Государственное регулирование экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 22:12, реферат

Краткое описание

Цель работы раскрыть основные механизмы и методы государственного регулирования экономики.

Исходя из цели данной работы, поставим следующих задач:

- рассмотреть сущность государственного регулирования

экономики;

- необходимость в государственном регулировании;

- раскрыть методы государственного регулирования экономики.

Оглавление

Введение.

1.Сущность государственного регулирования экономики.

2. Необходимость государственного регулирования экономики.

3. Основные методы государственного регулирования

Заключение.

Список использованных литератур.

Файлы: 1 файл

грэ.doc

— 82.50 Кб (Скачать)
justify">   Кроме того, вне рыночного регулирования  находятся проблемы справедливости и равенства. Рыночное распределение, справедливое с точки зрения законов  рынка, приводит к неравенству доходов и социальной незащищенности. При этом следует иметь ввиду, что когда рыночное распределение не устраивает большинство населения, это чревато серьезными социальными конфликтами.

   Важный  этап в теоретическом осознании  роли государства в рыночной экономике был связан с именем выдающегося английского экономиста Дж. М. Кейнса. Идеи, выдвинутые в ходе “кейнсианской революции” доказали невозможность самоисцеления экономического спада, необходимость государственной политики как средства, способного уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризисного состояния, способствовать ее дальнейшей стабилизации.

   В практическом плане экономическую  политику, отражающую идеи Кейнса, когда  через соответствующий кредитно-денежный и финансовый инструментарий регулировался совокупный спрос, проводило большинство развитых стран мира после второй мировой войны. Считается, что она во многом способствовала смягчению циклических колебаний экономики этих стран.

   Развитие  рыночной экономики во второй половине XX века выявило четко обозначившуюся тенденцию расширения масштабов деятельности государства и усиления его роли в экономике. При этом общепризнанно, что наибольшая экономическая эффективность достигается в условиях действия конкурентного рыночного механизма.

   Цель  государства в рыночной экономике  не корректировать рыночный механизм, а создавать условия его свободного функционирования: конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее воздействие государства - везде, где необходимо.

         3. Основные методы государственного регулирования 

   Косвенные (экономические) методы. Современная рыночная экономика регулируется с помощью экономических (косвенных) и административных методов. При постоянно меняющемся их конкретном соотношении всегда преобладают экономические методы, так как они не сковывают свободу предпринимательства, не носят разрушительного характера и оказывают регулирующее воздействие на экономику через стимулирование или торможение деятельности субъектов рынка. Изменяя ставку кредита, процент по вкладам, норму обязательных резервов банков, проводя операции на открытом рынке, государство оказывает влияние на величину инвестиций, производство и занятость населения, динамику цен. В условиях спада производства государство применяет методы, стимулирующие экономическую активность. И, наоборот, при «перегреве» экономики вводит экономические меры, снижающие эту активность.

   К экономическим методам, прежде всего, относятся: денежно-кредитная и финансовая политика.

   Денежно-кредитная  политика представляет собой совокупность мер в области денежного обращения  и кредита, направленная на обеспечение  роста реального объема ВВП, стабильности цен, эффективной занятости и  выравнивание платежного баланса. К  основным направлениям денежно-кредитной политики относятся:

   * операции па открытом рынке,  т. е. на рынке правительственных  ценных бумаг;

   политика  учетной ставки (дисконтная политика) или ставки рефинансирования, т. е. регулирование  процента по займам коммерческих банков у Центрального банка;

   изменение нормы обязательных резервов банков, т. е. той суммы, которую коммерческие банки обязаны хранить в Центральном  банке (без процентов).

   Финансовой  политикой называются мероприятия  государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны. Финансовая политика складывается из двух взаимосвязанных направлений деятельности государства: бюджетной политики (бюджетное регулирование) и фискальной политики (в области налогов и государственных расходов).

   Некоторые экономисты к экономическим методам  государственного регулирования относят  также систему государственного программирования, которое рассчитано на решение крупномасштабных, стратегических задач. Оно может охватывать как всю экономику " целом, так и ее отдельные отрасли (например, социальную сферу), регионы, конкретные группы населения и др. В зависимости от использования различных критериев государственные программы можно подразделить на несколько видов. По срокам государственного программирования различают:

  • краткосрочные программы, разрабатываемые на срок от одного года до трех лет.
  • среднесрочные программы, рассчитанные на 3--5 лет.
  • долгосрочные программы, которые составляются на срок от 5 лет и более.

   По  объектам государственного программирования программы подразделяются на:

  • общегосударственные программы. Они содержат основные и значимые для общества в целом ориентиры экономического и социального развития. Эти программы направлены на регулирование деятельности государственного сектора и частных фирм;
  • региональные программы, охватывающие деятельность отдельных частей экономики. В некоторых странах для социально-экономического развития регионов используют региональное планирование;
  • целевые программы. Они предусматривают развитие конкретных направлений, например, научных исследований, а также поддержку отдельных групп населения.
  • отраслевые программы, направленные на развитие отдельных отраслей;
  • чрезвычайные программы, которые разрабатываются в тех случаях, когда экономика находится в кризисном состоянии вследствие экономических кризисов, экологических катастроф, ведения военных действий.

   С помощью государственных программ решаются задачи структурной перестройки, осуществления инвестиций, защиты окружающей среды и т. д.

   Наибольшее  распространение государственное  программирование получило в странах  Западной Европы, а также в Японии. В США и Канаде, где предпочтение отдается текущему регулированию экономики, оно распространено менее. Государственные  программы широко применяются и в развивающихся странах.

   Следует отметить, что государственные программы  носят рекомендательный, а не директивный  характер, как в командной экономике. Частный сектор их выполнять не обязан. Однако для их реализации государство  оказывает сильную поддержку за счет экономических и социальных ресурсов всего общества.

