Государственное регулирование процесса ценообразования в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 22:31, курсовая работа

Краткое описание

В условиях реформирования экономики и перехода к рыночным отношениям ценовая политика, принципы формирования и регулирования ценообразования становятся важными областями преобразований. Являясь составной частью общей государственной экономической политики, ценовая политика строится на тех же принципах и реализуется в рамках единой методологической концепции.[1]
Важное место в экономических преобразованиях в условиях переходного периода занимают вопросы разумного сочетания свободного ценообразования с государственным регулированием цен. Опыт показывает, что практически все страны мира в той или иной степени вмешиваются в процесс ценообразования, ограничивая тем самым рыночное равновесие.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...…..3
Раздел 1. Сущность и функции цены как экономической категории.
Классификация цен…………….…………………………………………………..5
1.1 Функции цены как экономической категории………………………….....…5
1.2 Классификация цен……………………………………….……………..…......6
Раздел 2. Государственное регулирование цен в Республике Беларусь. Направления совершенствования ценообразования…………………………....……..….......8
2.1 Объективный характер, цели и методы государственного регулирования цен……………………………………………………………………….………………..8
2.2 Результаты государственного воздействия на процесс ценообразова-ния………………………………………………………………………………….….....22
2.3 Основные направления совершенствования ценообразования..…….……25
Заключение………………………………………………………………………...28
Список используемой литературы…………………………………..…….....…..30

Файлы: 1 файл

курсовая макроэкономика.docx

— 97.49 Кб (Скачать)

В Реестре указываются наименование и адрес производителя и товарные позиции, по которым он является монополистом. Реестр включает три раздела: перечень хозяйствующих субъектов, относящихся к естественной монополии; перечень хозяйствующих субъектов, не относящихся к естественной монополии, на товары которых применяется государственное регулирование цен путем установления предельного уровня рентабельности; перечень хозяйствующих субъектов, не относящихся к естественной монополии, на товары которых применяется государственное регулирование цен путем их декларирования в органах ценообразования.

Основанием для включения в Реестр является установление факта доминирования хозяйствующего субъекта на соответствующем товарном рынке. Имеется Инструкция по определению доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках Республики Беларусь, утвержденная Постановлением Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь № 8 от 28 апреля 2000 г.. Основным критерием определения доминирующего положения на рынке, т.е. отнесения к монополистам, является доля хозяйствующего субъекта на рынке, превышающая предельную величину, устанавливаемую нормативными документами. Для производителей продукции или услуг (кроме продукции производственно-технического назначения) предельная величина составляет для одного хозяйствующего субъекта 30 %, для двух — 54 %, трех — 78 %, четырех — 95 %. Для хозяйствующих субъектов — производителей продукции производственно-технического назначения эта величина равна соответственно 45, 67, 86 и 100 %.

Достижение или превышение установленных величин является основанием для включения хозяйствующего субъекта в Реестр и соответственно регулирования цен. В Реестр включено около 200 хозяйствующих субъектов. Они представляют более 20 отраслей и видов деятельности в промышленности, агропромышленном комплексе, производственной и социальной инфраструктуре (около 400 видов товаров и товарных групп, поставляемых на республиканский и местные рынки).

Для организаций-монополистов могут применяться такие формы ценового регулирования, как фиксирование цен; установление предельных цен, что предполагает их декларирование; установление предельного уровня рентабельности.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 273 от 27 февраля 2003 г. предельные уровни рентабельности в производстве для организаций и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, доминирующих на товарных рынках, установлены в процентах к себестоимости на товары лесозаготовительных предприятий, топливные брикеты (40 %), хлеб, хлебобулочные изделия, муку, детское питание (15 %), молоко и молочные товары (15 %), мясо и мясные товары (10 %), пищевую соль (40 %), товары издательской деятельности (30 %), лекарственные средства и изделия медицинского назначения (25 %), товары организаций легкой промышленности (35 %), товары металлургических, машиностроительных, деревообрабатывающих организаций, промышленности строительных материалов, химической, нефтехимической (25 %). По некоторым отраслям с высоким удельным весом стоимости сырья, материалов в себестоимости (свыше 85 %) предельный уровень рентабельности ограничен 15 %.

При формировании отпускных цен субъектам хозяйствования предоставлено право дифференцировать рентабельность в разрезе наименований одной товарной позиции. В целом по этой позиции установленный предельный уровень не должен быть превышен.

Предельный уровень рентабельности при ценообразовании у монополистов не применяется:

    • на товары, цены на которые регулируются государственными органами;
    • новые товары с использованием запатентованного изобретения или нового высокоэффективного производства в течение трех лет со дня постановки их на производство, остальные новые товары в течение года со дня постановки этих товаров на серийное производство;
    • товары, производимые организациями, учредителями которых являются общества инвалидов.

