Содержание государственного регулирования ценообразования в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 00:35, курсовая работа

Краткое описание

Государственная ценовая политика является частью общей экономической политики государства, и в условиях рыночных отношений имеет особо важное значение. Она содействует развитию рыночных отношений, служит средством защиты частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, способствует замедлению инфляции и смягчению ее негативных экономических и социальных последствий, в то же время способствуя развитию конкуренции, свободному перемещению товаров, услуг и финансовых средств, свободной экономической деятельности.

Оглавление

Введение……………………………………………………………..
1 Содержание государственного регулирования ценообразования в РБ……………………………………………..
1.1Необходимость государственного регулирования……………
1.2 Функции и задачи государственного регулирования цен…..
1.3 Антимонопольное регулирование……………………………
2 Анализ практики государственного регулирования ценообразования в РБ…………………………………………….
2.1 Система государственного ценового регулирования в Республике Беларусь………………………………………………
2.2 Анализ роста цен РБ……………………………………………
3. Направления совершенствования государственного регулирования ценообразования…………………………………………………..
Заключение………………………………………………………….
Список использованной литературы……………………………..

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (3).docx

— 609.97 Кб (Скачать)

Все инструменты проведения экономической политики тесно взаимосвязаны. При принятии решений в одной  сфере необходимо учитывать их влияние  на другие. Так, изменения в государственных  расходах и налогах, требует соответствующего изменения денежной массы. Изменения  в фискальной и денежной политике повлияют на инвестиции, занятость, уровень  доходов, объем национального производства и размеры чистого экспорта. Важно  подчеркнуть, что ни один из инструментов экономической политики не действует  изолированно от других.

К функциям, выполняемым  государством относятся следующие:

  • создание и регулирование правовой основы функционирования экономики;
  • антимонопольное регулирование (защита конкуренции);
  • воздействие на размещение ресурсов с целью повышения эффективности;
  • выработка программы воздействия на распределение доходов;
  • деятельность государства, как субъекта имущественных отношений.

[8, стр. 23]

Такая классификация достаточно условна, так как в реальной практике все функции взаимосвязаны и  действуют в комплексе. Например, антимонопольная деятельность предполагает наличие соответствующего законодательства, а ее результаты будут сказываться  и на размещении ресурсов, и на распределении  доходов. Рассмотрим эти функции  государства.

1. Создание и регулирование  правовой основы функционирования  экономики:

Прежде всего на государстве лежит ответственность за создание законов и правил, регулирующих экономическую деятельность, а также контроль за их исполнением. Создание законодательной базы - это установление правил «экономической игры», в которую играют фирмы, потребители и само государство. В этих правилах определяются форма т права собственности, условия заключения контрактов, правила функционирования коммерческих предприятий их взаимоотношения между собой и государством, взаимные обязательства профсоюзов и администрации.

 

1.3Антимонопольное регулирование

 

В мире известны две  модели для преодоления высоких  цен, устанавливаемых монополиями. Зарубежная теория и практика показывают, что высокие цены и нормы прибыли  сегодняшних монополистов побуждают  другие предприятия и новых инвесторов к проникновению на их рынки, что  само по себе создает условия для  возникновения и развития конкуренции.

Другая модель, которая  экспериментировалась в условиях отечественной экономики, состоит в том, что, если товар продается по монопольно высоким ценам, правительство прибегает к регулированию таких цен. Предприятия в условиях ограничения прибыли, стремясь уйти от государственного регулирования, завышают себестоимость, растрачивая свои ресурсы. Правительство, пытаясь осуществлять такое регулирование, нередко выплачивает дотации, субсидии, предоставляет различные льготы, растрачивает государственные ресурсы. Такая политика увековечивает монополию, устраняя возможности для появления конкурентов.

Разумеется, первая модель относится к хорошо функционирующему рынку. Сверхмонополизированная структура производства в Беларуси, доставшаяся нам в наследство, неизбежно создавала трудности в формировании конкурентной рыночной среды и рыночных цен. Когда рынок только формируется, не создана его инфраструктура, отсутствуют инвестиции, независимая торговая сеть, высокая цена не в состоянии выполнять функции привлечения нового предложения и ограничения спроса.

