Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 22:12, реферат
Цель работы раскрыть основные механизмы и методы государственного регулирования экономики.
Исходя из цели данной работы, поставим следующих задач:
- рассмотреть сущность государственного регулирования
экономики;
- необходимость в государственном регулировании;
- раскрыть методы государственного регулирования экономики.
Введение.
1.Сущность государственного регулирования экономики.
2. Необходимость государственного регулирования экономики.
3. Основные методы государственного регулирования
Заключение.
Список использованных литератур.
Важный этап в теоретическом осознании роли государства в рыночной экономике был связан с именем выдающегося английского экономиста Дж. М. Кейнса. Идеи, выдвинутые в ходе “кейнсианской революции” доказали невозможность самоисцеления экономического спада, необходимость государственной политики как средства, способного уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризисного состояния, способствовать ее дальнейшей стабилизации.
В
практическом плане экономическую
политику, отражающую идеи Кейнса, когда
через соответствующий
Развитие рыночной экономики во второй половине XX века выявило четко обозначившуюся тенденцию расширения масштабов деятельности государства и усиления его роли в экономике. При этом общепризнанно, что наибольшая экономическая эффективность достигается в условиях действия конкурентного рыночного механизма.
Цель
государства в рыночной экономике
не корректировать рыночный механизм,
а создавать условия его
3. Основные методы государственного регулирования
Косвенные (экономические) методы. Современная рыночная экономика регулируется с помощью экономических (косвенных) и административных методов. При постоянно меняющемся их конкретном соотношении всегда преобладают экономические методы, так как они не сковывают свободу предпринимательства, не носят разрушительного характера и оказывают регулирующее воздействие на экономику через стимулирование или торможение деятельности субъектов рынка. Изменяя ставку кредита, процент по вкладам, норму обязательных резервов банков, проводя операции на открытом рынке, государство оказывает влияние на величину инвестиций, производство и занятость населения, динамику цен. В условиях спада производства государство применяет методы, стимулирующие экономическую активность. И, наоборот, при «перегреве» экономики вводит экономические меры, снижающие эту активность.
К экономическим методам, прежде всего, относятся: денежно-кредитная и финансовая политика.
Денежно-кредитная
политика представляет собой совокупность
мер в области денежного
*
операции па открытом рынке,
т. е. на рынке
политика учетной ставки (дисконтная политика) или ставки рефинансирования, т. е. регулирование процента по займам коммерческих банков у Центрального банка;
изменение
нормы обязательных резервов банков,
т. е. той суммы, которую коммерческие
банки обязаны хранить в
Финансовой политикой называются мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны. Финансовая политика складывается из двух взаимосвязанных направлений деятельности государства: бюджетной политики (бюджетное регулирование) и фискальной политики (в области налогов и государственных расходов).
Некоторые экономисты к экономическим методам государственного регулирования относят также систему государственного программирования, которое рассчитано на решение крупномасштабных, стратегических задач. Оно может охватывать как всю экономику " целом, так и ее отдельные отрасли (например, социальную сферу), регионы, конкретные группы населения и др. В зависимости от использования различных критериев государственные программы можно подразделить на несколько видов. По срокам государственного программирования различают:
По объектам государственного программирования программы подразделяются на:
С
помощью государственных
Наибольшее
распространение
Следует отметить, что государственные программы носят рекомендательный, а не директивный характер, как в командной экономике. Частный сектор их выполнять не обязан. Однако для их реализации государство оказывает сильную поддержку за счет экономических и социальных ресурсов всего общества.
Прямые (административные) методы. Как мы уже отметили, наряду с экономическими методами государственного регулирования используются также и административные методы.
К административным методам регулирования экономики относят такие меры, как запрещение, разрешение, принуждение.
Запрещение - это запрет какой-либо деятельности, признание общественно вредным само производство каких-либо товаров и услуг либо его технологий. Например, в целях обеспечения безопасности или по другим причинам государство может запретить следование через его территорию персоны нон грата и грузов других государств.
Разрешение - это согласие, выданное в письменной или устной форме субъектом управления. Государство дает разрешение на ведение многих видов экономической деятельности, экспорт и импорт ряда товаров.
Принуждение основано на применении мер наказания за нарушение установленных норм. Например, при несвоевременной уплате налогов взимаются штрафы.
