Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 23:26, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – проанализировать эффективность ценообразования на данном предприятии.
Основные задачи курсовой работы :
- изучение теоретических основ по видам цен и методам ценообразования;
- дать организационно-экономическую характеристику предприятия;
- анализ методов ценообразования, используемых на предприятии.
Введение……………………………………………………………………3
1. Понятие, виды и методы установления цен на товары торгового предприятия……………………………………………………….4
Понятия и функции цен…………………………………………….4
Ценовая система. Виды цен………………………………………...8
Методы ценообразования на предприятии……………………...11
Организационно-экономическая характеристика
предприятия………………………………………………………....21
Анализ эффективности процесса ценообразования
на предприятии……………………………………………………..30
Список литературы………………………………………………….38
В анализируем периоде
Очень похожие изменения можно заметить по показателю «выручка от реализации товаров» -отклонение составило 409288 т.р., а темп роста идентичен темпу роста товарооборота : 231,36%.
Довольно быстро увеличилась себестоимость проданных товаров – с 273 854 до 627 365. Разница составила 353511 и темп роста увеличился на 129,08. При сравнении темпа роста выручки от проданной продукции и себестоимости проданных товаров, видно, что показатели выручки выше, чем себестоимости, и это положительно сказывается на величине валовой прибыли, уровень которой вырос с 37 713 т.р. до 93490 т.р. на 0,7% (55777 т.р.)
Издержки обращения тоже возросли с 35 254т.р на 38 916 т.р., однако, их доля в товарообороте сократилась с 9,6% до 8,7 т.е. на 0,9%,что,в принципе, можно считать положительным для фирмы изменением.
По показателю «прибыль от реализации» в период с 2009 по 2010 год можно увидеть довольно быстрый рост денежных средств – с 2459 т.р. до 19320 т.р. , темп роста составил 785,68%.
А в сальдо от прочих доходов и расходов все таки превалируют расходы, которые в период с 2009 по 2010 год увеличились на 5533 т.р. и составили 10251 т.р.
Тенденция к увеличению проявляется по пунктам «прибыль до налогообложения» и «чистая прибыль».Уровень рентабельности вырос на 1.6%,а темп роста чистой прибыли увеличился на 96,93%.
По основным показателям фирмы можно сделать вывод, о том, что 2009 год не являлся прибыльным, т.к. на него пришелся конец кризисного периода, но за счет реорганизации фирмы и привлечения дополнительных средств, можно наблюдать рост по всем показателям.
Таблица 2.
Показатели эффективности
Показатель |
Единин. измер. |
2009 год |
2010 год |
Отклонение (+,-) |
Темп изменения, % |
1. Товарооборот (выручка от реализации) |
Тыс. руб. |
367649,00 |
850609,00 |
482960,00 |
131,36 |
2.Балансовая прибыль |
Тыс. руб. |
-2259,00 |
9069,00 |
11328,00 |
501,46 |
-уровень прибыли |
% |
-0,61 |
1,07 |
1,68 |
273,62 |
3. Среднесписочная численность работников |
Чел. |
309,00 |
265,00 |
-44,00 |
100 |
4.Производительность труда |
Тыс.руб. чел. |
1189,80 |
3209,80 |
2020,00 |
169,78 |
5.Расходы на оплату труда |
Тыс. руб. |
21613,00 |
43834,00 |
22221,00 |
102,81 |
-уровень расходов на оплату труда в товарообороте |
% |
5,88 |
5,15 |
-0,73 |
-12,35 |
6.Среднемесячная заработная плата |
Тыс.руб. чел. |
14885,00 |
15436,00 |
551,00 |
3,70 |
7.Показатель эффективности трудовой деятельности |
Ед. |
17,01 |
19,40 |
2,39 |
14,05 |
8.Рентабельность персонала |
Тыс.руб. чел. |
-7,31 |
35,40 |
42,71 |
584,27 |
9.Прибыль на 1 рубль расходов на оплату труда |
Ед. |
-0,10 |
0,20 |
0,30 |
300,00 |
10.Среднегодовая стоимость основных фондов |
Тыс. руб. |
8141,15 |
18997,00 |
10855,85 |
133,35 |
11.Доля активной части основных средств |
% |
100,00 |
100,00 |
- |
100 |
12.Фондовооруженность |
Тыс.руб. чел. |
26,30 |
71,70 |
45,40 |
172,62 |
13.Фондоотдача |
Ед. |
45,20 |
44,80 |
-0,40 |
-0,88 |
14.Рентабельность основных фондов |
% |
-0,77 |
0,48 |
1,25 |
162,34 |
15.Интегральный показатель
эффективности использования |
Ед. |
-34,80 |
21,50 |
56,30 |
161,78 |
16. Торговая (производственная) площадь |
м2 |
21600,00 |
21600,00 |
- |
- |
17.Товарооборот (выручка) на 1м2 торговой площади |
Тыс.руб. м2 |
17,02 |
39,38 |
22,36 |
131,37 |
18.Среднегодовая стоимость оборотных средств |
Тыс. руб. |
119672 |
117711 |
-1961 |
-1,64 |
19.Оборачиваемость оборотных средств |
Об. |
2,23 |
7,12 |
4,89 |
218,96 |
20.Рентабельность оборотных средств |
% |
-0,01 |
0,76 |
0,77 |
7700 |
Теперь рассмотрим изменения в показателях эффективности использования ресурсов предприятия.
