Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 17:58, контрольная работа
Целью данной работы является исследование необходимости государственного регулирования экономики, характеристика способов, форм, методов и инструментов данного регулирования.
В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:
- раскрыть вопрос необходимости государственного регулирования экономики;
- исследовать механизмы и методы государственного регулирования экономики;
- показать пределы государственного регулирования экономики.
Введение 3
1. Необходимость государственного регулирования экономики 5
2. Механизмы и методы государственного регулирования экономики 7
3. Пределы вмешательства государства в экономическую жизнь общества 11
Заключение 13
Список используемой литературы 14
Приложение 1. Способы, формы, методы и инструменты государственного регулирования экономики………………………………………………………....15
Академия труда и социальных отношений
Алтайский институт труда и права (филиал)
Юридический факультет
Кафедра
экономики
Государственное регулирование экономики
(контрольная
работа)
Выполнил:
Студент ___ группы Ю.Н.Шаришорина Проверил: Иванченко В.В. _______________ |
Барнаул – 2010
Содержание
Государство является неотъемлемым субъектом экономики в любой экономической системе.
Вопрос государственного вмешательства в национальную экономическую политику и экономические процессы на любом этапе развития общества остается одним из самых актуальных и животрепещущих.
На протяжении всей истории развития экономических отношений не прекращались споры о том, насколько глубоко могут государственные институты вмешиваться в законы и механизмы экономического развития. Крайние позиции полного контроля или полного невмешательства на практике доказали свою несостоятельность, но степень и форма взаимодействия экономических институтов и государственных институтов до сих пор остаются предметом острейших споров в экономической науке.
Современная
экономическая теория признает необходимость
участия государства в
Проблематике государственного регулирования экономики посвящены научные труды отечественных экономистов, таких как: М.Л. Анохин, А.И. Архипов, А.С. Булатов, В.И. Видяпин, Г.П. Журавлева, А.А. Кочетков, И.В. Липсиц, О.Ю. Мамедов, Н.Л. Маренков и других.
Актуальность рассмотрения данной темы обусловлена тем, что в настоящее время в условиях мирового финансового кризиса, спровоцировавшего экономический спад и в России, роль и значение государственного регулирования экономики существенно возрастает.
Целью данной работы является исследование необходимости государственного регулирования экономики, характеристика способов, форм, методов и инструментов данного регулирования.
В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:
- раскрыть вопрос необходимости государственного регулирования экономики;
- исследовать механизмы и методы государственного регулирования экономики;
- показать пределы государственного регулирования экономики.
Объектом исследования являются общие теоретические представления о государственном регулировании экономики, экономические отношения в условиях рынка.
Предметом – государственное регулирование экономики.
Методологическую основу работы составляет система методов, включающая в себя общенаучные средства (системный, структурно-функциональный, формально-логический, метод научного познания).
В
качестве исходной информационной базы
привлекались теоретические материалы
исследований различных авторов, учебники
и учебные пособия, нормативно-правовые
акты, материалы периодической
Структура контрольной работы определяется её целью и задачами. Она состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Модель саморегулирующейся рыночной системы не выдержала сурового испытания на практике в ХХ столетии. Это подтвердил мировой экономический кризис 1929–1933 гг., сегодняшними свидетелями подобных проблем являемся и мы, россияне.
Как отмечает Е.Ф.Борисов, «на фоне развалин мирового хозяйства для всех стран стала очевидна полная несостоятельность многих догм (устаревших положений) классической политической экономии и новоклассической экономической теории. Стало очевидно, например, что стихийная рыночная экономика уже не способна обеспечить прочное равновесие совокупного предложения и совокупного спроса. Вместе с тем пришло своего рода озарение: рыночная система не в состоянии избавить общество от кризисов и безработицы»1.
В 1930-е годы английский экономист Джон Мейнрад Кейнс в противовес принципу невмешательства государства в экономику признал ведущую роль государства в регулировании национального хозяйства.
Государственное
регулирование экономики –
Государство воздействует на экономику с помощью экономической политики, которая определяется как разрабатываемая государством стратегия поведения всех властных структур, направленная на достижение поставленных перед ними социально-экономических целей3.
Вмешательство
государства в экономику
Слабости (несовершенство) рынка проявляются в:
1)
возможности монополизации
2)
трудности создания
3)
возникновении внешних
Государство берет на себя ответственность за создание равных условий для соперничества предпринимателей и эффективной конкуренции, за ограничение власти монополий. Оно также заботится о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, так как рыночный механизм не в состоянии должным образом удовлетворять коллективные потребности людей.
