Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 22:31, курсовая работа
В условиях реформирования экономики и перехода к рыночным отношениям ценовая политика, принципы формирования и регулирования ценообразования становятся важными областями преобразований. Являясь составной частью общей государственной экономической политики, ценовая политика строится на тех же принципах и реализуется в рамках единой методологической концепции.[1]
Важное место в экономических преобразованиях в условиях переходного периода занимают вопросы разумного сочетания свободного ценообразования с государственным регулированием цен. Опыт показывает, что практически все страны мира в той или иной степени вмешиваются в процесс ценообразования, ограничивая тем самым рыночное равновесие.
Введение………………………………………………………………………...…..3
Раздел 1. Сущность и функции цены как экономической категории.
Классификация цен…………….…………………………………………………..5
1.1 Функции цены как экономической категории………………………….....…5
1.2 Классификация цен……………………………………….……………..…......6
Раздел 2. Государственное регулирование цен в Республике Беларусь. Направления совершенствования ценообразования…………………………....……..….......8
2.1 Объективный характер, цели и методы государственного регулирования цен……………………………………………………………………….………………..8
2.2 Результаты государственного воздействия на процесс ценообразова-ния………………………………………………………………………………….….....22
2.3 Основные направления совершенствования ценообразования..…….……25
Заключение………………………………………………………………………...28
Список используемой литературы…………………………………..…….....…..30
С отменой этих постановлений субъекты предпринимательской деятельности самостоятельно определяют уровень цен (тарифов) на производимые и реализуемые товары (работы, услуги) с учетом сложившейся конъюнктуры рынка. Исключение составляют товары (работы, услуги), в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен (тарифов) по перечню, утвержденному указом от 25 февраля 2011 года №72 "О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь".
При этом сохраняются ограниченные торговые надбавки, применяемые организациями, осуществляющими оптовую и розничную торговлю продовольственными товарами на территории республики, утвержденные постановлением Министерства экономики от 10 сентября 2008 года №184 "О торговых надбавках на продовольственные товары".
Формирование
отпускных цен на товары
Как сообщалось БЕЛТА ранее, постановление Минэкономики №183 планировалось отменить в соответствии с Директивой №4. Также этот шаг соответствует принятым договоренностям стран Таможенного союза по формированию ЕЭП. Речь идет о принципах и правилах конкуренции, принципах и правилах регулирования деятельности естественных монополий, о добросовестной конкуренции, ценообразовании. [16]
В развитие Указ №72 принято Постановление Министерства экономики Республики Беларусь 22 июля 2011 года №111 (ред. от 15.03.2012г.), которым утверждена Инструкция о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов) (далее – «Инструкция №111»). Инструкция №111 заменила ранее действовавшую Инструкцию о порядке формирования цен и тарифов, утвержденную постановлением Министерства экономики Республики Беларусь №183 от 10 сентября 2008 года (далее – «Инструкция 183»).
Для того
чтобы разобраться с
Анализируя произошедшие изменения в законодательстве о ценообразовании, следует отметить, что в целом государство «отпустило» цены, оставив за собой право регулирования только социально значимых и стратегических позиций, в остальном же рынку предоставлено право самостоятельно определять стоимость товаров (работ, услуг).[11]
В целях компенсации удорожания стоимости сельскохозяйственного сырья, сокращения убыточности производства и насыщения потребительского рынка социально значимыми видами хлеба и хлебобулочных изделий с учетом предложений Минсельхозпрода принято постановление Министерства экономики от 29.06.2012г. № 60 «О внесении дополнения и изменения в постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 26 апреля 2012 г. № 35». Данным постановлением предусмотрена возможность повышения организациями-изготовителями отпускных цен, не превышая предельных максимальных отпускных цен, по регулируемым группам хлеба и батонов в июле на 10%.
Речь идет о хлебе ржаном и ржано-пшеничном без дополнительного сырья или с дополнительным сырьем отечественного производства, а также о батонах и хлебцах из пшеничной муки с содержанием по рецептуре сахара и жиров в сумме не выше 14 процентов развесом 300 граммов и более.[17]
Следующим Указом Президента Республики Беларусь от 27.09.2012 № 429 "О внесении изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь" было принято решение о внесении изменений в следующие указы Президента Республики Беларусь:
Учитывая убыточность производства и реализации потушного мяса, в целях своевременной закладки его в стабилизационный фонд г. Минска для организации бесперебойного обеспечения объектов общественного питания закрытой сети (т.е. производственных предприятий, лечебно-оздоровительных и учебных заведений) по предложению Минсельхозпрода, Минторга, Минского горисполкома принято постановление Министерства экономики от 01.10.2012г. № 78 «О внесении дополнения и изменения в постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 26 апреля 2012 г. № 35».
Данным постановлением увеличены предельные максимальные отпускные цены:
Мясоперерабатывающим организациями предоставлена возможность повышения отпускных цен на эту продукцию, не превышая установленных предельных максимальных отпускных цен.
Постановление Минэкономики от 01.10.2012 г. № 78 вступает в силу после его официального опубликования – с 4 октября 2012г. (опубликование на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь 3 октября 2012г.).[19]
На основании подпункта 2.1 пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2011 г. N 72 "О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь", подпункта 1.2 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 14 апреля 2011 г. N 495 "Об утверждении перечней товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Министерством экономики, Министерством здравоохранения, облисполкомами и Минским горисполкомом, и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь" и абзаца пятого пункта 4 Порядка создания стабилизационных фондов (запасов) продовольственных товаров, реализуемых на территории республики, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 марта 2008 г. N 449 "О создании в Республике Беларусь стабилизационных фондов (запасов) продовольственных товаров, реализуемых на территории республики", Минский областной исполнительный комитет РЕШИЛ:
1. Установить
с 15 ноября 2012 г. по 31 мая 2013 г. предельные
максимальные отпускные и
2. Определить, что предельные максимальные отпускные и розничные цены, предусмотренные пунктом 1 настоящего решения, распространяются на все юридические лица и индивидуальных предпринимателей, занимающихся заготовкой, хранением и реализацией указанной продукции на территории Минской области (далее - субъекты предпринимательской деятельности).
