Государственное регулирование экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 21:07, контрольная работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение государственного регулирования рыночной экономики. Выявление главных проблем на сегодняшний день, и нахождение возможных путей их решения.
Задачами курсовой работы являются: понимание и рассмотрение сегодняшней ситуации в России, выявление главных проблем экономического регулирования, анализ и понимание этих проблем. И выявление возможности решения этих проблем.

Оглавление

Введение
1. Понятие государственного регулирования
1.1 Предмет и задачи государственного регулирования экономики
1.2 Теоретические взгляды на государственное регулирование
1.3 Функции государства. Система инструментов регулирования экономики
2. Анализ государственного регулирования экономики России
3. Совершенствование регулирования экономики России
Заключение
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

ЭКОНОМИКА.docx

— 56.12 Кб (Скачать)

Слабость политики государства, мешает становлению условий инновационного хозяйствования. Решение видится  в создании вертикально-интегрированных  структур, которые сопоставимы по концентрации промышленного капитала и инвестициями с ведущими ТНК  мира. Секторов, в которых возможно их создание, немало – это авиастроение, электроника, приборостроение и  т.д.

В ближайшей перспективе наша страна будет не в состоянии не только наращивать темпы добычи нефти, но и  поддерживать их на нынешнем уровне. Нужно  интенсивнее переключаться на внутренние источники развития, и не сырьевого, а инновационного и высокотехнологического характера. Пока этого не происходит: в 2006 г. тоже не последовало изменения структуры ВВП в пользу обрабатывающих отраслей. Основные доходы экономики в силу благоприятной конъюнктуры до сих пор генерируются в добывающей промышленности.

Из рассмотренной проблемы, растущей инфляции, вытекает вопрос. Возможен ли вообще экономический рост в сложившейся ситуации? Основными факторами для повышения его темпов, кроме увеличения внутреннего потребительского спроса и его инвестиционной ориентации, является приток инвестиций в страну, причем технологических и промышленных, прямо направленных на увеличение основного капитала промышленных предприятий и комплексов. Для устойчивого динамичного развития экономики и изменения структуры народного хозяйства в пользу обрабатывающей индустрии объем капитальных вложений должен быть в 1,5 раза больше нынешней величины и составлять не менее 25% ВВП. Напомним: бурно развивающийся Китай поддерживает норму накопления основного капитала на уровне 38% ВВП и благодаря этому обеспечивает высокие среднегодовые темпы роста (около 9%). В России прирост технологических инвестиций недостаточен. Низкий уровень инвестиций в основной капитал промышленности не способствует устойчивому развитию национальной экономики. Только кардинальное увеличение объемов капитальных вложений позволяет рассчитывать на повышение конкурентоспособности народного хозяйства.

И, тем не менее, экономика не утратила свою жизнеспособность, потенциальную  возможность возрождения. Сохранились  высокий уровень образования, квалификации значительной части трудового потенциала страны, обладающей разнообразными видами природных ресурсов. России благоприятствует ее географическое положение на кратчайших транспортных путях между быстроразвивающимися странами Востока и Запада, что  позволяет получать транспортную ренту. Сохранился значительный объем внутреннего  рынка, и началась его реинтеграция, что является базой для развития и увеличения доходов отечественных товаропроизводителей. Не до конца разрушены ранее созданный мощный производительный потенциал и развитая инфраструктура, хотя они быстро устаревают и требуют крупных вложений для радикального обновления.

Для показания решений основных проблем, которые рассмотрены в  курсовой работе необходимо рассмотреть, некоторые сценарии будущего развития экономики страны, которые в настоящее время определяются правительством РФ. Среди известных – "Основные направления социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2010 года", а также оптимистический сценарий социально-экономического развития России до 2015 г., подготовленный Институтом экономики РАН.