На этапе трансформации  экономики сфера государственного антимонопольного ценового регулирования  должна быть еще достаточно широкой, адаптированной к особенностям экономики переходного периода. В нее следует включать регулирование цен на продукцию как естественных монополий, так и ряда искусственных. К естественным монополиям относятся отрасли производства, в которых минимальные издержки в расчете на единицу продукции достигаются при сосредоточении производства на единственном предприятии. В этом случае создание конкуренции путем рассредоточения производства на нескольких предприятиях является экономически нецелесообразным, так как ведет к повышению удельных издержек (электроэнергетика, связь, железнодорожный транспорт, газ, тепло, водоснабжение).

Цель антимонопольного законодательства заключается в обеспечении доступности для потребителей товаров (услуг) таких предприятий за счет определения экономически обоснованных цен, позволяющих осуществлять развитие субъектов естественных монополий. [4,c 26-27]

Как и в большинстве  стран с рыночной экономикой, в  Республике Беларусь осуществляется регулирование  цен на продукцию предприятий-монополистов. Первые шаги в этом направлении были определены принятым в 1992 г. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь №27 от 20 января 1992 г. «О временных мерах  противодействия завышению цен  монопольными производителями», которое впоследствии уточнялось и дополнялось другими нормативными актами. [2, c 19]

Эта система регулирования цен на продукцию предприятий, злоупотребляет своим доминирующим (монопольным) положением. При этом доминирующее положение означает исключительное положение предприятия на рынке, которое позволяет ему диктовать свои условия потребителям и конкурентам, затруднять доступ на рынок другим предприятиям или иными способами ограничивать конкуренцию. Факт доминирования устанавливается по доле рынка, которым обладает предприятие. Если, например, одно предприятие владеет более чем 30%, а два - более чем 54% рынка, то эти предприятия признаются монополистами и включаются в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках республики (независимо от формы собственности). [4, c 28]

Основанием для включения  в Реестр является установление факта  доминирования хозяйствующего субъекта на соответствующем товарном рынке. Имеется Инструкция по определению  доминирующего положения хозяйственных  субъектов на товарных рынках  Республики Беларусь., утвержденная Постановлением  Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь № 8 от 28 апреля 2000 г.[21]. Основным критерием определения доминирующего положения на рынке, т.е. отнесения к монополистом,  является доля хозяйствующего субъекта на рынке, превышающая предельную величину, устанавливаемую нормативными документами.[2, c 20]

Государственный реестр состоит из трех разделов. В первый раздел включается перечень предприятий, относящихся к естественной монополии, цены на продукцию и услуги которых устанавливаются государственными органами. Во второй раздел входят предприятия, за деятельностью которых ведется наблюдение со стороны государственных антимонопольных органов. Если предприятием, включенным в этот раздел, будет допущено злоупотребление доминирующим положением, то такое предприятие исключается из второго раздела и включается в третий. Третий раздел состоит из предприятий, в отношении которых применяются государственный контроль и регулирование отдельных параметров деятельности, в том числе ценовых. Каждый из разделов реестра содержит два подраздела: республиканский, куда входят предприятия-монополисты на республиканском товарном рынке, и местный, состоящий из предприятий-монополистов на местных товарных рынках (в пределах границ административно-территориальных единиц, населенных пунктов). [4, c 28]

Государственный реестр субъектов  естественных монополий республиканского уровня включает 44 организации, среди  них: Белорусская железная дорога, Республиканское  государственное объединение «Белтелеком» и др.

Для организаций-монополистов могут применяться такие формы  ценового регулирования, как фиксирование цен; установление предельного уровня рентабельности.[2, c 21]

При формировании отпускных  цен субъектов хозяйствования предоставлено  право дифференцировать рентабельность в разрезе наименований одной товарной позиции. В целом по этой позиции установленный предельный уровень не должен быть превышен.

 Предельный уровень  рентабельности при ценообразовании  у монополистов не применяется:

  • На товары,  цены на которые регулируются государственными органами;
  • Новые товары с использованием запатентованного изобретения или нового высокоэффективного производства в течение трех лет со дня постановки их на производство, остальные новые товары в течение года со дня постановки этих товаров на серийное производство;
  • Товары, производимые организациями, учредителями которых являются общества инвалидов.