Участие государства в экономической жизни диктуется еще и тем, что рынок не обеспечивает социально справедливое распределение дохода. Государству надлежит заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему также принадлежит сфера фундаментальных научных разработок.
Это необходимо, потому что для предпринимателей это связано с большим риском, чрезвычайно дорого и, как правило, не приносит быстрых доходов.
Поскольку рынок не гарантирует право на труд, государству приходится регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы.
Таким образом, как отмечают исследователи, «проблема необходимости государственного регулирования экономики обоснована теоретически и убедительно подтверждена практикой»4.
Подводя итог можно сделать вывод о том, что государство вынуждено вмешиваться в решение проблемы внешних эффектов хозяйственной деятельности, компенсируя несовершенство рынка, его неспособность учитывать такие эффекты и находить наилучшие решения для подобного рода ситуаций
Поэтому
главное внимание должно быть сосредоточено
на выборе наиболее рациональных форм
и методов регулирования
Государственное регулирование экономики включает различные способы, формы и методы, сложную систему инструментов, в соответствии с Приложением 1.
Инструменты государственного регулирования – это правила, нормы и институты их реализующие, позволяющие государству осуществлять свою регулирующую роль.
Одна из популярных классификаций – выделение административных и экономических методов5.
Административные методы представляют собой способы воздействия государства, связанные с формированием правовой инфраструктуры. Их функция – обеспечение стабильности юридической обстановки экономической жизни, защита конкурентной среды, соблюдение прав собственника. Административные меры подразделяются на меры запрета, разрешения и принуждения.
Так, например, Правительство РФ продолжает выстраивать систему жесткого контроля за ценообразованием на российском лекарственном рынке.
С этой целью принят совместный приказ минздравсоцразвития, минпромторга и Федеральной таможенной службы, который обязывает производителей важнейших лекарств регулярно представлять сведения о фактических ценах на них6. Согласно данного нормативного акта с 1 апреля с.г. Россия переходит на жестко регулируемый государством порядок образования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарства.
Препараты, на которые цена не будет к этому сроку зарегистрирована, на территории страны автоматически станут запрещенными. Изменять эти цены разрешено лишь раз в год.
Экономические методы представляют собой действия государства, влияющие на определенные аспекты функционирования рынка. К ним относят финансово-бюджетную, фискальную, денежно-кредитную политику, прогнозирование, планирование и т.д.7
Некоторые авторы дополнительно выделяют институциональные методы, связанные с формированием исполнительных структур государственной власти, объектов государственной собственности, государственного сектора, с подготовкой экономических программ и экономических прогнозов, поддержкой исследовательских центров по экономике, различных экономических советов и союзов и т.д.8
Наиболее часто используемая классификация – деление методов на прямые и косвенные. Косвенные методы одинаково воздействуют на всех хозяйствующих субъектов, не создавая никому преимуществ в конкурентной борьбе. Косвенные методы связаны с опосредованным воздействием государства. К ним, в частности, относят:
– кредитную политику (регулирование учетной ставки банковского процента, установление и изменение минимальных резервов кредитных организаций);
– таможенную политику (установление экспортно-импортных таможенных пошлин).
Прямые методы призваны воздействовать на отрасли производства или хозяйствующих субъектов. Они связаны с прямым вмешательством государства в экономическую жизнь. Сюда относятся государственные инвестиции, льготы, дотации.
К прямым методам также относят фискальную и амортизационную политику (установление нормы амортизации, индексация амортизационных отчислений, ускоренная амортизация). При этом косвенные методы преобладают над прямыми и воспринимаются хозяйствующими субъектами как неизбежные.
Кроме
прямых и косвенных методов, некоторые
авторы выделяют методы регулирования
производственной деятельности (заказы
на поставки продукции и выполнение
работ для государственных
О каких бы методах государственного регулирования экономики мы ни говорили, всегда следует иметь в виду, что форма реализации государственного вмешательства не изменилась со времен А. Смита. По-прежнему наиболее эффективным способом реализации государственной экономической политики является закрепление используемых методов государственного регулирования в нормативно-правовых актах9.
Формы государственного регулирования экономики включают антициклическое и долгосрочное регулирование.
Антициклическое
регулирование нацелено на сглаживание
циклических колебаний