Государственное регулирование процесса ценообразования в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 22:31, курсовая работа

Краткое описание

В условиях реформирования экономики и перехода к рыночным отношениям ценовая политика, принципы формирования и регулирования ценообразования становятся важными областями преобразований. Являясь составной частью общей государственной экономической политики, ценовая политика строится на тех же принципах и реализуется в рамках единой методологической концепции.[1]
Важное место в экономических преобразованиях в условиях переходного периода занимают вопросы разумного сочетания свободного ценообразования с государственным регулированием цен. Опыт показывает, что практически все страны мира в той или иной степени вмешиваются в процесс ценообразования, ограничивая тем самым рыночное равновесие.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...…..3
Раздел 1. Сущность и функции цены как экономической категории.
Классификация цен…………….…………………………………………………..5
1.1 Функции цены как экономической категории………………………….....…5
1.2 Классификация цен……………………………………….……………..…......6
Раздел 2. Государственное регулирование цен в Республике Беларусь. Направления совершенствования ценообразования…………………………....……..….......8
2.1 Объективный характер, цели и методы государственного регулирования цен……………………………………………………………………….………………..8
2.2 Результаты государственного воздействия на процесс ценообразова-ния………………………………………………………………………………….….....22
2.3 Основные направления совершенствования ценообразования..…….……25
Заключение………………………………………………………………………...28
Список используемой литературы…………………………………..…….....…..30

Файлы: 1 файл

курсовая макроэкономика.docx

— 97.49 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛОРУССКО-РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

 

Кафедра экономики

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Макроэкономика»

на тему: «Государственное регулирование процесса ценообразования в рыночной экономике»

 

 

 

 

Выполнила:   _____________    ______  студ. гр. ФК-121     

                                   (подпись)                    (дата)                         Е.А. Нижникова

 

Руководитель: _____________ ______           доцент, канд. экон. наук

                                                 (подпись)                    (дата)                         С.Н. Гнатюк

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Могилёв 2013

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………...…..3

 

Раздел 1. Сущность и функции цены как экономической категории.                                                                                                                                                                                                                                  

Классификация цен…………….…………………………………………………..5

 

1.1 Функции цены как экономической  категории………………………….....…5

 

1.2 Классификация цен……………………………………….……………..…......6

 

Раздел 2. Государственное регулирование цен в Республике Беларусь. Направления совершенствования ценообразования…………………………....……..….......8

 

2.1 Объективный характер, цели и  методы государственного регулирования  цен……………………………………………………………………….………………..8

 

2.2 Результаты  государственного воздействия на  процесс ценообразования………………………………………………………………………………….….....22

 

2.3 Основные направления совершенствования ценообразования..…….……25

 

Заключение………………………………………………………………………...28

 

Список используемой литературы…………………………………..…….....…..30

 

Приложение………………………………………………………………………..32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В условиях реформирования экономики и перехода к рыночным отношениям ценовая политика, принципы формирования и регулирования ценообразования становятся важными областями преобразований. Являясь составной частью общей государственной экономической политики, ценовая политика строится на тех же принципах и реализуется в рамках единой методологической концепции.[1]

Важное место в экономических преобразованиях в условиях переходного периода занимают вопросы разумного сочетания свободного ценообразования с государственным регулированием цен. Опыт показывает, что практически все страны мира в той или иной степени вмешиваются в процесс ценообразования, ограничивая тем самым рыночное равновесие.

Государственное регулирование цен дает возможность преодолеть недостатки, свойственные рыночной системе и связанные с социальным неравенством и неравномерным распределением доходов, рациональным природопользованием и охраной окружающей среды, развитием сфер, необходимых обществу в целом (образование, наука и культура, здравоохранение и др.).[2]

В последние годы с принятием ряда законодательных и нормативных актов в республике сложилась целостная законодательная база в области ценообразования.

