Государственное регулирование процесса ценообразования в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 22:31, курсовая работа

Краткое описание

В условиях реформирования экономики и перехода к рыночным отношениям ценовая политика, принципы формирования и регулирования ценообразования становятся важными областями преобразований. Являясь составной частью общей государственной экономической политики, ценовая политика строится на тех же принципах и реализуется в рамках единой методологической концепции.[1]
Важное место в экономических преобразованиях в условиях переходного периода занимают вопросы разумного сочетания свободного ценообразования с государственным регулированием цен. Опыт показывает, что практически все страны мира в той или иной степени вмешиваются в процесс ценообразования, ограничивая тем самым рыночное равновесие.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...…..3
Раздел 1. Сущность и функции цены как экономической категории.
Классификация цен…………….…………………………………………………..5
1.1 Функции цены как экономической категории………………………….....…5
1.2 Классификация цен……………………………………….……………..…......6
Раздел 2. Государственное регулирование цен в Республике Беларусь. Направления совершенствования ценообразования…………………………....……..….......8
2.1 Объективный характер, цели и методы государственного регулирования цен……………………………………………………………………….………………..8
2.2 Результаты государственного воздействия на процесс ценообразова-ния………………………………………………………………………………….….....22
2.3 Основные направления совершенствования ценообразования..…….……25
Заключение………………………………………………………………………...28
Список используемой литературы…………………………………..…….....…..30

Файлы: 1 файл

курсовая макроэкономика.docx

— 97.49 Кб (Скачать)

С отменой этих постановлений субъекты предпринимательской деятельности самостоятельно определяют уровень цен (тарифов) на производимые и реализуемые товары (работы, услуги) с учетом сложившейся конъюнктуры рынка. Исключение составляют товары (работы, услуги), в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен (тарифов) по перечню, утвержденному указом от 25 февраля 2011 года №72 "О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь".

При этом сохраняются ограниченные торговые надбавки, применяемые организациями, осуществляющими оптовую и розничную торговлю продовольственными товарами на территории республики, утвержденные постановлением Министерства экономики от 10 сентября 2008 года №184 "О торговых надбавках на продовольственные товары".

 Формирование  отпускных цен на товары иностранного  происхождения, реализуемые на территории Беларуси, осуществляется импортерами с учетом сложившегося спроса и предложения. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования 13 апреля 2011 года.

 Как сообщалось  БЕЛТА ранее, постановление Минэкономики  №183 планировалось отменить в соответствии с Директивой №4. Также этот шаг соответствует принятым договоренностям стран Таможенного союза по формированию ЕЭП. Речь идет о принципах и правилах конкуренции, принципах и правилах регулирования деятельности естественных монополий, о добросовестной конкуренции, ценообразовании. [16]

В развитие Указ №72 принято Постановление Министерства экономики Республики Беларусь 22 июля 2011 года №111 (ред. от 15.03.2012г.), которым утверждена Инструкция о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов) (далее – «Инструкция №111»). Инструкция №111 заменила ранее действовавшую Инструкцию о порядке формирования цен и тарифов, утвержденную постановлением Министерства экономики Республики Беларусь №183 от 10 сентября 2008 года (далее – «Инструкция 183»).

 Для того  чтобы разобраться с последними  изменениями в сфере ценообразования, проведем сравнительный анализ положений Инструкции №111 и Инструкции №183.[Приложение 1]

Анализируя произошедшие изменения в законодательстве о ценообразовании, следует отметить, что в целом государство «отпустило» цены, оставив за собой право регулирования только социально значимых и стратегических позиций, в остальном же рынку предоставлено право самостоятельно определять стоимость товаров (работ, услуг).[11]

В целях  компенсации удорожания стоимости сельскохозяйственного сырья, сокращения убыточности производства и насыщения потребительского рынка социально значимыми видами хлеба и хлебобулочных изделий с учетом предложений Минсельхозпрода принято постановление Министерства экономики от 29.06.2012г. № 60 «О внесении дополнения и изменения в постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 26 апреля 2012 г. № 35». Данным постановлением   предусмотрена возможность повышения организациями-изготовителями отпускных цен, не превышая предельных максимальных отпускных цен, по регулируемым группам хлеба и батонов  в июле на 10%.

