Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 22:31, курсовая работа
В условиях реформирования экономики и перехода к рыночным отношениям ценовая политика, принципы формирования и регулирования ценообразования становятся важными областями преобразований. Являясь составной частью общей государственной экономической политики, ценовая политика строится на тех же принципах и реализуется в рамках единой методологической концепции.[1]
Важное место в экономических преобразованиях в условиях переходного периода занимают вопросы разумного сочетания свободного ценообразования с государственным регулированием цен. Опыт показывает, что практически все страны мира в той или иной степени вмешиваются в процесс ценообразования, ограничивая тем самым рыночное равновесие.
Введение………………………………………………………………………...…..3
Раздел 1. Сущность и функции цены как экономической категории.
Классификация цен…………….…………………………………………………..5
1.1 Функции цены как экономической категории………………………….....…5
1.2 Классификация цен……………………………………….……………..…......6
Раздел 2. Государственное регулирование цен в Республике Беларусь. Направления совершенствования ценообразования…………………………....……..….......8
2.1 Объективный характер, цели и методы государственного регулирования цен……………………………………………………………………….………………..8
2.2 Результаты государственного воздействия на процесс ценообразова-ния………………………………………………………………………………….….....22
2.3 Основные направления совершенствования ценообразования..…….……25
Заключение………………………………………………………………………...28
Список используемой литературы…………………………………..…….....…..30
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛОРУССКО-РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра экономики
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Макроэкономика»
на тему: «Государственное регулирование процесса ценообразования в рыночной экономике»
Выполнила: _____________ ______ студ. гр. ФК-121
Руководитель: _____________ __
Могилёв 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
Раздел 1. Сущность и функции цены как
экономической категории.
Классификация цен…………….…………………………………………………..
1.1 Функции цены как
1.2 Классификация цен…………………………………
Раздел
2. Государственное регулирование цен
в Республике Беларусь. Направления совершенствования
ценообразования…………………………....…
2.1 Объективный характер, цели и
методы государственного
2.2 Результаты
государственного воздействия
2.3 Основные направления совершенствования ценообразования..…….……25
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………..……...
Приложение……………………………………………………
Введение
В условиях реформирования экономики и перехода к рыночным отношениям ценовая политика, принципы формирования и регулирования ценообразования становятся важными областями преобразований. Являясь составной частью общей государственной экономической политики, ценовая политика строится на тех же принципах и реализуется в рамках единой методологической концепции.[1]
Важное место в экономических преобразованиях в условиях переходного периода занимают вопросы разумного сочетания свободного ценообразования с государственным регулированием цен. Опыт показывает, что практически все страны мира в той или иной степени вмешиваются в процесс ценообразования, ограничивая тем самым рыночное равновесие.
Государственное регулирование цен дает возможность преодолеть недостатки, свойственные рыночной системе и связанные с социальным неравенством и неравномерным распределением доходов, рациональным природопользованием и охраной окружающей среды, развитием сфер, необходимых обществу в целом (образование, наука и культура, здравоохранение и др.).[2]
В последние годы с принятием ряда законодательных и нормативных актов в республике сложилась целостная законодательная база в области ценообразования.
Закон «О ценообразовании» устанавливает правовые основы государственной политики в области ценообразования, сферу применения свободного и регулируемого ценообразования, полномочия государственных органов, осуществляющих регулирование ценообразования и контроль за ним, права, обязанности и ответственность субъектов ценообразования. Законом установлено, что регулируемые цены (тарифы) в Республике Беларусь применяются на:
Таким образом, ценообразование подвержено как прямому, так и косвенному регулированию со стороны государства, из чего следует, что ценообразование есть определенная деятельность, опосредующая механизм функционирования цены. При этом ценообразование есть процесс, подлежащий регламентированию, организации и в какой-то степени планированию. Данное положение позволяет определить ценообразование как специфический вид отношений с особым объектом – ценой. [3]
Большой вклад в рассмотрение процесса ценообразования внесли такие ученые, как В. Петти, А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс, Дж. М. Кейнс, А. Маршал, Дж. Б. Эванс, В. Берман и другие ученые.
Объектом курсовой работы являются цены и ценообразование в Республике Беларусь.
Предметом курсовой работы является государственное регулирование цен.
Целью работы является изучение механизма и способов ценообразования в рыночной экономике и влияние государственного регулирования на процесс ценообразования.
К задачам курсовой работы относятся:
При написании курсовой работы были использованы учебные пособия и издания таких экономистов, как: Емельянова Т. В., Есипов В. Е., Салимжанов И. К., Абакумова О. Г., а также нормативные документы Республики Беларусь и публикации экономических изданий страны.