Благодаря увеличению объемов товарооборота на 482960 т.р. и сокращению среднесписочной численности работников с 309 чел. до 265 чел., производительность труда возросла с 1189,8 т.р./чел. На 2020 т.р./чел., и составила 43834т.р./чел.
Вследствие опережающего роста товарооборота, уровень расходов на оплату труда снизился на 0,73% и составил 5,5%,несмотря на то, что сами расходы на оплату труда возросли с 21613 т.р. на 22221 т.р.
Значительный рост товарооборота и небольшое, по сравнению с ним, увеличение расходов на оплату труда положительно сказывается на эффективности трудовой деятельности, которая увеличилась на 2,39%.
Большие изменения ,по сравнению с результатами 2009 года, можно наблюдать в пункте «рентабельность персонала». Темп изменения составил 584,27%. Причиной этого изменения послужил рост балансовой прибыли на 11328 т.р. и темп изменения составил 501,46%.
Вследствие увеличения товарооборот а, выручка на 1м2 торговой площади тоже возросла с 17,02 т.р./ м2 до 39,38 т.р./ м2 .
Фондоотдача показывает, сколько продукции производит предприятие на каждую вложенную единицу стоимости основных фондов. Показатель фондоотдачи должен иметь тенденцию к росту, но в нашем случае, фондоотдача в период с 2009 по 2010 снизилась на 0,4% , что говорит о том, что основные производственные фонды используются недостаточно эффективно. Однако рентабельность основных фондов и интегральный показатель эффективного использования основных фондов увеличились на 1,25% и 56,3 ед. соответственно. Рентабельность основных фондов показывает величину прибыли, полученную на 1 рубль стоимости основных фондов. На изменение показателя влияние оказало не сколько увеличение среднегодовой стоимости основных фондов, а увеличение балансовой прибыли.
Среднегодовая стоимость оборотных средств сократилась на 1961 т.р., а их оборачиваемость ускорилась на 4,89 об.. Это говорит о том, что предприятие увеличивает темпы реализации продукций, что так же приводит к увеличению товарооборота.
В целом мы наблюдаем неплохие результаты, по большинству показателей.
3. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Основная работа компании по реализации товара построена на продаже товара со склада. В связи с этим, данное предприятие использует метод надбавки к цене, который относится к затратным методам ценообразования и обеспечивает покрытие всех затрат, а также позволяет получать желаемый уровень дохода. Метод надбавки к цене обеспечивает расчет цены продажи посредством умножения цены приобретения товара у поставщиков, расходов на транспортировку и хранения материалов на определенный коэффициент добавочной стоимости. Этот метод ценообразования активно используется при формировании цены по товарам самого широкого круга отраслей. Главная трудность применения этого метода - сложность определения уровня добавочной суммы, поскольку нет точного способа или формы ее расчета. Все меняется в зависимости от вида отрасли, сезона, спроса на данный товар, состояния конкурентной борьбы. Уровень добавленной суммы к себестоимости товара, устраивающий продавца, может быть не принят покупателем.
Ниже приведены некоторые наименования из ассортимента продукции ОАО «База строительных материалов» ( таблица 3), их закупочные и отпускные цены, рассчитаем процент величины надбавки по формуле:
где
Цп – цена продажи;
Сб- закупочная цена (себестоимость).
