Государственное регулирование экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение основных макроэкономических целей и их реализация в экономической политике современной России. Для решения поставленной цели необходимо определить следующие задачи, такие как: необходимость вмешательства государства в рыночную экономику, ее направления и методы регулирования государством, а также, сущность макроэкономической политики и ее реализация в России.

Файлы: 1 файл

Государственное регулирование экономики.docx

— 53.13 Кб (Скачать)

 
Введение  
Актуальность темы данной курсовой работы определяется обеспечением государства благополучия нации в целом, охрану ее интересов, стабильности и укрепления экономического строя внутри страны и за рубежом. Этим и определяются цель государственного регулирования экономики и роль государства в рыночной экономике.  
Если государственное регулирование является объективной необходимостью в условиях современной рыночной экономики, то для экономики переходного периода его роль неизмеримо более высока, потому что здесь имеют место и другие, не свойственные рынку проблемы, решение которых возможно только посредством действенного государственного вмешательства. Сюда следует отнести: формирование самой рыночной инфраструктуры, высокий удельный вес государственного сектора экономики, разгосударствление и приватизацию, развитие предпринимательства и конкуренции, развитие социальной сферы и системы социальной защиты населения, привлечение иностранных инвестиций и др. Кроме того, со стороны государства требуется мощное противодействие ряду негативных процессов, характерных именно для переходного периода. И, наконец, проведение рыночных реформ и ответственность за их реализацию так же лежат на государстве.  
Все перечисленные аргументы вызывают объективную необходимость государственного регулирования экономики в условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период.  
Однако масштабы государственного регулирования рыночной экономики, глубина его проникновения в социально-экономические процессы имеют определенные границы, обусловленные, с одной стороны, интересами собственников и, с другой – возможностями самого государства. В рамках этого можно говорить об относительных границах эффективности государственного регулирования и эффективности той либо другой меры (формы, инструмента, метода) его воздействия. Так, государственный сектор и государственные доходы (бюджет, внебюджетные фонды), которые являются экономической основой государственного регулирования экономики, имеют свои границы. Возможности роста государственного сектора ограничивают интересы частной собственности; увеличение доходов государства связано с социальными границами налогообложения, которые затрагивают интересы практически всех слоев населения, а так же с конъюнктурой самой экономики. Совпадение интересов государства с интересами собственников позволяет существенно расширить границы государственного регулирования, и наоборот, если они расходятся, эти границы сужаются.  
Целью данной курсовой работы является изучение основных макроэкономических целей и их реализация в экономической политике современной России. Для решения поставленной цели необходимо определить следующие задачи, такие как: необходимость вмешательства государства в рыночную экономику, ее направления и методы регулирования государством, а также, сущность макроэкономической политики и ее реализация в России.  
1 Необходимость вмешательства государства в рыночную экономику  
Государство всегда, в любые исторические периоды, выполняло определенные экономические функции (защита частной собственности, сбор налогов и таможенных пошлин, организация денежного обращения и т.п.). Однако в ХХ веке роль и функции государства существенно изменились, государство стало полноправным субъектом экономических отношений.  
Общепризнано, что современная рыночная экономика не может существовать без государственной хозяйственной деятельности. Дискутируются лишь масштабы вмешательства государства в экономику. Так, классики экономической теории (А. Смит, Д. Рикардо) считали, что рыночная экономика должна развиваться на основе саморегулирования, т. е. без участия каких-либо внешних сил, в том числе и государства.  
Однако разразившийся в 1929—1933 гг. кризис капиталистической экономики ознаменовал конец «эры» свободного предпринимательства, показал неспособность рыночной системы развиваться без вмешательства государства.  
Необходимость государственного регулирования рыночной экономики теоретически обосновал английский экономист Дж. М. Кейнс в книге «Общая теория занятости, процента и денег» (1946). Эта теория получила практическое применение в экономике США (в 50-е годы) и принесла определенные положительные результаты в хозяйственной деятельности. В дальнейшем теория государственного регулирования Кейнса легла в основу экономической политики почти всех развитых капиталистических стран.  
Экономическая роль государства в той или иной стране определяется долей национального дохода, сосредоточенного «в руках» государства. Если государству принадлежит почти весь национальный доход, то это чисто государственная экономика. В таком случае управление осуществляется из единого центра, а экономическую систему называют административно-командной, или тоталитарной. Подобная экономика имела место в Советском Союзе и в других социалистических странах.  
В экономике социалистических стран свободный рынок отсутствовал. Переход к рыночной системе означает передачу большей части национального дохода государства в частное (индивидуальное или групповое) владение, распоряжение и использование. Этот переход государственной собственности в частную может происходить или насильно (революционным путем), или добровольно (эволюционным путем), например, как это произошло в результате приватизации государственной собственности в России через ваучеры. Таким образом, исторический процесс развития экономики зависит от решения вопроса: какова доля государства в экономической деятельности?  
Если государство распоряжается 10—50 % национального дохода, то такая экономика является смешанной, т. е. одна часть национального дохода сосредоточена в руках государства, а другая — в руках частных владельцев.  
