Государственное регулирование экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 21:07, контрольная работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение государственного регулирования рыночной экономики. Выявление главных проблем на сегодняшний день, и нахождение возможных путей их решения.
Задачами курсовой работы являются: понимание и рассмотрение сегодняшней ситуации в России, выявление главных проблем экономического регулирования, анализ и понимание этих проблем. И выявление возможности решения этих проблем.

Оглавление

Введение
1. Понятие государственного регулирования
1.1 Предмет и задачи государственного регулирования экономики
1.2 Теоретические взгляды на государственное регулирование
1.3 Функции государства. Система инструментов регулирования экономики
2. Анализ государственного регулирования экономики России
3. Совершенствование регулирования экономики России
Заключение
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

ЭКОНОМИКА.docx

— 56.12 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение

1. Понятие государственного регулирования

1.1 Предмет и задачи государственного регулирования экономики

1.2 Теоретические взгляды на  государственное регулирование

1.3 Функции государства. Система  инструментов регулирования экономики

2. Анализ государственного регулирования экономики России

3. Совершенствование регулирования экономики России

Заключение

Список использованной литературы.

 

 

Введение

 

«Мы никогда не должны говорить о  том, что государство должно напрямую вмешиваться в экономику. Государство  должно выполнять другую функцию. Оно  должно создавать внятные и понятные эффективные правила и, самое  главное, создать систему исполнения этих правил, гарантии правил» - В.В. Путин.1

Современная экономика чрезвычайно сложна, она  призвана формировать условия для  самых разнообразных видов жизнедеятельности  людей. В зависимости от того, как  организована экономика, на каких принципах  эта организация строится, можно  определить, какие задачи она в  состоянии решить, какие интересы общества, различных социальных групп  она может удовлетворить.

В обеспечении  нормального функционирования любой  современной экономической системы  важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории  своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации  национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики.

Экономика предшествующего советского этапа  развития общества имела как бы два  уровня задач: официально провозглашенный  курс на создание условий для всестороннего  развития личности и фактический  курс, ориентированный на военно-технологическое  противостояние (паритет в сфере  военной мощи). Противоречие между  объявленными целями и реальностью, неэффективное использование труда  и ресурсов породили необходимость  переориентации в развитии общества на цели удовлетворения непосредственных интересов людей, на децентрализацию  управления, на изменение форм собственности, переход к рыночным отношениям. Первоначально  эта трансформация замышлялась  в целях обновления производства, структурных изменений технического перевооружения, использования НТП обеспечения более высокого уровня ресурсосбережения, поиска новых форм и методов управления. В конечном итоге цель преобразований заключалась в повышении эффективности народного хозяйства.

На практике поставленные задачи решались путем  разгосударствления и приватизации, резкого ограничения роли государства  в непосредственном управлении и  возложения всех этих задач на товаропроизводителей. При этом экономическая политика в переходный период значительно  отличается от экономической политики в стартовом и финальном положении  всего периода трансформации. Мировой  опыт показал, что принципы и методы косвенного, непрямого воздействия  на развитую экономику эффективны именно тогда, когда она сформирована уже  как рыночная, а не как переходная экономика.

Таким образом, государственное регулирование  экономики имеет важное значение для экономического и социального развития страны.

Все это, подчеркивает необходимость активной роли государства, всех его институтов в созидательном, а не разрушительном процессе. В этот период государство  не может уйти из экономики. Потребность  в его деятельности как гарантии стабильности и благополучия в настоящем  и будущем возрастает.

Целью курсовой работы является рассмотрение государственного регулирования рыночной экономики. Выявление главных проблем на сегодняшний день, и нахождение возможных  путей их решения.

Задачами  курсовой работы являются: понимание  и рассмотрение сегодняшней ситуации в России, выявление главных проблем  экономического регулирования, анализ и понимание этих проблем. И выявление  возможности решения этих проблем.

