Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 21:07, контрольная работа
Целью курсовой работы является рассмотрение государственного регулирования рыночной экономики. Выявление главных проблем на сегодняшний день, и нахождение возможных путей их решения.
Задачами курсовой работы являются: понимание и рассмотрение сегодняшней ситуации в России, выявление главных проблем экономического регулирования, анализ и понимание этих проблем. И выявление возможности решения этих проблем.
Введение
1. Понятие государственного регулирования
1.1 Предмет и задачи государственного регулирования экономики
1.2 Теоретические взгляды на государственное регулирование
1.3 Функции государства. Система инструментов регулирования экономики
2. Анализ государственного регулирования экономики России
3. Совершенствование регулирования экономики России
Заключение
Список использованной литературы.
в) Кейнсианская теория.
В 30-е года XX века, после глубочайшего спада экономики США, Дж. Кейнс выдвинул свою теорию, в которой он опроверг, взгляды классиков на роль государства. Теорию Кейнса можно назвать "кризисной", так как он рассматривает экономику в состоянии депрессии. По его теории, государство должно активно вмешиваться в экономику по причине отсутствия у свободного рынка механизмов, которые по-настоящему обеспечивали бы выход экономики из кризиса. Кейнс считал, что государство должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, так как причина капиталистических кризисов - перепроизводство товаров.
Модель государственного регулирования, предложенная Кейнсом, позволила ослабить циклические колебания в течение более чем двух послевоенных десятилетий. Однако примерно с начала 70-х гг. XX века стало проявляться несоответствие между возможностями государственного регулирования и объективными экономическими условиями. Кейнсианская модель могла быть устойчивой только в условиях высоких темпов роста. Его пути выхода из кризиса только раскручивали инфляционную спираль. Под воздействием этого кризиса произошла кардинальная перестройка системы государственного регулирования и сложилась новая, неоконсервативная модель регулирования.
г) Неоконсервативная теория.
Теоретической основой неоконсервативной модели послужили концепции неоклассического направления экономической мысли. Трансформация модели государственного регулирования заключалась в отказе от воздействия на воспроизводство через спрос, а вместо этого – использование косвенных мер воздействия на предложение. Сторонники экономики предложения считают необходимым воссоздать классический механизм накопления и возродить свободу частного предпринимательства. Поэтому в соответствии с этой теорией государство должно обеспечить условия для процесса накопления капитала и повышения продуктивности производства.
Главные преграды на этом пути – высокие налоги и инфляция. Поэтому неоконсерваторы предложили осуществление антиинфляционных мероприятий на базе рекомендаций монетаристов и предоставление налоговых льгот предпринимателям.
Таким образом, в неоконсервативной модели государство может лишь косвенно влиять на экономику. Главная же роль в реализации экономического развития страны отводится рыночным силам.
Часто возникает вопрос: необходимо ли сочетать рыночные и государственные механизмы регулирования экономики?
Ни сейчас, ни когда-либо прежде нет и не было ни одной страны, экономика которой функционировала бы только при помощи рыночного механизма. Наряду с рыночным механизмом всегда использовался и используется механизм государственного регулирования экономики.
Рынок
– это не экономическая система
в целом, а лишь один из механизмов
координации поведения
Известные ученые прошлого столетия (Дж.Кейнс, П.Самуэльсон и др.) сделали прорыв за границы исследования чисто рыночного механизма и посмотрели на экономику более широко, увидев, что последняя развивается не только под действием "невидимой руки рынка". Стало очевидно, что экономика – это не саморегулирующаяся рыночная система, а в механизме ее регулирования все более ощутимым становится присутствие "видимой руки". Под "видимой рукой" подразумевается процесс сознательного регулирования поведения экономических субъектов.
Сознательная
координация экономического поведения
осуществляется, прежде всего, путем
государственного регулирования, но не
сводится к нему. В этом механизме
наряду с государством огромную роль
играют и другие элементы. Многие из
этих элементов имеют
Полностью огосударствленная экономика, по существу, не оставляет места для иных, помимо государства, субъектов в процессе функционирования и развития экономической системы. В такой системе государство – единственный фактический субъект экономики. Основополагающие вопросы любой экономической системы – что, сколько, как производить и распределять – решается государством. Но такая экономика, как показывает история, является не эффективной.