Доля национального дохода, которой распоряжается государство, может колебаться под влиянием внешних обстоятельств, например войны. Так, в США в 1929—1940 гг. доля государства в национальном доходе колебалась в пределах 10—13 %, затем стремительно выросла во время второй мировой войны (до 45 %). Однако с начала 50-х годов эта доля колебалась на уровне 15— 30 % национального дохода.  
В США в отличие от других промышленно развитых стран размер государственного сектора невелик. В Швеции, Норвегии, Франции, Великобритании и ФРГ он значительно больше и достигает 40—50 %.  
Почему растет государственный сектор? Главными причинами являются:  
1) рост расходов на оборону и военно-космические исследования;  
2) рост народонаселения;  
3) решение проблем окружающей среды и инфраструктуры;  
4) решение социальных проблем: безработицы, медицинской помощи, продовольственного кризиса, жилищного обеспечения, нищеты.  
Таким образом, вмешательство государства в экономику вызвано стремлением правительства смягчить неэффективность и «несправедливость», связанные с функционированием рыночной экономики.  
В 70—80-х годах нашего столетия наблюдался обратный процесс: усилился интерес к рыночному механизму. Причиной явилось снижение эффективности государственного сектора. Однако это не означает, что происходит полное свертывание государственного вмешательства. Государство всегда будет иметь свою долю в рыночной экономике.  
Современная рыночная экономика - это экономика, в которой наряду с частным предпринимательством имеется государственный сектор и государственное регулирование. Государство производит около 20% национального продукта, контролирует перераспределение доходов в обществе, регулирует многие экономические процессы.  
Усиление экономической роли государства в рыночной экономике связывают, как правило, с "провалами" (фиаско) рынка - случаями, когда рыночный механизм оказывается несостоятельным и не обеспечивает эффективное распределение ограниченных ресурсов общества. К "провалам" рынка относят:  
1. Тенденцию к монополизации рынков.  
2. Неустойчивые темпы экономического роста.  
3. Недоиспользование всех видов ресурсов.  
4. Неполную занятость.  
5. Нестабильный общий уровень цен.  
6. Циклический характер развития производства.  
7. Неравномерность распространения информации о рыночных сделках в качестве экономических благ.  
8. Неравномерность распределения доходов.  
9. Наличие нерыночных взаимосвязей и взаимозависимостей, не получивших отражения в ценах.  
10. Несостоятельность рынка по предоставлению населению общественных благ.  
Этот перечень можно дополнить и другими «провалами», например отсутствием механизмов, учитывающих внешние эффекты или нестабильностью макроэкономического развития и т.п.  
"Провалы" рынка, а также ряд внешних факторов (соревнование с существовавшей в недалеком прошлом социалистической системой, распад мировой колониальной системы, усиление конкуренции на мировых рынках) и обусловили активизацию участия государства в экономической жизни общества.  
Сглаживание, предотвращение негативных последствий действия рыночных регуляторов и решение острых социально-экономических проблем общества - основная цель экономической деятельности государства. Стремясь к достижению этой цели, государство внедряется в рыночное хозяйство, осуществляет разнообразные меры административного и экономического характера, обеспечивающие условия для достижения основных макроэкономических целей.  
Выработка конкретных программ достижения крупных экономических целей общества лежит в основе экономической политики того или иного государства. Во избежание «провалов» современного рынка, государство (правительство) выполняет как минимум следующие экономические функции:  
1. Обеспечение правовой базы функционирования рыночной системы. Принятие государством законов, защищающих права собственности, регулирующих отношения между предпринимателями и наемными работниками, предпринимателями и государством, обеспечивающих соблюдение контрактов и т.п., является залогом нормального функционирования рыночной экономики. Обоснованное, устойчивое, обязательное для всех законодательство дает возможность хозяйствующим субъектам осуществлять свободный выбор, планировать свою деятельность. Выполняя эту функцию, государство способствует минимизации транзакционных издержек, что ведет к более рациональному распределению ограниченных ресурсов общества в соответствии с его потребностями.  
2. Защита конкурентной среды. Ограничение конкуренции, монополизация рынков снижают эффективность распределения ресурсов, ведут к чистым потерям общества. Именно в силу антиобщественного характера деятельности монополий, государство проводит антимонопольную политику, направленную на недопущение возникновения монополий или на борьбу с уже имеющимися монополиями.  
3. Поскольку рыночное, пофакторное распределение доходов не обеспечивает социального равенства в обществе, постольку перераспределение доходов через систему прогрессивного налогообложения, трансфертные платежи (пенсии, пособия, компенсации и т.п.), установление государственного контроля за ценами на некоторые товары, определение минимального уровня оплаты труда становится функцией государства.  
4. Охрана окружающей среды. Рынок не имеет механизмов, которые заинтересовывали бы производителей в охране окружающей среды. Их цель - максимизация прибыли - приходит в противоречие с необходимостью делать дополнительные затраты для борьбы с загрязнением. Поэтому функцию экологической защиты среды обитания человека берет на себя государство.  
5. Финансирование фундаментальной науки, образования, медицинского обслуживания и т.п. В условиях современной НТР, когда наука превратилась в непосредственную производительную силу общества, государственное финансирование фундаментальной науки, субсидирование развития современных наукоемких производств стало необходимым условием нормального функционирования рыночной экономики. Это же касается и образования. Под влиянием НТР принципиально изменилась роль человека в производстве, на первый план вышли его интеллектуальные, профессиональные, организаторские, творческие способности. В этих условиях объективной необходимостью стало наличие высокоразвитых систем образования, информации, здравоохранения, обеспечить развитие которых в состоянии только государство.  
