Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 11:21, реферат
Анализ западных теорий и мирового опыта показывает, что существует более или менее стандартный набор общепринятых форм и методов государственного регулирования. Инструментарий регулирования меняет свой состав и структуру, а отдельные его элементы используются в различных конкретных формах в зависимости от специфики условий каждой страны, отражающих многообразие конкретно-исторических факторов: экономических, правовых, политических, социально-психологических, культурных, национальных и др.
Государственное вмешательство в ценообразование реализуется на основе сочетания прямых и косвенных методов регулирования цен.
Введение……………………………………………………………………………...........…3
1.Сущность и необходимость государственного регулирования ценообразования в рыночной экономике………………………………………………………………..............4
2. Формы и методы воздействия государства на цены…………………………...........…5
3. Практика государственного регулирования цен в зарубежных странах………........11
Заключение…………………………………………………………………………............17
Список использованной литературы……………………………………….…….........….18
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Сущность
и необходимость
2. Формы и методы воздействия государства на цены…………………………...........…5
3. Практика государственного регулирования цен в зарубежных странах………........11
Заключение……………………………………………………
Список использованной
Введение
Анализ западных теорий и мирового опыта показывает, что существует более или менее стандартный набор общепринятых форм и методов государственного регулирования. Инструментарий регулирования меняет свой состав и структуру, а отдельные его элементы используются в различных конкретных формах в зависимости от специфики условий каждой страны, отражающих многообразие конкретно-исторических факторов: экономических, правовых, политических, социально-психологических, культурных, национальных и др.
Государственное
вмешательство в
Принципиальное
отличие рыночного
Государственные органы могут регулировать цены только на ограниченный круг товаров. Государство устанавливает общие подходы и принципы к ценообразованию.
Государственное регулирование рынка и цен – совокупность мер, принимаемых правительством в процессе участия в системе товарно-денежных отношений.
Правовые
основы формирования и функционирования
системы ценообразования –
Целью данной работы является анализ государственного регулирования ценообразования.
Актуальность
данной работы обусловлена значимостью
государственного регулирования цен
как для экономики страны, так и для
экономики в целом.
1.
Сущность и необходимость
государственного
регулирования ценообразования
в рыночной экономике
Принципиальное
отличие рыночного
Государственные органы могут регулировать цены только на ограниченный круг товаров. Государство устанавливает общие подходы и принципы к ценообразованию.
Государственное регулирование рынка и цен – совокупность мер, принимаемых правительством в процессе участия в системе товарно-денежных отношений.
Правовые
основы формирования и функционирования
системы ценообразования –
Политика цен – это действие органов государственной власти местного самоуправления и субъектов ценообразования направленное на регулирование цен в сфере народного хозяйства, в сфере услуг и т. д. Она осуществляется через анализ практики формирования цен и их регулирование, контроль за соблюдением государственной дисциплины цен, ограничение негативных последствий монополистической деятельности в порядке, предусмотренном антимонопольным законодательством.
В условиях рыночной экономики необходимость государственного регулирования цен преследует следующие цели:
Главной
целью ценовой и денежно-
Степень государственного регулирования цен изменяется в зависимости от состояния экономики: усиливается в кризисных ситуациях и ослабевает по мере преодоления кризиса.
В
зависимости от степени государственного
регулирования выделяют два вида
цен: свободные и регулируемые. В
последнее время ведущие
Свободные – отношение между покупателем и продавцом устанавливаются на основе соглашения, заключаемого между ними.
Основные принципы установления и применения цен на товары и тарифов на услуги, а также организации контроля за их соблюдением на территории Украины определяются такими законодательными и нормативными документами как:
1. Закон Украины "О ценах и ценообразовании" от 3 декабря 1990 г.
2. Налоговый кодекс Украины от 2 декабря 2010 года
5.
Закон Украины “Об ограничении
монополизма и недопущении
6.
О ценообразовании в условиях
реформирования экономики:
2.
