Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 17:58, контрольная работа
Целью данной работы является исследование необходимости государственного регулирования экономики, характеристика способов, форм, методов и инструментов данного регулирования.
В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:
- раскрыть вопрос необходимости государственного регулирования экономики;
- исследовать механизмы и методы государственного регулирования экономики;
- показать пределы государственного регулирования экономики.
Введение 3
1. Необходимость государственного регулирования экономики 5
2. Механизмы и методы государственного регулирования экономики 7
3. Пределы вмешательства государства в экономическую жизнь общества 11
Заключение 13
Список используемой литературы 14
Приложение 1. Способы, формы, методы и инструменты государственного регулирования экономики………………………………………………………....15
Долгосрочное регулирование нацелено на обеспечение модернизации экономики и её прогресс, предполагает использование структурной политики и политики роста, долгосрочных прогнозов и программ для всей экономики, а также отдельных отраслей и регионов.
Подводя итог можно сделать вывод о том, что для регулирования экономики государство может использовать следующие инструменты:
1)
инструменты
2)
инструменты
3)
инструменты
Среди методов государственного регулирования экономики не существует совершенно непригодных и абсолютно не эффективных решений, нужны все, главное при этом определить те ситуации, где применение того или иного метода наиболее целесообразно.
Существуют важные ограничения для регулирования государством экономики.
Недопустимы любые действия государства, разрушающие рыночный механизм (тотальное директивное планирование, всеохватный административный контроль над ценами и др.), так же государство не должно своими действиями ограничивать конкуренцию на рынке.
Это не означает, что государство снимает с себя ответственность за неконтролируемый рост цен и должно отказаться от планирования.
Рыночная система не исключает планирования на уровне предприятий, регионов и даже народного хозяйства; правда, в последнем случае оно обычно является «мягким», ограниченным по срокам, масштабам и другим параметрам, и выступает в виде национальных целевых программ.
Также следует отметить, что рынок во многом является самонастраивающейся системой, поэтому влиять на него следует только косвенными экономическими методами. Однако в некоторых случаях применение административных методов не только допустимо, но и необходимо.
Нельзя уповать только на экономические или только административные меры. С одной стороны, элементы администрирования несет в себе любой экономический регулятор. С другой стороны, в каждом административном регуляторе есть нечто экономическое, так как он косвенно сказывается на поведении участников экономического процесса. Прибегая, скажем, к прямому контролю над ценами, государство создает для производителей особый экономический режим, вынуждает их пересматривать производственные программы, искать новые источники финансирования инвестиций и т. д.
Хозяйственные потери начинаются тогда, когда власти выходят за границы разумного, отдавая чрезмерное предпочтение либо экономическим, либо административным методам.
Нельзя забывать и о том, что самими экономическими регуляторами следует пользоваться предельно осторожно, не ослабляя и не заменяя рыночные стимулы. Если государство игнорирует это требование, запускает регуляторы, не думая о последствиях их применения, то механизм рынка начинает давать сбои. Ведь налоговая политика по силе своего воздействия на экономику сравнима с централизованным планированием.
Среди экономических регуляторов нет ни одного идеального. Любой из них, принося положительный эффект в одной сфере экономики, непременно дает негативные последствия в других. Здесь ничего нельзя изменить.
Государство, использующее экономические инструменты регулирования, обязано их контролировать и своевременно останавливать. Например, государство стремится обуздать инфляцию, ограничивая прирост денежной массы. Для борьбы с инфляцией эта мера эффективна, однако она приводит к удорожанию центрального и банковского кредита. А если процентные ставки растут, становится все труднее финансировать инвестиции, начинается торможение экономического развития. Именно так ситуация развивается в России.
Говоря о расширении вмешательства государства в экономическую жизнь общества, чаще всего упоминают задачу предотвращения резких колебаний в темпах экономического роста и возникновения спада производства.
Поиск наилучшей модели государственной экономической политики России затрудняется тем, что для решения даже минимального круга задач (компенсация несовершенства рынка и смягчение неравенства доходов и богатства) государство должно располагать огромными денежными средствами. А их сегодня российскому правительству получить крайне трудно.
Подводя итог можно сделать вывод о том, что в рыночной экономике основным регулятором выступает все же рынок, а государственное регулирование играет вспомогательную роль.
Оно строится на основе принципа «необходимости»: только в тех сферах, где рыночные регуляторы, в силу различных причин, неэффективны, допустимо и целесообразно государственное регулирование.
Таким образом, государственное регулирование – одна из основных форм участия государства в экономической жизни, состоящая в прямом или косвенном воздействии на распределение ресурсов и формирование пропорций.
Необходимость государственного регулирования экономики в переходный период обусловлена:
1)
требованием устранения
2) производством общественных благ;
3)
обеспечением экономики
4)
осуществлением
В настоящее время выделяют следующие формы экономического регулирования:
1) административное регулирование (за счет использования лицензирования и квотирования, контроля над ценами, доходами, валютным курсом, а также других форм);
2) правовое регулирование (на основе гражданского и хозяйственного законодательства, путем установления системы норм и правил).
3)
прямое экономическое
4) косвенное экономическое регулирование (использует в основном рычаги кредитно-денежной, налоговой, амортизационной, валютной, внешнеэкономической политики и др.).
На микроуровне регулирующее воздействие государства осуществляется посредством:
1)
налогов (НДС, налогов на
2) дотаций (выплат производителям или потребителям, обеспечивающих доведение цены продаж до равновесной);
3)
фиксированных цен,
Основная задача государства состоит в том, чтобы удерживать «золотую середину» в сфере влияния на рыночную экономику.
« » марта 2010 г. ____________
Способы, формы, методы и инструменты государственного регулирования экономики11