Государственное регулирование экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 22:12, реферат

Краткое описание

Цель работы раскрыть основные механизмы и методы государственного регулирования экономики.

Исходя из цели данной работы, поставим следующих задач:

- рассмотреть сущность государственного регулирования

экономики;

- необходимость в государственном регулировании;

- раскрыть методы государственного регулирования экономики.

Оглавление

Введение.

1.Сущность государственного регулирования экономики.

2. Необходимость государственного регулирования экономики.

3. Основные методы государственного регулирования

Заключение.

Список использованных литератур.

Файлы: 1 файл

грэ.doc

— 82.50 Кб (Скачать)

   План. 

   Введение. 

   1.Сущность  государственного регулирования  экономики. 

   2. Необходимость государственного  регулирования экономики. 

   3. Основные методы государственного регулирования 

   Заключение. 

   Список  использованных литератур. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

   В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической  системы важная роль принадлежит  государству. Государство на протяжении всей истории своего существования  наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.

   По  вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы границы и направления государственного вмешательства, существует широкий спектр мнений и подходов - от полного государственного монополизма до крайнего экономического либерализма. Однако необходимость выполнения государством определенных функций в экономике не подвергается сомнению. Это еще раз получило подтверждение в ходе “кейнсианской революции”, которая совершила переворот в классических воззрениях на рыночную экономику и доказала невозможность самоисцеления экономического спада.

   Вне зависимости от господствующих экономических  доктрин никто не снимал с национальных правительств ответственности за экономическое  положение страны. Таким образом, государственное регулирование  экономики имеет важное значение для экономического и социального развития страны. При этом, осуществляя регулирование экономики, государство использует широкий набор средств и методов воздействия на экономику, таких как бюджет, налоги, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и т.д.

   В любой экономической системе, в  том числе и рыночной экономике, государство выступает в известном  смысле как экономический агент, обладающий правом и возможностью принуждения, например в сфере налоговой политики, государственного законодательства. Принуждение часто обосновывается политической философией, требующей подчинения личных интересов общественным.

   Как бы там ни было, государство всегда, во все времена и во всех странах  оказывало ключевое влияние на функционирование экономики, и вследствие этого, на развитие общества в целом. Таким образом государственное регулирование является важной частью функционирования экономики и, поэтому, заслуживает самого пристального внимания.

   Цель  работы раскрыть основные механизмы и методы государственного регулирования экономики.

   Исходя  из цели данной работы, поставим следующих  задач:

   - рассмотреть сущность государственного регулирования

     экономики;

   - необходимость в государственном регулировании;

   - раскрыть методы государственного  регулирования экономики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1.Сущность государственного регулирования экономики. 

   Государство выполняет свои функции, применяя различные  методы государственного регулирования.

   Государственное регулирование экономики– система  типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

   В современной экономике государственное регулирование осуществляется через систему особых методов – административно-правовых и экономических регуляторов. Административно-правовое регулирование проявляется прежде всего в создании государством правовых основ экономики. Они применяются на уровне не только центральных правительств, сколько земель (в федеративных государствах), провинций и регионов (в унитарных государствах), а также местных (муниципальных) органов. Экономическое регулирование используется как для активизации нужных обществу форм деятельности, так и для ограничения и подавления нежелательных форм. Именно экономические регуляторы несут на себе основную нагрузку в процессе создания наиболее эффективных условий хозяйствования.

   К мерам прямого экономического регулирования, непосредственно воздействующих на производство товаров и услуг, относят целевое финансирование и государственные закупки.

   Целевое финансирование – выделение денежных средств государством из бюджета  целевым назначением для использования  в качестве средства решения определенной социально-экономической проблемы или создания определенного объекта. Важнейшим объектом  целевого финансирования являются государственные программы и заказы. Программы разрабатываются в различных областях, например, в сфере освоения космоса или мирового океана, строительства крупных сооружений, в проведении крупных научных исследований. При этом правительство делает соответствующий госзаказ фирмам на производство определенных видов продукции. Эти заказы надежны и выгодны, поэтому предприятия охотно участвуют в конкурсах на их получение.

   Государственные закупки – часть произведенных  в стране или за рубежом товаров  и услуг, закупаемых правительством, государственными органами за счет средств  государственного бюджета. Такие покупки осуществляются государством для нужд собственного потребления (закупка оборудования) и в целях обеспечения потребления населением и резервирования (например, закупки зерна и продовольствия для создания госрезервов).

   Косвенное экономическое регулирование влияет на общественное производство в основном посредством  мер бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики и осуществляется, например, с помощью предоставления налоговых льгот или льготных кредитов. (Подробнее механизм косвенного государственного регулирования будет рассмотрен в теме «Особенности экономической политики государства»).

