Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 00:35, курсовая работа
Государственная ценовая политика является частью общей экономической политики государства, и в условиях рыночных отношений имеет особо важное значение. Она содействует развитию рыночных отношений, служит средством защиты частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, способствует замедлению инфляции и смягчению ее негативных экономических и социальных последствий, в то же время способствуя развитию конкуренции, свободному перемещению товаров, услуг и финансовых средств, свободной экономической деятельности.
Введение……………………………………………………………..
1 Содержание государственного регулирования ценообразования в РБ……………………………………………..
1.1Необходимость государственного регулирования……………
1.2 Функции и задачи государственного регулирования цен…..
1.3 Антимонопольное регулирование……………………………
2 Анализ практики государственного регулирования ценообразования в РБ…………………………………………….
2.1 Система государственного ценового регулирования в Республике Беларусь………………………………………………
2.2 Анализ роста цен РБ……………………………………………
3. Направления совершенствования государственного регулирования ценообразования…………………………………………………..
Заключение………………………………………………………….
Список использованной литературы……………………………..
Лит.
Листов
7
Постановлением Правительства Республики Беларусь от 20 июля 2005 г. № 799 утверждена Концепция ценообразования в Республике Беларусь. В этом документе подводятся итоги, достигнутые в области организации и регулирования ценообразования за шесть лет действия предыдущей Концепции ценообразования, обозначаются нерешенные проблемы и определяются основные направления совершенствования ценообразования и усиления его влияния на динамичное, сбалансированное развитие страны на ближайшие годы.
Совершенствование ценообразования
будет направлено на создание системы
цен и условий, обеспечивающих реализацию
приоритетов государственной
Важнейшими направлениями
совершенствования
К числу основных направлений
совершенствования
Намечается ликвидация отраслевых и других перекосов цен и тарифов в отдельных отраслях в целях повышения эффективности работы реального сектора экономики.
Продолжится работа по обеспечению
экономически обоснованных соотношений
цен и совершенствованию
При определении цен будет приниматься во внимание уровень цен на аналогичную продукцию в сопредельных странах, что позволит корректировать хозяйственные взаимоотношения между отечественными и
зарубежными предприятиями в необходимом направлении и обеспечить экономические интересы страны.
Для достижения целей социально-экономического
развития страны предусматривается
использование ценового регулирования
в сочетании с такими мерами макроэкономического
регулирования, как денежно-кредитная,
валютная и налогово-бюджетная политика,
политика доходов и социальной защиты
населения. Предполагается поэтапное
снятие ценовых ограничений, снижение
налоговой нагрузки, обеспечение
сбалансированного роста
Одновременно намечается
совершенствование
Разумеется, Концепция определяет
лишь общие направления
Поэтому исключительно важно использовать такие инструменты реализации Концепции, которые позволят достичь поставленных целей.
При этом следует иметь в виду, что реализация Концепции связана с характером экономических отношений, сложившихся в нашей стране в период перехода к социально ориентированной рыночной экономике. Они характеризуются активным влиянием государства на экономические процессы с целью сохранения социальной стабильности, поступательного развития национальной экономики и повышения уровня жизни населения. Поэтому резких изменений в ценовой политике и характере организации ценообразования в республике не может быть.
Остановимся на некоторых
направлениях совершенствования
Одной из самых актуальных и наиболее сложных для решения проблем является преодоление затратного метода ценообразования.
О необходимости отказа от затратного метода ценообразования говорилось и раньше, но реальных результатов не было достигнуто. Решение данной проблемы связано с пониманием природы затратного метода ценообразования и учетом характерных особенностей современного этапа развития экономики страны.
Сложилось устойчивое мнение,
что затратный метод
В подавляющем большинстве
случаев предприятия
Если бы это было так, то у нас не существовало бы убыточных изделий и предприятий. На самом деле только затратами (за исключением естественных монополий) цены никогда не определялись и определяться не могут. Есть множество факторов, которые оказывают значительное влияние на уровень и динамику цен. Прежде всего, это конъюнктура рынка, социальная значимость продукции (работ, услуг), маркетинговая политика предприятий и др.
При формировании цен, безусловно, необходимо составлять плановые калькуляции. Но делать это предприятия должны не только для формального соблюдения требований нормативных документов, регламентирующих расчет цен, а прежде всего для выяснения жизненно важного для каждого из них вопроса: «Впишутся ли они при таких затратах в уровень цен, сложившийся на рынке, смогут ли работать в условиях конкуренции?».
Таким образом, использование калькуляций при обосновании цен не является признаком применения затратного метода ценообразования. При любом методе ценообразования определяются затраты на производство и реализацию продукции. Однако, если сложившиеся условия хозяйствования, определяемые нормативными документами, не ориентируют предприятия на снижение себестоимости, а побуждают их к росту затрат на производство и реализацию продукции, к включению в плановую себестоимость при формировании цен максимально возможных затрат — это и есть проявление затратного метода.
