Государственное регулирование экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 21:43, реферат

Краткое описание

С возникновением государства складывается сфера его экономической деятельности. Экономическая политика государства становится составным звеном и необходимым элементом рыночной системы. В силу этих обстоятельств государство становится предметом изучения экономической теории. При этом надо заметить, что долгое время происходило отождествление экономической роли государства с самой наукой -- политической экономией. Поэтому и до сего времени предпринимаются попытки свести экономическую теорию к экономической политике.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….2
Государственное регулирование экономики……………………….. 3
Проблемы совершенствования организации государственного
регулирования экономики Казахстана……………………………… 6
Основные направления развития государственного регулирования экономики……………………………………………………………...9
Заключение…………………………………………………………….11
Библиография………………………………………………………….13

Файлы: 1 файл

ГРЭ реферат.docx

— 36.73 Кб (Скачать)

Содержание

Введение……………………………………………………………….2

Государственное регулирование  экономики……………………….. 3

Проблемы совершенствования  организации государственного

регулирования экономики  Казахстана……………………………… 6

Основные направления  развития государственного регулирования  экономики……………………………………………………………...9

Заключение…………………………………………………………….11

Библиография………………………………………………………….13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Огромная роль государства  и способность его регулировать некоторые экономические процессы зависит от связи экономики и политики, от разработки экономической политики.

Государство представляет собою  стержень существующей общественной системы, оно концентрирует власть, санкционирует  существование всех других негосударственных  институтов. Государство формулирует  принципы и организует формы общественной жизни, образуя основу институциональной  иерархии. Государство породило новую  форму общественной обусловленности  поведения человека, отделив общий интерес от частного.

Поэтому возникновение и  существование государства является не только исторически необходимым, но и общественно прогрессивным и значимым фактором развития.

С возникновением государства  складывается сфера его экономической  деятельности. Экономическая политика государства становится составным  звеном и необходимым элементом  рыночной системы. В силу этих обстоятельств  государство становится предметом  изучения экономической теории. При  этом надо заметить, что долгое время  происходило отождествление экономической  роли государства с самой наукой -- политической экономией. Поэтому и до сего времени предпринимаются попытки свести экономическую теорию к экономической политике.

Государственное вмешательство  в экономику является объективно необходимым для любого правительства  независимо от того, рыночная это экономика  или командно-распределительная. В  распределительной экономике государство  берет на себя все права и обязанности  по производству и распределению  товаров и услуг. Здесь просто нечего регулировать. Однако такая  система на деле показала свою неэффективность  и несостоятельность.

 

 

 

Государственное регулирование экономики

При переходе к рыночной экономике с ее главным регулятором  становится рынок, который экономически законами спроса и предложения определяет развитие производства, цену товара, его  количество. Можно сказать, что рынок  воздействует на интересы предпринимателей, заставляет их создавать новые производства, улучшать технологию и т.д. Нужно  отметить, что каждый предприниматель  руководствуется в своей деятельности, прежде всего, своими интересами. Общественные интересы у нее как бы на втором плане. Государство, предвидя негативные последствия бизнеса, стремится  их не допустить, и поэтому вынуждено  вмешиваться в экономическую  жизнь общества. Практика современных  развитых государств показывает, что  государство довольно сильно влияет на рынок.

Среди таких его действий можно указать:

  • Предписания относительно вступления в договор;
  • Введение мер административного или судебного контроля;
  • Правила о недобросовестной конкуренции;
  • Об ограничительной хозяйственной практике

С переходом к рыночной экономике в РК основным в хозяйственном  праве является метод автономных решений (методы согласования). Можно  выделить несколько основных причин, побудивших государство вмешиваться  в экономику:

          • Человечество подошло к такому рубежу, когда его деятельность ставит под угрозу само существование человека: интенсивное и экстенсивное использование природных ресурсов нарушает баланс в естественной среде, что изменяет условия жизни человека на земле, делая их для него невозможными. Государство должно решать экономические проблемы;
          • Государство должно заниматься экономическим прогнозом и заранее принимать меры против дисбаланса в экономических отношениях;
          • Государство должно контролировать использование природных ресурсов;
          • Провозгласив принцип равенства всех людей, но, не имея экономических возможностей для его осуществления, государство обязано заботиться о социально незащищенных слоях населения (инвалидах, малоимущих, безработных, пенсионерах);
          • Государство должно осуществлять жесткий контроль за теми сферами, где с большей вероятностью просматривается угроза безопасности населения;

Участие в мировом разделении труда, политической ориентации вынуждает  государство вводить такие меры, как экономические санкции, запрет на экспорт, лицензии, пошлины.