Принято Постановление Министерства экономики Республики Беларусь № 40 от 29 января 2003 г. (в редакции от 21 марта 2003 г.), определяющее формирование цен на некоторые товары, производимые организациями-монополистами.

Для декларирования цен в органы ценообразования представляются: декларация о новом предельном уровне цен в трех экземплярах; пояснительная записка с указанием причин повышения цен; отчетная и плановая калькуляция поданному виду продукции с расшифровкой причин удорожания затрат и копии протоколов согласования цен на важнейшие виды сырья; данные о среднемесячной заработной плате промышленно-производственного персонала за отчетный период; объем товарной продукции (оказания услуг) в действующих ценах и по себестоимости; данные о фактической рентабельности (по отношению к себестоимости) по данному виду продукции и в целом по организации за отчетный период.

Организации-монополисты, изготавливающие товары легкой промышленности, декларируют уровни цен не по каждому отдельному товару, а по ассортиментным группам, которые определяются субъектами ценообразования.

Поскольку существует государственное регулирование цен, должен осуществляться и государственный контроль за ценами. Он имеет важное значение, так как нарушение дисциплины цен ведет к необоснованному получению прибыли.

1 февраля 1993 г. Постановлением Совета Министров  Республики Беларусь № 51 было утверждено Положение о государственном контроле за соблюдением дисциплины цен, в котором определены основы государственного контроля за установлением и применением цен всеми субъектами хозяйствования независимо от форм собственности.

Впоследствии в дополнение к нему было принято Постановление Кабинета Министров «О повышении эффективности контроля за ценами» № 221 от 2 декабря 1994 г.. Ответственность за нарушение законодательства Республики Беларусь о ценообразовании предусмотрена также гл. 6 Закона «О ценообразовании», п. 1.6 — 1.11 Указа № 285, рядом других документов.

В систему органов государственного контроля за соблюдением дисциплины цен входят Департамент антимонопольной и ценовой политики Министерства экономики, управления антимонопольной и ценовой политики облисполкомов и Минского горисполкома, инспекторы по контролю за ценами в городах, районах и районах городов.

В числе основных задач органов контроля выступают социально-экономический анализ и экспертиза формирования цен, их экономическая обоснованность, с точки зрения отражения затрат, прибыли, налогов, качества продукции; профилактика нарушений дисциплины цен. Органы контроля дают субъектам хозяйствования обязательные для исполнения указания об устранении нарушений дисциплины цен, порождающих их причин и условий, принимают решения о применении экономических санкций за нарушение дисциплины цен и о наложении штрафов в соответствии с законодательством.

Государственный контроль за ценообразованием осуществляется в тесном взаимодействии с Комитетом государственного контроля, Прокуратурой, Государственным налоговым комитетом и Министерством финансов.

Существуют некоторые особенности проверки дисциплины цен у организаций-монополистов. Постановлением Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь № 14 от 31 июля 2000 г. утверждена Инструкция по организации и проведению проверок по соблюдению антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, доминирующими на товарных рынках. Ею предусмотрено, что при проверке по монопольному товару необходимо:

    • проанализировать динамику отпускных цен, объемов производства и реализации с целью выявления преднамеренного сокращения объемов производства, изъятия товаров из обращения для создания или поддержания дефицита на товарном рынке;
    • проверить достоверность данных государственной статистической отчетности формы № 1 -МОН «Отчета об основных показателях работы хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь»;
    • изучить порядок формирования отпускных цен на товары, выполнение требований нормативных правовых актов, регулирующих цены (тарифы) на товар, и т.д.

Справка (акт) проверки составляется не менее чем в трех экземплярах, один из которых вручается руководителю проверяемого хозяйствующего субъекта под роспись.

Жалобы на действия должностных лиц органов контроля рассматриваются не позднее месячного срока, при необходимости дополнительного изучения и проверки — в срок до 45 дней. Жалобы направляются в вышестоящий по подчиненности орган, а при несогласии с его решением — в суд. Неправильно взысканные в бюджет суммы экономических санкций возвращаются, если с момента их зачисления в бюджет не истек годичный срок.

Могут утверждаться ведомственные документы по организации контроля за ценами. Так, Постановлением Правления Белкоопсоюза № 475 от 18 ноября 2002 г. были утверждены Методические рекомендации по организации в системе потребительской кооперации ведомственного контроля за соблюдением государственной дисциплины цен. В этом документе изложены основные задачи ведомственного контроля, порядок его организации и планирования, задачи различных подразделений по ценам, отражены основные вопросы контроля и методы проверки правильности применения цен в зависимости от отрасли и уровня управления.

