цену (тариф) налоги и другие обязательные платежи, предусмотренные законодательством, не допускать нарушения установленных соответствующими государственными органами регулируемых цен (тарифов) и действующего порядка их регулирования;
    • представлять соответствующим государственным органам, осуществляющим регулирование ценообразования, полную и достоверную информацию, необходимую для установления регулируемых цен (тарифов) и контроля за соблюдением установленного порядка ценообразования.

     В связи с Указом № 72 определен конкретный перечень товаров (работ, услуг), в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен (тарифов), а также органы государственного управления, на которые возлагаются функции по их регулированию.

     Цены (тарифы) на товары (работы, услуги), не вошедшие в перечень регулируемых, будут формироваться субъектами предпринимательской деятельности самостоятельно с учетом конъюнктуры рынка.

     С принятием Указа № 72 отменяются предельные индексы изменения отпускных цен (тарифов) на товары (работы, услуги), производимые на территории республики, которые ранее устанавливались Правительством. Соответственно отменяется регистрация этих цен (тарифов).

     Исключена необходимость представления экономических  расчетов юридическими лицами и индивидуальными  предпринимателями при определении  уровня применяемых ими цен (тарифов), за исключением регулируемых.

     Отмена  этих норм обусловила необходимость  изменения состава административных правонарушений в сфере ценообразования.

       В связи с этим Указом № 72 установлено, что не являются правонарушениями:

    • превышение индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом установленных предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов) на товары (работы, услуги) при их реализации без регистрации цен (тарифов);
    • реализация товаров (работ, услуг) с нарушением установленного порядка регистрации цен (тарифов), за исключением регулируемых;
    • реализация товаров (работ, услуг) при отсутствии экономических расчетов, подтверждающих уровень применяемых цен (тарифов), за исключением регулируемых.

     В соответствии с этими изменениями  состава административных правонарушений в сфере ценообразования будут  внесены соответствующие корректировки  в Кодекс об административных правонарушениях  и Процессуально-исполнительный кодекс об административных правонарушениях.

     Перечень  товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Советом Министров  Республики Беларусь, государственными органами (организациями), утвержденный Указом № 72 (далее - Перечень № 72), значительно изменен по сравнению с ранее действовавшим перечнем. Многие виды деятельности, которые ранее были в Указе № 285, исключены из сферы государственного регулирования. Так, многие министерства теперь не задействованы в регулировании цен (тарифов), а именно: Министерство информации Республики Беларусь (регулировало цены на книжную продукцию и периодические издания, финансируемые за счет средств бюджета); Министерство лесного хозяйства Республики Беларусь (регулировало цены на дрова в заготовленном виде (за исключением дров для населения) и топливную щепу); Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь (регулировал цены на услуги правового и технического характера в соответствии с законодательными актами о государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним и оценку недвижимого имущества). Сокращены перечни регулируемых цен и по оставшимся органам государственного управления: не будут регулироваться цены на твердое топливо, топливные брикеты и дрова для населения, плата за проживание в общежитиях, парковку транспортных средств, пригородные автомобильные перевозки пассажиров, наценки в общественном питании (за исключением находящихся в учреждениях образования) и др.

Информация о работе Государственное регулирование ценообразования и заработной платы