Государственное регулирование экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 17:58, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование необходимости государственного регулирования экономики, характеристика способов, форм, методов и инструментов данного регулирования.
В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:
- раскрыть вопрос необходимости государственного регулирования экономики;
- исследовать механизмы и методы государственного регулирования экономики;
- показать пределы государственного регулирования экономики.

Оглавление

Введение 3
1. Необходимость государственного регулирования экономики 5
2. Механизмы и методы государственного регулирования экономики 7
3. Пределы вмешательства государства в экономическую жизнь общества 11
Заключение 13
Список используемой литературы 14
Приложение 1. Способы, формы, методы и инструменты государственного регулирования экономики………………………………………………………....15

Файлы: 1 файл

Гос. рег-ние экономики-2010г..doc

— 115.50 Кб (Скачать)

     Долгосрочное  регулирование нацелено на обеспечение  модернизации экономики и её прогресс, предполагает использование структурной  политики и политики роста, долгосрочных прогнозов и программ для всей экономики, а также отдельных  отраслей и регионов.

     Подводя итог можно сделать вывод о  том, что для регулирования экономики государство может использовать следующие инструменты:

     1) инструменты микрорегулирования  – налогообложение, антимонопольное  законодательство, регулирование условий  труда и его оплаты и т. д.;

     2) инструменты макрорегулирования  – фискальная политика, социальная  политика и т. д.;

     3) инструменты интеррегулирования  – меры стимулирования экспорта, кредитование экспорта, валютно-кредитные  отношения.

     Среди методов государственного регулирования экономики не существует совершенно непригодных и абсолютно не эффективных решений, нужны все, главное при этом определить те ситуации, где применение того или иного метода наиболее целесообразно.

 

3. Пределы вмешательства государства в экономическую жизнь общества

 

     Существуют  важные ограничения для регулирования  государством экономики.

     Недопустимы любые действия государства, разрушающие  рыночный механизм (тотальное директивное планирование, всеохватный административный контроль над ценами и др.), так же государство не должно своими действиями ограничивать конкуренцию на рынке.

     Это не означает, что государство снимает  с себя ответственность за неконтролируемый рост цен и должно отказаться от планирования.

     Рыночная  система не исключает планирования на уровне предприятий, регионов и даже народного хозяйства; правда, в последнем случае оно обычно является «мягким», ограниченным по срокам, масштабам и другим параметрам, и выступает в виде национальных целевых программ.

     Также следует отметить, что рынок во многом является самонастраивающейся системой, поэтому влиять на него следует только косвенными экономическими методами. Однако в некоторых случаях применение административных методов не только допустимо, но и необходимо.

     Нельзя  уповать только на экономические или только административные меры. С одной стороны, элементы администрирования несет в себе любой экономический регулятор. С другой стороны, в каждом административном регуляторе есть нечто экономическое, так как он косвенно сказывается на поведении участников экономического процесса. Прибегая, скажем, к прямому контролю над ценами, государство создает для производителей особый экономический режим, вынуждает их пересматривать производственные программы, искать новые источники финансирования инвестиций и т. д.

     Хозяйственные потери начинаются тогда, когда власти выходят за границы разумного, отдавая  чрезмерное предпочтение либо экономическим, либо административным методам.

     Нельзя  забывать и о том, что самими экономическими регуляторами следует пользоваться предельно осторожно, не ослабляя и не заменяя рыночные стимулы. Если государство игнорирует это требование, запускает регуляторы, не думая о последствиях их применения, то механизм рынка начинает давать сбои. Ведь налоговая политика по силе своего воздействия на экономику сравнима с централизованным планированием.

     Среди экономических регуляторов нет  ни одного идеального. Любой из них, принося положительный эффект в  одной сфере экономики, непременно дает негативные последствия в других. Здесь ничего нельзя изменить.

     Государство, использующее экономические инструменты  регулирования, обязано их контролировать и своевременно останавливать. Например, государство стремится обуздать инфляцию, ограничивая прирост денежной массы. Для борьбы с инфляцией  эта мера эффективна, однако она приводит к удорожанию центрального и банковского кредита. А если процентные ставки растут, становится все труднее финансировать инвестиции, начинается торможение экономического развития. Именно так ситуация развивается в России.

