Государственное регулирование экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 13:57, реферат

Краткое описание

Многие фундаментальные проблемы современного общества не могут быть решены исключительно рыночными механизмами и нуждаются в государственном участии. К этим проблемам относится прежде всего развитие социальной сферы, которая из пассивного элемента экономической системы превратилась в один из важнейших источников экономического роста. В частности, уровень образования, квалификации рабочей силы и состояние научных исследований непосредственно влияют на темпы и качество экономического роста, что подтверждено специальными исследованиями.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Необходимость государственного регулирования…………...................... 4
1.1 Средства государственного регулирования экономики……………................ 5
Глава 2. Цели государственного регулирования экономики……………................ 7
Глава 3. Функции государственного регулирования………………………………. 8
3.1 Перераспределение доходов……………………………………………………9
3.2 Реализация национальных интересов в мировой экономике………................ 9
3.3 Обеспечение нормальных условий работы рыночного механизма………….10
3.4 Инструментарий государственного регулирования………………………….. 11
Глава 4. Сферы государственного регулирования…………………………………. 12
4.1 Задачи государственных органов по регулированию национальной экономики………………………………………………………………………………12
4.2 Государственное регулирование банковской деятельности………………….. 13
4.3 Государственное регулирование в сфере инвестиций………………………… 14
4.4 Государственное регулирование цен…………………………………………… 16
4.5 Валютное регулирование………………………………………………………...16
4.6 Государственное регулирование в сферах естественной монополии………... 17
Глава 5. Методы государственного регулирования рыночной экономики……….. 20
5.1 Административные методы……………………………………………………... 20
Заключение…………………………………………………………………………….. 24
Список использованной литературы………………………………………………… 25

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ Гос.рег.эк..doc

— 145.00 Кб (Скачать)

 

 

3.3 Обеспечение нормальных условий работы рыночного механизма

Что предполагает регулярную демонополизацию экономики, ее антиинфляционную профилактику с помощью стабильной денежной политики, поддержание бездефицитной  системы государственных финансов и др. В странах, вставших на путь восстановления рыночного хозяйства, государству также приходится формировать многосекторную экономику, демонтировать звенья административно-командного управления, образовывать действенную систему экономических регуляторов и много другое.

           Выполнение функций, очерченных  минимально необходимыми и максимально  допустимыми границами вмешательства  государства в экономику. В  решении этих экономических проблем  рыночный механизм обнаруживает  свою несостоятельность или неэффективность.

           Разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства, т.е. правовой основы предпринимательства, налогообложения, банковской системы и др.

 

3.4 Инструментарий государственного регулирования

Совокупность инструментов государственного регулирования включает в себя следующие основные элементы:

  • Экономическое прогнозирование  - предвидение будущего состояние экономики и сопряженных с ней сфер.
  • Составление индикативного плана (прогноза) по всему комплексу хозяйства страны.
  • Разработка и реализация  адресного плана по определенному кругу  хозяйственных объектов, входящих в подведомственное государственным органам власти  хозяйство.
  • Применение инструментария косвенного воздействия  (через экономические рычаги) на хозяйствующие объекты.
  • Разработка и реализация целевых комплексных программ, по решению  наиболее приоритетных задач социально-экономического развития страны.

Систему документов, регламентирующих социально-экономическое развитие страны можно представить следующим  образом.5

 

 

 

 

Глава 4. Сферы  государственного регулирования

 

4.1 Задачи государственных органов по регулированию национальной экономики

Для большинства развитых стран мира  характерно расширяющееся  и усиливающееся вмешательство  государства в различные сферы  экономической жизни. Разница состоит лишь в степени этого вмешательства. В США оно меньше, в Швеции больше. Но даже в Соединенных Штатах Америки государственное регулирование уже давно стало неотъемлемой составной частью американского хозяйственного механизма.

Основным инструментом государственного регулирования является бюджетно-налоговая политика и финансовое воздействие на частное предпринимательство. Осуществляя это воздействие, государство, как правило, ставит следующие цели:

  • достижение постоянного и устойчивого экономического роста;
  • обеспечение стабильности цен на основные товары и услуги;
  • обеспечение полной занятости трудоспособного населения;
  • обеспечение определенного минимального уровня доходов населения;
  • создание системы социальной защищенности граждан, в первую очередь пенсионеров, инвалидов, многодетных;
  • равновесие во внешнеэкономической деятельности.

