Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 00:35, курсовая работа
Государственная ценовая политика является частью общей экономической политики государства, и в условиях рыночных отношений имеет особо важное значение. Она содействует развитию рыночных отношений, служит средством защиты частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, способствует замедлению инфляции и смягчению ее негативных экономических и социальных последствий, в то же время способствуя развитию конкуренции, свободному перемещению товаров, услуг и финансовых средств, свободной экономической деятельности.
Введение……………………………………………………………..
1 Содержание государственного регулирования ценообразования в РБ……………………………………………..
1.1Необходимость государственного регулирования……………
1.2 Функции и задачи государственного регулирования цен…..
1.3 Антимонопольное регулирование……………………………
2 Анализ практики государственного регулирования ценообразования в РБ…………………………………………….
2.1 Система государственного ценового регулирования в Республике Беларусь………………………………………………
2.2 Анализ роста цен РБ……………………………………………
3. Направления совершенствования государственного регулирования ценообразования…………………………………………………..
Заключение………………………………………………………….
Список использованной литературы……………………………..
Однако это, судя по всему,
будет еще не так скоро, как
хотелось бы. А в настоящее время
искусственно культивируемый затратный
подход при формировании цен является
привычным, а утверждение о том,
что цена, основанная на затратах, должна
возместить их и обеспечить прибыль,
необходимую для
Так, постановлением Совета
Министров Республики Беларусь от 21
июля 2005 г. № 805 «Об улучшении финансового
положения организаций
Таким образом, разрешена до конца текущего года реализация произведенных товаров, хранящихся свыше 90 дней, по ценам, определяемым исходя из конъюнктуры рынка.
Подобные меры предпринимались правительством и раньше. Например, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 апреля 2002 г. № 529 «О некоторых мерах по увеличению поступления валютных средств, получаемых от экспорта товаров» субъектам хозяйствования было разрешено формировать в 2002 г. контрактные цены на экспортируемые товары с учетом конъюнктуры рынка и своего финансового положения.
А постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 3 апреля 2002 г. № 413 «О некоторых мерах по увеличению поступления денежных средств, получаемых от реализации продукции (товаров) собственного производства» такой же порядок формирования цен был разрешен (до 1 октября 2002 г.) и по товарам, реализуемым в республике.
В связи с применением постановления № 805 у субъектов хозяйствования, конечно же, возникают вопросы.
Убыточная продукция реализовалась предприятиями и до принятия данного постановления. Теперь это можно сделать лишь по согласованию с вышестоящим органом управления, реализуя только изделия, хранящиеся после изготовления свыше 90 дней (за исключением сезонных товаров). А как быть с изделиями, которые только выпущены и будут отгружены на экспорт с убытком, так как конъюнктура рынка не позволяет продать их за рубежом дороже, а в республике их тоже не продать из-за небольшой емкости рынка? Нужно ли хранить такие изделия на складе свыше 90 дней и только потом продать их по ценам, не возмещающим затраты?
Конечно, можно говорить о том, что предприятия должны принимать меры по снижению себестоимости продукции, не допуская убыточности выпускаемых изделий. Однако реальная действительность такова, что убыточные изделия у предприятий есть и решить эту проблему совсем не просто. А реализовать такую продукцию нужно сейчас.
Следует отметить, что формирование цен с учетом конъюнктуры рынка, а, следовательно, и реализация продукции по таким ценам предусмотрены законодательством Республики Беларусь.
Так, статьей 6 (Сфера применения свободных цен (тарифов) Закона Республики Беларусь «О ценообразовании») установлено: «В Республике Беларусь на товары (работы, услуги), за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом, применяются свободные цены (тарифы)».
А статьей 7 (Сфера применения регулируемых цен (тарифов) выше упомянутого Закона) предусмотрено:
«Регулируемые цены (тарифы) в Республике Беларусь применяются на:
Таким образом, на все товары, за исключением товаров, указанных в статье 7 (Сфера применения регулируемых цен (тарифов) Закона Республики Беларусь «О ценообразовании»), применяются свободные цены.
В Законе Республики Беларусь «О ценообразовании» дано следующее определение свободных цен: «Свободная цена (тариф) — цена (тариф), складывающаяся под воздействием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции».
Цена, складывающаяся под
воздействием спроса и предложения,
— это то же самое, что и цена,
складывающаяся с учетом конъюнктуры
рынка. Так что субъекты хозяйствования
имеют право формировать
Однако субъектам
Подтверждение рыночных цен
целесообразно оформлять как
по продукции, отгружаемой на экспорт,
так и реализуемой в
Рыночные цены могут подтверждаться
сведениями о ценах в прайс-листах
изготовителей аналогичной
В России при формировании
цен руководствуются
В свободные отпускные
цены включаются налоги и сборы, исчисляемые
и уплачиваемые в соответствии с
действующим законодательством»
Может быть, для унификации законодательства в рамках Союзного государства нам тоже целесообразно в нормативные документы, регламентирующие ценообразование в республике, включить подобную формулировку? Тогда субъектам хозяйствования нашей страны работать было бы намного проще и спокойнее.
Заключение
Выше рассмотрены основные методы и инструменты государственного регулирования экономики и цен. Видно, что государство обладает обширным набором средств и методов регулирования цен: от регулирования законодательства, устанавливая «правила игры» на рынке, вплоть до установления цен на некоторые виды товаров и услуг. В современной смешанной экономике трудно сделать вывод чего же больше: грубого государственного вмешательства, которое несет отрицательное воздействие на рыночный механизм, или же неучастия государства в регулировании цен вообще, что, конечно, приведет к процветанию нерегулируемых монополий и к ухудшению жизни общества. Но ясно лишь то, что государство должно заниматься регулированием цен, а каким образом оно должно это делать – вот та задача, которую не могут решить наши политики и окружающие их экономисты.
Республика Беларусь находится
в переходе к рыночной экономике,
и государственное
Возможно, государство должно
ужесточить антимонопольное
Впрочем, тяжело судить о том, как было бы правильно поступить. В экономике всякое действие есть выбор и всегда есть одна и вторая сторона. Но то, что государственное регулирование цен необходимо для нашей страны, – это бесспорно.
Список использованной литературы
Информация о работе Содержание государственного регулирования ценообразования в РБ