Речь идет о хлебе ржаном и ржано-пшеничном без дополнительного сырья или с дополнительным сырьем отечественного производства, а также о батонах и хлебцах из пшеничной муки с содержанием по рецептуре сахара и жиров в сумме не выше 14 процентов развесом 300 граммов и более.[17]

Следующим Указом Президента Республики Беларусь от 27.09.2012 № 429 "О внесении изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь" было принято решение о внесении  изменений в следующие указы Президента Республики Беларусь:

    • в перечне лекарственных средств, медицинской техники, приборов, оборудования, изделий медицинского назначения, обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 6 марта 2005 г. N 118 "Об утверждении перечня товаров медицинского назначения, обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., N 40, 1/6301)
    • в перечне продовольственных товаров и товаров для детей, по которым применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов при их ввозе на территорию Республики Беларусь и (или) при реализации на территории Республики Беларусь, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 21 июня 2007 г. N 287 "О налогообложении продовольственных товаров и товаров для детей" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., N 149, 1/8685; 2012 г., N 21, 1/13284)
    • в перечне лекарственных средств, изделий медицинского назначения, протезно-ортопедических изделий и медицинской техники, а также сырья и материалов для их изготовления, комплектующих изделий для их производства, полуфабрикатов к ним, освобождаемых от налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Республики Беларусь, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 24 февраля 2012 г. N 107 "Об освобождении от налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Республики Беларусь некоторых категорий товаров" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., N 26, 1/13355)[18]

Учитывая убыточность производства и реализации потушного мяса, в целях своевременной закладки его в стабилизационный фонд г. Минска для организации бесперебойного обеспечения объектов общественного питания закрытой сети (т.е. производственных предприятий, лечебно-оздоровительных и учебных заведений) по предложению Минсельхозпрода, Минторга, Минского горисполкома принято постановление Министерства экономики от 01.10.2012г. № 78 «О внесении дополнения и изменения в постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 26 апреля 2012 г. № 35».

Данным постановлением   увеличены предельные максимальные отпускные цены:

    • на свинину потушную - до уровня действующей в настоящее время отпускной цены на крупнокусковой мясокостный полуфабрикат в виде отрубов из свинины
    • на говядину потушную - на 30%.

Мясоперерабатывающим организациями предоставлена возможность повышения отпускных цен на эту продукцию, не превышая установленных предельных максимальных отпускных цен.

Постановление Минэкономики от 01.10.2012 г. № 78 вступает в силу  после его официального опубликования – с 4 октября 2012г. (опубликование на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь 3 октября  2012г.).[19]

На основании подпункта 2.1 пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2011 г. N 72 "О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь", подпункта 1.2 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 14 апреля 2011 г. N 495 "Об утверждении перечней товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Министерством экономики, Министерством здравоохранения, облисполкомами и Минским горисполкомом, и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь" и абзаца пятого пункта 4 Порядка создания стабилизационных фондов (запасов) продовольственных товаров, реализуемых на территории республики, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 марта 2008 г. N 449 "О создании в Республике Беларусь стабилизационных фондов (запасов) продовольственных товаров, реализуемых на территории республики", Минский областной исполнительный комитет РЕШИЛ:

1. Установить  с 15 ноября 2012 г. по 31 мая 2013 г. предельные  максимальные отпускные и розничные  цены на картофель и овощную  продукцию урожая 2012 года согласно  приложению.

2. Определить, что предельные максимальные  отпускные и розничные цены, предусмотренные  пунктом 1 настоящего решения, распространяются  на все юридические лица и индивидуальных предпринимателей, занимающихся заготовкой, хранением и реализацией указанной продукции на территории Минской области (далее - субъекты предпринимательской деятельности).

3. Субъекты  предпринимательской деятельности  самостоятельно формируют и применяют  отпускные и розничные цены  на картофель и овощную продукцию  в размерах, не превышающих установленные  настоящим решением предельные  максимальные отпускные и розничные цены.

4. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на заместителей председателя Минского областного исполнительного комитета по направлениям деятельности и председателей районных и Жодинского городского исполнительных комитетов.

5. Настоящее  решение обнародовать (опубликовать) в газете "Мiнская праўда".

6. Настоящее  решение вступило в силу с 15 ноября 2012 г.[20]

Министерством экономики принято постановление от 18 октября  2012г.     № 86 «О внесении дополнений и изменений в постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 26 апреля 2012 г. № 35». Оно предусматривает возможность повышения организациями-изготовителями  в октябре 2012 г.  отпускных цен на высокожирные виды молока, кефира, сметаны, творога, а также на аналогичные  молочные продукты с вкусовыми добавками и наполнителями  на 4%.