В зависимости от вида и назначения товара (услуги), выпускаемого предприятиями-монополистами, используются следующие методы ценового регулирования: установление предельного норматива рентабельности, предельного уровня цен (тарифов) и декларирование уровня свободных цен (тарифов). Последнее представляет собой регистрацию цен в органах ценообразования на основе представляемых предприятиями их детальных обоснований (подробное обоснование цен с представлением калькуляции, расчетами прибыли, налогов, пояснительной запиской).

К злоупотреблениям доминирующим положением на рынке относятся  установление монопольных цен и  заключение антиконкурентных ценовых соглашений. Под монопольной ценой понимается цена, которая устойчиво отклоняется от ее возможного уровня на конкурентном рынке и устанавливается доминирующим на рынке хозяйствующим субъектом или вступившими в сговор предприятиями в целях реализации своих экономических интересов за счет злоупотребления монопольной властью.

К ограничению конкуренции  на рынке могут привести различные ценовые соглашения, которые в республике запрещены. Выявление и пресечение антиконкурентных соглашений (согласованных действий) о ценах осуществляется в соответствии с разработанной антимонопольными органами инструкцией.

Антиконкурентные ценовые соглашения можно условно разделить на два вида: горизонтальные и вертикальные. Горизонтальные соглашения заключаются в любой форме и имеют целью или результатом необоснованное повышение, снижение или поддержание определенного уровня цен, в том числе на аукционах и торгах. Такие соглашения могут быть направлены на поддержание чрезмерно высоких или чрезмерно низких цен. При этом в первом случае целью соглашения обычно является получение дополнительной прибыли за счет потребителя. Во втором случае договоренности между предприятиями направлены на ограничение доступа на рынок новых предприятий в период их вероятного входа. После устранения этой угрозы цены повышаются с таким расчетом, чтобы компенсировать потери, вызванные их временным понижением.

Вертикальные соглашения между предприятиями представляют собой соглашения неконкурирующих хозяйствующих субъектов, один из которых занимает доминирующее положение, а другой является его поставщиком или покупателем. Поставщик при этом применяет метод поддержания перепродажной цены, суть которого состоит в установлении минимальной цены, по которой продукция должна быть реализована потребителям.

Установление и  поддержание минимальной перепродажной  цены означает осуществление поставщиком  контроля над рынком определенной продукции. Следствием подобных действий является ограничение конкуренции на рынке, устранение возможности для конкурентов свободно маневрировать ценами и завышение цен. [4, c 33]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Анализ практики государственного регулирования ценообразования в РБ

 

         2.1 Система государственного ценового регулирования в Республике Беларусь

 

Применяемая в настоящее  время в Республике Беларусь система  ценообразования направлена на сочетание  двух моделей - рыночной и централизованной, которые по своей сути являются полярными. В условиях государственного регулирования ценообразования формирование цены на товары и тарифов на услуги производится государственными органами, уполномоченными на это, до начала процесса производства. Поскольку главная задача директивного (административного) управления экономикой - сдерживание роста цен на социально значимые товары (работы, услуги), на товары (работы, услуги) предприятий-монополистов, то при формировании цен необходимость возмещения экономически обоснованных затрат и получения достаточной для расширенного воспроизводства прибыли, а также наличие спроса и предложения, не играют главенствующей роли. Поэтому главный экономический постулат - "цена - это денежное выражение стоимости товара" - в данном случае неприменим. Регулируемая цена (тариф) должны применяться всеми организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Второе направление ценообразования связано с формированием свободной цены на товары, работы, услуги. Свободная цена напротив чутко реагирует на изменение спроса и предложения и в основном включает в себя два элемента - себестоимость и прибыль.


С учетом названных двух направлений в  республике начиная с 1999 г. формируется  соответствующая правовая база. Год 1999 как точка отсчета выбран неслучайно - с 13 мая этого года вступил в  силу Закон от 10.05.1999 "О ценообразовании" (далее - Закон о ценообразовании, Закон), являющийся, несмотря на несовершенство многих его норм, базовым в этой области. Помимо названного Закона в  настоящее время государственная  ценовая политика определяется Указом Президента Республики Беларусь от 19.05.1999 № 285, О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь" (далее - Указ  285), а также многочисленными актами Правительства и республиканских органов государственного управления. Поскольку Указ № 285 является вторым по значимости после Закона законодательным актом, определившим круг товаров, цены на которые подпадают под прямое государственное регулирование, о нем следуетИзм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Информация о работе Содержание государственного регулирования ценообразования в РБ