6. Стабилизация экономики и стимулирование экономического роста. Достижение макроэкономических целей (полной занятости, стабильных цен, постоянного экономического роста) только с помощью рыночных механизмов невозможно, поэтому борьба с макроэкономической нестабильностью становится функцией государства.  
7. Корректировки рыночного распределения ресурсов с учетом возникающих в экономике отрицательных и положительных внешних эффектов, и финансирование производства или непосредственное производство общественных благ.  
8. К недостаткам рыночной экономики, которые вынуждено корректировать государство, относятся неоптимальное распределение ресурсов в связи с наличием внешних эффектов (экстерналий) и незаинтересованность рыночной системы в производстве общественных товаров. Экстерналии - это издержки или выгоды производства или потребления благ, приходящиеся на долю третьих лиц - лиц, не участвующих в рыночной сделке, и не учитываемые в полной мере в рыночных ценах. Наличие внешних эффектов означает, что рыночная цена не полностью отражает полезность и издержки производства блага, что ведет к снижению эффективности распределения ограниченных ресурсов общества и эффективность всей рыночной системы. Именно в целях обеспечения эффективного распределения ресурсов государство осуществляет меры, направленные на учет экстерналий в цене.  
9. Государство может сдерживать производство благ с отрицательными внешними эффектами, трансформируя внешние эффекты, не находящие отражения в цене, во внутренние издержки. Устанавливая разного рода штрафы или вводя специальные налоги, государство принуждает предпринимателей ставить очистные сооружения (дымоуловители, оборудование по очистке воды), засаживать вырубки и т.п. Затраты на очистные сооружения увеличат издержки производства и сократят объем производства, а это значит, что меньше ресурсов будет направляться на производство продукции, порождающее отрицательные внешние эффекты.  
Расширять производство благ с положительными внешними эффектами государство может, субсидируя потребителей, что позволит им увеличить спрос на блага с положительными экстерналиями или субсидируя производителей, что позволит последним снизить издержки производства и увеличить создание благ с положительными экстерналиями. Увеличение производства и потребления благ, порождающих положительные внешние эффекты, означает ослабление или устранение диспропорциональности в распределении ресурсов.  
10. Важная функция государства в рыночной экономике - производство общественных благ. Особенность общественных благ заключается в том, что их полезность распространяется более чем на одного человека, их нельзя предоставить одному лицу, не предоставив другим (национальная оборона, защита от наводнений, уличное освещение и т.п.). Общественные блага нельзя продать одному лицу, поэтому их производство невыгодно частному бизнесу, но, так как эти блага необходимы обществу в целом, государство берет их производство на себя.  
Затраты на производство общественных благ несет государство, а выгодами от их потребления пользуется все общество. Поскольку доходы государства формируются в основном за счет налогов, фактически само общество финансирует производство общественных благ. Однако непосредственная связь между величиной уплачиваемого налога и участием в потреблении общественных благ отсутствует.  
Государственное регулирование экономики - это набор типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государственными органами для воздействия на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения условий для нормального функционирования рыночного механизма и решения социальных проблем.  
Масштабы, направления, объекты, инструменты государственного регулирования зависят от выбираемой правительством политики. В основе той или иной проводимой государством политики лежат разные воззрения на целесообразность и методы государственного вмешательства в экономику. Существуют разные теории государственного регулирования.  
Неоклассическая теория (теория "невмешательства", нерегулирования). Согласно воззрениям классиков, как уже отмечалось, рыночная экономика обладает свойством саморегулирования. Все недостатки рынка являются следствием ограничения рыночной свободы, и поэтому государству не следует вмешиваться в экономику. Рынок сам решает все экономические проблемы, свобода выбора - основа эффективности хозяйства.  
Кейнсианская теория. Переворот во взглядах на роль государства связан с именем Дж. Кейнса. Который показал, что рыночной экономике, которая, хотя и является саморегулируемой, внутренне присущи определенные недостатки, затраты общества по преодолению которых очень велики, поэтому государство должно воздействовать на рыночный механизм.  
Цель государственного регулирования - поддержание экономической и социальной стабильности в обществе, обеспечение эффективности производства. При определении конкретных целей регулирования государство должно учитывать их взаимозависимость и частую противоречивость. Например, политика, направленная на снижение безработицы, может оборачиваться ростом цен и т.п. Ограниченность ресурсов делает необходимым ранжирование целей, при этом значимость тех или иных целей постоянно меняется в зависимости от экономической конъюнктуры.  
Во всех странах существуют специальные государственные органы, ответственные за разработку программ и их осуществление.  
Отличие программ, разрабатываемых в условиях рыночной экономики, от планов, принимавшихся в административно-командной (плановой) экономике и носивших директивный характер, состоит в их рекомендательно-индикативном (пожелательном) характере. Государство не может обязать частный бизнес следовать тем или иным программам, но оно может через налоговые и кредитные льготы, систему государственных заказов заинтересовать предпринимателей развиваться в направлении достижения целей принятых программ.  