В настоящее время из-за
нерешенности некоторых методологических
и методических вопросов ценообразования
затратный подход при установлении
цен может усиливаться. Предприятия
ставятся в такие условия, когда
им выгодно увеличивать
Например, во многих случаях регулирование цен в нашей стране осуществляется с помощью установления предельных нормативов рентабельности. Так, предельные уровни рентабельности установлены на товары, производимые организациями легкой промышленности, хлеб и хлебобулочные изделия, молоко и молочные изделия, мясо и мясные изделия и другие товары.
Использование предельных нормативов
рентабельности при формировании цен
стимулирует предприятия к
Таким образом, применение предельных нормативов рентабельности является одним из инструментов затратного метода ценообразования, стимулирующих рост затрат.
Использование предельных нормативов рентабельности и других методов регулирования цен направлено на сдерживание роста цен. Поэтому в условиях довольно значительных темпов инфляции без регулирования цен, казалось бы, обойтись нельзя.
Безусловно, с инфляцией нужно бороться. Но для этого необходимо применять такие инструменты, которые будут действенны и обеспечат наилучшие результаты.
Несколько лет назад в печати сообщили о курьезном случае. Финский бомж долго бродил по железнодорожным путям, а потом забрался в ящик под вагоном и уснул. Проходившие мимо путевые рабочие, ничего не подозревая, закрыли ящик на защелку, прицепили вагон к тепловозу и угнали его далеко-далеко в тупик. Проснувшись, бомж, несмотря на все усилия, никак не мог выбраться из своего заточения. Тогда он позвонил по мобильному телефону в Службу спасения. Она и вызволила бедолагу.
У нас до недавнего времени мобильный телефон считался предметом роскоши. И тарифы на услуги мобильной связи были высокими. Однако вскоре (невиданное для нас дело) тарифы стали снижаться. А причиной этого стало появление еще одного оператора сотовой связи и усиление конкуренции на рынке. Каждый из операторов стремился привлечь абонентов, снижая цены и повышая качество услуг.
Конкуренция — наиболее эффективный метод борьбы с инфляцией и ростом затрат. Ее действенность испытали на себе сотни тысяч пользователей мобильной связи в республике. Но к такому же результату конкуренция приведет в любой сфере деятельности. Так, может быть, для сдерживания роста цен в нашей стране акцент следует сделать не на регулировании цен, а на создании условий для усиления добросовестной конкуренции?
К слову, в России еще с середины 90-х годов запрещено государственное регулирование цен путем установления фиксированных цен, предельных цен, надбавок, предельных коэффициентов изменения цен, предельного уровня рентабельности, декларирования повышения цен на преобладающую часть продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, за исключением некоторых видов продукции, товаров и услуг.
Регулирование цен в России осуществляется лишь на продукцию естественных монополий, продукцию оборонного комплекса и ограниченный перечень товаров (природный газ, электро- и теплоэнергия, водка и другая алкогольная продукция крепостью свыше 28%, жилищные и коммунальные услуги и т. п.).
Даже дефолт 1998 г. не изменил подходы к регулированию цен в России. А ведь темпы инфляции там были значительно ниже, чем в нашей стране.
Опыт России, конечно же, необходимо использовать. При этом, разумеется, следует учитывать и особенности экономического развития нашей страны.
Регулирование цен в Беларуси, по примеру России, следует осуществлять на продукцию естественных монополий, базовых отраслей народного хозяйства, предопределяющих развитие других отраслей национальной экономики, жизненно важные для населения товары и услуги.
Поскольку регулирование цен будет осуществляться на продукцию, работы, услуги предприятий, которые, как правило, являются государственными, то государство как собственник должно активно влиять на эффективное использование ресурсов, которыми оно их наделило. С этой целью было бы целесообразно доведение до указанных предприятий обоснованных заданий по снижению себестоимости продукции и продуманное стимулирование их выполнения. Данная мера, наряду с тщательным обоснованием затрат при установлении регулируемых цен на соответствующие виды продукции, работ, услуг, будет способствовать преодолению затратного метода ценообразования в отношении указанных товаров.
Во всех остальных случаях следует отказаться от регулирования цен, создавая условия для усиления добросовестной конкуренции. Конкуренция заставит предприятия улучшать работу, снижать затраты, повышать эффективность своей деятельности и предотвратит рост цен. Установление цен в условиях конкуренции не может иметь затратный характер.
Таким образом, взвешенное сочетание регулирования цен на ограниченный круг товаров, с экономически обоснованными подходами по определению их уровня, стимулированием снижения себестоимости и применения свободных цен, при усилении добросовестной конкуренции, позволит преодолеть затратный метод ценообразования.
Информация о работе Содержание государственного регулирования ценообразования в РБ