При оптимистическом сценарии предполагается закрепить тенденции экономического роста. Его основой станут такие  внутренние факторы, как опережающий  рост инвестиций, ускоренное обновление основного капитала, крупномасштабные инновации, повышение конкурентоспособности  отечественного производства, прежде всего обрабатывающей промышленности, рост внутреннего спроса в результате опережающего повышения денежных доходов населения. Все это позволит обеспечить среднегодовые темпы прироста ВВП в 6-7% и к 2011-2013 гг. достичь докризисного (1990 г.) его уровня. Произойдут позитивные структурные сдвиги в экономике, повысится эффективность функционирования всех экономических укладов. Стране удастся значительно снизить объем внешнего долга, повысит свой инвестиционный рейтинг. Это создаст условия для привлечения прямых иностранных инвестиций и эффективных технологий.

При умеренном сценарии позитивные сдвиги будут осуществляться более  медленными темпами. В этом случае прирост  ВВП и реальных доходов населения  составит 3-4% в год, а докризисный  уровень будет достигнут к2016-2020 гг. Отставание России от развитых стран  и среднемирового уровня возрастет.

Таким образом, лучший вариант возрождения  экономики страны может обеспечить оптимистический сценарий. Но для  его осуществления нужна долгосрочная, научно обоснованная стратегия модернизации экономики, активно поддерживаемая как предпринимателями, так и  населением. Необходимо также активное и дифференцированное государственное  регулирование социально-экономического прогресса.

При этом проблемой остается восстановление институтов государственного регулирования, обеспечение его эффективности  и высоких социальных стандартов. Прежде всего, следует четко определить те сферы экономики, где интересы укрепления безопасности России диктуют  необходимость господства государственного сектора. Имеются в виду важнейшие  сферы инвестирования и кредитования, экспорт и импорт; предприятия  и комплексы, выполняющие оборонный  заказ; месторождения полезных ископаемых, имеющие стратегическое значение для  будущего страны; все инфраструктурные монополии и т.д.

Необходимо законодательно определить систему критериев, определяющих ограничения  для привлечения иностранного капитала, а также сферы деятельности, отрасли и объекты, которые находятся в компетенции только государственного сектора. Целесообразно установить такую систему государственного регулирования, которая обеспечивала бы рациональное взаимодействие государственного сектора и крупного промышленного капитала на базе общегосударственных интересов. Предпочтительнее использовать принцип интеграционного взаимодействия в тех сферах, где это приводит к увеличению совокупной эффективности технологий, труда, материальных и финансовых ресурсов.

 

Заключение

 

Из курсовой работы можно сделать следующие  выводы.

В 1 главе  мы рассматривали теорию государственного регулирования. Также рассмотрели  необходимость сочетания рыночных и государственных механизмов регулирования  экономики, и пришли к выводу, что  государственное регулирование  – объективная необходимость  развития экономики. Степень государственного регулирования зависит от уровня развития рыночных отношений.

Во 2 главе  мы анализировали настоящее положение  экономии РФ. После "перестройки" государство перестало следить  за экономикой, и это привело к  кризису в 1998г. Можно сделать вывод, что правовое обеспечение рыночных отношений — важная часть обеспечения  государственного регулирования экономики. Эффективное применение средств  государственного регулирования возможно лишь в правовых формах. Необходимое  условие эффективного государственного регулирования — учет интересов  субъектов рыночных отношений. Государственный  сектор экономики — важная составная  часть рынка и инструмент государственного регулирования. Государственный контроль и надзор — эффективное средство государственного регулирования в  сфере предпринимательской деятельности и частного бизнеса.

В 3 главе мы рассматривали возможные  пути решения проблем, которые выявили  во 2 главе. Государству в условиях трансформации приходится решать уникальные задачи: прежде всего, речь идет о либерализации  экономики и общества, приватизации, строительстве демократических  рыночных институтов, помощи гражданам  в адаптации к рыночным условиям, но таким образом, чтобы не вредить  молодым рыночным, демократическим  институтам. Сделали вывод, что необходимо законодательно определить систему  критериев, определяющих ограничения  для привлечения иностранного капитала, а также сферы деятельности, отрасли и объекты, которые находятся в компетенции только государственного сектора. Целесообразно установить такую систему государственного регулирования, которая обеспечивала бы рациональное взаимодействие государственного регулирования, которая обеспечивала бы рациональное взаимодействие государственного сектора и крупного промышленного капитала на базе общегосударственных интересов.