Пределы государственного вмешательства в экономику. Несмотря на то, что государство берет на себя функции по устранению негативных социально-экономических последствий несовершенств рынка, созданию условий, обеспечивающих функционирование национального хозяйства в целом, его вмешательство в экономику не должно быть беспредельным. Границей, пределом государственного регулирования экономики является эффективность рыночной экономики как системы. Пересечение этой черты может привести к исчезновению экономических стимулов, обеспечивающих эффективное функционирование рыночного механизма. Чрезмерное участие государства в экономике, выполнение им несвойственных функций, способствуют огосударствлению экономики, изменению экономической системы.  
2 Направления и методы регулирования государством рыночных экономик  
Одним из важнейших направлений деятельности государства в современной рыночной экономике является регулирование экономики.  
Государственное регулирование экономики — это система экономических мероприятий государства, посредством которых оно может воздействовать на социально экономическое развитие общества.  
Государственное регулирование экономики направлено на решения задач, стоящих перед государством в процессе выполнения экономических функций, рассмотренных в 1 разделе данного курсового проекта.  
Государственное регулирование экономики включает различные направления экономической деятельности государства. Некоторые из них отражены в таблице 1.  
Таблица 1 – Основные направления и функции государственного регулирования экономики  
Направления Функции  
Создание правовой основы экономической деятельности государства Макроэкономическая стабилизация  
Создание общественных благ Проведение фискальной политики  
Регулирование внешних (побочных) эффектов Поддержка малого бизнеса  
Проведение антимонопольной политики Регулирование внешнеэкономической деятельности  
Создание инфраструктуры экономики Поддержка фундаментальной науки, проведение общей научно технической и инновационной политики.  
Государственное предпринимательство Обеспечение экологической безопасности  
Перераспределение доходов  
Рассмотрим каждое из них более подробно.  
Одной из важных функций государства в современной экономике является создание правовой основы экономической деятельности. Эта функция государства сводится к разработке законодательных и нормативных документов, регулирующих механизм функционирования экономики в целом, отдельных ее субъектов. Одновременно государство обязано контролировать выполнение установленных законодательных и нормативных документов.  
Создание общественных благ — другое важное направление государственного регулирования экономики. Вместе с тем, государство может гарантировать лишь такой уровень потребления общественных благ, который позволяют в данный момент времени ресурсы государственного бюджета.  
Мировая практика свидетельствует, что рынку свойственна тенденция к монополизации, которая приводит к подрыву основ свободной конкуренции, диктату производителей над потребителями, а вследствие этого — к стагнации. Проведение антимонопольной политики, направленной на борьбу с монополизмом, защиту принципов свободной конкуренции может быть выполнено только государством. Для достижения этой цели государство опирается на антимонопольное законодательство.  
Рыночный механизм не в состоянии решить проблему регулирования внешних или побочных эффектов. Внешний эффект — это эффект, оказывающий влияние на фирмы и потребителей при производстве товаров и услуг. Внешние эффекты могут быть как отрицательными, так и положительными. Загрязнение окружающей среды в связи со строительством железных дорог является отрицательным внешним эффектом. Пример положительного внешнего эффекта представляет строительство оросительной системы одним фермером, в результате, которого улучшается качество земель других фермеров без дополнительных инвестиций. В современной экономике регулирование внешних эффектов берет на себя государство. Надо отметить, что существуют различные точки зрения на решение проблемы внешних эффектов и участие в этом вопросе государства.  
Вопрос о том, как разрешить проблему компенсации внешних издержек, остается одним из самых сложных в экономической науке. Это особенно справедливо для тех случаев, когда трудно установить ответственность субъекта, что характерно для большинства ситуаций с возникновением внешних эффектов. Кто, например, должен нести ответственность за кислотные дожди и озоновые дыры в атмосфере?  
Задача, очевидно, состоит в разумном сочетании государства и рынка, с целью сближения общественных и частных издержек. Как справедливо отметил известный американский экономист К. Д. Эрроу: «Определение трансакционных издержек в различных условиях и при различных системах распределения ресурсов, должно стать основным вопросом исследования по теории общественного благосостояния».  
Создание инфраструктуры экономики – следующее важное направление государственного регулирования экономики. Эффективная экономика требует наличия соответствующей инфраструктуры — комплекса организаций, обеспечивающих условия воспроизводства. Выделяют несколько видов инфраструктуры:  
1) производственная (сеть энергоснабжения, транспорта и связи);  
2) институциональная (государственный аппарат управления);  
3) социальная (учебные, медицинские, культурные заведения);  
4) информационная (совокупность информационных каналов и хранилищ, информационных технологий).  
В современной рыночной экономике, государство является не только координатором и контролером, но и предпринимателем. Оно занимается особым видом предпринимательства - государственным предпринимательством. Под ним понимается деятельность государственных предприятий, выпускающих товары и услуги, необходимые для развития национальной экономики. Государство в качестве предпринимателя действует, с одной стороны, как типичный предприниматель, a c другой стороны, как особый общественный предприниматель. В отличие от частного предпринимателя государство ориентируется не только на получение прибыли, но и на предоставление товаров, работ, услуг, обеспечивающих функционирование экономики в целом, включая частный капитал. Государство ведет предпринимательскую деятельность на базе государственного сектора экономики.  
