Содержание государственного регулирования ценообразования в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 00:35, курсовая работа

Краткое описание

Государственная ценовая политика является частью общей экономической политики государства, и в условиях рыночных отношений имеет особо важное значение. Она содействует развитию рыночных отношений, служит средством защиты частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, способствует замедлению инфляции и смягчению ее негативных экономических и социальных последствий, в то же время способствуя развитию конкуренции, свободному перемещению товаров, услуг и финансовых средств, свободной экономической деятельности.

Оглавление

Введение……………………………………………………………..
1 Содержание государственного регулирования ценообразования в РБ……………………………………………..
1.1Необходимость государственного регулирования……………
1.2 Функции и задачи государственного регулирования цен…..
1.3 Антимонопольное регулирование……………………………
2 Анализ практики государственного регулирования ценообразования в РБ…………………………………………….
2.1 Система государственного ценового регулирования в Республике Беларусь………………………………………………
2.2 Анализ роста цен РБ……………………………………………
3. Направления совершенствования государственного регулирования ценообразования…………………………………………………..
Заключение………………………………………………………….
Список использованной литературы……………………………..

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (3).docx

— 609.97 Кб (Скачать)

Реферат

 

Пояснительная записка 45 с., 21 источник литературы.

 

СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ.

 

Целью выполнения курсовой работы раскрыть основные аспекты ценообразования Республики Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      Содержание

 

Введение……………………………………………………………..

5

1 Содержание государственного  регулирования ценообразования  в РБ……………………………………………..

 

6

1.1Необходимость государственного регулирования……………

6

    1. Функции и задачи государственного регулирования цен…..

8

1.3 Антимонопольное регулирование……………………………

10

2 Анализ практики  государственного регулирования  ценообразования в РБ…………………………………………….

 

14

2.1 Система государственного ценового регулирования в Республике Беларусь………………………………………………

 

14

2.2 Анализ роста  цен РБ……………………………………………

3. Направления совершенствования государственного регулирования ценообразования…………………………………………………..

 

23

Заключение………………………………………………………….

25

Список использованной литературы……………………………..

26


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Государственное регулирование  цен в любой экономике позволяет с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы. Оно дает возможность преодолеть недостатки, свойственные рыночной системе и связанные с социальным неравенством и неравномерным распределением доходов, рациональным природопользованием и охраной окружающей среды, развитием сфер, необходимых обществу в целом (образование, наука и культура, здравоохранение и др.).

Если бы рынки обладали только одними достоинствами, и у  них не было бы серьезных недостатков, то не было бы и необходимости их регулирования со стороны государства. Между тем, рынок не обязательно  гарантирует оптимальную и высокую  эффективность, а потому нуждается  в постоянном контроле и регулировании. Вмешательство в экстремальные  экономические ситуации, угрожающие обществу; устранение нарушений, вносимых несовершенством рынка; поддержка  отдельных субъектов экономики; наконец, сбор налогов, необходимых  для нормального функционирования современного общества, - вот далеко не полный перечень основных мотивов  вмешательства государства в  установление рыночного равновесия. [1, c.288]

В Республике Беларусь государственное  регулирование цен используется для продукции и услуг, жизненно важных для населения, а также  организаций-монополистов, продукции  критического импорта. Цель регулирования  – обеспечить паритет цен во всех звеньях экономики. Степень государственного регулирования должна дифференцироваться в зависимости от социальной значимости товаров и услуг, состояния конкурентной среды, вида продукции.

Государственная ценовая  политика является частью общей экономической  политики государства, и в условиях рыночных отношений имеет особо  важное значение. Она содействует развитию рыночных отношений, служит средством защиты частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, способствует замедлению инфляции и смягчению ее негативных экономических и социальных последствий, в то же время способствуя развитию конкуренции, свободному перемещению товаров, услуг и финансовых средств, свободной экономической деятельности.

Цель курсовой работы раскрыть основные аспекты ценообразования  Республики Беларусь.

 

 

 

 

Глава 1 Содержание государственного регулирования ценообразования в РБ

 

    1. Необходимость государственного регулирования цен

 

Государственная политика ценообразования  связана с общеэкономической  политикой страны. Последняя проявляется в различных типах, поскольку на нее могут оказывать влияние как экономические, так и внеэкономические факторы, например, показатель социальной справедливости. Поэтому экономическая политика может быть обусловлена тем, что, во-первых, государство стремится заменить административные методы управления рыночным механизмом, во-вторых, государство воздействует на этот механизм с помощью различных экономических инструментов (цены, налоги, субсидии и т.д.), в-третьих, государство начинает вытеснять из сферы производства частный сектор и тем самым само превращается в производительную силу.

Другой тип воздействия  государства на экономическую политику связан с тем, что эффективность  рыночного механизма имеет свои границы и условия. В частности, если существуют значительные расхождения  в ценах товаров, транспортных услуг, кредита и рабочей силы, то это  может привести к тому, что отдельные  компании будут вынуждены покинуть рынок и тем самым вызовут  снижение его эффективности. Регулирующее воздействие современных промышленно  развитых государств на их экономику  характеризуется рядом признаков, к которым можно отнести:

  • Превращение государственного регулирования в постоянно действующий фактор развития экономики;
  • Быстрое расширение экономической и институциональной базы государственного регулирования;
  • Распространение государственного регулирования на все стадии процесса воспроизводства и активное использование его инструментов монополиями и государством на всех фазах цикла;
  • Разработка способов решения новых задач в связи с интернационализацией хозяйственной жизни промышленно развитых стран и углублением международного обобществления производства.