Основным методом проверки правильности применения цен в торговых организациях является сверка цен, по которым производится реализация товаров, с ценами, предусмотренными в реестрах розничных цен. Правильность применения действующих розничных цен, массы, меры отпущенного товара и расчета может проверяться путем контрольных покупок. Следует обращать внимание на наличие ярлыков цен (ценников) на образцах товаров и правильность их заполнения, состояние информации для покупателей о ценах. [4,C.14-33]

В целом за период действия Концепции, принятой в 1999 г., произошли следующие позитивные изменения:

    • значительно снижены темпы роста потребительских цен (с 351% в 1999 г. до 114,4% в 2004 г.);
    • отпала необходимость учета в ценообразовании множества курсов национальной валюты;
    • произошло укрепление белорусского рубля, что связано с динамическим развитием национальной экономики;
    • осуществлены меры по сокращению объемов перекрестного субсидирования по газу и электроэнергии;
    • значительно сократились объемы бартера, снизилась острота проблемы ценообразования на продукцию, поставляемую по товарообменным операциям;
    • возросла конкуренция на внутреннем рынке товаров и услуг, что благоприятно сказалось на ценовой ситуации в стране;
    • сформированы организационные и институциональные основы, позволяющие стабилизировать ценовые процессы в республике.
    • Вместе с тем в сфере ценообразования остались нерешенными следующие вопросы:
    • достаточно высокий уровень инфляции (в 2004 г. самый высокий среди стран СНГ);
    • опережающие темпы роста цен на промышленную продукцию по сравнению с темпами роста цен на потребительские товары;
    • высокий уровень субсидирования жилищно-коммунального хозяйства и пассажирского транспорта;
    • наличие меж- и внутриотраслевого перекоса в ценах на отдельные товары и услуги;
    • недостаточный контроль за уровнем и динамикой себестоимости товаров (работ, услуг), отсутствие механизма, стимулиру­ющего сокращение себестоимости продукции предприятиями;
    • недостаточно эффективное и тесное соотношение ценообразования с налогово-бюджетной политикой, высокий уровень налоговой нагрузки;
    • большое количество принимаемых республиканскими органами государственного управления нормативно-правовых актов, имеющих ограниченный срок действия;
    • несоответствие отдельных положений антимонопольного регулирования международным стандартам.

 Вследствие  этого возникла необходимость  появления Концепции, принятой в 2005 г., где были уточнены подходы  и механизмы регулирования ценообразования  в контексте внутриэкономических  и внешнеэкономических изменений.

 Концепцией 2005 г. были определены главные  составляющие политики цен на  ближайшую и долгосрочную перспективу. Концепция не предполагает коренного  изменения действующей системы  ценообразования, однако намечается  совершенствование ценообразования в целях повышения обоснованности системы цен и усиления их воздействия на повышение эффективности национальной экономики.

 В качестве  принципов ценообразования определены:

    • сочетание свободных и регулируемых цен;
    • разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению и регулированию цен;
    • установление регулируемых цен на уровне, обеспечивающем субъектам хозяйствования покрытие экономически обоснован­ных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли при необходимости с предоставлением государственных дотаций и других мер государственной поддержки;
    • осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства о ценообразовании, за формированием и при­менением цен (тарифов).[10]

Цены на товары (работы, услуги) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь, регулируются постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 28 июня 2007 года №121, которым утверждена Инструкция о порядке регулирования цен (тарифов) на товары (работы, услуги) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, и Государственный реестр субъектов естественных монополий. [11]

 14 апреля 2011 года Министерство экономики Беларуси отменило четыре действовавших ранее постановления, касающихся ценообразования. С этой целью принято постановление от 31 марта 2011 года №46 "О признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства экономики Республики Беларусь", сообщили БЕЛТА в пресс-службе Минэкономики.

Признаны утратившими силу следующие постановления министерства: от 10 сентября 2008 года №183 "Об утверждении Инструкции о порядке формирования и применения цен и тарифов"; от 26 февраля 2004 года №51 "О порядке формирования тарифов на услуги по установке охранной сигнализации в квартирах"; от 16 июня 2006 года №99 "Об утверждении форм уведомлений об уровне отпускных цен (тарифов) на товары (работы, услуги)"; от 21 января 2010 года №11 "Об утверждении прейскуранта на услуги по проведению государственного технического осмотра транспортных средств".

Информация о работе Государственное регулирование процесса ценообразования в рыночной экономике