Перераспределение доходов - это изъятие части дохода у одних лиц с целью их передачи другим лицам или добровольная передача доходов одними лицами другим, более в них нуждающимся. Перераспределение доходов осуществляется государством и является характерной чертой социальной рыночной экономики. Существуют различные формы перераспределения доходов, некоторые из которых показаны на рисунке 1.  
 
Рисунок 1 - Формы перераспределения доходов  
Государственная закупка товаров и услуг представляет форму государственного потребления. Такой способ перераспределения доходов затрагивает главным образом военные заказы, гражданские строительные программы, финансирование капитальных вложений в государственные предприятия. Государственная закупка товаров гарантирует предпринимателям стабильный рынок сбыта, получение прибыли. Эта форма перераспределения доходов способствует решению проблем занятости, благосостояния.  
Важными каналами перераспределения доходов являются государственные кредиты и субсидии. Они предоставляются государством за счет средств государственного или местных бюджетов, а также специальных фондов.  
Налоговое перераспределение доходов — это косвенный метод регулирования доходов. Он подразумевает частичное или полное освобождение от уплаты налогов одних лиц и повышенную ставку их оплаты с других. Эта мера перераспределения доходов направлена на достижение определенных социальных и экономических целей. Например, налоговые льготы используются для привлечения иностранных инвестиций, развитие малого бизнеса и др.  
Рыночной экономике присуща неравномерность, цикличность развития, которая сопровождается потерей работы, расслоением населения по доходам. Государство берет на себя функцию по выплате пособий безработным, семьям с детьми, инвалидам и иным группам населения, нуждающимся в социальной помощи. Государство поддерживает социальные программы, обеспечивающие доступность населения к образованию, здравоохранению, культуре, физической культуре и спорту.  
Государство в социально-ориентированной рыночной экономике выполняет также такую необходимую функцию, как макроэкономическая стабилизация экономики. Эта мера государственного регулирования направлена на предотвращение, торможение экономического спада, закрепление и поддержание показателей функционирования экономики на определенном уровне, оздоровление хозяйства. Макроэкономическая стабилизация достигается преимущественно посредством фискальной и денежной политики. К основным мерам, направленным на достижение макроэкономической стабилизации, относятся: изменение государственных расходов, налогов и др.  
Фискальная политика — это сознательное применение расходных и налоговых функций правительства для достижения определенных макроэкономических целей. Если экономика действует ниже своих возможностей, то государство проводит расширительную фискальную политику. Она осуществляется за счет роста государственных расходов и снижения налоговых ставок, что, как правило, ведет к росту бюджетного дефицита. Для преодоления инфляционных разрывов используется ограничительная фискальная политика, которая предполагает сокращение правительственных расходов и рост налоговых ставок.  
К мерам государственного регулирования экономики относится также поддержка малого бизнеса. Малый бизнес способствует поддержанию конкуренции в рыночной экономике, созданию рабочих мест. Государство оказывает поддержку развитию малого бизнеса посредством налоговой, кредитной политики, оказания услуг (образовательных, консультационных и др.).  
Государство осуществляет регулирование не только внутренней, но и внешнеэкономической деятельности. Каждое государство стремится создать благоприятные внешние условия для развития национальной экономики. Исходя из конкретных национальных интересов, государство проводит либо политику либерализации, либо протекционизма. Государственное регулирование внешней среды происходит с помощью комплекса мер, которые можно подразделить на таможенные тарифы и нетарифные меры регулирования.  
Одной из функций государства в социально-ориентированной рыночной экономике является поддержка фундаментальной науки, проведение общей научно технической и инновационной политики.  
Современная экономика базируется на проведении эффективной научно-технической и инновационной политики. Неотъемлемым ее признаком является постоянное создание новой техники, технологий, являющихся результатом достижений научно технического прогресса. Развитие изобретательства, появление пионерских и крупных изобретений являются существенным фактором инновации. В США государство финансирует более половины фундаментальных исследований, практически полностью создание наиболее сложных и дорогостоящих установок фундаментальной науки. Государство берет на себя значительную часть расходов на проведение НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ). Особенно активно государство принимает участие в финансировании НИОКР, связанных с военным производством. В России в условиях ограниченности государственного бюджета наметилась опасная тенденция к сокращению объема финансирования фундаментальной науки, что ставит под угрозу сохранение интеллектуального потенциала общества.  
Обеспечение экологической безопасности – важная функция государства в социальной рыночной экономике. Вторая половина XX века показала, что экстенсивное развитие экономики сопровождается рядом отрицательных последствий. Одними из них являются разрушение экосистем, потери части ВВП. Такие потери приводят к негативным экономическим, финансовым и социальным последствиям. Их можно устранить или снижением темпов экономического развития, или осуществлением комплекса мер по экологизации производства. Для современной экономики приемлемым является второй путь. Его реализация предоставляется государству. Оно организует систему контроля, оценки и слежения за изменениями состояния окружающей среды под влиянием антропогенных воздействий. Государство создает сеть стационарных станций наблюдения, с помощью авиакосмических средств контроля над изменениями параметров, характеризующих состояние среды. Государство посредством законов, налоговой политики ведет оперативное управление охраной окружающей среды, принуждая предпринимателей к соблюдению природоохранных мер. Государство контролирует эксплуатацию природных ресурсов, устанавливает запреты и ограничения на производство некоторых продуктов, административные санкции за нарушение природоохранного законодательства, экологических норм.  
