Содержание государственного регулирования ценообразования в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 00:35, курсовая работа

Краткое описание

Государственная ценовая политика является частью общей экономической политики государства, и в условиях рыночных отношений имеет особо важное значение. Она содействует развитию рыночных отношений, служит средством защиты частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, способствует замедлению инфляции и смягчению ее негативных экономических и социальных последствий, в то же время способствуя развитию конкуренции, свободному перемещению товаров, услуг и финансовых средств, свободной экономической деятельности.

Оглавление

Введение……………………………………………………………..
1 Содержание государственного регулирования ценообразования в РБ……………………………………………..
1.1Необходимость государственного регулирования……………
1.2 Функции и задачи государственного регулирования цен…..
1.3 Антимонопольное регулирование……………………………
2 Анализ практики государственного регулирования ценообразования в РБ…………………………………………….
2.1 Система государственного ценового регулирования в Республике Беларусь………………………………………………
2.2 Анализ роста цен РБ……………………………………………
3. Направления совершенствования государственного регулирования ценообразования…………………………………………………..
Заключение………………………………………………………….
Список использованной литературы……………………………..

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (3).docx

— 609.97 Кб (Скачать)

Лит.

Листов

7


Постановлением Правительства  Республики Беларусь от 20 июля 2005 г. № 799 утверждена Концепция ценообразования в Республике Беларусь. В этом документе подводятся итоги, достигнутые в области организации и регулирования ценообразования за шесть лет действия предыдущей Концепции ценообразования, обозначаются нерешенные проблемы и определяются основные направления совершенствования ценообразования и усиления его влияния на динамичное, сбалансированное развитие страны на ближайшие годы.

Совершенствование ценообразования  будет направлено на создание системы  цен и условий, обеспечивающих реализацию приоритетов государственной экономической  политики, стимулирующих эффективное  использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов, повышение  конкурентоспособности продукции (работ, услуг) и рост жизненного уровня населения.

Важнейшими направлениями  совершенствования ценообразования  является преодоление затратного метода ценообразования, усиление влияния  цен на повышение эффективности  производства и снижение себестоимости  продукции, создание условий, стимулирующих  снижение затрат на производство и  реализацию продукции. Это в сочетании  с другими мерами должно обеспечить выполнение целевых показателей, предусмотренных  прогнозными и программными документами  социально-экономического развития республики.

К числу основных направлений  совершенствования ценообразования  относится повышение экономической  обоснованности цен на продукцию  естественных монополий и базовых  отраслей народного хозяйства, предопределяющих возможности развития других отраслей национальной экономики, а также  на социально важные виды товаров (работ, услуг).

Намечается ликвидация отраслевых и других перекосов цен и тарифов  в отдельных отраслях в целях  повышения эффективности работы реального сектора экономики.

Продолжится работа по обеспечению  экономически обоснованных соотношений  цен и совершенствованию структуры  цен и тарифов в жилищно-коммунальном хозяйстве, на городском (пригородном) общественном транспорте в целях  сокращения субсидий.

При определении цен будет  приниматься во внимание уровень  цен на аналогичную продукцию  в сопредельных странах, что позволит корректировать хозяйственные взаимоотношения  между отечественными и

 

 

 

 

 

зарубежными предприятиями  в необходимом направлении и  обеспечить экономические интересы страны.

Для достижения целей социально-экономического развития страны предусматривается  использование ценового регулирования  в сочетании с такими мерами макроэкономического  регулирования, как денежно-кредитная, валютная и налогово-бюджетная политика, политика доходов и социальной защиты населения. Предполагается поэтапное  снятие ценовых ограничений, снижение налоговой нагрузки, обеспечение  сбалансированного роста заработной платы и производительности труда.

Одновременно намечается совершенствование законодательства в области ценообразования, уточнение  функций республиканских органов  государственного управления, отвечающих за вопросы ценообразования. Повысится  роль и ответственность областных  и Минского городского исполнительных и распорядительных органов за проведение государственной политики в области  ценообразования, регулирование и  контроль за применением установленного порядка ценообразования в регионах.

Разумеется, Концепция определяет лишь общие направления совершенствования  ценообразования в республике, а  достижение сформулированных в данном документе задач во многом зависит  от тех методов и подходов, посредством  которых это будет сделано.