Административные методы регулирования используются часто при решении вопросов охраны окружающей среды, обеспечения национальной безопасности страны и т. д. Их используют при разработке стандартов, нормативов, а также при осуществлении контроля за их соблюдением.
Экономические
и административные методы находятся
в определенной взаимосвязи. Так как любой
экономический регулятор применяется
или изменяется после принятия соответствующих
государственных решений, а также контролируется
государственной службой, то можно сказать,
что он уже несет в себе элемент администрирования.
В то же время административные методы
должны быть экономически обоснованы.
Заключение.
Безусловно, государственное регулирование - объективная необходимость развития экономики. Причем, степень государственного регулирования зависит от уровня развития рыночных отношений. Так или иначе, в любой стране, при любой общественно-политической и социально-экономической системе экономика в той или иной степени регулируется государством в лице государственных органов. Государство воздействует на экономику посредством законодательных ограничений, налоговой системы, обязательных платежей и отчислений, государственных инвестиций, субсидий, льгот, кредитования, осуществления государственных социальных и экономических программ.
Правовое
обеспечение рыночных отношений
является одним из ключевых средств
государственного регулирования экономики.
Максимально эффективное
Еще один инструмент государственного регулирования, а также важная составная часть рынка - государственный сектор экономики. При осуществлении государственного регулирования происходит сочетание как прямых, так и косвенных методов.
Государственный
контроль и надзор также являются
эффективными средствами государственного
регулирования в сфере
Не следует также забывать, что очень часто государство становится первопричиной изменений экономического поведения предпринимателей. От решений, принимаемых правительством, зависят решения, принимаемые на уровне микроэкономики. При создании благоприятных условий предпринимателям, их частный интерес совпадает с интересом государства, то есть общества. Следовательно, наиболее выгодным для государства будет сделать более доступной для предпринимателей ту сферу экономики, которая является наиболее приоритетной для общего экономического развития.
Государственное регулирование экономики ставит одной из своих целей соблюдать интересы государства, общества в целом, социально незащищенных слоев населения, не забывая при этом о правах и свободе личности. Любое государство должно следить за тем, чтобы в условиях экономической деятельности не были ущемлены общественные интересы, а также интересы социальных групп, отраслей, монополий, предпринимателей, частных лиц, интересы и потенциал будущих поколений, чтобы уберечь окружающую среду, предотвратить гибель природы. И генеральная задача государства состоит даже не в том, чтобы создать условия, отвечающие всем этим интересам, а в том, чтобы сохранить стабильность этих условий на как можно более долгий период времени. И как раз вмешательство государства в экономику является одним из способов решения этой задачи.
В то же время не стоит сбрасывать со счетов тот факт, что многие придерживаются ошибочного взгляда на государственное регулирование как на панацею от всех социально-экономических проблем. Необходимо помнить, что всегда существовали и продолжают существовать так называемые «провалы» государства. Экономическая эффективность в первую очередь связана с рынком. Все современные развитые экономики опираются на рыночные принципы, меняется лишь национальная специфика того или иного государства. Именно по этой причине, сам термин “Государственное вмешательство” становится все более нецелесообразным, поскольку в экономически развитых странах рынок и государство функционируют на одном уровне, во взаимозависимой и взаимодополняющей системе. Таким образом, прежнее каноническое противопоставление государства и рынка в развитых странах постепенно теряет смысл.
По
мнению специалистов, необходимо максимально
улучшить существующую систему налогооблажения.
Например, освободить от налога инвестируюмую
прибыль, что даст возможность быстрее
развиваться малому и среднему бизнесу
(по примеру Эстонии). Также целесообразно
понизить ставки по основным видам налогов
и частично отказаться от налоговых льгот,
что существенно упростит налоговую сисиему
и снизит количество нарушений связанных
с сокрытием доходов как юридических так
и физических лиц. Безусловно, следует
упростить саму процедуру подачи документов
на получение налоговых льгот.
Список использованной литературы
1. Иохин В.Я. Экономическая теория - М. 2001.
2. Ревенков А. Планирование в системе государственного
регулирования экономики. - М. 2001.
3. Ионов
М. Роль государства в
4. Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории - М.
2001.
5. Кэмпбелл Р. МАККОНЕЛ, Стенли Л. БРЮ, Экономикс - М.
1997.
6. Кушлин В.И. Государственное регулирование экономики: цели,
теоретические модели, практика. // Экономист, 2005, №12. .
7. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. Принципы, проблемы и