Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 00:35, курсовая работа
Государственная ценовая политика является частью общей экономической политики государства, и в условиях рыночных отношений имеет особо важное значение. Она содействует развитию рыночных отношений, служит средством защиты частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, способствует замедлению инфляции и смягчению ее негативных экономических и социальных последствий, в то же время способствуя развитию конкуренции, свободному перемещению товаров, услуг и финансовых средств, свободной экономической деятельности.
Введение……………………………………………………………..
1 Содержание государственного регулирования ценообразования в РБ……………………………………………..
1.1Необходимость государственного регулирования……………
1.2 Функции и задачи государственного регулирования цен…..
1.3 Антимонопольное регулирование……………………………
2 Анализ практики государственного регулирования ценообразования в РБ…………………………………………….
2.1 Система государственного ценового регулирования в Республике Беларусь………………………………………………
2.2 Анализ роста цен РБ……………………………………………
3. Направления совершенствования государственного регулирования ценообразования…………………………………………………..
Заключение………………………………………………………….
Список использованной литературы……………………………..
Лист
1
КР 01 00 ПЗ
Разраб.
Вв
Пров.
Н. Контр.
Утв.
Сущность и основные типы современной конкуренции
Лит.
Листов
7
сказать особо. Во-первых, в Указе № 285 концептуально изложены требования государства, ограничивающие свободное ценообразование. Во-вторых, приведен Перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы), надбавки (скидки) на которые регулируются Советом Министров Республики Беларусь, республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, Национальным банком, облисполкомами и Минским горисполкомом (далее - Перечень). В-третьих, определен исчерпывающий перечень государственных органов, которые вправе эти цены и тарифы устанавливать. Помимо Правительства в их число вошли 8 министерств, один комитет, Белорусский государственный концерн по нефти и химии, Национальный банк, все облисполкомы и Мингорисполком. Попытка регулирования ценообразования в соответствующих отраслях другими государственными органами неправомерна и должна быть расценена как нарушение требований названных законодательных актов.
В то же время практика применения Указа № 285 и Закона показала, что в действительности в республике применяется значительное количество нормативных правовых актов, изданных государственными органами, не включенными в Перечень. На первый взгляд явная несогласованность норм законодательных актов и подзаконных документов. Однако это не совсем так. За многие годы применения Указа № 285 его содержание неоднократно подвергалось ревизии (только в 2008 году в него четыре раза вносились изменения и дополнения), из него исключались ценовые позиции по отдельным товарам, работам и услугам, изменился и перечень органов, которые наделялись правом на установление порядка формирования цен в той или иной области экономики. Так, например, с 2003 г. в состав ценообразующих органов включен Совет Министров, к которому перешли полномочия в этой области многих министерств и комитетов, в том числе из Перечня исключенных. В настоящее время не наделены правом государственного регулирования ценообразования Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство торговли, Министерство транспорта и коммуникаций, Министерство внутренних дел и другие республиканские органы государственного управления. Часть ранее изданных ими актов переработана правопреемниками в области нормотворчества, некоторые отменены. Однако отдельные из них по-прежнему являются действующими, хотя и не применяются. Так, до настоящего времени не признан утратившим силу приказ Министерства по чрезвычайным ситуациям и защите населения от последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Республики Беларусь от 29.05.1995 № 22 "Об утверждении Положения о порядке заключения договоров и определении стоимости гидрометеорологических услуг и информации", несмотря на то, что тарифы на данный вид услуг уже давно не относится к категории регулируемых государством. Используются как методологический документ "Отраслевые особенности формирования и применения свободных цен на продукцию, производимую предприятиями лесного хозяйства", утвержденные Министерством лесного хозяйства 28.05.1999. Этот перечень можно было бы пополнить и иными нормативными правовыми актами, применение которых вызывает обоснованные сомнения. Сложившаяся практика использования нормативных актов требует проведения серьезного исследования и пересмотра нормативной базы, направленных, в том числе, на сокращение количества таких актов, издаваемых с ограниченным сроком действия.
По всей видимости, Министерство экономики как государственный орган, наделенный в соответствии со ст. 11 Закона о ценообразовании правами по координации работы республиканских органов государственного управления, областных и Минского исполнительных и распорядительных органов в сфере регулирования и контроля за ценообразованием, всерьез озабочено сложившейся ситуацией с нормативным регулированием. Вследствие этого им в последнее время принят ряд управленческих решений, направленных на изменение порядка формирования правовой базы по ценообразованию. Одно из них касается постановления Министерства экономики от 22.04.1999 № 43 (далее - постановление № 43), которым утверждено Положение о порядке формирования и применения цен и тарифов (далее - Положение), являющееся самым основным документом, содержащим методологические основы формирования ценообразования. Данный документ с момента его принятия изменялся многократно, но ни одна последующая редакция в полной мере не решала тех задач, которые изначально стояли при его разработке. Временные перемены законодательства практически в нем отражены не были. В то же время в период действия постановления № 43 появились существенные (положительные и отрицательные) явления, которые оказывают постоянное влияние как на развитие потребительского рынка, так и на ценовой фактор реализуемых на нем товаров. К положительным моментам можно отнести значительное снижение темпов роста потребительских цен, упразднение системы учета в ценообразовании множественности курсов национальной валюты, существенное сокращение объемов перекрестного субсидирования, хотя полностью уйти от этой экономически аномальной конструкции по-прежнему не удалось. В результате динамичного развития национальной экономики укрепился белорусский рубль и возросла конкуренция на внутреннем рынке товаров и услуг, что в целом положительно отразилось на ценовой ситуации в республике. К проблемным вопросам необходимо отнести достаточно высокий уровень инфляции, достигавший в отдельные годы (например, в 2004 г.) самый высокий показатель среди стран СНГ. Инфляция - сильный дестабилизационный фактор рыночной и производственной деятельности предприятий, поскольку заставляет производителей постоянно планировать прямое повышение цен, что отражается в договорах о совершении сделок, реализация которых растянута во времени. Такие сделки порождают финансовые риски и необходимость их дальнейшего распределения между поставщиками и потребителями. Определенные проблемы в ценообразовании связаны с опережающими темпами роста цен на промышленную продукцию по сравнению с темпами роста цен на потребительские товары, высоким уровнем субсидирования отдельных отраслей экономики, особенно жилищно-коммунального хозяйства и пассажирского транспорта, недостаточным контролем за уровнем и динамикой себестоимости товаров (работ, услуг), отсутствием механизма, стимулирующего ее снижение. Многие из названных направлений не имели или имели недостаточное правовое регулирование, в связи с чем действенных рычагов их устранения не было.