В государственном регулировании  можно выделить:

  • прямой государственный контроль;
  • косвенный государственный контроль.

С точки зрения содержания государственного воздействия оно  может подразделяться на создание и прекращение субъектов хозяйствования, планирование, регулирование хозяйственной деятельности и контроль за нею. Планирование как форма государственного воздействия на экономику имеет целью обеспечить комплексное экономическое развитие на территории Республики Казахстан. Плановая деятельность может быть направлена на решение отдельных хозяйственных задач. Регулирование хозяйственной деятельности представляет государственное воздействие в отношении определенного хозяйствующего субъекта с целью недопущения, изменения или прекращения хозяйственной ситуации, или наоборот, поддержания и стимулирования ее. В государственном регулировании должна быть мера. В целом хозяйствующие субъекты должны быть самостоятельны в своих решениях, но принимать решения они должны с учетом определенных законов, устанавливаемых государством.

Одним из способов косвенного влияния является государственное  программирование экономики (оно ориентирует  предпринимателей и стимулирует перелив капитала в нужную отрасль). В странах с развитой рыночной экономикой распространен метод прогнозирования. В нашем государстве этот метод почти не используется.

 

 

К прямому государственному контролю относится:

  • контроль за бизнесом в виде владения предприятием и организация их деятельности;
  • контроль за размещением и строительством предприятий;
  • государство может контролировать предпринимательскую деятельность путем финансового участия, финансовой помощи (дотации, кредиты, займы, инвестиции, выдаваемые как частному сектору, так и государственному предпринимателю);
  • осуществление экологического контроля (осуществление государством мер природоохранного характера, нормативное регулирование природоохранной деятельности и т.д.);
  • санитарный контроль – контроль за производственной безопасностью труда;
  • пожарный надзор;
  • контроль за качеством продукции, особенно пищевой и медикаментов (путем выдачи свидетельств, лицензий);
  • установление трудового и социального законодательства (в нормах права устанавливаются пределы в использовании рабочей силы: минимальная заработная плата, отпуска, максимальный рабочий день, ограничения на право увольнения работников, обязанность выплаты денежных компенсаций, пособий по случаю нетрудоспособности и т.д.);
  • антимонопольный контроль. Антимонопольное законодательство-система правовых норм и институтов, призванных обеспечить защиту покупателя от монополии производителя путем установления экономических, организационных и иных ограничений и стимулов. Сложность в осуществлении антимонопольного контроля заключается в том, что само государство является у нас главным монополистом;
  • контроль над ценами. На сегодня такой контроль порождает открытые и скрытые формы инфляции. Здесь лучше использовать политику доходов, возможно устанавливать пределы роста цен и заработной платы. Но государство должно регулировать такие цены – транспортные тарифы, тарифы на связь, коммунальные услуги, продукция топливно-энергетического комплекса и др.

 

Проблемы совершенствования организации государственного регулирования экономики Казахстана.

Рыночная экономическая  система в Казахстане сформирована лишь в самых общих чертах. Можно  констатировать наличие основных институциональных  условий для её функционирования. Однако дальнейшее прогрессивное развитие рыночных отношений в казахстанской  экономике наталкивается на несоответствие институтов государственного регулирования  его институциональной среде. Результаты воздействия государства на экономику  Казахстана пока слабо соответствуют  правительственным прогнозам. Поэтому  существует острая необходимость исследования институциональной среды и структуры  государственного регулирования экономики, формирования целостной системы  экономических институтов рыночного  хозяйствования, модернизации институциональной  среды государственного регулирования  казахстанской экономики, с учётом влияния глобальных социально-экономических  факторов.

Следует отметить не только влияние государства на экономику, но и влияние экономики на государство, что отчетливо видно из анализа  современной казахстанской политики. Кризисы, «черные вторники», дефолты  приводят к смене правительств, государственных  деятелей, изменениям институциональной структуры.

Государственное регулирование  экономики осуществляется на основе четко сформулированной государственной  экономической политики. Представляется неверным утверждение о том, что  термины «государственное регулирование  экономики» и «государственная экономическая  политика» в наше время идентичны.

Государственная экономическая  политика представляет собой основные направления деятельности государства  в сфере экономики, в то время  как государственное регулирование  экономики - деятельность государства  в лице его органов, направленная на реализацию государственной экономической политики с использованием специальных средств, форм и инструментов.