В 1 главе  мы рассмотрим теорию государственного регулирования. В этой главе показаны теоретические взгляды на регулирование, ведь отношение к государственному вмешательству в экономику на разных этапах ее становления было различным. Поэтому необходимо рассмотреть некоторые теории развития государственного вмешательства, такие как меркантилистская, классическая, кейнсианская, неоконсервативная теории. Также рассмотрены основные задачи, функции, инструменты государства в рыночной экономике, а также необходимость государственного вмешательства.

Во 2 главе  анализируется государственное  регулирование экономики. Здесь  рассматривается конкретно Россия, потому что в настоящее время  экономика России имеет переходный характер. В этой главе представлены особенности экономики, выявляются также проблемы связанные с государственным  регулированием.

В 3 главе  показываются методы совершенствования  регулирования экономики России. Рассмотрены основные сценарии развития экономики страны в дальнейшем. Также  описаны методы оздоровления экономики, и предложены методы решения проблем, выявленные во 2 главе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие государственного регулирования

 

1.1 Предмет и задачи государственного  регулирования экономики

 

Государственное регулирование экономики  является научной экономической  дисциплиной, изучающей формы участия  государства в экономической  жизни страны с помощью методов  и рычагов воздействия на социально-экономические  процессы, обеспечивающих эффективное  формирование рыночных отношений.

Государственное регулирование экономики  охватывает все стороны общественного  воспроизводства. В период перехода к рыночным отношениям государственное  регулирование особенно необходимо при проведении экономических реформ – реформировании собственности, материального  производства, рынка труда, финансового  рынка. Исключительно важна роль государственного регулирования в  территориальном развитии, определении  внутрирегиональных и межрегиональных пропорций, выравнивании уровней социально-экономического развития регионов, формировании региональных рынков. Необходимо регулирование природопользования, внешнеэкономических связей. Государство должно регулировать процесс структурной перестройки экономики в соответствии с главной целью рыночных отношений – социологизацией, повышением материального благосостояния населения.

1. Понятие  государственного регулирования

 

1.1 Предмет и задачи государственного  регулирования экономики

 

Государственное регулирование экономики  является научной экономической  дисциплиной, изучающей формы участия  государства в экономической  жизни страны с помощью методов  и рычагов воздействия на социально-экономические  процессы, обеспечивающих эффективное  формирование рыночных отношений.

Государственное регулирование экономики  охватывает все стороны общественного  воспроизводства. В период перехода к рыночным отношениям государственное  регулирование особенно необходимо при проведении экономических реформ – реформировании собственности, материального  производства, рынка труда, финансового  рынка. Исключительно важна роль государственного регулирования в  территориальном развитии, определении  внутрирегиональных и межрегиональных пропорций, выравнивании уровней социально-экономического развития регионов, формировании региональных рынков. Необходимо регулирование природопользования, внешнеэкономических связей. Государство должно регулировать процесс структурной перестройки экономики в соответствии с главной целью рыночных отношений – социологизацией, повышением материального благосостояния населения. Государственное регулирование экономики опирается на объективные экономические законы общественного развития. В условиях рыночных отношений – это, прежде всего закон спроса и предложения, закон стоимости и др. Целью государственного регулирования является обеспечение правовой базы функционирования рыночной системы, установление законных и эффективных взаимоотношений между производителями и поставщиками и потребителями продукции. Государственное регулирование выступает главным регулятором поведения цивилизованного бизнеса и создает условия для относительного нивелирования социального неравенства населения страны.

Задачи и содержание государственного регулирования в переходный период определяются сущностью рыночной экономики. Современная экономическая наука  о рынке ушла далеко от традиционного  понимания рынка, то есть от рассмотрения рынка исключительно как сферы  товарного обращения. Однако такой  подход и в настоящее время  широко используется и имеет свои основания. Наряду с этим есть понимание  рынка как элемента воспроизводства совокупного общественного продукта, движения его составных частей. Это также правомерная, можно сказать, воспроизводственная характеристика рынка. Наконец, есть третье понимание рынка – это рынок как тип функционирования экономики в противоположность командно-административным приказным методам регулирования. Переход к рынку является сложным процессом и характеризуется спадом производства, разрушением многих хозяйственных связей, расстройством денежного обращения и потребительского рынка, ростом цен, инфляцией, стагнацией производства.