     Говоря о расширении вмешательства государства в экономическую жизнь общества, чаще всего упоминают задачу предотвращения резких колебаний в темпах экономического роста и возникновения спада производства.

     Поиск наилучшей модели государственной  экономической политики России затрудняется тем, что для решения даже минимального круга задач (компенсация несовершенства рынка и смягчение неравенства доходов и богатства) государство должно располагать огромными денежными средствами. А их сегодня российскому правительству получить крайне трудно.

     Подводя итог можно сделать вывод о  том, что в рыночной экономике основным регулятором выступает все же рынок, а государственное регулирование играет вспомогательную роль.

     Оно строится на основе принципа «необходимости»: только в тех сферах, где рыночные регуляторы, в силу различных причин, неэффективны, допустимо и целесообразно государственное регулирование.

 

Заключение

 

     Таким образом, государственное регулирование – одна из основных форм участия государства в экономической жизни, состоящая в прямом или косвенном воздействии на распределение ресурсов и формирование пропорций.

     Необходимость государственного регулирования экономики в переходный период обусловлена:

     1) требованием устранения внешних  факторов;

     2) производством общественных благ;

     3) обеспечением экономики необходимым  количеством денег;

     4) осуществлением целенаправленного процесса реформирования административно-командной экономики.

     В настоящее время выделяют следующие формы экономического регулирования:

     1) административное регулирование (за счет использования лицензирования и квотирования, контроля над ценами, доходами, валютным курсом, а также других форм);

     2) правовое регулирование (на основе гражданского и хозяйственного законодательства, путем установления системы норм и правил).

     3) прямое экономическое регулирование (через различные формы безвозмездного финансирования секторов, отраслей, территорий и предприятий);

     4) косвенное экономическое регулирование (использует в основном рычаги кредитно-денежной, налоговой, амортизационной, валютной, внешнеэкономической политики и др.).

     На  микроуровне регулирующее воздействие  государства осуществляется посредством:

     1) налогов (НДС, налогов на доходы, акцизов и др.);

     2) дотаций (выплат производителям или потребителям, обеспечивающих доведение цены продаж до равновесной);

     3) фиксированных цен, устанавливаемых  государством (выше или ниже равновесных) на отдельные товары или их группы.

     Основная  задача государства состоит в  том, чтобы удерживать «золотую середину» в сфере влияния на рыночную экономику.

 

Список используемой литературы

 
    
  1. Приказ  Министерства здравоохранения и  социального развития Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральной  таможенной службы от 25 декабря 2009 г. № 1035н/1203/2377 г. «О представлении сведений о фактических ценах на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства иностранных производителей и объемах их ввоза на территорию Российской Федерации, а также о фактических отпускных ценах, объемах производства и отгрузки жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств российских производителей»//Российская газета. - №5091 от 22 января 2010 г.
  2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. - 3 е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт Издат, 2005. – 399 с.
  3. Коряковский Д.З., Шулус А.А., Анохин М.Л. Экономическая теория: Макроэкономика. В 3-х ч. – М.: Академия труда и социальных отношений, 2004. – Ч.1. – 159 с.
  4. Маренков Н.Л. Рыночная экономика. – М.: Изд-во Национального института бизнеса, 2003. – 624 с.
  5. Рахматулин Э. Понятие и методы государственного регулирования экономики /Э.Рахматулин // Право и жизнь. - 2006. - №6. – С.72 – 80.
  6. Экономическая теория (Политэкономия): Учебник для вузов./Под ред. Д.В.Валового.-4-е изд. – М.: ИД Атисо,2008. – 520 с.
  7. Экономическая теория: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой. – М.: Экзамен, 2005. – 592 с.
  8. Экономическая теория: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 527 с.
 

«  »  марта 2010 г.  ____________

 

Приложение 1

 

Способы, формы, методы и инструменты государственного регулирования экономики11

 

 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Государственное регулирование экономики