Государственное регулирование экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 15:01, курсовая работа

Краткое описание

Во всех экономических системах, без исключения, государство регулирует экономику. В современной рыночной экономике такое регулирование осуществляется в меньших масштабах, чем, к примеру, в административно-командной системе, но экономическая роль государства все-таки велика.
Государственное регулирование экономики - это система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых соответствующими правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………... 3
Объекты государственного регулирования экономики……………………...4
Цели государственного регулирования экономики………………………….5
Средства государственного регулирования экономики……………………..5
Механизм государственного регулирования политики цен……………… 6
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

экономика гот..docx

— 26.20 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки РФ

Федеральное  государственное  образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

Пензенская Государственная  Технологическая Академия

(ПГТА)

 

Кафедра экономики и менеджмента

 

Дисциплина: Экономика и  организация производства

 

 

Контрольная работа

на тему: Государственное регулирование экономики

 

 

 

 

 

Выполнил: студент гр. 10 БТ 1зи

Годжало О.В. 

Тел.: 89374219552                                                       

                                                                          Проверил: преподаватель

Игнатов В.С.

 

 

                                                                         

 

 

Пенза, 2012г

Содержание:                                                                                                                стр.

Введение……………………………………………………………………………...  3

  1. Объекты государственного регулирования экономики……………………...4
  2. Цели государственного регулирования экономики………………………….5
  3. Средства государственного регулирования экономики……………………..5
  4. Механизм государственного регулирования политики цен………………   6
  5. Заключение
  6. Список используемой литературы
  7. Приложение

 

 

Введение

Во всех экономических  системах, без исключения, государство  регулирует экономику. В современной  рыночной экономике такое регулирование  осуществляется в меньших масштабах, чем, к примеру, в административно-командной  системе, но экономическая роль государства  все-таки велика.

Государственное регулирование  экономики - это система типовых  мер законодательного, исполнительного  и контролирующего характера, осуществляемых соответствующими правомочными государственными учреждениями и общественными организациями  в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической  системы к изменяющимся условиям.

Как известно, возможность  государственного регулирования экономики  появляется по достижению определенного  уровня развития экономики, концентрации производства и капитала. Это необходимо, так как нарастают проблемы, трудности, с которыми и призвано справиться государственное регулирование  экономики. Государственное регулирование экономики направленно на решения различных задач, например стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения прогресса развития в отраслевой и региональной структурах, поддержки экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования экономики определяются характером экономических и социальных проблем в той или иной стране в данный конкретный период.

Государственное регулирование  экономики - процесс воздействия  государства на хозяйственную жизнь  общества и связанные с ней  социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и  социальная политика государства, основанная на определенной концепции.

В качестве основных методов  влияния на экономику для достижения необходимых обществу результатов  государство использует методы прямого  и косвенного воздействия. Использование  этих методов предполагает применение характерных для них приемов  и средств. Так, метод прямого  воздействия на экономику реализуется  средствами административного и  экономического влияния. Косвенный  метод регулирования реализуется  только экономическими средствами. Особенностью прямого метода государственного регулирования  является, прежде всего, то, что он основан на авторитете государственной власти и не связан с созданием дополнительных материальных стимулов для его осуществления. Важная специфическая его черта состоит еще в том, что им предполагаются меры запрета, разрешения, принуждения (законотворческая деятельность, лицензирование и др.), а также предусматривает организацию управления предприятиями государственного сектора, государственной собственностью. Косвенный метод государственного регулирования хозяйственной жизни характеризуется опосредованным способом влияния на социально-экономические процессы и хозяйственные объекты.

 

 

Объекты государственного регулирования экономики

Фактически, объекты государственного регулирования экономики - это все  те сферы, отрасли, а также ситуации и явления социально-экономической  жизни государства, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически  или разрешаемые в отдаленном будущем, в то время как скорейшее  решение этих проблем необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.

Основные объекты государственного регулирования экономики это:

· экономический цикл;

· секторальная, отраслевая и локальная структура хозяйства;

· условия накопления капитала;

· занятость и безработица;

· денежное обращение;

· платежный баланс;

· цены и их колебания;

· условия конкуренции;

· социальные отношения, социальное обеспечение;

· подготовка и переподготовка кадров;

· окружающая среда и регулирование  экологии;

· внешнеэкономические и  политические связи.

Немаловажным объектом государственного регулирования экономики является накопление капитала. Производство, присвоение и капитализация прибыли всегда служат главной целью хозяйственной  деятельности в рыночной экономике.

Соотношение между спросом  и предложением рабочей силы должно удовлетворять потребность экономики  в квалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата которых  служит для них достаточной мотивацией к труду. Нежелательное и резкое снижение занятости ведет к увеличению числа безработных, снижению потребительского спроса, налоговых поступлений, росту  налогов и прочим негативным последствиям. Особое внимание государственное регулирование  экономики уделяет обращению  денег. Основное направление регулирования  денежного обращения - это борьба с инфляцией, представляющей одну из серьезнейших опасностей для экономики. Пожалуй, одним из важнейших объектов регулирования являются цены. Динамика и структура цен объективно отражают состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру экономики, условия капиталовложений, устойчивость национальных валют.

Объекты государственного регулирования  экономики различают в зависимости  от уровня решаемых ими задач и  методов решений. Это следующие  иерархические уровни: уровень фирмы; региона; отрасли; сектора экономики (промышленность, сельское хозяйство, услуги); хозяйства в целом; глобальный (социальные отношения, экология); наднациональный (экономико-политические отношение  с зарубежными странами, различные  интеграционные процессы). При этом невозможно сказать, какой из этих уровней  является доминирующим, а какой - вторичным, поскольку они все действуют  в рамках одной системы.