Исторический опыт развития свидетельствует  о необходимости применения стимулов и регуляторов, основанных на использовании  отношений рынка при утверждении  эффективной рыночной экономики.

Главная задача создания современного рынка – удовлетворение спроса на разнообразные товары производственного  и непроизводственного назначения, услуги, ликвидация товарного дефицита.

Задачами  государственного регулирования экономики  являются: на начальном этапе переходного  периода – осуществление мер  по либерализации экономики; на втором этапе – мер по стабилизации экономики  и на завершающем этапе – мер  по повышению эффективности, поступательному  развитию.

Государственное регулирование экономики должно привести к балансу взаимных интересов, то есть, с одной стороны, оно должно обеспечить эффективный ход экономических реформ, используя при этом рыночные механизмы, а с другой – добиться справедливости в распределении доходов и ресурсов.

Одной из задач регулирования является умелое использование ресурсов (природных, человеческих, финансовых), которыми располагает  государство, для увеличения поступлений  в доходную часть бюджета, а также  на инвестирование, реструктуризацию и развитие экономики. При этом важно  руководствоваться критерием сохранения рыночных свобод.

Задачей регулирования является разработка программ социально-экономического развития, отраслевых, региональных, межрегиональных, а также целевых программ, инвестиционных проектов, концепций социально-экономического развития, прогнозов на ближайшую  и отдаленную перспективу, в которых  должна быть выражена роль государства  в управлении.

Государственное регулирование должно быть направлено на укрепление экономической основы самостоятельного социально-экономического развития всех регионов Российской Федерации  посредством четкого разграничения  компетентности и ответственности  между органами государственной  власти РФ, субъектов Федерации и  органов местного самоуправления. Особенно важно такое разграничение в  области использования природно-ресурсного потенциала, развития базовых отраслей экономики, военно-промышленного комплекса, транспорта, внешнеэкономической деятельности и др. При этом необходимы меры по совершенствованию правовых основ  и взаимодействия федеральных, региональных и муниципальных органов власти.

Среди задач государственного регулирования  есть и задача укрепления финансовой самостоятельности регионов на основе принципов бюджетного федерализма.

Задачами  регулирования являются сглаживание  межрегиональных различий, выравнивание уровней социально-экономического развития регионов, а также всемирная  поддержка регионов с экстремальными природно-экономическими условиями.

Государственное регулирование является основой  формирования единого товарного  рынка России и региональных рынков; оно призвано обеспечить принципы единства экономического пространства страны, свободу перемещения товаров, капиталов  и рабочей силы по всей территории Российской Федерации.

 

1.2 Теоретические взгляды на  государственное регулирование

 

Отношение к государственному вмешательству  в экономику на разных этапах её становления было различным.

а) Меркантилисты.

История государственного регулирования восходит к концу средневековья. В то время  основной экономической школой была школа меркантилистов. Она провозглашала  активное вмешательство государства  в экономику. Меркантилисты утверждали, что главный показатель богатства  страны – количество золота. В связи  с этим они призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт.

б) Классическая теория.

Следующей ступенью развития представлений о  роли государства стала работа А.Смита "Исследование о природе и причинах богатства народов", в которой, он утверждал, что свободная игра рыночных сил (принцип "laissez faire") создает гармоничное устройство.

В соответствии с классическим подходом государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственности, разрешать споры, иными словами, делать то, что индивидуум либо не в  состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно. В  своем описании системы рыночной экономики Адам Смит доказывал, что  именно стремление предпринимателя  к достижению своих частных интересов  является главной движущей силой  экономического развития, увеличивая в конечном итоге благосостояние, как его самого, так и общества в целом. Главное заключалось  в том, что для всех субъектов  хозяйственной деятельности должны быть гарантированы основные экономические  свободы, а именно свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции  и свобода торговли.

Информация о работе Государственное регулирование экономики