Также по ходу написания курсовой работы сформировались некоторые предложения по отношению  государства к рыночной экономике, эти предложения появляются после  осмысления проблем затронутых в  курсовой работе:

  • не допускать первенства политики над экономикой (целевая функция реформационных преобразований – не перераспределение власти, а повышение социально-экономической эффективности воспроизводства);
  • необходимое на нынешнем этапе усиление роли государства использовать для упорядочения и защиты, либеральных начал в хозяйственном механизме, для выстраивания полиформического регулирования смешанной экономики – рыночного, корпоративного, государственного;
  • сосредоточить усилия государства на создании действенного механизма управления финансовыми потоками – без этого не добиться макростабильности в сфере финансов и денежного обращения.

Задачи, которые были поставлены в начале курсовой работе – выполнены. Проанализировав государственное регулирование экономки России, понятно, что нужна предсказуемая макроэкономическая политика. Это необходимо не только для поддержания низкоинфляционной среды, низких процентных ставок, но и для того, чтобы банки могли адекватно оценивать риски вложения в конкретные проекты, под которые, они выделяют кредиты.

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики. Москва: Финансы и статистика, 2004. 480 стр.
  2. Всемирный банк. Отчет о мировом развитии 2005-2006. Москва: Весь мир, 2006. 550 стр.
  3. Кушлин В.И. Государственное регулирование рыночной экономики. Москва: РАГС, 2003. 828 стр.
  4. Мир на рубеже тысячелетий. Прогноз развития мировой экономики до 2015. Москва, 2001. 490 стр.
  5. Лившиц Л. И. Государственное регулирование рыночной экономики. Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова, факультет государственного управления. Москва: Дело, 2001. 280 стр.
  6. Российский статистический ежегодник. Москва: Госкомстат России, 2006. 550 стр.
  7. Сапир Ж. Структурные аспекты реформы/Мировые экономические и международные отношения, № 12, 1992. 110 стр.
  8. Кучуков Р., Савка А. Экономический журнал "Экономист". Государственное регулирование: нацеленность на результаты. №9, 2006. 110 стр.
  9. Цветкова Г. Экономический журнал "Экономист". Социальные вопросы. №4, 2006.
  10. Шопина. И. Газета "Комсомольская правда". Послание Федеральному собранию 2006. №4, 25 апреля, 2006 г. стр. 64.
  11. Домбровски М. Экономический журнал "Общество и экономика", №5, 2006. 190 стр.

Ябалкин Л.И. Экономическая стратегия для России: проблема выбора. Москва: Экономика, 2000. 280 стр.

 

 

Министерство  образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего  профессионального образования

 

«ПЕРМСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ 

ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по  «Экономике».

 

 

 

 

 

Выполнил(а) студент(ка)

Горно-нефтяного  факультета

Заочного  отделения

группа БНГСз-10-1

Афанасьев И.В.

 

Проверил(а) преподаватель:

Климова Е.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 Пермь – 2013

2 Российский статистический ежегодник. Статистический сборник. Москва: Госкомстат России, 2006. стр.227.

3 Р. Кучуков, А. Савка. Государственное регулирование: нацеленность на результаты. Ж. "Экономист". №9, 2006. стр. 5.

4 Г. Цветкова. Социальные вопросы. Ж. "Экономист". №4, 2006. стр. 54

5 М. Домбровски. Роль государства в постиндустриальной экономике. Ж. "Общество и экономика". №5, 2006. стр. 117

6 М. Домбровски. Роль государства в постиндустриальной экономике. Ж. "Общество и экономика". №5, 2006. стр. 119.

7 Р. Кучуков, А. Савка. Государственное регулирование: нацеленность на результаты. Ж. "Экономист". №9, 2006. стр. 8

8 Р. Кучуков, А. Савка. Государственное регулирование: нацеленность на результаты. Ж. "Экономист". №9, 2006. стр. 8

9 Всемирный банк. Отчет о мировом развитии 2005-2006. Москва: Весь мир, 2006. стр. 59.

10 Всемирный банк. Отчет о мировом развитии 2005-2006. Москва: Весь мир, 2006. стр. 23.


Информация о работе Государственное регулирование экономики