Формы и методы
воздействия государства
на цены
Анализ западных теорий и мирового опыта показывает, что существует более или менее стандартный набор общепринятых форм и методов государственного регулирования. Инструментарий регулирования меняет свой состав и структуру, а отдельные его элементы используются в различных конкретных формах в зависимости от специфики условий каждой страны, отражающих многообразие конкретно-исторических факторов: экономических, правовых, политических, социально-психологических, культурных, национальных и др.
Государственное
вмешательство в
Прямое государственное регулирование цен – это административное вмешательство государства в действующие цены.
Прямое, или административное, вмешательство государства в действующие цены означает участие государства в формировании уровней, структуры, соотношений и динамики цен, установления определенных правил ценообразования.
Прямое государственное регулирование цен представляет собой административное вмешательство государственных органов в установление цен и определенных правил ценообразования. Оно может осуществляться следующими методами:
• замораживание, т. е. установление постоянства цен. Замораживание может быть либо всеобщим, что имеет место при высоких темпах инфляции, когда другими методами не удается погасить рост цен (данная форма применяется редко и используется в условиях гиперинфляции), либо распространяться на отдельные товары общее замораживание цен или замораживание цен на отдельные товары. В последнем случае замораживание обычно распространяется на товары повседневного спроса;
• установление фиксированных цен и тарифов. В отличие от замораживания цен, решение о фиксации тех или иных цен может приниматься и в обычном состоянии рыночной экономики для предотвращения возникновения инфляционных процессов. В первую очередь государственному регулированию подлежат цены на продукцию и услуги предприятий государственной собственности. К ним относятся тарифы на железнодорожные перевозки, коммунально-бытовые услуги и квартирную плату, услуги связи, цены на электроэнергию, природный газ и др.
• установление пределов возможного роста цены за определенный период времени или предельного уровня цены (минимального или максимального). Бесконтрольный и быстрый рост цен на дефицитные товары в условиях, когда увеличение масштаба их выпуска не может быть быстро достигнуто, порождает у продавцов желание увеличить объем получаемой прибыли без увеличения объемов реализации. В конечном счете, это ведет к сокращению объемов производства. Это, в свою очередь, приводит к увеличению дефицита и ведет к дальнейшему росту цен. Прямое государственное регулирование пределов роста цен на данный период времени предотвращает такого рода процессы.
Многие цивилизованные страны с развитой рыночной экономикой уже прошли этап регулирования верхних пределов цен на товары первой необходимости, в частности на продукты питания, и теперь уже отказались от этой меры. Но отказались не потому, что она плоха, а потому, что надобность в ней отпала, поскольку рынок полностью насыщен, существует эффективная конкуренция не только между теми, кто производит товары, но и теми, кто их реализует, полностью исключен монополизм производителей и торговцев путем действия эффективного антимонопольного законодательства.
В своей деятельности российское правительство ведет практику регулирования предельных минимальных цен на продукцию ликероводочной отрасли промышленности. С учетом изменения норм и правил производства и оборота алкогольной продукции периодически утверждаются минимальные цены на водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28% в качестве нижней границы реализации при осуществлении оптовой и розничной торговли этой продукцией на внутреннем рынке.
• установление предельного норматива рентабельности. Устанавливая предельный норматив рентабельности, государство ограничивает прибыль от реализации единицы продукции. В России именно этот метод регулирования цен получил наибольшее распространение. Чаще всего данный вид прямого государственного регулирования применяется при назначении цен на продукцию предприятий-монополистов. Его также используют местные административные органы при прямом регулировании цен на различные виды услуг, цены на которые регулируют местные органы власти (например, на вывоз бытовых отходов, ритуальные услуги и т. д.). Размер их может быть дифференцирован по отраслям и группам продукции.
За рубежом этот метод практически не используется. Он имеет серьезный недостаток: не заинтересовывает предприятия в снижении издержек. В мировой практике уровень цен регулируется через ограничения возможностей достижения повышенной рентабельности на вложенный капитал;
• установление предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок. Органам исполнительной власти на местах разрешено устанавливать предельные уровни снабженческо-сбытовых и торговых надбавок и наценок на соответствующей территории, определять порядок их установления;
• декларирование цен предусматривает предоставление в государственные органы сведений (деклараций) о предполагаемом уровне цен.
Информация о работе Государственное регулирование ценообразования