Переход от огосударствленной экономики через ее разгосударствление к смешанной экономике рыночного типа не означает исключения государства из экономической жизни общества. Этого не требует и ни одно из направлений современной экономической мысли. Различаясь между собой в вопросах конкретно допустимых масштабов государственного влияния на экономическую жизнь, форм и методов такого влияния, все современные экономические теории исходят из его неизбежности.
В
целом все современные западные
теории, так или иначе разрабатывающие
проблему экономической роли государства
в условиях рыночной экономики, располагаются
между двумя концепциями, которые
можно рассматривать как
1.3 Функции государства. Система
инструментов
регулирования экономики
В целом государство претворяет в жизнь политические и социально-экономические принципы сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макроэкономических и рыночных процессов.
Исходя
из этого, к основным функциям государства
в смешанной экономике
У государства кроме основных функций, есть еще и функции регулирования в конкретных сферах, отраслях и регионах страны.
Существует
несколько вариантов
Методы
прямого воздействия
Методы косвенного воздействия проявляются в том, что государство не влияет прямо на принимаемые субъектами экономики решения, оно создает лишь предпосылки, чтобы при самостоятельном выборе экономических решений, субъекты экономики, тяготели к тем вариантам, которые соответствовали целям экономической политики. Преимущества косвенных методов заключается в том, что они не нарушают рыночной ситуации, недостаток их в том, что наблюдается временной разрыв.
Административные методы подразделяются на меры: запрета, разрешения, принуждения. Совокупность административных рычагов охватывает те регулирующие действия, которые связаны с обеспечением правовой инфраструктуры, то есть задача принимаемых мер при этом заключается в создании разумных, для частного сектора, правовых условий. Их функции заключаются в обеспечении стабильной юридической обстановки для деловой жизни, защита конкурирующей среды, сохранение правовой собственности и возможности свободного принятия экономических решений.
Экономические методы, к экономическим инструментам относятся те действия государства, которые имеют не столько предписывающийся, сколько воздействующий характер. На определенные аспекты рыночного процесса. К числу экономических мер относят: бюджетно-налоговую, денежно-кредитную (монетарную) политику, программирование и прогнозирование. Понятие бюджетно-налоговая политика, емкая, многоплановая категория. В ней можно найти отражение двух подходов, с одной стороны финансовые меры представляют собой бюджетно-налоговый, фискальный механизм по реализации экономической политики. С другой стороны, реализация грамотных финансовых решений, представляющих одну из важнейших народно-хозяйственных задач, поэтому бюджетно-налоговая политика – составная часть экономической политики государства.
2. Анализ государственного регулирования экономики России
государственный регулирование экономика
В курсовой работе основным объектом изучения является национальная экономическая система страны (конкретно России). Субъектом регулирования и управления системы выступает государство в целом и (или) его отдельные органы, наделенные соответствующими полномочиями. Национальная экономика складывается из единичных хозяйств: предприятий, корпораций, домохозяйств, различных хозяйственных систем. В рыночных условиях каждое из этих хозяйств строит свою экономическую политику и организует управление, исходя из собственных экономических целей и интересов.
Экономика каждой страны имеет свои особенности, определяющие ее структуру, динамику, место в мировом хозяйстве. Наша страна выделяется территорией, численностью населения, значительным трудовым, природным, научно-техническим, социокультурным и производственным потенциалом.
Однако за годы кризиса 1990-х гг. по доле в мировом национальном продукте Россия оказалась отброшенной на много лет назад. Так, если в 1970-е гг. в стране производилось 8% мирового ВВП, в 1990-е гг. – 5,5%, то в 2000 г. – всего 2,7%, конечно же, в настоящие дни эта цифра немного подросла и составляет 6%2.
В настоящее время заметно
В результате анализа структуры
иностранных инвесторов обнаруживается,
что из 100 ТНК, выступающих крупнейшими
в мире инвесторами за рубежом, на
территории России имеют свои дочерние
компании и филиалы, а также участвуют
в совместных предприятиях около 90
корпораций. Но это не приводит к
развитию процесса концентрации и централизации
отечественного промышленного капитала.
Слишком мал перечень товаров, по
экспорту которых России принадлежит
ведущее место. Это нефть, природный
газ, алмазы, платина, никель и аммиак,
продукция оборонной