Государственное регулирование экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 13:57, реферат

Краткое описание

Многие фундаментальные проблемы современного общества не могут быть решены исключительно рыночными механизмами и нуждаются в государственном участии. К этим проблемам относится прежде всего развитие социальной сферы, которая из пассивного элемента экономической системы превратилась в один из важнейших источников экономического роста. В частности, уровень образования, квалификации рабочей силы и состояние научных исследований непосредственно влияют на темпы и качество экономического роста, что подтверждено специальными исследованиями.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Необходимость государственного регулирования…………...................... 4
1.1 Средства государственного регулирования экономики……………................ 5
Глава 2. Цели государственного регулирования экономики……………................ 7
Глава 3. Функции государственного регулирования………………………………. 8
3.1 Перераспределение доходов……………………………………………………9
3.2 Реализация национальных интересов в мировой экономике………................ 9
3.3 Обеспечение нормальных условий работы рыночного механизма………….10
3.4 Инструментарий государственного регулирования………………………….. 11
Глава 4. Сферы государственного регулирования…………………………………. 12
4.1 Задачи государственных органов по регулированию национальной экономики………………………………………………………………………………12
4.2 Государственное регулирование банковской деятельности………………….. 13
4.3 Государственное регулирование в сфере инвестиций………………………… 14
4.4 Государственное регулирование цен…………………………………………… 16
4.5 Валютное регулирование………………………………………………………...16
4.6 Государственное регулирование в сферах естественной монополии………... 17
Глава 5. Методы государственного регулирования рыночной экономики……….. 20
5.1 Административные методы……………………………………………………... 20
Заключение…………………………………………………………………………….. 24
Список использованной литературы………………………………………………… 25

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ Гос.рег.эк..doc

— 145.00 Кб (Скачать)

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….

3

Глава 1. Необходимость  государственного регулирования…………......................

4

1.1   Средства государственного регулирования экономики……………................

5

Глава 2. Цели государственного регулирования экономики……………................

7

Глава 3. Функции  государственного регулирования……………………………….

8

3.1   Перераспределение доходов……………………………………………………

9

3.2   Реализация национальных интересов в мировой экономике………................

9

3.3   Обеспечение нормальных условий работы рыночного механизма………….

10

3.4   Инструментарий государственного регулирования…………………………..

11

Глава 4. Сферы государственного регулирования………………………………….

12

4.1   Задачи государственных органов по регулированию национальной экономики………………………………………………………………………………

 

12

4.2   Государственное регулирование банковской деятельности…………………..

13

4.3   Государственное регулирование в сфере инвестиций…………………………

14

4.4   Государственное регулирование цен……………………………………………

16

4.5   Валютное регулирование………………………………………………………...

16

4.6   Государственное регулирование в сферах естественной монополии………...

17

Глава 5. Методы государственного регулирования рыночной экономики………..

20

5.1   Административные методы……………………………………………………...

20

Заключение……………………………………………………………………………..

24

Список использованной литературы…………………………………………………

25


 

Введение

Актуальность рассмотрения данной темы определяется следующими факторами. Многие фундаментальные  проблемы современного общества не могут  быть решены исключительно рыночными механизмами и нуждаются в государственном участии. К этим проблемам относится прежде всего развитие социальной сферы, которая из пассивного элемента экономической системы превратилась в один из важнейших источников экономического роста. В частности, уровень образования, квалификации рабочей силы и состояние научных исследований непосредственно влияют на темпы и качество экономического роста, что подтверждено специальными исследованиями. В дальнейшем роль образования и науки в экономическом развитии будет, по всей вероятности, возрастать за счет традиционных, материально-вещественных факторов производства. К числу других нематериальных факторов, оказывающих огромное влияние на состояние рабочей силы и производительность труда, на качество экономического роста, относятся здравоохранение, социальное обеспечение и состояние окружающей среды. Высокий уровень материального и духовного благосостояния граждан, доминирование среднего класса в структуре общества и, следовательно, реализация принципов социального партнерства определяют долгосрочные экономические перспективы страны и ее социально-политическую стабильность.

 

Цель данной работы –  рассмотреть методы, пути и формы  государственного регулирования экономики.

