Содержание государственного регулирования ценообразования в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 00:35, курсовая работа

Краткое описание

Государственная ценовая политика является частью общей экономической политики государства, и в условиях рыночных отношений имеет особо важное значение. Она содействует развитию рыночных отношений, служит средством защиты частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, способствует замедлению инфляции и смягчению ее негативных экономических и социальных последствий, в то же время способствуя развитию конкуренции, свободному перемещению товаров, услуг и финансовых средств, свободной экономической деятельности.

Оглавление

Введение……………………………………………………………..
1 Содержание государственного регулирования ценообразования в РБ……………………………………………..
1.1Необходимость государственного регулирования……………
1.2 Функции и задачи государственного регулирования цен…..
1.3 Антимонопольное регулирование……………………………
2 Анализ практики государственного регулирования ценообразования в РБ…………………………………………….
2.1 Система государственного ценового регулирования в Республике Беларусь………………………………………………
2.2 Анализ роста цен РБ……………………………………………
3. Направления совершенствования государственного регулирования ценообразования…………………………………………………..
Заключение………………………………………………………….
Список использованной литературы……………………………..

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (3).docx

— 609.97 Кб (Скачать)

Однако это, судя по всему, будет еще не так скоро, как  хотелось бы. А в настоящее время  искусственно культивируемый затратный  подход при формировании цен является привычным, а утверждение о том, что цена, основанная на затратах, должна возместить их и обеспечить прибыль, необходимую для воспроизводства, стало аксиомой. Поэтому реализация продукции по ценам, уровень которых  ниже себестоимости, особенно за пределы республики, зачастую рассматривается как нарушение дисциплины цен. Правительству даже приходится принимать специальные постановления, которые подтолкнули бы предприятия к более инициативным действиям для уменьшения запасов готовой продукции на складах.

Так, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 июля 2005 г. № 805 «Об улучшении финансового  положения организаций Республики Беларусь» (далее — постановление  № 805) установлено, что «… до 1 января 2006 г. продажа юридическими лицами произведенных  товаров, продукции (за исключением  товаров, продукции, цены на которые  регулируются в установленном законодательством  порядке, а также товаров, содержащих драгоценные и цветные металлы, драгоценные камни, отпускные цены на которые не могут быть ниже цен, установленных на эти металлы и камни, на момент реализации таких товаров), в том числе нерентабельных, срок хранения которых после изготовления превысил 90 дней, сезонных товаров — независимо от сроков изготовления, реализуемых по свободным ценам, осуществляется по согласованию с соответствующими республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, облисполкомами и Минским горисполкомом».

Таким образом, разрешена  до конца текущего года реализация произведенных товаров, хранящихся свыше 90 дней, по ценам, определяемым исходя из конъюнктуры рынка.

Подобные меры предпринимались  правительством и раньше. Например, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 апреля 2002 г. № 529 «О некоторых мерах по увеличению поступления валютных средств, получаемых от экспорта товаров» субъектам хозяйствования было разрешено формировать в 2002 г. контрактные цены на экспортируемые товары с учетом конъюнктуры рынка и своего финансового положения.

А постановлением Совета Министров  Республики Беларусь от 3 апреля 2002 г. № 413 «О некоторых мерах по увеличению поступления денежных средств, получаемых от реализации продукции (товаров) собственного производства» такой же порядок  формирования цен был разрешен (до 1 октября 2002 г.) и по товарам, реализуемым  в республике.

В связи с применением  постановления № 805 у субъектов  хозяйствования, конечно же, возникают  вопросы.

Убыточная продукция реализовалась  предприятиями и до принятия данного  постановления. Теперь это можно  сделать лишь по согласованию с вышестоящим  органом управления, реализуя только изделия, хранящиеся после изготовления свыше 90 дней (за исключением сезонных товаров). А как быть с изделиями, которые только выпущены и будут отгружены на экспорт с убытком, так как конъюнктура рынка не позволяет продать их за рубежом дороже, а в республике их тоже не продать из-за небольшой емкости рынка? Нужно ли хранить такие изделия на складе свыше 90 дней и только потом продать их по ценам, не возмещающим затраты?