Поэтому исключительно важно  использовать такие инструменты  реализации Концепции, которые позволят достичь поставленных целей.

При этом следует иметь  в виду, что реализация Концепции  связана с характером экономических  отношений, сложившихся в нашей  стране в период перехода к социально  ориентированной рыночной экономике. Они характеризуются активным влиянием государства на экономические процессы с целью сохранения социальной стабильности, поступательного развития национальной экономики и повышения уровня жизни населения. Поэтому резких изменений в ценовой политике и характере организации ценообразования в республике не может быть.

Остановимся на некоторых  направлениях совершенствования ценообразования, которые в соответствии с Концепцией должны быть осуществлены в ближайшем  будущем.

Одной из самых актуальных и наиболее сложных для решения  проблем является преодоление затратного метода ценообразования.

О необходимости отказа от затратного метода ценообразования  говорилось и раньше, но реальных результатов  не было достигнуто. Решение данной проблемы связано с пониманием природы  затратного метода ценообразования  и учетом характерных особенностей современного этапа развития экономики страны.

Сложилось устойчивое мнение, что затратный метод ценообразования  — это формирование цен на основе затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг).

В подавляющем большинстве  случаев предприятия самостоятельно устанавливают цены на производимую ими продукцию (работы, услуги), рассчитывая  затраты на ее производство и реализацию. Означает ли это, что цена, устанавливаемая  предприятием, определяется только его  затратами? Есть, к сожалению, немало предприятий с устаревшей техникой и технологией, недостатками в организации  производства и труда, неполной загрузкой  производственных мощностей. Будут  ли цены на продукцию этих предприятий  определяться их затратами?

Если бы это было так, то у нас не существовало бы убыточных  изделий и предприятий. На самом  деле только затратами (за исключением  естественных монополий) цены никогда  не определялись и определяться не могут. Есть множество факторов, которые  оказывают значительное влияние  на уровень и динамику цен. Прежде всего, это конъюнктура рынка, социальная значимость продукции (работ, услуг), маркетинговая  политика предприятий и др.

При формировании цен, безусловно, необходимо составлять плановые калькуляции. Но делать это предприятия должны не только для формального соблюдения требований нормативных документов, регламентирующих расчет цен, а прежде всего для выяснения жизненно важного для каждого из них  вопроса: «Впишутся ли они при  таких затратах в уровень цен, сложившийся на рынке, смогут ли работать в условиях конкуренции?».

Таким образом, использование  калькуляций при обосновании  цен не является признаком применения затратного метода ценообразования. При  любом методе ценообразования определяются затраты на производство и реализацию продукции. Однако, если сложившиеся  условия хозяйствования, определяемые нормативными документами, не ориентируют  предприятия на снижение себестоимости, а побуждают их к росту затрат на производство и реализацию продукции, к включению в плановую себестоимость  при формировании цен максимально  возможных затрат — это и есть проявление затратного метода.

В настоящее время из-за нерешенности некоторых методологических и методических вопросов ценообразования  затратный подход при установлении цен может усиливаться. Предприятия  ставятся в такие условия, когда  им выгодно увеличивать себестоимость  продукции, а не снижать ее.

Например, во многих случаях  регулирование цен в нашей  стране осуществляется с помощью  установления предельных нормативов рентабельности. Так, предельные уровни рентабельности установлены на товары, производимые организациями легкой промышленности, хлеб и хлебобулочные изделия, молоко и молочные изделия, мясо и мясные изделия и другие товары.

Использование предельных нормативов рентабельности при формировании цен  стимулирует предприятия к росту  затрат на производство и реализацию продукции. Ведь чем ниже себестоимость  при установленном предельном нормативе  рентабельности, тем меньше сумма  прибыли, включаемой в цену. Зачем  же ухудшать результаты своей хозяйственной  деятельности, снижая себестоимость  продукции? Уменьшение фактических  затрат на производство и реализацию продукции по сравнению с плановыми  издержками приведет к уровню рентабельности продукции, превышающему предельный норматив, что неизбежно повлечет применение штрафных санкций. Можно ли в таких  условиях снижать себестоимость  продукции?