   Возможности и границы эффективности госрегулирования не могут получить точной количественной оценки уже потому что имеют много  аспектов. Особое значение имеет тот  факт, что ресурсы, с помощью которых государство участвует в общественной жизни, - это, с одной стороны, все то, владельцем чего оно является, а с другой стороны – доходы и расходы бюджета. В первом случае речь идет о запасе ресурсов, во втором – об их потоке. При этом особенность государства состоит в том, что пользуясь законным правом принуждения, оно систематически осуществляет перераспределение, поэтому доля государственного сектора в национальном доходе, как правило, существенно отличается от его доли в совокупном капитале и в производстве реализуемых на рынке товаров и услуг.

   Государственное регулирование экономики является сложным процессом, который включает в себя разработку экономической  политики, ее положений и выбора методов ее проведения.

   Государственное регулирование экономики воздействует на три взаимосвязанных части воспроизводственного процесса: регулирование ресурсов, производства и финансов.

   Содержание  государственного регулирования экономики  определено целями, стоящими перед  государством, а также средствами и инструментами, которые имеет государство в экономической политике. Государственное регулирование экономики в себя включает:

   • информационная поддержка участников рынка, в т.ч. информирование о состоянии  государственной экономики и  ее перспективах развития;

   • обоснование важнейших моментов экономической политики, проводимой государственными органами власти;

   • выполнение мероприятий развития государственного сектора экономики — важнейшего инструмента воздействия государства  на экономику страны.

   Для понимания роли государственного регулирования  экономики в первую очередь следует  определить такие понятия, как экономика, циркуляция денежных средств, общественное воспроизводство. 

   Экономика — это система рационального  и эффективного использования ресурсов в целях удовлетворения потребностей населения государства. Экономика — это сфера постоянно возобновляемой деятельности людей по созданию материальных и нематериальных благ, необходимых для удовлетворения их потребностей.

   Экономика является последовательным движением, воспроизводством общественного богатства по цепочке производство — распределение - обмен — потребление. С точки зрения производства экономика отражает систему экономических связей в обществе, и основе этой связи лежит господствующий тип собственности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.Необходимость государственного регулирования экономики.  

   Отношение к государственному вмешательству  в рыночную экономику было различным  на разных этапах ее становления и  развития. В период формирования рыночных отношений в XVII-XVIII веках господствовавшая тогда экономическая доктрина - меркантилизм - основывалась на признании безусловной необходимости государственного регулирования для развития в стране торговли и промышленности.

   С развитием рыночных отношений набравший силу класс предпринимателей начал рассматривать государственное вмешательство и связанные с этим ограничения как помеху в своей деятельности. Появившиеся идеи экономического либерализма, которые впервые наиболее полно обосновал А. Смит в своем “Исследовании о природе и причинах богатства народов”, нашли большое число поклонников.

   Согласно  А. Смиту, рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит личный интерес, связанный  со стремлением к прибыли. Он выступает  как главная побудительная сила экономического развития. Одной из идей учения А. Смита была идея о том, что экономика будет функционировать эффективнее, если исключить ее регулирование государством. А. Смит считал, что, поскольку главным регулятором выступает рынок, следовательно, рынку должна быть предоставлена полная свобода.

   При этом последователи А. Смита, которых  относят к так называемой классической школе, исходили из тезиса о необходимости  выполнения государством традиционных функций, понимая, что есть сферы, которые находятся вне пределов досягаемости рыночного конкурентного механизма. Это, прежде всего, касается так называемых общественных товаров, т.е. товаров и услуг, которые потребляются коллективно (национальная оборона, образование, транспортная система, здравоохранение и т.д.) Очевидно, что государство должно брать на себя заботу об их производстве и организовывать совместную оплату гражданами этой продукции.

   К числу проблем, которые не решает рыночный конкурентный механизм, относятся  внешние, или побочные эффекты. Механизм рынка часто не реагирует на явления, которые стали настоящей бедой для человечества. Внешние, или побочные, эффекты можно регулировать, опираясь на прямой контроль государства, т.е. государство должно оценивать возникающие проблемы с точки зрения общественных перспектив.

   Экономическая практика подтвердила, что существуют ситуации, так называемое фиаско рынка, когда рыночная координация не обеспечивает эффективного использования ресурсов. Фиаско рынка проявляется не только в ситуациях, связанных с внешними эффектами и общественными благами. Важнейшая причина - это свойственная рынку тенденция к монополизации. В этих условиях для обеспечения конкуренции, как условия наиболее полного выявления регулирующих функций рынка, стали жизненно необходимыми выработка антимонопольного законодательства и его применение государством.

Информация о работе Государственное регулирование экономики