Конечно, можно говорить о том, что предприятия должны принимать меры по снижению себестоимости  продукции, не допуская убыточности  выпускаемых изделий. Однако реальная действительность такова, что убыточные  изделия у предприятий есть и  решить эту проблему совсем не просто. А реализовать такую продукцию  нужно сейчас.

Следует отметить, что формирование цен с учетом конъюнктуры рынка, а, следовательно, и реализация продукции  по таким ценам предусмотрены  законодательством Республики Беларусь.

Так, статьей 6 (Сфера применения свободных цен (тарифов) Закона Республики Беларусь «О ценообразовании») установлено: «В Республике Беларусь на товары (работы, услуги), за исключением случаев, предусмотренных  настоящим Законом, применяются  свободные цены (тарифы)».

А статьей 7 (Сфера применения регулируемых цен (тарифов) выше упомянутого  Закона) предусмотрено:

«Регулируемые цены (тарифы) в Республике Беларусь применяются  на:

  • товары (работы, услуги) субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь и включенных в государственный реестр;
  • отдельные социально значимые товары (работы, услуги), конкретный перечень которых устанавливается Президентом или по его поручению Советом Министров Республики Беларусь».

Таким образом, на все товары, за исключением товаров, указанных  в статье 7 (Сфера применения регулируемых цен (тарифов) Закона Республики Беларусь «О ценообразовании»), применяются  свободные цены.

В Законе Республики Беларусь «О ценообразовании» дано следующее  определение свободных цен: «Свободная цена (тариф) — цена (тариф), складывающаяся под воздействием спроса и предложения  в условиях свободной конкуренции».

Цена, складывающаяся под  воздействием спроса и предложения, — это то же самое, что и цена, складывающаяся с учетом конъюнктуры  рынка. Так что субъекты хозяйствования имеют право формировать свободные  цены на товары, реализуемые как  в республике, так и за ее пределами, с учетом конъюнктуры рынка. Реализация любой продукции, в том числе  и убыточной, по свободным ценам, определенным с учетом конъюнктуры  рынка, не является нарушением законодательства Республики Беларусь.

Однако субъектам хозяйствования нужно иметь документы, подтверждающие, что отпускная (контрактная) цена установлена  с учетом конъюнктуры рынка. Подтверждающие документы можно обобщить в приведенной  ниже таблице.

Подтверждение рыночных цен  целесообразно оформлять как  по продукции, отгружаемой на экспорт, так и реализуемой в республике.

Рыночные цены могут подтверждаться сведениями о ценах в прайс-листах изготовителей аналогичной продукции, данными о ценах на аналогичные изделия, опубликованными в печати, и другой информацией. Документы, подтверждающие уровень рыночных цен, должны быть приложены к таблице. Это и по истечении нескольких лет в случае необходимости поможет доказать отсутствие нарушения дисциплины цен.

В России при формировании цен руководствуются Методическими  рекомендациями по формированию и применению свободных цен и тарифов. Указанным  документом предусмотрен следующий  порядок установления оптовых и  отпускных цен: «2.1. Свободные оптовые  и отпускные цены и тарифы на продукцию  производственно-технического назначения, товары народного потребления и  услуги устанавливаются предприятиями-изготовителями или другими поставщиками по согласованию с потребителями исходя из конъюнктуры  рынка (сложившегося спроса и предложения), качества и потребительских свойств продукции (товаров, услуг).

В свободные отпускные  цены включаются налоги и сборы, исчисляемые  и уплачиваемые в соответствии с  действующим законодательством».

Может быть, для унификации законодательства в рамках Союзного государства нам тоже целесообразно  в нормативные документы, регламентирующие ценообразование в республике, включить подобную формулировку? Тогда субъектам  хозяйствования нашей страны работать было бы намного проще и спокойнее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Выше рассмотрены основные методы и инструменты государственного регулирования экономики и цен. Видно, что государство обладает обширным набором средств и методов  регулирования цен: от регулирования  законодательства, устанавливая «правила игры» на рынке, вплоть до установления цен на некоторые виды товаров  и услуг. В современной смешанной  экономике трудно сделать вывод  чего же больше: грубого государственного вмешательства, которое несет отрицательное  воздействие на рыночный механизм, или же неучастия государства  в регулировании цен вообще, что, конечно, приведет к процветанию  нерегулируемых монополий и к  ухудшению жизни общества. Но ясно лишь то, что государство должно заниматься регулированием цен, а каким  образом оно должно это делать – вот та задача, которую не могут  решить наши политики и окружающие их экономисты.

