Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 22:31, курсовая работа
В условиях реформирования экономики и перехода к рыночным отношениям ценовая политика, принципы формирования и регулирования ценообразования становятся важными областями преобразований. Являясь составной частью общей государственной экономической политики, ценовая политика строится на тех же принципах и реализуется в рамках единой методологической концепции.[1]
Важное место в экономических преобразованиях в условиях переходного периода занимают вопросы разумного сочетания свободного ценообразования с государственным регулированием цен. Опыт показывает, что практически все страны мира в той или иной степени вмешиваются в процесс ценообразования, ограничивая тем самым рыночное равновесие.
Введение………………………………………………………………………...…..3
Раздел 1. Сущность и функции цены как экономической категории.
Классификация цен…………….…………………………………………………..5
1.1 Функции цены как экономической категории………………………….....…5
1.2 Классификация цен……………………………………….……………..…......6
Раздел 2. Государственное регулирование цен в Республике Беларусь. Направления совершенствования ценообразования…………………………....……..….......8
2.1 Объективный характер, цели и методы государственного регулирования цен……………………………………………………………………….………………..8
2.2 Результаты государственного воздействия на процесс ценообразова-ния………………………………………………………………………………….….....22
2.3 Основные направления совершенствования ценообразования..…….……25
Заключение………………………………………………………………………...28
Список используемой литературы…………………………………..…….....…..30
Таким образом, цены представляют собой тонкий инструмент и одновременно мощный рычаг управления экономикой. Они играют активную роль в формировании структуры потребления, стимулировании научно-технического прогресса. С помощью цен можно сопоставить затраты и результаты хозяйственной деятельности предприятия, экономически обосновать наиболее выгодные варианты капиталовложений, стимулировать производство, потребление и качество товара.
РАЗДЕЛ 2. Государственное регулирование цен в Республике Беларусь. Направления совершенствования ценообразования
2.1 Объективный характер, цели и
методы государственного
В любой рыночной стране государство тем или иным образом вмешивается в процесс формирования цен. Согласно Концепции ценообразования в Республике Беларусь, государственное вмешательство в процесс ценообразования должно осуществляться тогда и там, когда и где без его участия процесс формирования цены приводит к деформациям в экономике и к экономически неоправданному ухудшению положения отдельных субъектов и секторов экономики. Регулирование ценообразования реализуется путем прямого (административного) и косвенного регулирования. Прямое регулирование осуществляется с применением методов установления:
Решения о выборе конкретного метода регулирования цен принимаются исходя из государственных интересов, отраслевых особенностей, финансового состояния предприятий.
Косвенное регулирование осуществляется через воздействие на ценообразующие факторы путем проведения мероприятий в области кредитно- денежной, налоговой, тарифной политики, разработку стандартов поведения в ценовой рекламе, препятствующих недобросовестной конкуренции.
Таким образом, государственное регулирование цен предполагает: введение или отмену ценовых и других лимитов по различным товарам (лимитов на электрическую энергию, топливо и т.д.); непосредственное изменение уровня отдельных цен и нормативов налоговых и кредитных ставок, платежей; фиксирование (замораживание) цен на определенный период и т.п.
Цели государственного регулирования цен заключаются в следующем:
В Республике Беларусь государственное регулирование цен используется для продукции и услуг, жизненно важных для населения, а также организаций монополистов, продукции критического импорта. Цель регулирования - обеспечить паритет цен во всех звеньях экономики. Степень государственного регулирования должна дифференцироваться в зависимости от социальной значимости товаров и услуг, состояния конкурентной среды, вида продукции (отечественная или импортная).
Оперативное решение наиболее актуальных проблем в области ценообразования осуществляет Комиссия по координации деятельности республиканских органов государственного управления по вопросам ценообразования при Совете Министров Республики Беларусь.
Степень государственного регулирования цен изменяется в зависимости от состояния экономики. Оно усиливается в периоды возрастания инфляции, роста дефицитности отдельных продуктов, при необходимости быстрой структурной перестройки экономики. В странах с динамичной, сбалансированной и развитой рыночной экономикой цены регулируются меньше, чем в странах с несбалансированной и неустойчивой экономикой.
Фиксированные и предельные цены отнесены к разряду регулируемых цен. Фиксированная цена – это регулируемая цена, устанавливаемая органами ценообразования в твердо выраженной денежной величине. Предельная цена – это регулируемая цена, устанавливаемая по верхнему или нижнему пределу либо в виде интервальных цен.
Предельные цены определяются и контролируются различными исполнительными органами и министерствами в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 285 от 19 мая 1999 г. в редакции Указа Президента Республики Беларусь № 487 от 5 ноября 2003 г.. К указу приложен перечень этих министерств с указанием товарных позиций, по которым они регулируют цены.
