Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 00:35, курсовая работа
Государственная ценовая политика является частью общей экономической политики государства, и в условиях рыночных отношений имеет особо важное значение. Она содействует развитию рыночных отношений, служит средством защиты частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, способствует замедлению инфляции и смягчению ее негативных экономических и социальных последствий, в то же время способствуя развитию конкуренции, свободному перемещению товаров, услуг и финансовых средств, свободной экономической деятельности.
Введение……………………………………………………………..
1 Содержание государственного регулирования ценообразования в РБ……………………………………………..
1.1Необходимость государственного регулирования……………
1.2 Функции и задачи государственного регулирования цен…..
1.3 Антимонопольное регулирование……………………………
2 Анализ практики государственного регулирования ценообразования в РБ…………………………………………….
2.1 Система государственного ценового регулирования в Республике Беларусь………………………………………………
2.2 Анализ роста цен РБ……………………………………………
3. Направления совершенствования государственного регулирования ценообразования…………………………………………………..
Заключение………………………………………………………….
Список использованной литературы……………………………..
Примерно аналогичные условия формирования отпускной цены импортерами на продовольственные товары иностранного происхождения были установлены постановлением Министерства экономики от 12.06.2008 № 123 "О торговых надбавках на продовольственные товары". Однако введение этого постановления не вызвало отрицательного резонанса среди импортеров, поскольку в состав отпускных цен на данный вид товаров допускалось включать и проценты по кредитам, займам, гарантиям, по оплате услуг банков, вознаграждение поверенному, комиссионеру и иному аналогичному посреднику, обеспечивающему исполнение импортного контракта. Торговые и оптовые надбавки импортеры могли применять в пределах значений, которые указаны в приложениях к постановлению и в зависимости от организации торговли, в которую товар поставляется. Например, для организаций потребительской кооперации, отделов и управлений рабочего снабжения, Министерства обороны, Управления делами Президента, расположенных в сельской местности, предельные торговые надбавки на продовольственные товары к отпускным ценам импортеров, предусматривались с более высокими значениями. Кроме того, введенные постановлением № 123 единые по республике ограничения по уровню предельных торговых надбавок на основные продукты питания, предусматривают на некоторые продовольственные товары отечественного производства более низкий их уровень (мука - 23%, молочные смеси для детского питания - 11%, масло животное - 15%, молоко и кефир в тетраупаковке - 8-11%), чем на аналогичные товары иностранного происхождения, на которые торговые надбавки установлены в размере 30 процентов. Конечно организациям розничной торговли становится выгодно реализовывать товар иностранного производства, а не белорусских производителей. Такое нормирование ценообразования не свидетельствует о равных конкурентных условиях реализации белорусских и импортных товаров и требовало установления единого порядка формирования розничных цен не только на промышленные, но и продовольственные товары. В связи с вступлением в силу с 14 сентября 2008 г. постановления № 183, с этой же даты было признано утратившим силу данное постановление постановлением Министерства экономики от 10 сентября 2008 г. № 184" "О торговых надбавках на продовольственные товары", которым регулируются единые предельные торговые надбавки на продовольственные товары независимо от страны их происхождения с учетом оптовой надбавки к отпускным ценам организаций-изготовителей или ценам, сформированным юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, закупившими товар за пределами республики, соответствующие действующему уровню надбавок для продовольственных товаров отечественного производства. Постановлением отменено применение пониженных торговых надбавок на молоко и кефир в тетраупаковке жирностью 2,5% и более. На эти товары уровень торговых надбавок увеличен с 9% до 11% для организаций торговли и с 14% до 16% для организаций потребительской кооперации. На 1 процентный пункт поднялся размер торговой надбавки на плодоовощные консервы для детского питания.
Порядок формирования
отпускных цен на товары иностранного
происхождения, включенный в главу
2 Инструкции, более мягкий и демократичный,
чем предусматриваемый
Инструкция имеет и иные отличия от Положения. Однако они не носят принципиального характера, в связи с чем, не требуют дополнительного разъяснения.
2.2 Анализ роста цен Республики Беларусь
На графиках ниже изображена динамика изменения цен в Беларуси в 2011 - 2012 годах. Но из-за особенностей белорусской экономики цены практически всегда растут, поэтому изменение цен можно называть просто инфляцией.
Рисунок 1. Изменение индекса потребительских цен на товары и услуги в 2011 - 2012 годах по месяцам
Как видно на графике 1, в апреле 2011 г. начался сильный рост цен. Это объясняется тем, что перед президентскими выборами 2010 г. были увеличины заработные платы в стране для достижения средней зарплаты в 500 долларов США в месяц без улучшения качественных параметров белорусской экономики. Следствием этого стало стремительное истощение золотовалютных резервов страны: на 1 млрд. долларов США или 20% только за январь-февраль 2011 г.
Национальный банк Беларуси 21 марта 2011 г. направил в коммерческие банки письмо, в котором сообщалось, что продажа Нацбанком валюты коммерческим банкам для последующей продажи населению остановлена. Нацбанк отказался от валютных интервенций и стал административно удерживать курсы валют к белорусскому рублю на заниженном уровне. Вскоре после этого возник сильный дефицит валюты, и, как следствие, чёрный валютный рынок, на котором существовало множество курсов.