Отсутствие четко сформулированной, надлежащим образом оформленной, стабильной и предсказуемой государственной  экономической политики является существенным недостатком, препятствующим эффективному государственному регулированию рынка.

В настоящее время отсутствует  правовая база, обеспечивающая применение средств, инструментов государственного регулирования экономики, создание которой следует рассматривать  в качестве приоритетного направления  развития законодательства (в широком  смысле слова), регулирующего отношения  в экономике. Так, например, остро  необходимо создание нормативной основы для эффективного применения таких  средств как ценообразование, планирование, в том числе программно-целевое планирование и т. д.

Только после того, как  будет создана правовая основа для  эффективного применения отдельных  средств государственного регулирования, после того как будет обобщен  опыт их применения на практике, следует  вернуться к вопросу о создании стержневого законодательного акта, определяющего основы государственного регулирования экономики. Вполне возможно, что в качестве такого стержневого  акта будет выступать Предпринимательский  кодекс, в котором будет содержаться  раздел, посвященный государственному регулированию рынка.

Анализ отношений, возникающих  в рамках исследования проблемы государственного регулирования экономики, в том  числе и регулирования отношений  в рамках государственного сектора, позволяет говорить о наличии  особенностей, специфики предпринимательских  отношений, что проявляется в  их комплексном характере. Предпринимательские  отношения в рамках государственного регулирования экономики включают наряду с имущественными, также административные, финансовые и иные отношения. Таким образом, система государственного регулирования экономики хотя и претерпела значительную эволюцию, но во многих существенных звеньях все еще не сформирована.

Наиболее важными из нерешенных задач являются:

- преодоление кризиса  неплатежей и ликвидация массовой  просроченной задолженности;

- оздоровление экономического  положения предприятий, в том  числе оставшихся в собственности  государства и находящихся под  его контролем, включая улучшение  управления принадлежащими государству  пакетами акций акционерных предприятий;

- активизация инвестиционной  деятельности, проведение структурной  перестройки экономики, повышение  ее технического уровня, эффективности и конкурентоспособности;

- поддержка потенциально  жизнеспособных отечественных предприятий,  в первую очередь в обрабатывающей  промышленности и сельском хозяйстве,  развитие которых имеет важное значение для обеспечения экономической независимости и безопасности страны;

- перекрытие каналов нелегальной  утечки капитала за рубеж, улучшение  контроля за экспортом и возвратом валюты в страну;

- создание условий, препятствующих  расширению теневой экономики  и способствующих возврату отвлеченных  в нее финансовых и материальных  ресурсов в рамки нормальной, разрешенной законами экономической деятельности.

Таким образом, существующая в настоящее время система  государственного регулирования носит  переходный и незавершенный характер. Ход реформ уже показал невозможность  эффективного развития экономики в  режиме автоматического саморегулирования. Механизм рынка должен быть дополнен инструментами, компенсирующими его  недостатки там, где он не срабатывает  или приводит к результатам, не отвечающим интересам всего общества. Поэтому  дальнейшее развитие реформ будет происходить  путем определенных компромиссов между  либерализацией и восстановлением  инструментов государственного регулирования  рынка и социальной сферы.

 

 

 

Основные направления развития государственного регулирования экономики.

Механизм государственного регулирования не является раз и  навсегда данным и неизменным. Эволюция его предопределяется потребностями  технологического развития и экономического роста, перегруппировкой политических сил и изменениями проводимой ими экономической и социальной политики, степенью развитости рыночных отношений хозяйствования.

В любом случае государственное  регулирование должно быть эффективным, т. е. максимально использовать предпринимательскую  энергию для углубления партнерства  и катализации бизнеса. Оно эффективно в том случае, когда поддерживает те сферы, которые не регулируются или слабо регулируются рыночными механизмами — здравоохранение, образование, макроэкономическая стабильность, защита неимущих и т. д. По такому пути развиваются экономические и социальные процессы в Республике Казахстан, где за годы реформ заложены основы финансово-экономического регулирования экономики. Перспективы казахстанской экономики связываются с гарантией прав собственности и справедливой конкурентоспособности для эффективного функционирования рыночной экономики. Государство осуществляет контроль над денежной массой, снижением инфляции, а также обеспечением структурных сдвигов в производстве и экспорте продукции.

Информация о работе Государственное регулирование экономики