     Цели  государственного регулирования  экономики

Безусловно, самой главной  целью государственного регулирования  экономики является экономическая  и социальная стабильность, а также  укрепление существующего строя  внутри страны и за рубежом. Исходя из этой главной цели возникает множество  более конкретных дополнительных целей, без осуществления которых не может быть достигнута главная цель. Эти конкретные цели неразрывно связаны  с объектами государственного регулирования  экономики. Цель, то есть выравнивание экономического цикла, направлена на объект. Совершенствование отраслевой и  региональной структуры хозяйства  направлено на секторальную, отраслевую и региональную структуры. Улучшение  окружающей среды направлено на окружающую среду. Как правило, одна цель не может  быть достигнута вне зависимости  от других. Например, обеспечение дополнительных капиталовложений на модернизацию шахт по добыче полезных ископаемых может  быть целью-посредником в стабилизации и снижения издержек в данной добывающей промышленности; снижении импорта этого  полезного ископаемого; поддержании  занятости в отрасли; снятии в  этих районах социальной напряженности. Из этого следует, что конкретные цели подчиняются главной цели и  взаимодействуют между собой.

   Средства  государственного регулирования  экономики

Средства или «рычаги» государственного регулирования подразделяются на административные и экономические. Административные средства не связаны  с созданием дополнительного  материального стимулирования или  опасностью финансового ущерба. Они  основываются на силе государственной  власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения. Например, правительство запретило строить  предприятия в пределах столицы. Оно не увеличило налоги или штрафы, а просто прекратило выдачу лицензий.

Такие административные средства регулирования в развитых странах  с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера  деятельности ограничивается в основном охраной окружающей среды и созданием  условий для социально слабо  защищенных слоев населения.

Основные инструменты  государственного регулирования:

· фискальная политика (политика в области правовых расходов и  налогов);

· денежная политика;

· политика регулирования  доходов;

· социальная политика;

· государственное регулирование  ценообразования;

· внешнеэкономическое регулирование.

Экономические средства государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной  политики. Отдельным самостоятельным  инструментом государственного регулирования  экономики является государственный  сектор в экономике. Основные экономические  средства - это:

· регуляция учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая Центробанком);

· установление и изменение  размеров минимальных резервов, которые  финансовые институты страны обязаны  хранить в центральном банке

· операции государственных  учреждений на рынке ценных бумаг, такие  как эмиссия государственных  обязательств, торговля ими и погашение.

Используя эти инструменты, государство пытается изменить соотношение  спроса и предложения на финансовом рынке в нужном направлении. Прямое государственное хозяйственное  регулирование осуществляется средствами бюджетной политики. Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных расходов являются налоги. Государственное регулирование при помощи налогов зависит в решающей степени от выбора налоговой системы, высоты налоговых ставок, а также от видов и размеров налоговых льгот. Налоги в государственном регулировании экономики играют две роли:

а) это самый главный  источник финансирования государственных  расходов и затрат; б) это инструмент регулирования. Поскольку в задачу государственных бюджетных органов входит не просто обложить налогами субъектов экономики, но и создать тонкий механизм воздействия на хозяйственное поведение.

  Механизм государственного  регулирования политики цен

Общеизвестно, что цены являются объектом постоянного внимания и  регулирования со стороны государства. Цены по праву называют критической  точкой экономической и социально-политической жизни, в которой сталкиваются интересы потребителей и производителей, импортеров и экспортеров. Воздействие на цены служит глобальным целям государственного регулирования, борьбе с инфляцией, усилению национальной конкурентоспособности  на мировых рынках и смягчению  социальной напряженности. Конкретные акции в области цен могут  иметь краткосрочные или даже экстренные цели, которые могут в  данный конкретный момент не совпадать  с другими целями, но они всегда служат генеральной цели государственного регулирования. Классическая теория экономики  рассматривала свободно складывающиеся на рынке цены как главный элемент  механизма поддержания равновесия между спросом и предложением. Однако эта теория оказалась несостоятельной. К настоящему моменту, во всех развитых странах с рыночной экономикой были приняты законы, предоставляющие государству полномочия по воздействию на цены, вплоть до их замораживания.

Государственные мероприятия  по регулированию цен бывают трех типов: законодательного, административного  и судебного. Принятые парламентами законы создают правовую основу отношений  между хозяйственными субъектами, а  также между ними и государством в сфере ценообразования. Комплекс этих законов представляет собой  ценовое право. Мероприятия по регулированию  цен осуществляют министерства экономики, финансов и центральный банк. Наблюдение за ценами является первостепенной формой государственной активности в этой области. Наблюдение за ценами служит основой, на которой базируются все  государственные акции в этой области. Такими наблюдениями занимаются центральные статистические управления.

Главная цель наблюдения за ценами - измерение роста стоимости  жизни и определение индекса  номинального повышения заработной платы и пенсий, а также для  определения динамики влияния роста  цен на издержки производства и национальную конкурентоспособность. Государство  может оказывать воздействие  на цены, вводя или отменяя количественные и таможенные ограничения во внешней  торговле, вступая в интеграционные союзы, изменяя учетную ставку, варьируя налоги, осуществляя эмиссию денег. Прямым государственным вмешательством в процесс ценообразования является государственная политика установления цен на так называемые акцизные товары. Очень эффективным средством регулирования цен является налог на добавленную стоимость. Этот налог производители включают в цену товара или услуги, и дифференцированные изменения ставок этого налога непосредственно воздействуют на цены.

Информация о работе Государственное регулирование экономики