Белорусский рубль без валютных интервенций стал стремительно обесцениваться, а цены стали стремительно расти. Чтобы уберечь свои сбережения от обесценивания в условиях отсутствия валюты, белорусы стали покупать все товары, какие только могли купить. Как следствие, цены стали расти ещё быстрее.
Юридические лица не могли купить валюту нормальным способом из-за заниженности официального курса, а были вынуждены устраивать причудливые схемы с участием банков, когда они договаривались с продавцом валюты, покупали валюту по официальному курсу у продавца через банк, затем доплачивали банку комиссию за некие услуги в размере разницы между официальным и реальным курсами, а банк передавал эту комиссию продавцу. Из-за невозможности легально купить-продать валюту по реальным курсам, курсы валют росли сильнее, чем они росли бы в условиях свободного курсообразования.
Рисунок 2. Изменение индекса потребительских цен в 2011 г. к декабрю 2010г.
Опасаясь дальнейшей девальвации рубля из-за неспособности властей справиться с ситуацией, продавцы валюты старались придержать валюту, ожидая её удорожания, а юридические лица были вынуждены закладывать очень высокие курсы валют в цену своих товаров и услуг. Это тоже способствовало росту цен. Как следствие, потребительские цены выросли более чем в два раза за 2011 г., что видно на рисунке 2.
Рисунок 3. Изменение базового индекса потребительских цен на товары и услуги в 2011 - 2012 годах по месяцам
Как видно на
рисунках 1 и 3, пики инфляции пришлись
на месяцы май и сентябрь 2011
г., в которые проводилась
Базовый индекс потребительских цен на товары и услуги, который исключает сезонные колебания и цены на товары и услуги, регулируемые государством, в 2011 году закономерно вырос немного больше, чем сводный (рисунок 3 и 4).
Рисунок 4. Изменение базового индекса потребительских цен в 2011 г. к декабрю 2010 г.
Цены производителей промышленной продукции в 2011 году выросли ещё больше, чем потребительские - они выросли примерно в 2,5 раза (рисунки 5 и 6). Наша промышленность сильно зависит от импортных материалов, топлива и комплектующих, поэтому не удивительно.
Рисунок 5. Изменение индекса цен производителей промышленной продукции в 2011 - 2012 годах по месяцам
Рисунок 6. Изменение индекса цен производителей промышленной продукции в 2011 г. к декабрю 2010 г.
Цены производителей сельскохозяйственной продукции в 2011 году обогнали остальные сектора и выросли примерно в 2,7 раза (рисунки 7 и 8). Это объясняется тем, что наше сельское хозяйство работает на импортном топливе, а также тем, что цены на продукты питания в соседней России оказались на тот момент значительно выше из-за заниженности курсов валют в Беларуси, поэтому продукты питания активно экспортировали в Россию, и, как следствие, существовал большой потенциал для роста цен до уровня российских.
Рисунок 7. Изменение индекса цен производителей сельскохозяйственной продукции в 2011 - 2012 годах по месяцам
Рисунок 8. Изменение индекса цен производителей сельскохозяйственной продукции в 2011 г. к декабрю 2010 г.
Согласно заявлению
правительства, валютный
Деньги являются
промежуточным средством для
более удобного обмена чем-
Рисунок 9. Изменение индекса потребительских цен в 2012 г. к декабрю 2011 г.
Рисунок 10. Изменение базового индекса потребительских цен в 2012 г. к декабрю 2011 г.
Как видно на рисунках 1, 3,
5, 7, 9 - 12, сильная инфляция в Беларуси
закончилась в ноябре 2011 г. Это
было вызвано отменой
Как видно на рисунках 9 и 10, в 2012 г. сводный индекс потребительских цен рос быстрее базового индекса потребительских цен.
На рисунке 11, в 2012 г. цены
производителей сельскохозяйственной
продукции растут быстрее, чем другие.
Сказывается возможность
Рисунок 11. Изменение индекса цен производителей сельскохозяйственной продукции в 2012 г. к декабрю 2011 г
Как видно на рисунке 12, в
2012 г. цены производителей промышленной
продукции растут, но не так быстро,
как цены производителей сельскохозяйственной
продукции. Видимо, наша промышленная
продукция продаётся менее
Сейчас опять наращивает заработные платы в стране до среднего уровня в 500 долларов США в месяц без улучшения качественных параметров белорусской экономики. Следствием этого могут опять стать резкий рост цен и девальвация рубля.
Рисунок 12. Изменение индекса цен производителей промышленной продукции в 2012 г. к декабрю 2011 г.
Следствием этого
будет ухудшение состояния
Глава 3 Направления совершенствования государственного регулирования ценообразования
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
1
КР 01 00 ПЗ
Разраб.
Вв
Пров.
Н. Контр.
Утв.
Сущность и основные типы современной конкуренции
Информация о работе Содержание государственного регулирования ценообразования в РБ