3 Стратегия и тактика российской макроэкономической политики  
3.1 Динамика ВВП  
Еще совсем недавно по темпам роста ВВП Россия отставала только от Китая и Казахстана и занимала третье место в мире. Но после кризиса Россия уступила свое место Украине, которая в 2009 году пережила более сильное падение, чем Россия, но в 2010 году ее рост ВВП опередил российский на 0,2 процентных пункта1 (рисунок 2).  
 
Рисунок 2 - Темпы роста ВВП в 2007–2010 гг. в Китае, Казахстане, России и Украине, %  
Источник. ABARUS Market Research по данным открытых источников.  
По данным Росстата, рост экономики России в 2010 году составил 4%. Прогноз Всемирного Банка составлял 4,2%. Стоит отметить, что в начале года оценка происходящего в стране со стороны российских и иностранных экспертов также отличалась. Если Министерство экономического развития РФ оценивало прирост ВВП на конец года в 2-3%, то Всемирный Банк ожидал прирост в 5,5%. Однако во втором полугодии обе стороны сошлись на уровне 4,5%, но в итоге он оказался несколько скромнее.  
В 2008 г. объём ВВП РФ в текущих ценах составлял 41 трлн. 451 млрд. руб. В 2009 году объём ВВП России составил 39,161 трлн. руб. В 2009 г. наиболее серьёзно снизилась валовая добавленная стоимость в сфере коммунальных, социальных и персональных услуг (на 8,3%). Также значительное снижение зафиксировано в строительстве – на 16,4%, сфере гостиничного и ресторанного бизнеса – на 15,4%, в сфере обрабатывающих производств – на 13,9%. На рисунке 3 изображено формирование ВВП по годам в 2002–2011 гг.  
По данным Росстата и последней переписи населения, теневая экономика в России составляет 16 процентов от ВВП. В этом секторе занято 13 миллионов человек. Эти цифры означают, что правовая матрица, существующая в стране, не удовлетворяет значительную часть населения, поэтому до сих пор существует большое количество видов деятельности, которые не попадают в поле зрения ни статистической, ни налоговой сферы.  
В 2011 году в российской экономике последствия кризиса по-прежнему ощущаются1. Но промышленное производство растет, рынок труда активизировался, кредитование постепенно восстанавливается. Поэтому в 2011 году прирост ВВП ожидается более высокий, чем в предыдущем году, примерно 4,2-4,5%. Однако при этом намечается более высокий уровень инфляции. Официальный прогноз властей РФ по росту экономики составляет 4,2% и 3,9% в 2011 и 2012 году соответственно. По оценке Минэкономразвития РФ, в январе-феврале 2011г. российская экономика выросла на 4,4% в годовом исчислении.  
По прогнозам Всемирного Банка, сделанным в конце марта, в 2011 году российская экономика стабилизировалась, и будет расти быстрее мировой. Банк улучшил свой прогноз по росту экономики России на текущий год, подняв его с 4,2% до 4,4%. Это выше прогнозируемых темпов роста мировой экономики (3,1%), которая придерживается умеренных темпов. Однако этот рост снова будет опираться на благоприятную нефтяную конъюнктуру.  
Промышленное производство в 2011 году позывает меньшие темпы роста за счет эффекта высокой базы. Дело в том, что в 2009 году показатель сократился почти на 10%, чем и объясняется рост в 2010 году на 8,2%.  
3.2 Инфляция  
В первом полугодии 2010 г. инфляция в стране составила 4,4%. Во втором полугодии 2010 г. участники рынка активизировались и пустили часть своих сбережений в оборот, увеличивая объемы производства, набирая персонал и индексируя заметно «похудевшие» зарплаты, что подстегнуло дальнейший рост цен. Также в связи со сложными погодными условиями на уровень инфляции заметное влияние оказала динамика цен на плодовоовощную продукцию. Именно этот сегмент внес наибольший вклад в инфляционный рост, в результате которого инфляция в 2010 г. составила 7,6%, что явилось рекордом за последние десять-пятнадцать лет (рисунок 4).  
Однако в 2011 году чувствуется более высокое инфляционное давление, причинами которого выступают как высокие мировые цены на продовольствие, так и собственные внутрироссийские проблемы, связанные с засухой и неурожаем прошлого лета. Таким образом, с июня 2010 г. по февраль 2011 г. рост цен на продовольствие в РФ составил 17,5%.  
3.3 Цены на нефть  
По мнению специалистов Всемирного банка, мир переживает новый нефтяной шок: цена барреля нефти в 2011 г. составляет 96,8 доллара, в 2012 г. составит 92,3 доллара.  
Несмотря на небольшое снижение добычи нефти в России в 2009 г., топливно-энергетические товары по-прежнему составляют основную часть российского экспорта. Данный сегмент составляет 65% всех экспортных поставок.  
