Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 21:07, контрольная работа
Целью курсовой работы является рассмотрение государственного регулирования рыночной экономики. Выявление главных проблем на сегодняшний день, и нахождение возможных путей их решения.
Задачами курсовой работы являются: понимание и рассмотрение сегодняшней ситуации в России, выявление главных проблем экономического регулирования, анализ и понимание этих проблем. И выявление возможности решения этих проблем.
Введение
1. Понятие государственного регулирования
1.1 Предмет и задачи государственного регулирования экономики
1.2 Теоретические взгляды на государственное регулирование
1.3 Функции государства. Система инструментов регулирования экономики
2. Анализ государственного регулирования экономики России
3. Совершенствование регулирования экономики России
Заключение
Список использованной литературы.
Несмотря на очевидность деструктивного
характера чрезмерной открытости, государство
пока еще недостаточно уделяет внимание
проблемам поддержки и защиты
отечественных
Протяженность периода реформ и
противоречивые их результаты беспокоят
общество, так как нет ясности,
куда движется страна, в чем заключается
генеральная стратегия. Исследователи
и специалисты практически
Требования прояснить
Современная структура российского общества пока еще не имеет сложившейся устойчивой структуры, хотя в ней можно выделить ту группу людей, которая сконцентрировала в своих руках основную часть национального богатства (2-3% российских граждан). К этой группе примыкает слой правящей бюрократии (4-5% населения), держащей в своих руках реальные рычаги регулирования экономической, денежно-кредитной и внешнеторговой деятельности. Нижнюю часть социальной структуры занимают люди, живущие на доходы, которые ниже прожиточного минимума: это бедствующее население, находящееся за чертой нищеты (около 20% граждан). Основная часть населения (60-65% его численности) потеряла от реформ.
Статистика показывает несоответствие перераспределения ВВП факторам его создания. На долю труда, государства и промышленного капитала приходится доля, многократно меньшая, чем у сырьевого (олигархического) капитала. Присвоение ВВП определяется не столько трудом и даже не производственным капиталом, сколько природно-ресурсной рентой. Именно на долю последнего фактора приходится не менее 75% получаемого дохода. Вклад же труда не превышает 5%, а капитала – 20%. Происходит скрытое перераспределение значительной части реального дохода страны в пользу небольшой группы финансовых олигархов и криминального бизнеса5.
В результате анализа экономической
структуры, становиться понятно, что
произошел масштабный структурный
перекос в экономике –
Только крупные корпорации, где в одно целое соединены и добывающие, и обрабатывающие звенья производства конечной продукции, выступают ныне субъектами инноваций и несут главную нагрузку по обеспечению вывода экономики на новые уровни производительности и эффективности. Не имея таких корпораций, отделив приватизацией, сырьевой капитал от промышленного, Россия не сможет решать задачи масштабной технологической модернизации силами частных предприятий.
Не налажено пока эффективное реинвестирование доходов. Крайне слабо инициируются частными компаниями вложения в геологическую разведку и обновление мощностей. Не наблюдается адекватных инвестиций со стороны предприятий ТЭК даже в развитие отечественного машиностроения для своих нужд.
Сейчас слабость политики государства
при поддержке воспроизводства
промышленного капитала, мешает становлению
условий инновационного хозяйствования.
Сектор малых и средних предприятий
не в состоянии выйти на позиции,
сравнимые с ТНК высокоразвитых
стран, и не служит базой для создания
эффективных хозяйственных
Таблица 1.
Динамика основных макроэкономических показателей.
(в % к предыдущему году)
2000г. |
2001г. |
2002г. |
2003г. |
2004г. |
2005г. |
2006г. | |
Валовой внутренний продукт |
106,4 |
110,0 |
105,1 |
104,7 |
107,3 |
107,1 |
106,4 |
Промышленное производство |
111,0 |
111,9 |
104,9 |
103,7 |
107,0 |
106,1 |
104,1 |
Инвестиции в основной капитал |
105,0 |
117,4 |
110,0 |
102,8 |
112,5 |
110,9 |
110,0 |
Замедление темпов наблюдается
на фоне продолжающегося повышения
внешнеэкономической
Следует рассмотреть еще одну особенность, которая потребует в дальнейшем обстоятельного анализа, - отставание России по динамике роста от многих стран СНГ. Так, по темпам прироста ВВП в 2006 г. Россия занимает 7-9-е место, находясь позади Азербайджана (рост на 15%), Белоруссии (рост на 8,9%), Армении (рост на 8,5%), Таджикистана (рост на 7,5%), Казахстана (рост на 9,2%)9. Таким образом, темпы роста ВВП России не только не превосходят, но и уступают республикам СНГ, хотя некоторые из них не обладают собственным углеводородным сырьем.