Таблица 3
Наименование |
Вес упаковки, кг |
Цена поставщика, руб |
Цена продажи, руб |
Торговая наценка |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Водоэмульсионные краски на акриловой, виниловой и силиконовой основе для наружных и внутренних работ |
||||
МАКСИШИЛД, матовая краска на акриловой основе для наружных и внутренних работ
|
5 20 200 |
316 1236,2 11727,13 |
400 1580 14870 |
26,58 27,81 26,80 |
ТЕРРАШИЛД, матовая эластичная краска для внутренних и наружных работ
|
5 20 200 |
574,23 2270,1 21146,4 |
715 2820 26301 |
24,51 24,22 |
24,38 | ||||
ТЕРРАЛЮКС, матовая виниловая краска для наружных и внутренних работ |
5 20 200 |
341,33 1349,74 12899,92 |
512 2024 22637 |
50,00 49,95 75,48 |
ТЕРРАЛАСТ, матовая виниловая краска для внутренних работ |
5 20 |
279,28 1092,35 |
418 1638 |
49,67 49,95 |
ТЕРРАТОП, шелковая виниловая краска для внутренних и наружных работ |
4 17 |
405,39 1659,75 |
608 2489 |
49,98 49,96 |
ТЕРРАМАТТ, матовая акриловая краска с низким уровнем отражения для внутренних работ |
5 |
153,87 |
230 |
49,48 |
20 |
851,13 |
1275 |
49,80 | |
Декоративные покрытия для стен (для внутренних и наружных работ) |
||||
ФЛЕКСИТЕКС, декоративное покрытие для наружных и внутренних работ |
20 |
2578,14 |
3870 |
50,11 |
5 |
680,91 |
1022 |
50,09 | |
МАРБЛКОАТ, декоративное покрытие для внутренних и наружных работ (эффект полированного мрамора) |
4 |
821,15 |
1232 |
50,03 |
10 |
2054,43 |
3082 |
50,02 | |
ТЕРРАБОНТАЙЛ, декоративное покрытие для внутренних работ |
25 |
519,75 |
780 |
50,07 |
1 |
2 |
3 |
4 |
33,33 |
МАКСИШИЛД, матовая краска на акриловой основе для наружных и внутренних работ |
25 |
836,41 |
1300 |
55,43 |
ТЕРРАШИЛД, матовая эластичная краска для внутренних и наружных работ |
25 |
1317,46 |
2115 |
60,54 |
ТЕРРАЛЮКС, матовая виниловая краска для наружных и внутренних работ |
25 |
1557,06 |
2336 |
50,03 |
ТЕРРАЛАСТ, матовая виниловая краска для внутренних работ |
5 |
698,69 |
1048 |
49,99 |
ТЕРРАТОП, шелковая виниловая краска для внутренних и наружных работ |
5 |
1795,2 |
3625 |
101,93 |
ТЕРРАМАТТ, матовая акриловая краска с низким уровнем отражения для внутренних работ |
5 |
1080,79 |
2046 |
89,31 |
Декоративное текстурное покрытие ТЕРРАКОАТ для наружных и внутренних работ |
||||
Терракоат Микро фасадный |
25 |
1408,14 |
2115 |
50,20 |
Терракоат Микро интерьер |
25 |
1050,81 |
1577 |
50,07 |
Терракоат Гладкий |
25 |
1506,61 |
2260 |
50,01 |
Терракоат Стандарт |
25 |
1298,34 |
1948 |
50,04 |
Терракоат Декор |
25 |
1298,34 |
1948 |
50,04 |
Терракоат XL |
25 |
1258,72 |
1889 |
50,07 |
KRASTONE (Ю.Корея), мультиколорное покрытие для стен (для внутренних работ) |
4 |
1348,91 |
1950 |
44,56 |
LUMIAN (Ю.Корея), декоративное
покрытие с перламутровым |
4 |
2560,1 |
4200 |
64,06 |
LUMIAN STAR (Ю.Корея), декоративное
покрытие с перламутровым |
4 |
2988,3 |
4903 |
64,07 |
Грунтовки, химические добавки, гидроизоляция |
||||
ТЕРРАГРУНТ АЛС, для наружных работ и помещений с повышенной влажностью |
5 |
261,7 |
393 |
50,17 |
20 |
1008,33 |
1514 |
50,15 | |
ТЕРРАГРУНТ прозрачный для внутренних работ |
5 |
199,84 |
300 |
50,12 |
20 |
760,53 |
1141 |
50,03 | |
ТЕРРАГРУНТ прозрачный для внутренних и наружных работ |
5 |
250,09 |
376 |
50,35 |
20 |
959,22 |
1440 |
50,12 | |
ТЕРРАБОНД А, глубокопроникающая акриловая грунтовка/универсальная добавка к цементу, штукатурке (концентрат) |
5 |
566,24 |
1000 |
76,60 |
20 |
2216,09 |
3327 |
50,13 | |
ФЛЕКСИКОАТ, однокомпонентное гидроизоляционное покрытие на акриловой основе для крыш, саун, бассейнов |
5 |
551,56 |
827 |
49,94 |
20 |
2120,56 |
3180 |
49,96 |
Анализируя данные таблицы можно сказать, что величина торговой наценки предприятия колеблется от 25 % до 100 % и на большую часть продукции составляет 50 %. Это связано в первую очередь с уровнем спроса на определённые виды товара, а также с величиной наценки у остальных фирм. Данный процент торговой наценки позволяет поддерживать конкурентоспособность и обеспечивать предприятие достаточной прибылью. Поскольку надбавка остальных строительных магазинов в среднем составляет 50-150 %, то можно сделать вывод, что цены, установленные ОАО «База строительных материалов» более привлекательны для покупателей и позволят обеспечить их больший поток, ведь уровень цен складывается ниже, чем в среднем по городу. К тому же, предприятие удобно для покупателей, т.к. имеет на довольно большой площади ряд емких отделов по разным категориям ассортимента строительных, отделочных материалов, предметов интерьера, декора и т.д., позволяющих совершить комплексные приобретения.