В 2007 году средняя цена нефти марки Urals составила 69,3 доллара США за баррель, что на 13,4% выше уровня 2006 года, в том числе в декабре – 88,1 доллара США за баррель, увеличившись на 51,9% к уровню декабря 2006 г. В 2008 г. максимальная стоимость барреля нефти марки Urals составила 130 долларов. Однако снижение роста мировой экономики, кризис ликвидности и усиление позиции доллара привело к троекратному снижению стоимости нефти в декабре 2008 г. по сравнению с июлем. 26 декабря 2008 г. стоимость нефти достигла минимальной отметки за весь год – 32,23 доллара за баррель. Средняя стоимость нефти за год составила по данным Министерства экономического развития 94,4 доллара за баррель, прирост за год – 36,2% (рисунок 5).  
В течение 2010 г. нефть становилась лишь дороже. Эксперты рынка ожидали, что в 2010 году среднегодовая цена нефти вырастет до 79 долл., а в 2011 году – до 81 долл. По 2009 году прогнозы практически сбылись – среднегодовая цена составила 78,2 долл. Что же касается 2011 года, то вполне вероятно, что в текущем году цена на нефть преодолеет планку в 90 доллар за баррель.  
На рисунке 6 показана среднеквартальная динамика цен на нефть марки Urals в 2007–2010 гг.  
Высокие цены на нефть, которые получают все новые и новые поводы для роста (военные и политические конфликты в Северной Африке, трагические события в Японии), позволили Банку России накопить за год 37 млрд. долл. золотовалютных резервов, а также помогают преодолевать проблемы в платежном балансе, сглаживая последствия роста импорта и непрекращающегося оттока капитала1 (чистый отток капитала из страны в феврале, по предварительным данным, составил 6 млрд. долл., в январе этот показатель составил 13 млрд. долл.).  
Опасность высоких цен на нефть кроется в том, что, во-первых, они могут производить впечатление стабильного фактора, на который так удобно опираться, но в действительности Россия практически никак не может на этот фактор влиять. Во-вторых, высокая рентабельность в сфере нефтедобычи будет продолжать «оттягивать» большие активы от вклада в перерабатывающую промышленность и инновационное развитие. В таких условиях государственный бюджет, а с ним и вся экономика, находятся в очень уязвимом положении.  
Высокие цены на нефть и грядущие выборы провоцируют увеличивать бюджетные траты. При этом специалисты Сбербанка выяснили, что госрасходы в России малоэффективны: увеличение госрасходов на 1 п. п. ВВП приводит к ускорению роста экономики на 0,13 п. п. в течение года, тогда как в развитых странах – в среднем на 0,3 п. п., в развивающихся – на 0,2 п. п. Госрасходы поддерживают инфляцию, которая затрудняет долгосрочные инвестиции и съедает реальные доходы населения.  
Период высоких цен на нефть нужно использовать для корректировки бюджета и подготовки к периоду низких цен, что рано или поздно должно случиться. При этом ужесточение бюджетной политики вовсе не исключает реализации программ модернизации экономики. При этом пока невозможно реализовать стратегию снижения зависимости экономики от экспорта нефти и нефтепродуктов1. Главным локомотивом для экономики должен стать внутренний спрос, а для этого необходимо развивать внутреннее производство, что предполагает помощь со стороны государства.  
3.4 Прогноз развития российской экономики на 2012-2013 годы1  
Базовый сценарий  
Базовый вариант прогноза строится на основе предположения о продолжающемся восстановлении и дальнейшем росте мировой экономики. Такой вариант развития событий подразумевает локализацию проблем суверенного долга в странах юга Европы и отсутствие серьезных дефолтов в еврозоне и в других странах. Он также предполагает, что финансовая система Европы находится в относительно устойчивом состоянии. Тем не менее, даже в базовом сценарии, нельзя исключить обострения ситуации с греческими государственными обязательствами в первой половине 2011 г., способного вызвать некоторую временную дестабилизацию глобальных рынков.  
При этом темпы роста глобальной экономики в ближайшие годы, будут, тем не менее, ниже предкризисных. Все еще неустойчивый характер роста, сворачивание антикризисных мер, необходимость перехода к более жесткой фискальной политике в развитых странах, а также и существенная неопределенность относительно темпов роста развивающихся стран заставляет рассматривать такой вариант развития событий, как наиболее вероятный. По последним (июльским) оценкам МВФ темп роста мирового ВВП в 2010 и 2011 годах составит соответственно 4,6% и 4,3%.  
Исходя из данного предположения, прогнозируется, что физический объем мировой торговли будет расти с темпами 7,4% в 2010 г., 6,1% в 2011 г. и 6,5% в 2012-13 гг. Рост мировой экономики будет сопровождаться увеличением спроса на энергоресурсы. Мы ожидаем, что средние цены на российскую нефть марки «Юралс» во второй половине текущего года составят 73-75 долларов за баррель. В первой половине 2011 г. возможно некоторое снижение мировых цен на нефть, но во второй половине будущего года рост цен возобновится.  
Таким образом, по нашим предположениям среднегодовая цена на нефть марки «Юралс» в 2011 г. составит 75 долл. за баррель. В базовом сценарии в 2012-2013 гг. среднегодовые цены на нефть повысятся до 83 и 86 долл. за баррель соответственно.  