Закон «О ценообразовании» устанавливает правовые основы государственной политики в области ценообразования, сферу применения свободного и регулируемого ценообразования, полномочия государственных органов, осуществляющих регулирование ценообразования и контроль за ним, права, обязанности и ответственность субъектов ценообразования. Законом установлено, что регулируемые цены (тарифы) в Республике Беларусь применяются на:

    • товары (работы, услуги) субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь и включенных в государственный реестр;
    • отдельные социально значимые товары (работы, услуги), конкретный перечень которых устанавливается Президентом или по его поручению Советом Министров Республики Беларусь.[1]

Таким образом, ценообразование подвержено как прямому, так и косвенному регулированию со стороны государства, из чего следует, что ценообразование есть определенная деятельность, опосредующая механизм функционирования цены. При этом ценообразование есть процесс, подлежащий регламентированию, организации и в какой-то степени планированию. Данное положение позволяет определить ценообразование как специфический вид отношений с особым объектом – ценой. [3]

Большой вклад в рассмотрение процесса ценообразования внесли такие ученые, как В. Петти, А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс, Дж. М. Кейнс, А. Маршал, Дж. Б. Эванс, В. Берман и другие ученые.

Объектом курсовой работы являются цены и ценообразование в Республике Беларусь.

Предметом курсовой работы является государственное регулирование цен.

Целью работы является изучение механизма и способов ценообразования в рыночной экономике и влияние государственного регулирования на процесс ценообразования.

К задачам курсовой работы относятся:

    • Рассмотрение сущности ценообразования
    • Изучение особенностей государственного регулирования цен в Республике Беларусь
    • Изучение факторов, влияющих на процесс ценообразования
    • Выделение особенностей механизма государственного регулирования цен в Республике Беларусь.

При написании курсовой работы были использованы учебные пособия и издания таких экономистов, как: Емельянова Т. В., Есипов В. Е., Салимжанов И. К., Абакумова О. Г., а также нормативные документы Республики Беларусь и публикации экономических изданий страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1. Сущность и функции цены как экономической категории.

Классификация цен

 

1.1 Функции цены как экономической  категории

 

Среди экономических категорий, используемых в рыночной экономике, важнейшее место принадлежит цене. Часто она трактуется как денежное выражение стоимости товара. Встречается и такая формулировка: «Цена- это сумма денег, за которую покупатель готов купить товар, а производитель- продать».

В условиях рыночных отношений роль цены резко возрастает для любого предприятия, поскольку от уровня цены зависит величина прибыли предприятия, конкурентоспособность предприятия и его продукции, финансовая устойчивость и финансовая независимость предприятия.

Цена как экономическая категория выполняет ряд важнейших функций.

Информационная функция цены проявляется в распространении исключительно важных оперативных сведений о наличии товара, его дефектности, издержках производства, товарных рынках, наиболее выгодных направлениях развития деятельности предприятия.[ 12]

Учетная функция цены отражает общественно необходимые затраты труда на выпуск и реализацию той или иной продукции. Цена определяет, сколько ресурсов затрачено на производство товара. В конечном счете, цена отражает не только величину совокупных издержек производства и реализации продукции, но и размер прибыли.

Распределительная функция цены состоит в том, что государство через ценообразование осуществляет перераспределение национального дохода между отраслями  экономики, государственными и другими секторами, регионами, фондами накопления и потребления, социальными группами населения. Эта функция реализуется через включения в себестоимость многих налогов, которые являются источником накопления дорожных фондов, пенсионного фонда, фонда социального страхования, фонда занятости населения и других, а также через включение в цену косвенных налогов (НДС и акцизов).[ 10, C.10-11], [12]

Функция сбалансированности спроса и предложения выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом. Цена сигнализирует о диспропорциях в сферах производства и обращения и требует принятия мер по их преодолению. Она служит гибким инструментом для достижения соответствия спроса и предложения.[ 6, C 14], [12]

Функция цены как средства рационального размещения производства наиболее полно проявляется в условиях рыночной экономики. С помощью механизма цен происходит перелив капиталов в секторы экономики и производства с более высокой нормой прибыли.