В целях воздействия  на экономическое развитие страны государственные  органы могут использовать целый  арсенал средств. К важнейшим  из них относятся:

а. Управления ограниченными производственными ресурсами.

б. Налоговое регулирование экономики.

в. Монетарные методы воздействия на экономическую систему.

Каждая группа этих методов  имеет свои особенности и целесообразные границы применения.

 

 

4.2 Государственное регулирование банковской деятельности

Государственное регулирование  банковской деятельности в рыночной экономике осуществляется, прежде всего, в рамках самой банковской системы  и находит свое выражение в  воздействии на коммерческие банки  Центрального Банка. Оно необходимо для осуществления законодательно определённых задач общественного воспроизводства.

         В банковской системе России ЦБ РФ (ЦБР) определён как главный банк страны и кредитор последней инстанции.6 Он находится в государственной собственности и служит основным субъектом  государственного регулирования функционирования коммерческих банков. Центральный банк призван приводить их деятельность в соответствие с общей экономической стратегией, и выступает ключевым агентом государственной денежно-кредитной политики.

Одна из ключевых задач  ЦБ РФ по управлению денежно-кредитными отношениями - обеспечение надежности и поддержание стабильности банковской системы, позволяющие избежать разрушительных для экономики банкротств банков.

Рассматриваемая задача ЦБР  достигается в процессе решения таких двух конкретных проблем, как регулирование рынка кредитных ресурсов и защита вкладчиков коммерческих банков от финансовых потерь, весьма вероятных, пока банки эти ещё весьма слабы.

            Воздействие Центрального Банка на деятельность коммерческих банков осуществляется по следующим основным направлениям:

  • Создание общих законодательных, исполнительных, судебных условий, позволяющим коммерческим банкам реализовать свои экономические интересы.
  • Проведение мер денежно-кредитного регулирования, оказывающих влияние на объём и структуру денежной массы в обращении через изменение размеров ресурсов коммерческих банков, которые могут быть использованы для кредитных вложений в экономику.

Установление экономических нормативов и надзор за их соблюдением с целью обеспечение ликвидности банковских балансов.

 

 4.3 Государственное регулирование в сфере инвестиций

Инвестиции – процесс, затрагивающий интересы не только государства, но и частных компаний, и отдельных лиц. Поэтому, регулируя инвестиционную деятельность, государство должно соблюдать интересы всех участников данного процесса, что в частности, способствует привлечению иностранного и частного капитала в развитие экономики страны и снижает возможные финансовые риски, связанные с инвестированием экономики России в настоящий период.

Поскольку, государство играет ключевую роль в финансовой деятельности, оно  не может не использовать инвестиционные вложения в экономику в своих  интересах. А если государство использует в своих интересах инвестиции, оно будет стремиться регулировать инвестиционный процесс в стране. В целях регулирования инвестиционной деятельности государство использует самый доступный для него и самый действенный регулятор – право. Следовательно, юридической формой осуществления инвестиционной деятельности в стране являются финансово-правовые акты.

Так как государство  должно соединить интересы общества, понимаемые, прежде всего как сохранение его благополучия, с интересами предпринимательской деятельности, в том числе путем регулирования инвестиционных потоков.

В ситуации продолжающегося  кризиса, дестабилизации экономики, воздействие  государства на инвестиционный процесс  приобретает особое значение, т.к. оживление  инвестиционной деятельности – одно из условий выхода России из экономического кризиса и создания предпосылок для устойчивого развития.

Государственная инвестиционная политика должна быть нацелена  на создание благоприятного инвестиционного климата  в стране, на стимулирование привлечения частного капитала как национального, так и иностранного, а так же поиск новых форм совместного (частного и государственного) инвестирования в перспективные проекты.

Вмешательство государства  должно отвечать интересам всех слоев  общества, для того чтобы достичь наиболее эффективного общественного производства. Общественное производство может считаться эффективным только тогда, когда происходит гармоничное развитие всех структур общества, т.е. когда наряду с производственным сектором, инвестиции обеспечивают необходимое развитие  социальной, экономической и культурной сферы.