Постановлением Министерства экономики от 10.09.2008 № 183 "Об утверждении Инструкции о порядке формирования и применения цен и тарифов" (далее - постановление 183) постановление № 43 и ряд связанных с ним тематически нормативных актов Министерства экономики признаны утратившими силу. Взамен Положения с 14 сентября 2008 г. введена Инструкция о порядке формирования и применения цен и тарифов (далее - Инструкция), которая не предполагает коренного изменения действующей системы ценообразования, поскольку является достаточно обоснованной и соответствующей данному этапу трансформации экономики, позволяет решать многие задачи в области ценовой политики. В то же время с принятием этого документа намечается совершенствование ценообразования в сторону повышения обоснованности системы цен и усиления их воздействия на рост эффективности национальной экономики, что базируется на использовании сбалансированных административных и экономических методов и инструментов. Изменена сфера применения Инструкции. Так Положение устанавливало порядок формирования и применения цен и тарифов на товары с целью применения его всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, и не предусматривало исключения в отношении товаров, на которые распространялось государственное регулирование ценообразования. Не включенные в Положение особенности порядка формирования и применения цен (тарифов), регулировались министерствами, иными республиканскими органами государственного управления, Национальным банком, государственными организациями, подчиненными Правительству, даже если эти органы не были включены в Перечень. В то же время перечисленные органы в пределах предоставленных постановлением № 43 полномочий имели право регулирования цен только путем установления предельных или фиксированных цен (тарифов), предельных нормативов рентабельности, надбавок в сфере обращения, коэффициентов изменения цен (тарифов), порядка их применения. По некоторым товарам (как, например, на продукцию льноводства постановлением Совета Министров от 29.09.2007 № 1233 при формировании закупочных цен введен предельный норматив рентабельности в размере от 15% до 30% к себестоимости) устанавливался особый порядок ценообразования, но уже на уровне нормативных актов Правительства.
Инструкция значительно
сокращает круг вопросов, которые
подпадают под ее действие, несмотря
на то, что она по-прежнему является
обязательной для применения всеми
юридическими лицами и индивидуальными
предпринимателями, осуществляющими
предпринимательскую
Структура Инструкции
построена таким образом, что
порядок формирования и применения
отпускных цен и тарифов
Процесс формирования
отпускных цен в условиях рынка
находится всецело в сфере
реализации продукции. Здесь пересекаются
интересы участников в области спроса
на товар (услугу), предложения, полезности
предлагаемых товаров и услуг, целесообразности
их приобретения, качества. В совокупности
эти показатели формируют
Определенный интерес для предпринимательской среды представляют нормы главы 2, посвященные порядку формирования цен импортерами. До принятия постановления № 183 этот порядок ничем не регулировался, если не считать постановления Министерства экономики от 27.08.2008 № 179 "О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Министерства экономики Республики Беларусь и признании утратившим силу постановления Министерства экономики Республики Беларусь от 29 июля 2008 г. № 156" (далее - постановление № 179), которое было признано утратившим силу постановлением № 183 еще до введения его в действие. Вместе с тем несмотря на непродолжительный период существования постановления № 179, его содержание заслуживает изучения и анализа, поскольку нормы этого акта в переработанном варианте включены в Инструкцию. Постановлением № 179 в новой редакции были изложены отдельные структурные элементы Положения, в связи с чем вместо свободных отпускных цен на ввозимую в Республику Беларусь продукцию иностранного происхождения, предназначенную для продажи на белорусской территории, была установлена схема расчета отпускных цен, обязательная к исполнению всеми импортерами. Формирование отпускных цен по новым правилам заключалось в суммировании контрактных цен, таможенных платежей, и документально подтвержденных расходов по импорту, в состав которых включался только ограниченный перечень расходов. Это могли быть расходы, связанные с выполнением установленных законодательством требований при импорте товаров, по доставке товаров до пункта назначения. Такая формулировка не позволяла определить, что же понимается под расходами, связанными с выполнением установленных законодательством требований при импорте. По большому счету сюда можно было включить как любые расходы связанные с выполнением контракта, в том числе комиссионные вознаграждения посредникам, страховые выплаты, оплату труда экспедиторам, так и очень ограниченный их перечень прямо предусмотренный в нормативных правовых актах. Контрактные цены, включаемые в отпускные цены в соответствии с постановлением № 179, должны были обосновываться данными об уровне цен изготовителей ввозимых товаров, либо формироваться на основании данных биржевых цен или оптовых рынков страны, из которой товар ввезен. Такие условия не вызывали осложнений если страна изготовитель и страна-импортер совпадали. Если же страна происхождения товара и страна, из которой товар ввозился, были разными, у импортеров могло возникнуть масса проблем по документальному подтверждению контрактной цены.
Но самое серьезное
замешательство у предпринимателей
вызвала новая форма
Информация о работе Содержание государственного регулирования ценообразования в РБ