Можно сказать, что этот метод помогает фирме точно рассчитать цену продаж и заложить такую величину наценки, чтобы не только обеспечить себя прибылью, но и быть конкурентоспособными за счёт относительно не высокого уровня цен относительно других магазинов, продающих такую же продукцию.
Как уже было сказано, ценообразование является сложным процессом, подверженным воздействию многих факторов. Существенное влияние на цену оказывает поведение конкурентов. Каждая фирма должна знать цены на продукцию конкурентов и отличительные черты их товаров. На данный момент, ОАО «База строительных материалов» является одной из крупнейших в своей отрасли, и, хотя данное направление активно развивается, предприятие все еще можно считать главным реализатором строительных товаров в Орловском регионе. Являясь поставщиком товара в такие крупные магазины, как « Умелец», «Стройдвор» и «Строительные товары», ОАО «База строительных материалов» может не подстраиваться под цены конкурентов, т.к. оно, совместно с партнерами, владеет основными каналами сбыта по региону.
Как известно цель любого предприятия - получение прибыли. Выше была вычислена величина торговой наценки рассматриваемого предприятия, которая оказалась более низкой относительно надбавки фирм-конкурентов. Если данная фирма поднимет цену, до уровня остальных организаций, сохранив на прежнем уровне свои затраты по приобретению, транспортировке и хранению товаров, то сможет получать большую выручку, чем при нынешнем уровне цен. Данное повышение не будет неожиданным, ведь строительные и отделочные материалы предлагаются многими фирмами на рынке Орловской области, которые в свою очередь уже давно установили цены и не намерены их снижать, и, скорее всего, будут их повышать в дальнейшем. Повышение цен ОАО «База строительных материалов» может протекать постепенно: предприниматель, ссылаясь на влияние таких факторов, как инфляция и повышение цен поставщиков, будет периодически увеличивать установленные цены, и спустя некоторое время поднимет их до уровня конкурентов или, возможно, чуть ниже. В любом случае это сократит поток потребителей на незначительную величину, либо не приведёт к изменению спроса совсем. Следовательно, если цены станут равны общему уровню, постоянные клиенты останутся - раз цены имеют один уровень, а предприятие проверено и не вызывает претензий, то не имеет смысла обращаться к услугам других компаний, надёжность которых придётся проверять.
Значит, исходя из выше сказанного, фирма ОАО «База строительных материалов» может применить в своей практике такой метод ценообразования как «издержки плюс» в совокупности с целевым ценообразованием, который не повлечёт за собой изменение в деятельность или дополнительные затраты, а лишь увеличит размер выручки.
Полученная дополнительная прибыль, может быть использована предприятием для различных целей, способствующих развитию и более успешному функционированию ОАО «База строительных материалов» .Это такие стратегические цели как:
· увеличение уставного капитала;
· увеличение резервного фонда;
· проведение ремонта помещения, закупка нового оборудования и стеллажей для демонстрации товара;
· оказание дополнительных услуг;
· увеличение расходов на маркетинг, что будет способствовать более рациональной организации сбыта, узнаваемости фирмы и привлечению новых потребителей;
· вложение прибыли в инвестиции;
· увеличение объёмов закупок, которые приведут к большему торговому обороту;
· возможное открытие филиала.
Любое предприятие должно следить за изменением рыночной ситуации и поведение конкурентов в отрасли и своевременно реагировать на эти изменения, чтобы устойчиво функционировать. И в первую очередь следует тщательно выбирать метод ценообразования, который будет в полной мере способствовать успешному развитию предприятия.
Для того, что бы постоянно ориентироваться на проведение активной ценовой политики компании необходимо:
- постоянно устанавливать
- оценивать, каким должен быть объем продаж при этих ценах;
- устанавливать объемы
- рассчитывать средние издержки
производства и обращения,
- изучать ожидаемые показатели рентабельности как отношение прибыли в процентах к объёму продаж и активам предприятия, которые могут быть достигнуты при избранных торговых (оптовых) надбавках и достигнутых объемах производства.
Среди методов контроля за ценами предприятия и увеличения объёма реализации продукции можно предложить следующие мероприятия, способствующие увеличению сбыта и, как следствие, увеличению выручки и прибыли предприятия.