В настоящее время существует замедление
развития промышленности. Индекс промышленного
производства исчисляется по следующим
видам деятельности: добыча полезных
ископаемых, обрабатывающие отрасли, выработка
и распределение
Какими причинами это
Придерживаясь монетаристских концепций,
правительство исходит из того, что
причиной инфляции является повышение
конечного потребления в
В результате анализа мы можем сделать следующие выводы. В России действительно существуют проблемы, связанные с государственным регулированием и совершенствованием экономики. Это проблемы: поток импортных товаров вытесняет отечественных товаропроизводителей; нынешний экономический рост не является результатом системных трансформаций, порожден внешней конъюнктурой и господством сырьевого капитала; недовольство общества заработной платой; российское общество не имеет сложившейся устойчивой структуры; устаревание производственного капитала промышленности; частное присвоение национального богатства страны; не налажено эффективное реинвестирование доходов; замедление темпов развития промышленности; высокие темпы роста инфляции.
Возможности решения этих проблем, мы рассмотрим в 3 главе.
3. Совершенствование
Для решения выявленных ранее проблем государственное регулирование экономики должно выстраиваться в соответствии с закономерностями ее функционирования. Важно отметить, что Россия уже более 30 лет, если счесть и период "перестройки" в рамках СССР, находится в фазе радикальных преобразований экономической системы. Экономические преобразования должны были бы начинаться не с "социальных реформ", а со структуры доходов населения.
Ранее мы отмечали, что экономические
преобразования должны начинаться с
изменения структуры доходов
населения, а мировой опыт глубоких,
качественных преобразований показывает
одну важнейшую закономерность: их
успех и необратимость
Во 2 главе мы рассматривали проблему
скрытого перераспределение значительной
части реального дохода страны в
пользу небольшой группы финансовых
олигархов и криминального
Экономическая политика только тогда может превратиться в признанную долговременную стратегию, когда она сформируется в соответствии с интересами общества в целом. Неудовлетворенность пройденными этапами реформ в обществе складывается, прежде всего, вследствие тенденций отчуждения народа от преобразований. Демократические на словах реформы стали прикрытием для агрессивного присвоения немногими всего лучшего, что ранее принадлежало всем.
Следует, признать незаконность приватизации 1990-х гг. – основы имущественного неравенства в стране – необходимое условие не только с точки зрения права, но и для долгосрочного функционирования экономики. Программа "либерализация – приватизация – стабилизация" не была программой развития. Ее реализация создала системные условия для деградации экономики, падения доходов населения, роста неравенства граждан, сращивания власти и собственности, возникновения приоритета капитала над трудом и потребителем.
Главная задача сейчас – остановить
процесс частного присвоения национального
богатства страны, укреплять, расширять
государственную собственность
на основе и в интересах всего
общества. Тенденция к усилению роли
государства в реальном секторе
экономики единодушно одобрена населением,
о чем свидетельствуют
Для восстановления полноценной инвестиционной
способности экономики
С учетом сложившейся ситуации в
воспроизводственном процессе (подчинение
внутренней политики России требованиям
зарубежного капитала) должны быть
сделаны принципиальные выводы для
того, чтобы принять меры к обеспечению
комплексного и инновационного развития.
Необходимо также восстановление научно-технического
потенциала страны. В нашей стране
финансирование НИОКР осуществляется
на уровне менее 1% ВВП, против 2,5-3% в
технологически развитых странах. А
доля инновационной продукции в
составе промышленного
Сегодня все чаще в публикациях
говорится о необходимости
В конкурентной среде проводником
в жизнь прогрессивных