Напомним, что  в апреле 2012 года  (постановление  Минэкономики от 26.04.2012 № 35) было принято решение о непревышении молокоперерабатывающими организациями на указанные выше продукты уровня отпускных цен, установленных по состоянию на 29 апреля 2012. В августе и сентябре 2012 г. (согласно постановлению Минэкономики от 31.06.2012. №68)  организации-изготовители получили возможность повысить уровень отпускных цен на данные продукты на 4% в месяц.

Что касается низкожирных видов молочных продуктов, равно как и  молочных продуктов без добавок и наполнителей, то их производство в настоящее время практически прекратилось в связи с убыточностью. Чтобы сократить разницу в уровне цен на различные молочные продукты и заинтересовать производителей в увеличении выпуска такой продукции, предельные максимальные отпускные цены на молоко и кефир жирностью до 3,5%, сметану жирностью до 25%, творог жирностью до 9%  без вкусовых добавок и наполнителей повышаются на 35%.

Также, в целях  компенсации удорожания стоимости зернового сырья, сокращения убыточности производства и насыщения потребительского рынка социально значимыми видами хлеба и хлебобулочных изделий (хлеб ржаной и ржано-пшеничный без дополнительного иностранного сырья, булочные изделия из пшеничной муки с содержанием сахара и жиров не более 14% в сумме) повышаются предельные максимальные отпускные цены на хлеб и батоны на 10%, на другие виды хлебобулочной продукции – на 3%.

Постановление Минэкономики от 18.10.2012 г. № 86   вступает в силу  после его официального опубликования  – с    27   октября 2012г. (размещение на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь 26  октября 2012г.).[21]

Зарегистрированное в НРПА РБ 04.02.2013 N 1/14044, вступает в силу через три месяца после его официального опубликования, за исключением пунктов 2, 3 и 4, вступающих в силу со дня официального опубликования, в также абз.6 и 7 подп. 1.4.2, которые вступают в силу со дня подписания Указа и распространяют свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2013 г.

По общему правилу экономические расчеты, подтверждающие уровень применяемых цен, обязательно составляются только на товары, работы, услуги, в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен. В настоящее время данная обязанность не распространяется на индивидуальных предпринимателей, а также юридических лиц, применяющих УСН.

С 6 мая 2013 года юридические лица, применяющие УСН, будут освобождаться от необходимости обосновывать цены только при ведении книги доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. Таким образом, организации, применяющие УСН и ведущие бухгалтерский учет, должны будут составлять и утверждать расчеты регулируемых государством цен на товары, работы, услуги в общем порядке.

Кроме того, перечень лиц, которые не обязаны подтверждать уровень применяемых цен экономическими расчетами, дополнен:

- юрлицами, применяющими фиксированные цены и тарифы в соответствии с законодательством;

- крестьянскими (фермерскими) хозяйствами;

- юридическими  лицами при реализации произведенной  ими сельскохозяйственной продукции;

- юридическими  лицами при реализации товаров (работ, услуг) на биржевых торгах  ОАО "Белорусская универсальная  товарная биржа".[22]

 

 

 

 

2.2 Результаты  государственного воздействия на  процесс ценообразования

 

Проведенный Министерством экономики анализ позволяет сделать вывод, что государство не справилось с возложенной на себя функцией регулирования и контроля цен. Несмотря на жесткое государственное регулирование цен, инфляция в Беларуси даже по данным официальной статистики является одной из самых высоких на постсоветском пространстве. Последнее десятилетие белорусские потребители переплачивали за приобретенные товары и услуги по сравнению с потребителями как из соседних стран, так и дальнего зарубежья.

Система жесткого монопольного государственного контроля за ценами исчерпала себя. Подобный контроль за ценами делает экономику негибкой, сдерживает рост производства, конкуренцию, ограничивает перелив капитала, мобильность рынка труда, товаров и услуг. Это, в свою очередь, снижает эффективность производства, производительность труда, провоцирует рост себестоимости, что в конечном итоге приводит к высокой инфляции.   

Государственные органы неспособны к объективному контролю и регулированию цен. Используя инструменты воздействия на определенный рынок и стараясь обеспечить его эффективное функционирование, ведомственный регулирующий орган вольно или невольно помогает «своим» предприятиям, что дискриминирует участников рынка и ведет к неэффективности всей системы регулирования цен. 

Информация о работе Государственное регулирование процесса ценообразования в рыночной экономике