Республика Беларусь находится  в переходе к рыночной экономике, и государственное регулирование  здесь необходимо, поэтому проблема государственного вмешательства очень  актуальна для нас сегодня, так  как от выбора той или иной политики зависит наше будущее.

Возможно, государство должно ужесточить антимонопольное законодательство, увеличить в несколько раз  налоги на ресурсы. А также всесторонне  поддерживать и развивать малый  бизнес: снижать налоги и процентные ставки для новых мелких предприятий, обеспечивать их конкурентоспособностью, а также ограждению от влияния  монополий (повышая налоги на продукцию  монополиста), проводить политику экономического образования среди начинающих предпринимателей и т. д.

Впрочем,  тяжело судить о  том, как было бы правильно поступить. В экономике всякое действие есть выбор и всегда есть одна и вторая сторона. Но то, что государственное  регулирование цен необходимо для  нашей страны, – это бесспорно.

 

Список использованной литературы

 

  1. «Цены и ценообразование» 4-е изд. – СПб: Питер, 2005 – 560 с.
  2. Емельянова Т.В. «Ценообразование»: учебное пособие – Мн.: выш. шк. 2004 – 240 с.
  3. В.И. Тарасов «Ценообразование»/ учебное пособие – Мн.: Книжный дом 2005 – 256с.
  4. Полещук И.И., Терешина В.В.«Ценообразование»: учебное пособие – Мн.: БГЭУ, 1998 – 206 с.
  5. П.Н. Шуляк Ценообразование: учеб.-практ. пособие - 2-е изд. - Москва : ИВЦ "Маркетинг", 1998. - 151 с.
  6. Чудаков А.Д. Цены и ценообразование : Учебник для вузов – М., 2002. – 376 с.
  7. Постановление Совета Министров РБ от 20.07.2005 №799 «Концепция ценообразования в Республике Беларусь»
  8. Л.Г. Симкина Общая экономическая теория – Спб.: Питер,2003. – 448 с.
  9. А.И. Михайлушкин, П.Д.Шимко Экономика - М.: Высшая школа, 2004 – 488 с.
  10. Португалова О.В., Салимжанов И.К.,  Морозова Е.А. Ценообразование и налогообложение: учебник для студентов – М. 2005 – 424 стр.
  11. О ценообразовании: Закон Республики Беларусь от 10 мая 1999 г. № 255-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -1999. -№37. -2/30).
  12. Прохорчик А. Ценообразование в условиях государственного регулирования // Директор. -2004. -№10.
  13. Паршин В.Ф. Государственное регулирование цен и ценообразования в Республике Беларусь // Веснік Беларускага Дзяржаўнага эканамічнага універсітэта. -2003. -№2.
  14. Об утверждении Концепции ценообразования в Республике Беларусь: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11 июня 1999 г. № 877 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -1999. -№ 48. -5/1047).
  15. Об утверждении Порядка заявления белорусскими товаропроизводителями регистрационных цен на экспортируемую продукцию собственного производства: Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 21 апреля 1999 г. № 42 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -1999. -№42. -8/354).
  16. Абрютина М.С. Ценообразование в рыночной экономике: Учебник -М.: "Дело и Сервис", 2002. -256с.
  17. Островский В.Л. Пути повышения эффективности ценовой политики в платежной системе РБ // Белорусский банковский бюллетень. -2003. -№4. -С.59.
  18. Полещук И.И.. Ценообразование: Учебник для вузов / И.И.Полещук, В.В.Терешина. -Мн.: БГЭУ, 2001. -303с.
  19. Попов Е., Крючкова О. Ценообразование: методы установления цен и их классификация // Маркетинг. -2002. -№5. -С.111-120.
  20. О временных мерах противодействия завышению цен монопольными производителями: Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 27 от 20 января 1992 г. С. 14-16
  21. Инструкция по определению доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках Республики Беларусь: Утв. Постановление Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь № 8 от 28 апреля 2000 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Содержание государственного регулирования ценообразования в РБ