Таким образом, применение предельных нормативов рентабельности является одним  из инструментов затратного метода ценообразования, стимулирующих рост затрат.

Использование предельных нормативов рентабельности и других методов  регулирования цен направлено на сдерживание роста цен. Поэтому  в условиях довольно значительных темпов инфляции без регулирования цен, казалось бы, обойтись нельзя.

Безусловно, с инфляцией  нужно бороться. Но для этого необходимо применять такие инструменты, которые  будут действенны и обеспечат  наилучшие результаты.

Несколько лет  назад в печати сообщили о курьезном  случае. Финский бомж долго бродил по железнодорожным путям, а потом  забрался в ящик под вагоном и  уснул. Проходившие мимо путевые  рабочие, ничего не подозревая, закрыли  ящик на защелку, прицепили вагон  к тепловозу и угнали его далеко-далеко в тупик. Проснувшись, бомж, несмотря на все усилия, никак не мог выбраться  из своего заточения. Тогда он позвонил по мобильному телефону в Службу спасения. Она и вызволила бедолагу.

У нас до недавнего времени  мобильный телефон считался предметом  роскоши. И тарифы на услуги мобильной  связи были высокими. Однако вскоре (невиданное для нас дело) тарифы стали снижаться. А причиной этого  стало появление еще одного оператора  сотовой связи и усиление конкуренции  на рынке. Каждый из операторов стремился  привлечь абонентов, снижая цены и повышая  качество услуг.

Конкуренция — наиболее эффективный метод борьбы с инфляцией  и ростом затрат. Ее действенность  испытали на себе сотни тысяч пользователей  мобильной связи в республике. Но к такому же результату конкуренция  приведет в любой сфере деятельности. Так, может быть, для сдерживания  роста цен в нашей стране акцент следует сделать не на регулировании  цен, а на создании условий для  усиления добросовестной конкуренции?

К слову, в России еще с  середины 90-х годов запрещено  государственное регулирование  цен путем установления фиксированных  цен, предельных цен, надбавок, предельных коэффициентов изменения цен, предельного  уровня рентабельности, декларирования повышения цен на преобладающую часть продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, за исключением некоторых видов продукции, товаров и услуг.

Регулирование цен в России осуществляется лишь на продукцию естественных монополий, продукцию оборонного комплекса  и ограниченный перечень товаров (природный  газ, электро- и теплоэнергия, водка и другая алкогольная продукция крепостью свыше 28%, жилищные и коммунальные услуги и т. п.).

Даже дефолт 1998 г. не изменил  подходы к регулированию цен  в России. А ведь темпы инфляции там были значительно ниже, чем  в нашей стране.

Опыт России, конечно же, необходимо использовать. При этом, разумеется, следует учитывать и особенности экономического развития нашей страны.

Регулирование цен в Беларуси, по примеру России, следует осуществлять на продукцию естественных монополий, базовых отраслей народного хозяйства, предопределяющих развитие других отраслей национальной экономики, жизненно важные для населения товары и услуги.

Поскольку регулирование  цен будет осуществляться на продукцию, работы, услуги предприятий, которые, как  правило, являются государственными, то государство как собственник  должно активно влиять на эффективное  использование ресурсов, которыми оно  их наделило. С этой целью было бы целесообразно доведение до указанных  предприятий обоснованных заданий  по снижению себестоимости продукции  и продуманное стимулирование их выполнения. Данная мера, наряду с тщательным обоснованием затрат при установлении регулируемых цен на соответствующие  виды продукции, работ, услуг, будет  способствовать преодолению затратного метода ценообразования в отношении  указанных товаров.

Во всех остальных случаях  следует отказаться от регулирования  цен, создавая условия для усиления добросовестной конкуренции. Конкуренция  заставит предприятия улучшать работу, снижать затраты, повышать эффективность  своей деятельности и предотвратит рост цен. Установление цен в условиях конкуренции не может иметь затратный  характер.

Таким образом, взвешенное сочетание  регулирования цен на ограниченный круг товаров, с экономически обоснованными  подходами по определению их уровня, стимулированием снижения себестоимости  и применения свободных цен, при  усилении добросовестной конкуренции, позволит преодолеть затратный метод  ценообразования.

Информация о работе Содержание государственного регулирования ценообразования в РБ