   Прямые (административные) методы. Как мы уже отметили, наряду с экономическими методами государственного регулирования используются также и административные методы.

   К административным методам регулирования экономики относят такие меры, как запрещение, разрешение, принуждение.

   Запрещение - это запрет какой-либо деятельности, признание общественно вредным  само производство каких-либо товаров  и услуг либо его технологий. Например, в целях обеспечения безопасности или по другим причинам государство может запретить следование через его территорию персоны нон грата и грузов других государств.

   Разрешение - это согласие, выданное в письменной или устной форме субъектом управления. Государство дает разрешение на ведение многих видов экономической деятельности, экспорт и импорт ряда товаров.

   Принуждение основано на применении мер наказания  за нарушение установленных норм. Например, при несвоевременной уплате налогов взимаются штрафы.

   Административные  методы регулирования используются часто при решении вопросов охраны окружающей среды, обеспечения национальной безопасности страны и т. д. Их используют при разработке стандартов, нормативов, а также при осуществлении контроля за их соблюдением.

   Экономические и административные методы находятся в определенной взаимосвязи. Так как любой экономический регулятор применяется или изменяется после принятия соответствующих государственных решений, а также контролируется государственной службой, то можно сказать, что он уже несет в себе элемент администрирования. В то же время административные методы должны быть экономически обоснованы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Заключение. 

   Безусловно, государственное регулирование - объективная  необходимость развития экономики. Причем, степень государственного регулирования зависит от уровня развития рыночных отношений. Так или иначе, в любой стране, при любой общественно-политической и социально-экономической системе экономика в той или иной степени регулируется государством в лице государственных органов. Государство воздействует на экономику посредством законодательных ограничений, налоговой системы, обязательных платежей и отчислений, государственных инвестиций, субсидий, льгот, кредитования, осуществления государственных социальных и экономических программ.

   Правовое  обеспечение рыночных отношений  является одним из ключевых средств  государственного регулирования экономики. Максимально эффективное применение средств государственного регулирования  возможно лишь в правовых формах. Необходимым, но отнюдь не достаточным условием эффективного государственного регулирования является принятие во внимание интересов субъектов рыночных отношений.

   Еще один инструмент государственного регулирования, а также важная составная часть  рынка - государственный сектор экономики. При осуществлении государственного регулирования происходит сочетание как прямых, так и косвенных методов.

   Государственный контроль и надзор также являются эффективными средствами государственного регулирования в сфере предпринимательской  деятельности и частного бизнеса.

   Не  следует также забывать, что очень  часто государство становится первопричиной  изменений экономического поведения  предпринимателей. От решений, принимаемых  правительством, зависят решения, принимаемые  на уровне микроэкономики. При создании благоприятных условий предпринимателям, их частный интерес совпадает с интересом государства, то есть общества. Следовательно, наиболее выгодным для государства будет сделать более доступной для предпринимателей ту сферу экономики, которая является наиболее приоритетной для общего экономического развития.

   Государственное регулирование экономики ставит одной из своих целей соблюдать  интересы государства, общества в целом, социально незащищенных слоев населения, не забывая при этом о правах и  свободе личности. Любое государство должно следить за тем, чтобы в условиях экономической деятельности не были ущемлены общественные интересы, а также интересы социальных групп, отраслей, монополий, предпринимателей, частных лиц, интересы и потенциал будущих поколений, чтобы уберечь окружающую среду, предотвратить гибель природы. И генеральная задача государства состоит даже не в том, чтобы создать условия, отвечающие всем этим интересам, а в том, чтобы сохранить стабильность этих условий на как можно более долгий период времени. И как раз вмешательство государства в экономику является одним из способов решения этой задачи.

   В то же время не стоит сбрасывать со счетов тот факт, что многие придерживаются ошибочного взгляда на государственное  регулирование как на панацею от всех социально-экономических проблем. Необходимо помнить, что всегда существовали и продолжают существовать так называемые «провалы» государства. Экономическая эффективность в первую очередь связана с рынком. Все современные развитые экономики опираются на рыночные принципы, меняется лишь национальная специфика того или иного государства. Именно по этой причине, сам термин “Государственное вмешательство” становится все более нецелесообразным, поскольку в экономически развитых странах рынок и государство функционируют на одном уровне, во взаимозависимой и взаимодополняющей системе. Таким образом, прежнее каноническое противопоставление государства и рынка в развитых странах постепенно теряет смысл.

   По  мнению специалистов, необходимо максимально  улучшить существующую систему налогооблажения. Например, освободить от налога инвестируюмую прибыль, что даст возможность быстрее развиваться малому и среднему бизнесу (по примеру Эстонии). Также целесообразно понизить ставки по основным видам налогов и частично отказаться от налоговых льгот, что существенно упростит налоговую сисиему и снизит количество нарушений связанных с сокрытием доходов как юридических так и физических лиц. Безусловно, следует упростить саму процедуру подачи документов на получение налоговых льгот. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Список использованной литературы 

1. Иохин  В.Я. Экономическая теория - М. 2001.

2. Ревенков  А. Планирование в системе государственного

    регулирования экономики. - М. 2001.

3. Ионов  М. Роль государства в экономике  - М. 1995.

4. Камаев  В.Д. Учебник по основам экономической теории - М. 

    2001.

5. Кэмпбелл  Р. МАККОНЕЛ, Стенли Л. БРЮ, Экономикс  - М. 

    1997.

6. Кушлин В.И.  Государственное регулирование  экономики: цели,

    теоретические модели, практика. // Экономист, 2005, №12. .

7. Макконнелл  К.Р., Брю С.Л. Экономикс. Принципы, проблемы и 

Информация о работе Государственное регулирование экономики