В отношении потоков капиталов в 3-4 квартале 2010 г. мы ожидаем сохранения притока частного капитала в российскую экономику приблизительно на уровне 2 квартала (4,5 млрд. долл. по оценке ЦБ РФ). С учетом результатов января-марта (-14,7 млрд. долл.) в целом в 2010 г. будет зафиксирован практически нулевой приток капитала. Россия, наряду с другими более динамично растущими по сравнению с развитыми странами  
экономиками новых рынков, по итогам 2011 г. может рассчитывать на положительный приток капитала (порядка10 млрд. долл.), который в последующие годы будет увеличиваться (рисунок 8).  
Пессимистический сценарий  
Пессимистический сценарий предполагает возобновление рецессии в развитых странах, прежде всего в США и Европе, в частности, в связи с углублением финансового кризиса в еврозоне, а, возможно, и в связи с ростом опасений инвесторов относительно высоких показателей госдолга в США и Японии. Более глубоким в этом сценарии может быть замедление роста и в азиатских странах. Падение внутреннего спроса в развитых странах повлечет за собой снижение темпов роста мировой торговли: до 3% в 2010-2011 гг. и 4-4,5% в 2012-2013 гг., атакже усиление дефляционных тенденций. В пессимистическом сценарии мы предполагаем, что цены не нефть во втором полугодии 2010 г. снизятся до 60 долл. за баррель и останутся на этом уровне в 2011-2013 гг.  
Кризисные явления в глобальной экономике найдут свое отражение в курсах ведущих мировых валют и направлении потоков капиталов. Евро в 2010 продолжит обесцениваться по отношению к доллару США, а в 2011г. будет достигнут паритет двух валют. В 2012-2013 гг. будет наблюдаться некоторое укрепление евро (до среднегодовых значений 1,1-1,2 долл. за евро). Относительно низкая цена на нефть и глобальное бегство от рисков приведут к оттоку капитала из российской экономики: 10-15 млрд. долл. в 2010-2011 гг.  
Оптимистический сценарий  
В случае более динамичного, чем в базовом сценарии, восстановления и дальнейшего развития экономик как развитых, так и развивающихся стран, темпы роста мировой торговли предполагаются равными 10% в 2010 г. и 8% в 2011-2013 гг. Соответственно, больший спрос на энергоресурсы подтолкнет вверх и цены на нефть - до 81долл. за баррель (марка «Юралс») в 2010 г., 90 долл. за баррель и 95 долл. за баррель - в 2012-2013 гг.  
Подобное развитие будет сопровождаться большим по сравнению с базовым сценарием притоком капитала в российскую экономику – 10 млрд. долл. в 2010 г.и 25-40 млрд. долл. - в 2011-2013 гг.  
Практикум  
Задание: между макроэкономическими явлениями, которые получили название «провалы современного рынка», и целенаправленными экономическими мероприятиями государства существуют функциональные взаимосвязи.  
1. Установите соответствие, выбрав направления государственных действий корректирующего, либо дополняющего характера, которые нивелируют «провалы» рынка.  
2. Определите, какие из направлений являются по преимуществу стратегическими.  
Заключение  
Из сущности макроэкономической политики видно, что основной целью макроэкономической политики является решение проблем национальной экономики. Объектами государственного регулирования экономики - являются сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны. Государство использует множество инструментов экономической политики (денежная, фискальная, социальная и др. политики) и ни один из инструментов не действует отдельно и изолировано от других. Экономический рост России нужен не сам по себе, не любой ценой, но сопровождаемый прогрессивными структурными сдвигами, диверсификацией экономики и экспорта. Экономический рост также должен быть устойчивым, то есть продолжаться в течение достаточно длительного периода времени и должен обеспечивать сокращение разрыва с наиболее развитыми странами мира, то есть превышать их темпы роста. Главными факторами обеспечения макроэкономической стабильности в настоящее время выступают проведение сбалансированной бюджетной политики, сохранение режима плавающего валютного куса, значительные золотовалютные резервы ЦБР, а также Стабилизационный фонд. Социальная политика должна быть направлена, прежде всего, на преодоление неравномерности в распределении доходов между социальными группами и отдельными гражданами страны, которая сложилась сегодня в России. В региональной политике необходимо преодолеть нарастающую неоднородность экономического ландшафта страны, усиливающихся межрегиональных различий в уровнях экономического развития отдельных территорий и уровня жизни населения. Для этого необходимы значительное увеличение масштабов поддержки бюджетов субъектов Федерации за счет федерального бюджета, разработка и реализация программы поддержки нуждающихся регионов страны.  
Список литературы  
1. А. В. Пикулькин П32 Система государственного управления: Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 399 с.  
2. Г. П. Журавлева, В. А. Галанов «Вводный курс по экономической теории :Учебник для лицеев: Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования в качестве учебника для лицеев экономического профиля» Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова. -М.:Инфра - М,1999. -368 с.  
3. В. И. Кушлин «Государственное регулирование рыночной экономики». –М.: РАГС, 2002. –804с.  
4. http://www.market-pages.ru/makroec/47.html  
5. http://www.sbrf.ru/common/img/uploaded/files/pdf/press_center/Review_forecast_2010_2013.pdf  
6. http://www.stroyka.ru/Rynok/1467322/makroekonomika-rossii-v-2010-2011-gg-i-dinamika-stroitelstva/


Информация о работе Государственное регулирование экономики