Государство определяет инвестиционную политику потому, что  только оно наделено политической властью  и обладает способностью реализовать  свою волю в правовых актах, регулирующих инвестиционные потоки, приоритетном финансировании и т.д.

Инвестиционная политика не может осуществляться сама по себе, в отрыве от социальной и экономической  политики государства.

Реализация инвестиционной политики по сути своей направлена на  улучшение социально-экономического положения в обществе в целом. Решение экономических проблем тесно связано с социальными проблемами, поэтому инвестиционную политику, как считают некоторые специалисты, можно считать важнейшим направлением социально-экономической политики государства, позволяющим добиться поставленных целей посредством государственного управления финансовыми средствами независимо от источников их образования.

Важной тактической  формой управления инвестиционными  потоками являются государственные финансовые ресурсы. Они призваны стимулировать развитие общественного производства или решение социальных проблем, возможно путем долевого участия государства в строительстве предприятий, подготовки площадок для строительства объектов производственной и социальной инфраструктуры с тем, чтобы сделать в дальнейшем регион привлекательным для частного инвестирования. 

Кроме того, для повышения  инвестиционной активности со стороны  населения  государство должно обеспечить высокий уровень жизни, социальную защищенность граждан, заботиться о благосостоянии нации. Эти меры также способствовали бы созданию благоприятного инвестиционного климата.

4.4 Государственное регулирование цен

Государственное регулирование  цен является попыткой государства с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом, т.е. через цены нивелировать циклические колебания процессов воспроизводства. В зависимости от конкретной хозяйственной конъюнктуры регулирование цен носит антикризисный и антиинфляционный характер.

Система цен – один из важнейших элементов рыночной экономики; она взаимосвязана с  другими элементами рыночного механизма  и реагирует на их изменения. Государственное регулирование через изменение бюджетных расходов, налогов, процентных ставок за кредит и других экономических рычагов проявляется и в изменении издержек и цен на продукцию и воздействует на процессы воспроизводства.

Цели государственного регулирования состоят в том, чтобы не допустить инфляционного роста цен в результате возникновения устойчивого дефицита, резкого роста цен на сырье и топливо, монополизма производителей, способствовать созданию нормальной конкуренции, ориентирующей на использование достижений научно-технического прогресса.7 Важной задачей при этом является достижение определенных социальных результатов, в частности, поддержание прожиточного минимума, обеспечение возможности приобретения в достаточном количестве товаров первой необходимости.

 

4.5 Валютное регулирование

Необходимость валютного  регулирования заключается в  стремлении стран и банков минимизировать валютные риски. Валютные ограничения  — это законодательное или  административное запрещение, лимитирование и регламентация операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями. Валютные ограничения — одна из форм валютной политики. Они закрепляются валютным законодательством страны, являются объектом межгосударственного регулирования, главным образом, через МВФ. Валютные ограничения преследуют разнообразные цели: выравнивание платежного баланса, поддержание валютного курса, концентрацию валютных ценностей для решения государственных текущих и стратегических задач. Содержание валютных ограничений определяется их основными принципами: централизация валютных операций в центральном и уполномоченных (девизных) банках; лицензирование валютных операций, требование предварительного разрешения органа валютного контроля для приобретения иностранной валюты; блокирование и введение разных категорий валютных счетов — блокированных, внутренних (в национальной валюте), клиринговых, свободно конвертируемых и т.д.; ограничение конвертируемости валюты.

 

 

4.6 Государственное регулирование в сферах естественной монополии

Естественная монополия существует в тех случаях, когда одна фирма может обеспечивать весь рынок, имея более низкие  издержки на единицу продукции, достигаемые за счет масштаба.  Это характерно для предприятий общественного пользования, где для достижения низкой цены необходима крупномасштабная деятельность.

В Российской Федерации  система регулирования монополий  только формируется и предусматривает  лишь комплексное воздействие на объемы производства, процессы ценообразования  и качество продукции в заранее определенной области, либо функциональное воздействие на отдельные стороны хозяйственной деятельности.

Информация о работе Государственное регулирование экономики