 

 

 

Глава 1. Необходимость государственного регулирования

Теория экономической  политики как составная часть  макроэкономической теории объясняет необходимость государственного регулирования экономики различными проявлениями несовершенства рынка, предоставленного самому себе. При этом речь идет, по меньшей мере, о следующих проявлениях.1

  • Несостоятельность конкуренции, выражающаяся в том, что на некоторых отраслевых и региональных рынках могут возникать (и возникают) монополии, которые, если этому не противодействует государство, своим ценообразованием наносят ущерб благосостоянию общества.
  • Наличие многочисленных товаров, жизненно необходимых обществу, которые либо не предлагаются рынком, либо, если и могли быть предложены, то в недостаточном количестве. Таких товаров (главным образом в форме услуг) много в сферах образования, здравоохранения, науки, культуры, обороны и др.
  • Внешние эффекты (экстерналии), типичный пример которых – загрязнение окружающей среды, нанесение теми или иными хозяйствующими субъектами экологического ущерба обществу, физическим и юридическим лицам.
  • Неполные рынки, одним из типичных примеров которых является рынок страховых услуг, прежде всего медицинских и пенсионных.
  • Несовершенство информации, во многих отношениях представляющей собой общественный товар, который в более или менее достаточном количестве при соответствующем качестве не может быть произведен без активного участия государства.
  • Безработица, инфляция, экономическое неравновесие, особенно резко проявляющееся в периоды кризисов (рецессии) и депрессий.
  •  
  • Излишне неравномерное распределение доходов, которое, если государство не принимает мер для «социальной компенсации» малоимущим и обездоленным слоям населения, ставит под угрозу общественную стабильность.
  • Наличие обязательных товаров (например, начальное образование), потреблять которые общество может заставить только государство, но никак не рынок.

Из указанных и других проявлений несовершенства рынка вытекает не только сама по себе необходимость государственного регулирования, но и экономические функции государства, которые и реализуются посредством такого регулирования.

 

Объекты правового  регулирования в экономике страны:

  • взаимоотношения  между предпринимателями;
  • взаимодействия государства с частными субъектами права, или, грубо говоря, воздействие государства на субъектов (юридических и физических лиц), осуществляющих хозяйственную деятельность на территории страны;
  • взаимоотношения  государства (правительства) с казенными  предприятиями.2

 

Субъектом государственного регулирования выступает государство в лице его разнообразных институтов, действующих на основании Конституции и законов РФ. Государственная власть в РФ (в соответствии с федеративным устройством государства, закрепленным в Конституции РФ) распределена между тремя уровнями власти: федеральная, региональная (субъекты Федерации) и муниципальная.3

 

1.1 Средства государственного регулирования экономики.

В целях воздействия  на экономическое развитие страны государственные  органы могут использовать целый  арсенал средств. К важнейшим из них относятся:

а. Управления ограниченными  производственными ресурсами.

б. Налоговое регулирование  экономики.

в. Монетарные методы воздействия  на экономическую систему.

Каждая группа этих методов  имеет свои особенности и целесообразные границы применения.

 

 

 

 

Глава 2. Цели государственного регулирования экономики

Цели государственного регулирования экономики являются производной составляющей от целевых установок социально-экономического развития страны. Для сохранения преемственности руководящих органов государственной власти цели экономического и социального развития страны должны быть определены законодательно.

 

Правовое установление целей и задач социального  развития. Главными целями социально-экономического развития являются:

  • повышение благосостояния населения страны,  
  • решение проблемы рабочих мест и достижение рационального уровня занятости,
  • соблюдение социальной справедливости,  включая помощь бедным и социально обездоленным,
  • создание и поддержание механизма полной конкуренции, включая повышение открытости рынков, сохранение свободы заключения договоров.

Эти цели  реализуются  путем постановки и достижения конкретных целевых установок типа:

  • создание условий для сбалансированного роста и  повышения производительности труда,
  • содействие научно-техническому прогрессу,
  • поддержание  разумно-стабильных цен,
  • достижение положительного торгового баланса.

 

Генеральной целью государственного регулирования экономики является укрепление и совершенствование существующего  социально-экономического строя.

Глобальная цель государственного регулирования - сохранение и упрочение социально-экономического строя.

 

Глава 3. Функции  государственного регулирования

           Рыночный механизм свободной  конкуренции имеет много достоинств, его возможности велики, но все же не безграничны. Существуют области, где механизм свободной конкуренции не срабатывает и требуется вмешательство государства.4

Во-первых, правильная организация  денежного обращения.