3. Субъекты
предпринимательской
4. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на заместителей председателя Минского областного исполнительного комитета по направлениям деятельности и председателей районных и Жодинского городского исполнительных комитетов.
5. Настоящее решение обнародовать (опубликовать) в газете "Мiнская праўда".
6. Настоящее решение вступило в силу с 15 ноября 2012 г.[20]
Министерством экономики принято постановление от 18 октября 2012г. № 86 «О внесении дополнений и изменений в постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 26 апреля 2012 г. № 35». Оно предусматривает возможность повышения организациями-изготовителями в октябре 2012 г. отпускных цен на высокожирные виды молока, кефира, сметаны, творога, а также на аналогичные молочные продукты с вкусовыми добавками и наполнителями на 4%.
Напомним, что в апреле 2012 года (постановление Минэкономики от 26.04.2012 № 35) было принято решение о непревышении молокоперерабатывающими организациями на указанные выше продукты уровня отпускных цен, установленных по состоянию на 29 апреля 2012. В августе и сентябре 2012 г. (согласно постановлению Минэкономики от 31.06.2012. №68) организации-изготовители получили возможность повысить уровень отпускных цен на данные продукты на 4% в месяц.
Что касается низкожирных видов молочных продуктов, равно как и молочных продуктов без добавок и наполнителей, то их производство в настоящее время практически прекратилось в связи с убыточностью. Чтобы сократить разницу в уровне цен на различные молочные продукты и заинтересовать производителей в увеличении выпуска такой продукции, предельные максимальные отпускные цены на молоко и кефир жирностью до 3,5%, сметану жирностью до 25%, творог жирностью до 9% без вкусовых добавок и наполнителей повышаются на 35%.
Также, в целях компенсации удорожания стоимости зернового сырья, сокращения убыточности производства и насыщения потребительского рынка социально значимыми видами хлеба и хлебобулочных изделий (хлеб ржаной и ржано-пшеничный без дополнительного иностранного сырья, булочные изделия из пшеничной муки с содержанием сахара и жиров не более 14% в сумме) повышаются предельные максимальные отпускные цены на хлеб и батоны на 10%, на другие виды хлебобулочной продукции – на 3%.
Постановление Минэкономики от 18.10.2012 г. № 86 вступает в силу после его официального опубликования – с 27 октября 2012г. (размещение на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь 26 октября 2012г.).[21]
Зарегистрированное в НРПА РБ 04.02.2013 N 1/14044, вступает в силу через три месяца после его официального опубликования, за исключением пунктов 2, 3 и 4, вступающих в силу со дня официального опубликования, в также абз.6 и 7 подп. 1.4.2, которые вступают в силу со дня подписания Указа и распространяют свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2013 г.
По общему правилу экономические расчеты, подтверждающие уровень применяемых цен, обязательно составляются только на товары, работы, услуги, в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен. В настоящее время данная обязанность не распространяется на индивидуальных предпринимателей, а также юридических лиц, применяющих УСН.
С 6 мая 2013 года юридические лица, применяющие УСН, будут освобождаться от необходимости обосновывать цены только при ведении книги доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. Таким образом, организации, применяющие УСН и ведущие бухгалтерский учет, должны будут составлять и утверждать расчеты регулируемых государством цен на товары, работы, услуги в общем порядке.
Кроме того, перечень лиц, которые не обязаны подтверждать уровень применяемых цен экономическими расчетами, дополнен:
- юрлицами, применяющими фиксированные цены и тарифы в соответствии с законодательством;
- крестьянскими (фермерскими) хозяйствами;
- юридическими
лицами при реализации
- юридическими лицами при реализации товаров (работ, услуг) на биржевых торгах ОАО "Белорусская универсальная товарная биржа".[22]
2.2 Результаты
государственного воздействия
Проведенный Министерством экономики анализ позволяет сделать вывод, что государство не справилось с возложенной на себя функцией регулирования и контроля цен. Несмотря на жесткое государственное регулирование цен, инфляция в Беларуси даже по данным официальной статистики является одной из самых высоких на постсоветском пространстве. Последнее десятилетие белорусские потребители переплачивали за приобретенные товары и услуги по сравнению с потребителями как из соседних стран, так и дальнего зарубежья.
Система жесткого монопольного государственного контроля за ценами исчерпала себя. Подобный контроль за ценами делает экономику негибкой, сдерживает рост производства, конкуренцию, ограничивает перелив капитала, мобильность рынка труда, товаров и услуг. Это, в свою очередь, снижает эффективность производства, производительность труда, провоцирует рост себестоимости, что в конечном итоге приводит к высокой инфляции.
Государственные органы неспособны к объективному контролю и регулированию цен. Используя инструменты воздействия на определенный рынок и стараясь обеспечить его эффективное функционирование, ведомственный регулирующий орган вольно или невольно помогает «своим» предприятиям, что дискриминирует участников рынка и ведет к неэффективности всей системы регулирования цен.
Информация о работе Государственное регулирование процесса ценообразования в рыночной экономике