Совету Министров Республики Беларусь дано право регулировать цены:
Названным выше Указом дано право регулировать цены по отдельным товарам и услугам также Министерству архитектуры и строительства, Министерству здравоохранения, Министерству информации, Министерству промышленности (цены на лом и отходы черных и цветных металлов), Министерству финансов, Комитету по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь, Белорусскому государственному концерну по нефти и химии, Национальному банку, облисполкомам и Минскому горисполкому.
Широкие права по регулированию цен предоставлены облисполкомам и Минскому горисполкому. Они имеют право регулировать цены на социально значимые товары по определяемым Советом Министров Республики Беларусь перечням (кроме тех товаров, цены на которые регулирует Министерство экономики); товары (работы, услуги) организаций и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на местных товарных рынках; тепловую энергию; услуги по тепло- и водоснабжению, канализации, санитарной очистке, оказываемые юридическим лицам; тарифы на перевозку пассажиров городским транспортом общего пользования и в пригородном сообщении (по согласованию с Министерством экономики); наценки объектов общественного питания; твердое топливо, топливные брикеты и дрова для населения; услуги по приватизации жилищного фонда; плату за проживание в общежитиях и т.д.
Перечень социально значимых товаров (работ, услуг) был утвержден в 1999 г. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 943 от 18 июня 1999 г., уточнен в феврале 2004 г.
Перечень социально значимых товаров, цены на которые регулируются Министерством экономики Республики Беларусь, утвержден Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь N° 163 от 30 ноября 1999 г от 25 февраля 2004 г.
В 2000 г. из перечня товаров, цены на которые регулируются Министерством экономики, облисполкомами и Минским горисполкомом исключен ряд товаров, не производимых в Республике Беларусь и завозимых из-за ее пределов (растительное масло, рыба и рыботовары, крупа, отдельные позиции по молочным продуктам и т. д.). Соответствующие изменения были приняты Постановлением Министерства экономики № 206 от 24 октября 2000 г. В феврале 2004 г. в перечень регулируемых Министерством экономики цен вновь включены хлеб и хлебобулочные изделия, молочные изделия, сахар.
Регулирование цен путем установления их предельных уровней предполагает декларирование цен, т.е. их регистрацию и утверждение в соответствующих по подчиненности органах ценообразования. В Законе Республики Беларусь «О ценообразовании» декларирование трактуется лишь как регистрация цен юридическими лицами, занимающими доминирующее положение на товарных рынках республики, в соответствующих государственных органах, осуществляющих регулирование ценообразования.
Одной из разновидностей предельных цен являются так называемые предельные минимальные цены. Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь № 256 от 2 декабря 2002 г. (в редакции от 7 июля 2003 г.) определен примерный перечень товаров, по которым применяются предельные минимальные цены при реализации товаров за пределы Республики Беларусь, который периодически уточняется. В этот перечень включены прокат черных металлов, продукция лесозаготовительной и деревообрабатывающей промышленности, дикорастущая продукция (грибы белые, лисички, ягоды свежие, брусника, черника, клюква), пищевая соль, льноволокно, кожевенное сырье, минеральные удобрения и т.п.
Субъекты хозяйствования, независимо от форм собственности, при заключении договоров на экспорт товаров, по которым установлены предельные минимальные цены, обязаны устанавливать цены, не ниже утвержденных предельных минимальных цен.
Несоблюдение минимальных цен считается нарушением государственной дисциплины цен. Оно влечет изъятие у организаций разницы между предполагаемой выручкой от реализации товаров по предельным минимальным ценам и фактической выручкой, полученной от их реализации, и штрафа в таком же размере в валюте.
Примером применения нижнего предела цен на отечественную продукцию являются минимальные отпускные цены на винно-водочные изделия, устанавливаемые Министерством экономики в соответствии с утвержденным порядком регулирования цен на алкогольную продукцию.
В условиях административного управления экономикой проблемы регулирования деятельности организаций-монополистов не существовало, так как все производство и распределение товаров, цены на них и без того были под жестким государственным контролем. Эта проблема возникла в связи с переходом к рыночным отношениям и проявилась после либерализации цен.
Как и в большинстве стран с рыночной экономикой, в Республике Беларусь осуществляется регулирование цен на продукцию организаций-монополистов. Первые шаги в этом направлении были определены принятым в 1992 г. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 27 от 20 января 1992 г. «О временных мерах противодействия завышению цен монопольными производителями», которое впоследствии уточнялось и дополнялось другими нормативными актами. Был принят Закон Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» и в его исполнение Временные методические рекомендации по выявлению и пресечению антиконкурентных ценовых соглашений. Утверждены Инструкция по определению доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках Республики Беларусь, Реестр монополистов и Постановлением Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь № 13 от 7 июля 2000 г. — Положение о Государственном реестре хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь.
Информация о работе Государственное регулирование процесса ценообразования в рыночной экономике