Развитие рыночных отношений сделало актуальным вопрос о государственном регулировании  процессов ценообразования. Если в период классической свободной конкуренции процессы ценообразованияИзм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

1

КР 01 00 ПЗ

 Разраб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Вв

 Пров.

 

 

 

 

 Н. Контр.

 

 Утв.

 

Содержание государственного регулирования ценообразования  в РБ

Лит.

Листов

7


 

 

 

 

подчинялись законам формирования равновесной цены на основе закона спроса и предложения, то в настоящее  время на цену оказывают влияние  множество факторов. Устанавливая цену на товар, производители ориентируются  на проведенные маркетинговые  исследования, макро- и микроэкономический анализ, а также на условности, не определяемые математическими законами. Поэтому  чтобы избежать последствий в формировании монопольных цен, наличия неполной информации по поводу ожиданий потребителей, государство применяет определенные рычаги управления ценовой политикой. Государственная ценовая политика представляет собой комплекс гражданско-правовых, административных, экономических и иных мер в области ценообразования и контроля за ценами, осуществляемого органами государственной власти, управления и местного самоуправления.

Цена является инструментом экономического управления, поскольку  самостоятельность системы цен  является относительной. Уровень и  структура цен, соотношения между  видами цен зависят от их изменений, которые происходят в сфере общественного  воспроизводства, прежде всего в  денежно-кредитной и бюджетно-финансовой системах, системе распределительных  отношений. В свою очередь, изменения  в системе цен влияют на механизм функционирования смежных с ней  систем. Фактически управление ценами представляет собой целенаправленное воздействие на систему ценообразования  со стороны государства для поддержания  ее функционирования в установленном  режиме, а также ее совершенствование  и развитие в соответствии с общепризнанными  принципами управления и практикой.

Общепринятым считается  положение о том, что необходимость  управления ценообразующими процессами обусловлена наличием, во-первых, системы цен как таковой и причинно-следственными связями между различными видами и подсистемами цен, во-вторых, динамичности в системе цен, обусловленной как изменением затрат на производство товаров, так и изменением спроса на них. Необходимость управления ценообразованием в рыночной экономике требует вмешательства государства в данный процесс, что связано с государственным регулированием цен, представляющим  собой комплекс мероприятий, осуществляемых государственными органами и направленных на сохранение ими изменения цен на отдельные товары, а также поддержание государством посредством проведения соответствующей ценовой политики такого уровня потребления различными слоями и группами населения, который не ведет к возникновению возможных социальных противоречий. Фактически государственное регулирование представляет собой воздействие органов государственной власти на условия и порядок формирования и применение цен, предусмотренное законами и нормативно-правовыми актами.

Государственно регулирование  цен в странах с рыночной экономикой является попыткой государства с  помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мер воздействовать на цены

таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической  системы в целом, т.е. через цены нивелировать циклические колебания  процессов воспроизводства. В зависимости  от конкретной хозяйственной конъюнктуры  регулирование цен носит антикризисный  и антиинфляционный характер.

Государственное регулирование  заключается в том, чтобы не допустить  инфляционного роста цен в  результате возникновения устойчивого  дефицита, резкого роста цен на сырье и топливо, монополизма  производителей, способствовать созданию условий для нормальной конкуренции, ориентирующей на внедрение научно-технического прогресса. Важной задачей при этом является достижение определенных социальных результатов.

Государственное регулирование  цен в определенной мере позволяет  преодолеть, во-первых, недостатки рыночного  хозяйства, связанные с существованием в экономике монополий, во-вторых, явления, которые ведут к дестабилизации общественного производства (цикличность  экономического развития, инфляция, безработица  и т.п.), в-третьих, социальные противоречия, связанные с неравенством доходов, что предполагает установление общественно  приемлемых цен на социально значимые товары и услуги, а также на предметы роскоши. Регулирование цен представляет собой сложный и чрезвычайно дорогостоящий процесс.

 

1.2 Функции и задачи государственного регулирования цен

 

Многообразие задач, которые  стоят перед государством в рыночной экономике определяют выполняемые  государством экономические функции. Для решения задач, стоящих перед  государством в процессе выполнения этих функций в распоряжении государства  имеется ряд инструментов, к важнейшим  из которых относятся: фискальная и  денежная политика; социальная политика и политика регулирования доходов; внешнеэкономическая политика; и  другие.

К фискальной политике относят  деятельность государства по распоряжению бюджетными средствами. Одна сторона  этой деятельности связана со сбором средств через систему налогообложения, а другая - с расходованием этих средств. За счет бюджетных средств  государство выполняет свои общественные функции, такие как: оборона, национальная безопасность, образование, здравоохранение, фундаментальные научные исследования, решение экологических проблем, социальные проблемы и т.д. Манипулируя  государственными расходами и налогами, можно стимулировать деловую  активность, воздействовать на безработицу  и инфляцию. Неправильная фискальная политика государства может приводить к серьезным отрицательным последствиям для всей национальной экономики.

Любое государство проводит определенную социальную политику. Функцию  перераспределения доходов государство  выполняет через государственную  налоговую систему, а также через  различные социальные программы  по государственной помощи малоимущим, проводя определенную политику в сфере занятости, образования, культуры, медицины, и т.д.

Государственное регулирование  внешнеэкономической деятельности, также является одним из важнейших  инструментов государственного регулирования. Государство осуществляет торговое и валютное регулирование, использует квотирование, таможенные пошлины, субсидии, налоги на ввоз и вывоз продукции  и т.д. Манипулируя таможенными  пошлинами, государство может оказывать  косвенную поддержку национальному  производству, регулируя валютные курсы - оказывать влияние на экспорт  и импорт и т.д.

Информация о работе Содержание государственного регулирования ценообразования в РБ