Раздел 1. Сущность и функции цены как экономической категории.
Классификация цен
1.1 Функции цены как
Среди экономических категорий, используемых в рыночной экономике, важнейшее место принадлежит цене. Часто она трактуется как денежное выражение стоимости товара. Встречается и такая формулировка: «Цена- это сумма денег, за которую покупатель готов купить товар, а производитель- продать».
В условиях рыночных отношений роль цены резко возрастает для любого предприятия, поскольку от уровня цены зависит величина прибыли предприятия, конкурентоспособность предприятия и его продукции, финансовая устойчивость и финансовая независимость предприятия.
Цена как экономическая категория выполняет ряд важнейших функций.
Информационная функция цены проявляется в распространении исключительно важных оперативных сведений о наличии товара, его дефектности, издержках производства, товарных рынках, наиболее выгодных направлениях развития деятельности предприятия.[ 12]
Учетная функция цены отражает общественно необходимые затраты труда на выпуск и реализацию той или иной продукции. Цена определяет, сколько ресурсов затрачено на производство товара. В конечном счете, цена отражает не только величину совокупных издержек производства и реализации продукции, но и размер прибыли.
Распределительная функция цены состоит в том, что государство через ценообразование осуществляет перераспределение национального дохода между отраслями экономики, государственными и другими секторами, регионами, фондами накопления и потребления, социальными группами населения. Эта функция реализуется через включения в себестоимость многих налогов, которые являются источником накопления дорожных фондов, пенсионного фонда, фонда социального страхования, фонда занятости населения и других, а также через включение в цену косвенных налогов (НДС и акцизов).[ 10, C.10-11], [12]
Функция сбалансированности спроса и предложения выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом. Цена сигнализирует о диспропорциях в сферах производства и обращения и требует принятия мер по их преодолению. Она служит гибким инструментом для достижения соответствия спроса и предложения.[ 6, C 14], [12]
Функция цены как средства рационального размещения производства наиболее полно проявляется в условиях рыночной экономики. С помощью механизма цен происходит перелив капиталов в секторы экономики и производства с более высокой нормой прибыли.
Стимулирующая функция цены проявляется в формировании экономической заинтересованности предприятий в развитии инновационной деятельности, повышении качества продукции, улучшении ее упаковки, снижении издержек производства, увеличении выпуска продукции и спроса на нее. Это связано с тем, что цены дифференцированы в зависимости от технического уровня и качества продукции. По этой же причине цены могут оказывать и дестимулирующее воздействие на производство. [ 7, C.8-9], [12]
В рыночной экономике цены на товары постоянно колеблются. Направления для изменения цен для конкретных видов товаров и в конкретные периоды могут быть различными. Однако есть и общие тенденции, характерные как для отдельных групп потребительских товаров, так и для всей их номенклатуры.[12]
1.2 Классификация цен
Цены, действующие в рыночной экономике страны, классифицируют по ряду основных признаков.
По характеру обслуживаемого оборота выделяют:
В зависимости от территории действия различают: единые (поясные) и региональные (зональные) цены. [13]
В зависимости от степени участия продавца в возмещении расходов по транспортировке продукции различают основные виды цен: цена «франко-станция отправления», цена «франко-станция назначения» и цены СИФ, ФОБ, ФАС и КАФ.
Цены «франко-станция отправления» и «франко-станция назначения» (франко означает «свободный») применяются во внутренней торговле. Первая означает, что продавец несет расходы по транспортировке и перегрузке товара в вагоны или на борт судна. Такие расходы ему возмещаются в цене товара, а дальнейшие расходы по перевозке груза несет покупатель. Вторая, цена «франко-станция назначения», включает расходы по транспортировке груза до станции потребителя. Потребитель несет расходы только по выгрузке товара из вагонов или судов и транспортировке его на свой склад.
Цены СИФ,
ФОБ, ФАС и КАФ применяются в международной
торговле. Цена СИФ означает, что все расходы
по перевозке груза, оплате таможенных
сборов и страхованию несет продавец товара.
Цена ФОБ показывает, что продавец несет
расходы по доставке и погрузке товара
на борт судна, а цена ФАС включает только
расходы по доставке груза до причала.
Цена КАФ включает все расходы по транспортировке груза,
но не включает расходы по его страхованию.[8,
C.34-35], [13]
По времени действия цены подразделяются
на:
производства за период времени, необходимый для их изготовления. [15]
В
зависимости от сферы
Информация о работе Государственное регулирование процесса ценообразования в рыночной экономике