Во-вторых, предоставление государством общественных товаров. Механизм свободного рынка позволяет удовлетворять потребности, которые выражаются в денежной форме через спрос. Однако существуют такие потребности, которые невозможно измерить в деньгах и превратить в спрос. Речь идет об услугах коллективного пользования: национальная оборона, государственное управление, единая энергетическая система, национальные сети коммуникаций, охрана общественного порядка, вакцинация, хлорирование питьевой воды и др. Здесь не обойтись без  вмешательства государства в экономику.

           В-третьих, устранение государством последствий внешних эффектов. В процессах рыночного производства и потребления могут возникать своеобразные дефекты, не имеющие денежного выражения и не фиксируемые рынком. Эти внешние эффекты нарушают рыночное равновесие и обусловливают неоптимальное распределение ресурсов. Что делает необходимым вмешательство государства в  экономику.

           Функции,  выполняемые государством по  организации денежного обращения,  предоставлению общественных товаров  и устранению последствий внешних эффектов, составляют максимальные границы его вмешательства в экономику свободного рынка. Вместе с тем эти функции образуют минимально необходимые границы регулирования реального рынка.

Если обратиться к  реальному конкурентному рынку, то обнаружатся новые области экономической жизни, где проявляется ограниченность механизма рынка, что делает необходимым более широкое участие государства в хозяйственных процессах. Совокупность таких областей определяет максимально допустимые границы вмешательства государства в экономику.

 

3.1 Перераспределение  доходов

Рынок признает справедливыми  доходы, полученные в результате свободной  конкуренции на рынках факторов производства, размеры доходов зависят от эффективности  вложения факторов. В обществе есть люди, не владеющие ни землей, ни капиталом, ни трудом (неимущие нетрудоспособные). Им нечего предъявлять на рынки факторов производства, они не участвуют в конкуренции, не получают никаких доходов. Нетрудоспособными являются дети, люди преклонного возраста, инвалиды. В обществе существуют безработные, которые трудоспособны. Но не могут найти рыночное применение своему труду. Даже людям, предъявляющим тот или иной фактор производства, рыночное распределение не гарантирует минимума доходов, обеспечивающих стандарт благосостояния. Рыночное распределение доходов неприменимо к тем, кто занят производством общественных товаров, их содержание становится заботой государства, а не рынка.

           Во всех перечисленных случаях  государство вправе вмешаться  в перераспределение доходов, ибо то, что справедливо с позиции рыночного механизма, несправедливо с общечеловеческих норм морали, нарушает право человека недостойное существование в обществе. Страны с развитыми рыночными хозяйствами испытали острые социальные конфликты, им понадобилось немало времени, чтобы прийти к общественному согласию, осознанию различными социальными слоями абсолютной ценности права человека на жизнь. В результате расширились экономические функции государства. Активно включившегося в перераспределение доходов.

 

      

3.2 Реализация национальных интересов в мировой экономике

Предполагает проведение государством соответствующей внешнеторговой политики, контроль над международной  миграцией капиталов и рабочей  силы, воздействие на валютные курсы, управление платежными балансами и многое другое.

           Таковы в общих чертах верхние  максимально допустимые пределы  государственного вмешательства  в рыночную экономику. Эти рамки  достаточно широки для того, чтобы  разумный симбиоз государственного  регулирования и эффективно работающего механизма рынка позволил решить основные социально-экономические проблемы современного общества.

           Если  же государство пытается делать  больше, чем ему отмерено рыночной  экономикой, - продолжает распределять  производственные ресурсы, удерживает административный контроль над ценами, прощает предприятиям кредитную задолженность, сохраняет рабочие места в технологически отсталых производствах, ведет фискальную налоговую политику, пытается обеспечить высокую социальную защищенность населения без учета реальных возможностей экономики, то в народном хозяйстве консервируется отсталая структура производства, низкое качество продукции, увеличивается отставание от развитых стран в области научно-технического прогресса и уровня жизни народа. В результате страдают те, ради кого государство шло на превышение пределов разумного вмешательства в экономику. Тогда рано или поздно становится необходимым разгосударствление экономики избавление ее от чрезмерной государственной активности.

Информация о работе Государственное регулирование экономики