Стимулирующая функция цены проявляется в формировании экономической заинтересованности предприятий в развитии инновационной деятельности, повышении качества продукции, улучшении ее упаковки, снижении издержек производства, увеличении выпуска продукции и спроса на нее. Это связано с тем, что цены дифференцированы в зависимости от технического уровня и качества продукции. По этой же причине цены могут оказывать и дестимулирующее воздействие на производство. [ 7, C.8-9], [12]

В рыночной экономике цены на товары постоянно колеблются. Направления для изменения цен для конкретных видов товаров и в конкретные периоды могут быть различными. Однако есть и общие тенденции, характерные как для отдельных групп потребительских товаров, так и для всей их номенклатуры.[12]

 

1.2 Классификация цен

 

Цены, действующие в рыночной экономике страны, классифицируют по ряду основных признаков.

По характеру обслуживаемого оборота выделяют:

  • оптовые цены на продукцию промышленности, по которым предприятия реализуют производственную продукцию другим предприятиям и сбытовым организациям;
  • закупочные цены, по которым производители сельскохозяйственной продукции реализуют ее фирмам, промышленным предприятиям для дальнейшей переработки;
  • цены на строительную продукцию, включающие сметную стоимость, усредненную сметную стоимость, договорные цены;
  • розничные цены, по которым торговые организации реализуют продукцию населению, предприятиям и т. д.;
  • тарифы грузового и пассажирского транспорта;
  • тарифы на платные услуги населению;
  • цены, обслуживающие внешнеторговый оборот. [8, C.25], [13]

В зависимости от территории действия различают: единые (поясные) и региональные (зональные) цены. [13]

В зависимости от степени участия продавца в возмещении расходов по транспортировке продукции различают основные виды цен: цена «франко-станция отправления», цена «франко-станция назначения» и цены СИФ, ФОБ, ФАС и КАФ.

Цены «франко-станция отправления» и «франко-станция назначения» (франко означает «свободный») применяются во внутренней торговле. Первая означает, что продавец несет расходы по транспортировке и перегрузке товара в вагоны или на борт судна. Такие расходы ему возмещаются в цене товара, а дальнейшие расходы по перевозке груза несет покупатель. Вторая, цена «франко-станция назначения», включает расходы по транспортировке груза до станции потребителя. Потребитель несет расходы только по выгрузке товара из вагонов или судов и транспортировке его на свой склад.

Цены СИФ, ФОБ, ФАС и КАФ применяются в международной торговле. Цена СИФ означает, что все расходы по перевозке груза, оплате таможенных сборов и страхованию несет продавец товара. Цена ФОБ показывает, что продавец несет расходы по доставке и погрузке товара на борт судна, а цена ФАС включает только расходы по доставке груза до причала. Цена КАФ включает все расходы по транспортировке груза, но не включает расходы по его страхованию.[8, C.34-35], [13] 
    По времени действия цены подразделяются на:

  • твердые (постоянные), которые не меняются в течение срока действия контракта;
  • текущие, меняющиеся в рамках одного контракта и отражающие изменение ситуации на рынке;
  • сезонные, действующие в течение определенного периода времени;
  • скользящие, устанавливаемые на товар с длительным сроком изготовления.

Вышеперечисленные виды цен позволяют учитывать изменения в издержках

производства за период времени, необходимый для их изготовления. [15]

 В  зависимости от сферы регулирования  различают:

    • свободные цены, которые устанавливаются производителями продукции и услуг на основании спроса и предложения;
    • договорно-контрактные цены, которые устанавливаются по согласованию сторон; при этом продавец и покупатель, заключая договор-контракт, принимают на себя определенные обязательства;
    • цены в условиях частичной либо полной монополизации рынка, которые вынуждают одну или обе стороны принимать какие-то принудительные условия;
    • регулируемые цены — цены, устанавливаемые под контролем государства.[14]

Информация о работе Государственное регулирование процесса ценообразования в рыночной экономике